Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:51, дипломная работа
Целью нашей работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
1.Проанализировать отечественный и зарубежный опыт по проблеме деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
2.Раскрыть сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
3. Провести анализ практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
4.Разработать, обосновать модель и программу деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
5.Выявить критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………
Гл. 1. Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников как проблема исследования…………………………………………………………………...
1.1. Анализ отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………..
1.2. Сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
1.3. Анализ современной практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
Гл. 2. Состояние деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………………………………………………………….
2.1.Характеристика модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
2.2.Критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
2.3.Программа опытно-экспериментальной работы деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………………………….
Гл.3. Пути повышения эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников………………………………………………………...
3.1.Диагностика уровня эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
3.2.Внедрение средовых технологий в деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
3.3.Совершенствование профессиональных качеств специалистов – организаторов социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………...
Приложение
В то же время некоторые исследования говорят том, что стихийно складывающиеся в детских коллективах взаимоотношения не всегда вырабатывают у ребенка гуманные чувства, а иногда ведут к появлению прямо противоположных качеств (В.Г. Нечаева, Я.Л. Коломинский, А.И. Аржанова). «… Не сразу заметишь в группе беду – чрезмерно активного, «агрессивно» общительного ребенка, «хозяина», запугивающего одних, упрашивающего других, заискивающего перед третьими, но всех себе подчиняющего деспотического эгоиста. Как будто играют дружно, дети не жалуются…Так и складывается тип отношений: одни всегда только командуют, другие – только подчиняются» .
Особое внимание к проблеме детского неблагополучия, отклоняющимся формам поведения в дошкольном возрасте обращали многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, А.П. Усова, А.С. Спиваковская, В.С. Мухина, Т.Н. Счастная, Н.Я. Михайленко, А.А. Рояк, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А Маслов, A. Бандура, I.I. Tompson, D.E. Mey и другие [75; 76; 77].
Поскольку, именно после поступления в школу у ребенка происходит перестройка всей системы отношений, то формирование культуры взаимоотношений обретает особую значимость в младшем школьном возрасте, когда психическое развитие личности требует активного освоения новых способов поведения (Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.А Венгер, А.К. Маркова, B.C. Мухина, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, Л.Ф. Обухова и др.) [11; 12; 13; 14; 15; 15; 17; 18; 19; 20].
Так, в многочисленных работах отечественных психологов (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, В. Р. Кисловская, А. В. Кривчук, В. С. Мухина и др.) было указано на то, что на протяжении младшего школьного возрастаа, а именно в возрасте 7-11 лет стремительно увеличивается структурированность детского коллектив, то есть одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, в свою очередь, другие все прочнее занимают положение так называемых отверженных. Прир проведении социометрии обоснование определенных выборов выборов, которые делают дети, изменяется в зависимости от внешних качеств до внутренних характеристик.К тому же было установленно , что эмоциональное состояние детей и общее отношение к классу зависят от характера отношений ребенка со своими одноклассниками.
В работах по изучению по восприятияю дошкольников друг другом выяснялись возрастные особенности восприятия младшими школьниками других людей, понимания эмоционального состояния человека, способы решения проблемных ситуаций и прочее. Главным предметом изучение являлось было восприятие, понимание и познание ребенком других людей и отношений между ними [5].
Значительное количество экспериментальных исследований было посвящено реальным контактам детей и их влиянию на становление детских отношений. Среди этих исследований можно выделить два основных теоретических подхода:
— концепция деятельностного опосредствования взаимоотношений между детьми (А. В. Петровский);
— концепция генезиса общения, где взаимоотношения детей изучались как продукт деятельности общения, автор концепции М. И. Лисина, хочется отметить,что изучение формирование культуры взаимоотношений детей в большинстве исследований, а в особенности у западных иследователей, сводится к исследованию особенностей их общения и взаимодействия. Понятия «общение» и «отношение» часто отождествляют. Но мы в наше работе разделяем данные понятия.
В своей концепции психолог М. И. Лисина рассматривает общение как особую коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений [11, 65].
Похоже термины «общение» и «отношение»понимают другие авторы [21; 22; 23]. Отношение это не только результат общение, но и исходная предпосылка, то есть побудитель, который вызывает определенных характер вазаимодействия. Отношения формируясь, реализуются и проявляются во взаимодействии людей друг с другом. Отношение может существовать и при отсутствии каких либо коммуникативных актов, то есть его можно при отсутствии личности, отношение мможет быть и вымышленному персонажу., отношение проявляется на уровне сознания. В свою очередь, общение проявляется в каких либо формах взаимодействия, то есть с помощью внешних средств, а отношение это внутреннее восприятие, преживание. Но во взаимодейсствии личности с другой личностью отношение проявляется через взаимодействие, через действие, в том числе и через общение.
Проанализировав специальную литературу, мы можем выделить проблему деятельности социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников. Формирование культуры взаимоотношений детей в начальной школе является сложной и важной частью деятельности специалиста, которая включает в себя: повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь специалистов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Вместе с тем, теоретические исследования психологов М.И.Лисиной, А.Г.Рузской, Е.О.Смирновой, В.А.Петровского, Г.Г.Кравцова, Е.Е.Кравцовой, Э.И.Леонгард, Е.Е.Шулешко и др., позволяющие рассмотреть взаимодействие социального педагога с детьми в начальной школе показывают, что общение младшего школньника со взрослым (как, впрочем, и детей друг с другом) может и должно стать смысловой основой их сотрудничества [9; 24; 25; 26; 27; 28 ].
Таким образом, изучение предпосылок формирования основ культуры взаимоотношений, все настойчивее осознается как неотъемлемый элемент содержания и технологии образования в современном образовательном учреждении. Изучение предпосылок к формирования культуры взаимоотношений сможет побудить у младших школьников интерес друг к другу, проявлять инициативу в общении, развивать способности, воспитывать нравственность и духовность. Проблема формирования культуры взаимоотношений получила важное внимание в многочисленных исследованиях отеечественных и зарубежных исследователей, а именно в работах: С.Н.Батраковой, Н.А.Березина, О.В. Дашкевич, Е.Н. Ильина, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьева А.В. Мудрика, Т.М. Тихолаза, Г.А. Цукермана.
- педагогически
целесообразным
- культуре поведения школьников (О.С.Богданова, Б.В.Бушелева, Н.С. Вит-ковская, А.А. Дорохов, Е.Н.Медынский, В.И.Петрова, А.С.Шаров и др.);
- формированию гуманных отношений учащихся (АЮ.Гончарук, А.В. Гагарин, Т.А. Репина, В.А. Ситаров, Р.Д.Султанова, Е.Э. Шишлова и др.);
- правовой культуре (А.Ф. Никитин, Л.Г. Осипова, О.О. Миронов и др.);
- экологической культуре (И.Д. Зверева, С.Д. Дерябо Б.Т. Лихачев, В.В. Пустовойтов, В.А. Ситаров, Т.И. Суравегиной, В.А. Ясвин и др.);
- нравственной культуре младшего школьника (О.С. Богданова, Г.Н. Жучкова, Э.П. Козлов, И.Ф. Харламов, М.Г. Яновская и др.).
Но на практике , формирование культуры отношений младших школьников разработанна недостаточна. Важно развивать эту проблему. Делать попытки формирования культуры на практике. Оптимизировать это т процесс в школах с помощью социального педагога. Пред нами стоит проблема готовности школьника к восприятию социумаЮ правильному формированию представлений об общении со сверстниками, правильной подготовки родителей и педагогического коллетиктива.
1.2. Сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников
Работа социального педагога в общеобразовательном учреждении - это многоплановая деятельность, которая заключается в удовлетворени потребностей детей, развитии школьников, социально-психологической адаптации к среде. Анализируя специальную литературу по проблеме формирования основ культуры взаимоотношений младших школьников, можно сделать вывод, что многие ученых различных отраслей изучали данную проблему. Для того, что мы могли лучше осветить и раскрыть тему нашего исследования, мы должны раскрыть сущность понятия «культура взаимооношений».
Слово «культура» происходит от латинского слова cultura, что в переводе означает "обработка", "земледелие", то есть возделывание, придание человеческой формы, своего рода изменение естественной природы. В понятии прослеживает дилеммы, она состоит в изначальном противоботстве природного и измененного человеком. Таким образом, мы можем определить культуру, как особу. Форму или вид жизнедеятельности человека, которая носит иной характер, качественно ноовый по отношению к предьидущим формам существования. Довольно много определений понятия «культура», но важной особенностью всех определений является поддчеркивание и противопоставление культурного и природного начала, которое заключается в четком отделение мира человека от мира животного.
Культура - основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей. Понятие "общество" многие, хотя и не все, исследователи культур трактуют как совокупность или агрегат совместно проживающих индивидов. Этим понятием описывается жизнь как животных, так и человека. Разноплановые определения понятия "культура" связаны с тем или иным направлением в изучении теоретической концепции, используемой различными исследователями.
Первым исследователей, который дал определение понятию «культура» был Э. Тайлор. Автор рассматривал культуру в качестве совокупности ее элементов: верований, традиций, искусства, обычаев. Ученый изучал ее как ряды усложняющихся в процессе развития элементов, например, как постепенное усложнение предметов материальной культуры (орудий труда) или эволюцию форм религиозных верований (от анимизма до мировых религий).
Кроме описательного определения, в культурологии конкурировали два подхода к анализу понятия "культура" и соответственно к ее определению. Первый принадлежит А.Крёберу и К.Клакхону. " Культура состоит - согласно им,- из внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности людей, включая ее воплощение в материальных средствах.
Сущностное ядро культуры
Культура, считал он, представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, которая рассматривается в экстрасоматическом контексте. Культура для него представляет собой целостную организационную форму бытия людей, но рассматриваемую со стороны особого класса предметов и явлений. Проблеме определения культуры была специально посвящена книга А.Крёбера и К.Клакхона "Культура, критический обзор определений" (1952).Наряду с определениями культуры Л.Уайта, А.Крёбера и Э.Тайлора существует еще ряд типов определений. Так называемые нормативные определения культуры связаны с образом жизни общности. Так, согласно К.Уисслеру, " образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой... Культура племени есть совокупность верований и практик ..." Большую группу составляют психологические определения культуры. Например, У.Самнер определяет культуру " как совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям ". Р.Бенедикт понимает культуру как приобретенное поведение, которое каждым поколением людей должно усваиваться заново.
Специфическую точку зрения на культуру выразил Г.Стейн. По его мнению, культура - это поиски терапии в современном мире . М.Херсковиц рассматривал культуру " как сумму поведения и образа мышления, образующую данное общество ". Особое место занимают структурные определения культуры. Наиболее характерное из них принадлежит Р.Линтону:
а) Культура - это, в конечном счете, не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества;
б) Культура - это сочетание приобретенного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества ". К структурным можно отнести также определение, данное Дж.Хонигманом. Он полагал, что культура состоит из двух типов явлений. Первый - "социально стандартизованное поведение-действие, мышление, чувства некоторой группы". Второй - "материальные продукты... поведения некоторой группы" [29; 30; 31; 32].
В обыденном языке, обычном словоупотреблении понятие «культура» служит оценочным понятием и относится к чертам личности, которые вполне могут быть определены словом «культурность». В сфере научной деятельности наблюдается огромный интерес к этому понятию. Сегодня существует уже несколько сотен определений культуры. Причиной подобного многообразия трактовок можно считать то, что культура выражает глубину человеческого бытия, и бесконечность проявлений человеческого духа.
В российской литературе можно особо выделить определение М.С. Кагана, он определили «культуру» как систему отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком. Эта система отношений строится на совокупности духовных и материальных ценностей, социальных норм и институтов [33; 34; 69].