Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 12:10, дипломная работа
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….. 3
ГЛАВА I. АГРЕССИЯ, КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН………………………………………………………………………….6
1.1. Основные психологические теории агрессивного поведения……..14
1.2. Особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………. 21
1.3. Игровые методы коррекции в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………… 28
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………37
2.1.Диагностика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………. 37
2.2. Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..45
2.3. Проверка эффективности коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………………………….57
ЛИТЕРАТУРА…………………………...………………………………………..59
19
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. АГРЕССИЯ, КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН……………………………………………………………
1.1. Основные психологические теории агрессивного поведения……..14
1.2. Особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
1.3. Игровые методы коррекции в трудах отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………37
2.1.Диагностика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
2.2. Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
2.3. Проверка эффективности коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………
ЛИТЕРАТУРА…………………………...…………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………..……………………………
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.
Многие психологи справедливо считают, что об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания.
Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности. По-видимому, дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих сверстников не только по поведению, но и по своим психологическим характеристикам. Однако комплексного исследования психологических особенностей детской агрессивности обнаружить не удалось.
А между тем выявление мотивов агрессивного поведения детей, изучение его психологических особенностей, настоятельно необходимо для разработки коррекционных программ.
Достаточно длительное время в работе с детьми, имеющими отклонения в поведении, в том числе проявляющими повышенную агрессивность, использовали традиционные воздействия: убеждения, объяснения, ссылки на положительные примеры, призывы не обижать других, которые, как доказано опытом, являются малоэффектными. Поэтому необходимо выработать новые ориентиры для коррекционной работы с агрессивными детьми, направленные на преодоление внутренней изоляции, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других.
Ввиду того что, игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью и занимает большую часть времени в повседневной жизни ребенка, то, возможно, необходимо отказаться от традиционных мер воздействия и использовать именно игровые методы для коррекции агрессивного поведения дошкольников.
Использование игры как эффективного средства коррекционной работы с детьми дошкольного возраста основывается на определенных теоретических подходах отечественной и зарубежной психологии. Наиболее системными и целостными являются подходы к использованию игры для развития личности, основанные на теоретических традициях психоанализа (М,Кляйн, А.Фрейд), гуманистической психологии (К.Роджерс, Г. Лэндрет), культурно-исторической теории Л.С.Выготского, концепции психологического развития ребенка А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина. К использованию игры непосредственно в психокоррекционных целях обращались многие отечественные и зарубежные исследователи-практики: Л.А.Абрамян, А.Я.Варга, И.Г.Выгодская, А.И. Захаров, А.С.Спиваковская, М.К.Панфилова, О.А.Карабанова, Г.А.Любина и другие.
Исходя из всего выше сказанного, мы определили тему нашей работы: «Игровые методы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста».
Объект: Особенности проявлений и динамика агрессивности в процессе игровой деятельности старших дошкольников.
Предмет: Роль игровой деятельности в коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.
Цель нашей работы: изучить роль игровых методов в коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Провести диагностику особенностей агрессивного поведения старших дошкольников.
3. Разработать и провести программу по игровой психокоррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести мероприятия по оценке эффективности игровой психокоррекции агрессивного поведения старших дошкольников.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации для воспитателей и родителей по работе со старшими дошкольниками.
Гипотеза: В процессе игровой деятельности старших дошкольников можно выявить наличие проявлений агрессивного поведения. Использование игровых методов коррекции позволяет преодолеть агрессивность в поведении у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе работы нами были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
- беседа;
- наблюдение;
- психологический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- количественная и качественная обработка данных.
Психологическое исследование проводилось на базе ДУУ № 82 «Чебурашка», в старшей группе.
ГЛАВА I. АГРЕССИЯ КАК СОЦИАЛНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.
Социальные эмоции, нравственные представления и моральные нормы как наиболее значимые мотивы поведения личности проходят определенный и непростой путь развития. В процессе их формирования ребенок часто переживает противоречивое отношение к людям, которые его окружают. До тех пор пока нравственные ценности не станут для ребенка основой его мотивационно-потребеностной сферы, присущие ему эгоцентризм и социальная незрелость часто создают ощущение неизбежного конфликта его интересов и интересов других людей, побуждая к агрессивной защите своих позиций. И хотя всем известно, что «один в поле не воин», тем не менее, и взрослые, и тем более дети часто ведут себя именно так, воспринимая мир как враждебно настроенный против них. Сегодня с особенной остротой встал вопрос: как научить ребенка жить в мире с миром людей и вещей, несмотря на все разнообразие интересов и опыта каждого из нас? Поиски ответа на этот вопрос логично будет начать с уточнения самого понятия «агрессия» и механизмов ее возникновения.
Способность ребенка строить конструктивные отношения с окружающими, совместно с ними разрешать возникающие конфликты является важным показателем развития личности ребенка. Характерные для каждого человека способы поведения в трудных ситуациях и отношение к окружающим начинают складываться на ранних этапах развитии личности, в процессе активного включения ребенка в систему общественных отношений, осознания себя и своего места в ней [28,5].
Агрессия как форма поведения встречается у значительного числа детей в раннем детстве как отражение слабой социализированности личности и отсутствия более сложных конструктивных коммуникативных навыков. Постепенно на смену агрессии приходят новые, более сложные формы поведения, опосредованные социальными нормами, нравственными представлениями. И только у определенной категории детей агрессия сохраняется и, более того, продолжает развиваться, трансформируясь в устойчивое негативное восприятие и отношение к окружающим. В итоге значительно снижается положительный потенциал личности, возникает конфликт личности и общества, сужаются возможности полноценной социализации ребенка в обществе, где агрессия осуждается. Изучение условий, которые провоцируют закрепление агрессивного поведения у детей и их психологических особенностей, необходимо для того, чтобы разработать программу мероприятий по предупреждению возникновения отклонений в процессе позитивного развития личности ребенка. Создание такого рода программ востребовано практиками и отвечает целям гуманизации образовательного процесса в целом, в частности, принципу индивидуального подхода к воспитанию детей. Особого внимания в этом отношении требуют те из них, кто уже на ранних этапах становления личности обнаруживает отклонения в поведении, трудности усвоения и неразвитость социальных представлений, регулирующих поведение личности в социуме.
Значительные расхождения между различными авторами, проводящими исследование агрессии, возникают уже при попытке определить содержание самого понятия «агрессия». Наряду с определением агрессии как сильной активности, стремления к самоутверждению [33,10] или как стремления к подчинению себе других людей или обладанию другими объектами, встречается понимание под агрессией чувств, оскорбляющих, ранящих партнера и направленных на его уничтожение [33,11]. Наиболее распространенными в зарубежной психологии определениями агрессии можно считать следующие:
1) основанное на оценке поведения: «агрессия – это любой вид поведения, приносящий вред другому»;
2) основанное на оценке намерения: «агрессия – это любое действие, имеющее целью причинение вред другому».
Представляется логичным под агрессией понимать индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо уничтожение другого человека [13,67].
Однако ни одно из этих определений не способно охватить весь спектр ситуаций, связанных с причинением вреда другому человеку. Широко распространено в общественном сознании понимание агрессии как насильственных захватнических действий. Вместе с тем соотношение понятий «насилие», «жестокость» и понятия «агрессия» представляются далеко не однозначным. В первую очередь это относится к детскому возрасту и агрессии детей. В целом общими моментами для большинства существующих в психологии определений агрессии являются признание целенаправленности такого поведения и его вредоносного характера [13,69].
Одним из наиболее сложным на современном этапе разработки проблемы агрессии является вопрос о том, в каком соотношении находятся между собой агрессия и нравственное развитие личности и общества. Все больше внимание психологов привлекают такие обстоятельства как:
1) неоднозначность реакции окружающих на воспринимаемую агрессию, что обусловлено, в частности, существованием у значительной части общества имплицитной «веры в справедливый мир»; эта вера обнаруживается в том, что большинство людей склонны воспринимать страдания одних и успехи других как закономерные, обусловленные законами справедливого устройства мира, что снижает интенсивность сопереживания жертвам;
2) преимущества, «выгоды», связанные с агрессивным поведением – не секрет, что для определенной категории людей агрессия – самый простой способ демонстрации своей силы и достижения поставленных целей;
3) проблема жертв агрессивного поведения: кто, как и почему становится объектом агрессии, «козлом отпущения».
Надо сказать, что широко распространенная сегодня тенденция рассматривать агрессию с позиции моральных норм и без учета возрастных аспектов данной проблемы существенно затрудняет понимание механизмов агрессивного поведения в детском возрасте. Ведь в отличие от взрослых у детей еще не достаточно развиты нравственные представления, все поведение ребенка сохраняет тесную связь с переживаниями, вызванными конкретными (частными) событиями, а жизнь насыщена критическими периодами, обостряющими проблемы правильных взаимоотношений с окружающими[8,19].
По мере развития системы отношений, в которую включается подрастающий ребенок, в результате социализации дети учатся контролировать свои агрессивные импульсы, что необходимо для жизни в обществе. Это приводит к определенным деформациям агрессивных проявлений на протяжении жизни, переходу от более примитивных и преимущественно физических действий, связанных с нанесением непосредственного ущерба другому, к вербальной, символической, косвенной агрессии. Агрессию можно наблюдать у детей уже в младенчестве и в раннем детстве: большинство матерей не удивляется, когда их ребенок брыкается, дерется, кусается. Сюда же можно отнести и громкий крик, плач ребенка, при определенных условиях нередко заменяющий реальное агрессивное физическое действие, щипки, которые маленькие дети довольно щедро раздают друг другу. Такое поведение неприятно окружающим, но вместе с тем в течение длительного периода жизни ребенка агрессивные проявления у детей не воспринимаются как «ненормальное» явление. Что касается взрослых, то наблюдения показывают: многие люди остаются весьма агрессивными и в зрелом возрасте, но учатся проявлять агрессию более тонко, через словесное оскорбление, скрытое принуждение, завуалированные требования и другие тактические приемы. При этом практика предлагает довольно многочисленные примеры того, что в обществе достаточно взрослых, поведение которых мало меняется в процессе социализации, - их агрессивные импульсы часто находят выход в физическом насилии[29,32].