Деятельность социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашей работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
1.Проанализировать отечественный и зарубежный опыт по проблеме деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
2.Раскрыть сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
3. Провести анализ практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
4.Разработать, обосновать модель и программу деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
5.Выявить критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Гл. 1. Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников как проблема исследования…………………………………………………………………...
1.1. Анализ отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………..
1.2. Сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
1.3. Анализ современной практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
Гл. 2. Состояние деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………………………………………………………….
2.1.Характеристика модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
2.2.Критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
2.3.Программа опытно-экспериментальной работы деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………………………….
Гл.3. Пути повышения эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников………………………………………………………...
3.1.Диагностика уровня эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
3.2.Внедрение средовых технологий в деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
3.3.Совершенствование профессиональных качеств специалистов – организаторов социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………...
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

EE.doc

— 960.00 Кб (Скачать файл)

3.Анализ современного состояния организации деятельности социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников в школе показал, что на базе исследования ГБОУ СОШ № 1255 проблема культуры взаимоотношения решается на недостаточно высоком уровне, поэтому необходимо разработать и апробировать модель и программу социально-педагогической работы по данной теме.

 

Глава 2. Состояние деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников

2.1. Характеристика модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников

 

       Приступая к построению модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников, необходимо сделать следующее пояснение относительно понятия «моделирование». Моделирование - это один из теоретических методов научного исследования, который характеризуется как воспроизведение параметров некоторого объекта на другом объекте, специально-созданном для его обучения. Этот второй объект называется моделью. В самом общем смысле модель – такой материально или мысленно представленный объект, который в процессе познания замещает объект – оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты [12, 40].

 Моделирование процесса  в нашем исследовании представляет  собой процесс решения воспитательных  задач путем обоснования соответствующих элементов. Социально-педагогическая модель, разными авторами, понимается по-разному.

Модель социально-педагогической деятельности – это упорядоченный на основе структурно-функционального подхода набор функций, ориентированный на оптимальное достижение конечных результатов, которые изначально существуют в виде социального заказа, под который выделяются определенные ресурсы, силы и средства и под который создается образовательное учреждение или же его структурное подразделение.

 Социально-педагогическая  модель необходима для систематизации  и обобщения опыта социального  воспитания детей, во всем многообразии  и неповторимости его содержания  с целью последующего использования  этого опыта в условиях конкретных  учреждений путем наложения модели на функционально-содержательную их деятельность и выявления перспектив развития.

Существенная роль в формировании культуры взаимоотношений дошкольников принадлежит социальному педагогу в силу его профессионального назначения и компетентности в организации социально-средовых условий культурного развития личности на основе организации взаимодействия основных воспитательных институтов и прежде всего семьи и начальной школы.

Социальный педагог – это специалист, который на основе полученных в результате диагностики данных, педагогически грамотно может разработать методику, методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности разных специалистов школы. Он должен уметь построить педагогически правильную воспитательную, социально-педагогическую работу с отдельными учащимися, с группами учащихся начальной школы, их родителями, учителями, специалистами.

Эффективность деятельности социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников определяется его готовностью учитывать особенности семьи (благополучная, неблагополучная), и педагогически взаимодействовать с ней в логике изучения и необходимой коррекции инициируемых его целей и направленности социальных отношений ребенка, выстроенного семьей характера его взаимоотношений с окружающими.

Главными участниками процесса формирования культуры взаимоотношений младших школьников являются: сами учащиеся, учителя, родители детей. В некоторых случаях в него включаются психологи. Все участники педагогического процесса представляют собой в системе поддержки отдельные группы. При этом основной целью системы поддержки является создание условий для успешной организации формирования культуры взаимоотношений младших школьников, работа с которыми является главным всей этой системе.

Осуществление процесса моделирования включает несколько этапов:

  1. Изучение теоретических основ моделирования как метода социально-педагогического исследования.
  2. Построение первого варианта модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.
  3. Адаптация модели к условиям дошкольного образовательного учреждения, её корректировка и усовершенствование.
  4. Оформление модели в окончательном варианте, составление её схемы.

В процессе опытно-экспериментальной работы нами были разработаны требования, которым должна отвечать данная модель:

- учет реальных возможностей  начальной школы (наличие  учителей, психологов, социальных педагогов);

- содействие повышению  качества учебно-воспитательного  процесса общеобразовательной школы.

Анализ состояния и тенденций культуры взаимоотношений младших школьников показал, что существует необходимость создания некой общей модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.

Мы представляем модель деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников, реализуемую на базе ГБОУ средней общеобразовательной школы №1055.

Рассмотрим содержание каждого из компонентов модели на рис.5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.  5  Модель деятельности социального педагога по формированию основ культуры младших школьников

 

 

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных компонентов модели.

1) Объект – младшие  школьники

2) Субъект – социальный  педагог, родители, учащиеся, социум

3) Цель – формирование  основ культуры взаимоотношений  младших школьников в начальной  школе.

4) Принципы деятельности  социального педагога по формированию  основ культуры взаимоотношений  младших школьников ориентированы на: гуманистическую направленность, опору на ведущую деятельность, учет возрастных особенностей, психологическую комфортность, принцип развития.

а) Гуманистическая направленность системы педагогических мероприятий предполагает необходимость сочетания целей общества и личности ребенка, ориентированного на отношения, достоинства, так как ведущей ценностью любой культуры является ценность личности человека.

б) Опора на ведущую деятельность детей младшего школьного возраста. В основу этого принципа положено, что учебная деятельность младших школьников наилучшие результаты дает тогда, когда дети активно взаимодействуют между собой в процессе усвоения знаний и умений.

в)  Учет возрастных особенностей. Развивающее начальное обучение должно быть направлено прежде всего на решение этой важнейшей задачи современной школы — формировать у младших школьников творческое отношение к учебной деятельности.

г) Принцип психологической комфортности предполагает создание доверительной, раскованной, стимулирующей активности ребенка атмосферы, с опорой на внутренние мотивы и, в частности на мотивацию успеха.

д) Принцип развития направлен на целостное развитие личности ребенка, его готовность к дальнейшему совершенствованию. Содержание процесса формирования культуры взаимоотношения младших школьников нацелено на то, чтобы каждому ребенку были созданы такие условия, в которых он мог бы максимально реализовать свой интеллект, способности, активность, и прежде всего, личность.

5) Этапы деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников:

а) диагностический;

б) ознакомительный;

в) практический.

Под диагностическим этапом деятельности социального педагога понимается способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования. Данный этап позволяет собрать разнообразную информацию, обеспечивающую дальнейшее всестороннее решение проблемы.

  • Ознакомительный этап деятельности социального педагога предполагает сбор информации по проблеме, а также оценку ситуации.
  • Под практическим этапом деятельности социального педагога понимается работа в классе начальной школы, направленная на формирование общей культуры личности, адаптацию личности ребенка к жизни в обществе, формирование основ культуры взаимоотношений детей, изучение психолого-педагогических особенностей личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся. Социальный педагог выступает посредником между ребенком и образовательным учреждением, семьёй, средой и социумом, участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

6) В  содержание деятельности социального педагога:

  • а) повышение уровня социальной адаптации ребенка, группы детей посредством их личностного развития;
  • б) профилактика явлений дезадаптации (социальной, психологической,  педагогической);
  • в) содержание  посреднической  деятельности  во взаимоотношениях ребенка со сверстниками;

а.а.) Школа является новым периодом  в жизни  ребенка,  и поступление в нее сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций  ребенка . Ведь  адаптация  - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных  уровнях  – физиологическом, психологическом,  социальном. Трудности, возникшие у  детей  в период  адаптации  могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и учителями.

б.б.) Важной составляющей профилактики явления дезадаптации является психологическое обеспечение адаптационного процесса, а именно:

  • создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
  • понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
  • предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

в.в.) содержание  посреднической  деятельности  во взаимоотношениях

ребенка со сверстниками, способствует социально-культурному развитию и становлению ребенка.

7) Формы и методы: профилактическая работа с родителями, педагогами, детьми; построение индивидуального плана работы социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры младших школьников.

8)  Пути эффективности социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений:

  • взаимодействие начальных классов с семьей, социальным педагогом;
  • формирование социально-педагогической компетентности  педагогов;
  • формирование культуры взаимоотношений детей по средствам общения.

9) Результат: сформированность основ культуры взаимоотношений младших школьников в начальной школе. Личность ребенка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых ребенок взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается ближайшего окружения ребенка (семья, сверстники, персонал работающий в ОУ и т.д.), так как, опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2.2. Критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников

 

Рассматривая данный вопрос, необходимо подчеркнуть, что критерий в словаре русского языка определяется как мерило оценки, суждения, эффективность. В традиционном понимании критерии - это конкретные видимые показатели, благодаря которым производятся замеры, отслеживаются результаты деятельности, делаются выводы о достигнутых успехах, выявляются упущения и ошибки [50, 87].

В социально-педагогической литературе понятие «критерий» трактуется как средство, благодаря которому измеряется или проверяется реализация цели, выбираются какие - либо альтернативы и производится оценка. Под критерием нами подразумевается некий идеальный образец, который будет выражать идеальный уровень явления. Принимая систему критериев в качестве идеальной модели, с которой сравнивается поведение детей, выделяют следующие функции их использования: проверка реализации поставленной цели, ее оценка, диагностика и фиксация отклонений свойств объекта от принятого образца, прогнозирование и дальнейшее планирование.

   Определение слова эффективность  в словаре русского языка Ожегова  рассматривается как эффект, действенность.

Эффект:

1.Впечатление, производимое кем-нибудь на кого-нибудь.

2.Средство, с помощью которого создается какое-нибудь впечатление.

3.Произвести  эффект - действие как результат  чего-нибудь, следствие чего-нибудь.

В толково – словообразовательном словаре русского языка эффективность рассматривается как: а) приводящая к нужным результатам, действенная; б) дающая наибольший эффект, предназначенная для выполнения полезной работы.

Оценивая особенности каждой из сторон социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников, социальный педагог, учителя и родители выделяют основные критерии данного вопроса, по которым будет оцениваться эффективность деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников: эмоциональный компонент, познавательный компонент, коммуникативный компонент, социальная активность, поведенческий компонент. Вся совокупность компонентов отражает внутреннюю и внешнюю структуру личности ребенка, потенциал его взаимосвязи с окружающими детьми и взрослыми на индивидуальном уровне развития. События школьной жизни лавиной сбрасывают на социального педагога проблемные ситуации, требующие оперативного решения. Профессиональное отношение к ситуации становится возможным только при условии особого, профессионального видения её, которое реализуется в социальной педагогике посредством построения социально-педагогической модели данной ситуации. Построение модели профессиональной ситуации связано с соотнесением реального объекта (субъекта) с абстрактной моделью, выделением наиболее существенных признаков, элементов, взаимосвязей

а) учёт социальной ситуации развития;

б) определение психологических особенностей «предмета» моделирования;

в) уточните системы взаимоотношений субъекта с активными участниками данной ситуации, наличие конфликта, конфронтаций, кризиса взаимоотношений;

г) правовая основа решения профессиональной ситуации;

д) определение круга активных участников, организаций, учреждений, государственных институтов, способных оказать помощь в решении данной проблемы;

е) определение возможностей самого клиента в решении возникших проблем;

ж) определение роли и места социального педагога в разрешении данной ситуации.

Основные недостатки традиционного планирования заключаются в том, что цели определяются с позиции воспроизводства, повторения имеющегося опыта, а не с позиции перспективы его развития; события, мероприятия включаются в план спонтанно, не отражают логику развития, последовательность включения резервов; не учитываются реальные и возможные средства ресурсного обеспечения.

Моделирование как средство программно-целевого метода управления развитием социально-педагогической деятельности является дополнением к перспективному и календарному планированию, когда возникает необходимость количественно-качественных изменений в результатах социально-педагогической деятельности.

Пути проектирования моделей социально-педагогической деятельности:

- социально-педагогическая  модель профессиональной ситуации;

- модель социально-педагогической  работы по одному из направлений  – от уровня развития обучающихся  к системе профессиональной деятельности специалиста в данном направлении;

- модель службы социально-педагогического  сопровождения – от концептуальной  идеи или типового положения  к внедрению её в реальную  практику;

- модель развития профессиональной  деятельности специалиста от поля жизненных проблем субъектов социальной жизни к целевой комплексной программе социально-педагогической деятельности.

Программирование состоит в том, чтобы рассматривать планирование как гибкую систему целей в движении к будущему результату, как разработку целостной системы целенаправленных совместных действий субъектов социальной жизни и социально-педагогической деятельности, как мобилизацию и концентрацию ресурсов для разрешения наиболее трудной или наиболее болезненной проблемной ситуации, как систему контрольных действий на пути к цели.

В процессе разработки программы можно выделить пять стадий:

1. Анализ проблем социальной  жизни ребёнка, социальной группы  детей (объект социально-педагогической  деятельности) и имеющийся опыт  её разрешения.

2. Выявление тех, кто в  социальной жизни является участниками  этой проблемной ситуации и  тех, кто выступил субъектом социально-педагогической  деятельности, их реальных возможностей.

3. Формулировка ведущих  стратегических идей, определение  предмета и цели обновления социально-педагогической деятельности.

4. Формирование плана  действий на первом этапе осуществления  программы.

5. Экспертиза программы.

На каждой стадии надо точно рассчитать шаги социального педагога, а затем включить его действия в общую систему планирования рабочего времени. На каждом этапе реализации программы необходимо скрупулёзно анализировать результат движения к цели, причины успеха и неудач, корректировать цели или изыскивать скрытые ресурсы для решения проблем данного типа и совершенствовать своё профессиональное мастерство.

Оценивая особенности каждой из сторон социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников, социальный педагог, учителя и родители выделяют основные критерии данного вопроса, по которым будет оцениваться эффективность деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников: эмоциональный компонент, познавательный компонент, коммуникативный компонент, социальная активность, поведенческий компонент. Вся совокупность компонентов отражает внутреннюю и внешнюю структуру личности ребенка, потенциал его взаимосвязи с окружающими детьми и взрослыми на индивидуальном уровне развития.

Эмоциональный компонент. Эмоции представляют собой подсознательную структуру человеческой психики. Они влияют на поведение ребенка, его взаимоотношения с окружающими людьми, что определяет его адаптивные возможности.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии   младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Эмоциональный мир ребенка младшего школьного возраста  очень богатый. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.

Критерий эмоциональной сферы мы условно подразделяем на три показателя - агрессивность, тревожность, эмоциональная отгороженность.

1) Агрессивность. Агрессивные проявления могут быть в виде аутоагрессии и агрессивных действий по отношению к объектам окружающей среды. Она может приобретать форму физической, вербальной или символической агрессии, носить эпизодический характер либо быть доминирующим способом реагирования, выглядеть как патологическое влечение [40].

2) Тревожность. Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в    этой    и    подобных    ситуациях.    Повышенный    уровень    тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем   или  иным   социальным   ситуациям. 

3) Эмоциональная отгороженность. Ребенок стремиться уединиться, не замечает окружающих, не использует речь как средство общения, речь не обращена к собеседнику, не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную, избегает смотреть в лицо собеседнику, поглощен своим делом.

Результаты первичного исследования трех показателей позволяют социальному педагогу установить первоначальный уровень развития эмоциональной сферы учащихся, в соответствии с этим выработать индивидуальную программу по коррекции критерия и оценить динамику взаимоотношений ребенка со сверстниками.

Познавательный компонент.  Высшие психические функции - восприятие, память, мышление, речь, воображение и другие - составляют познавательную структуру личности ребенка. Необходимым направлением деятельности социального педагога является развитие адекватных способностей и максимальных возможностей ребенка во взаимоотношениях со сверстниками. Изучение познавательной сферы позволяет сделать вывод о познавательной активности ребенка и определить круг задач социального педагога по дальнейшему формированию и расширению познавательной активности; привлечению к новому, возбуждению и поддержанию любознательности; обучению навыкам преодоления трудностей.

Коммуникативный компонент.

Коммуникация представляет собой смысловой аспект социального взаимодействия, поскольку индивидуальное действие человека сознательно ориентируется на смысловое восприятие его (действия) другими людьми в процессе общения [41]. Общение понимается как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной жизни и деятельности.

Информация о работе Деятельность социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников