Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 12:10, дипломная работа
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….. 3
ГЛАВА I. АГРЕССИЯ, КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН………………………………………………………………………….6
1.1. Основные психологические теории агрессивного поведения……..14
1.2. Особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………. 21
1.3. Игровые методы коррекции в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………… 28
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………37
2.1.Диагностика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………. 37
2.2. Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..45
2.3. Проверка эффективности коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………………………….57
ЛИТЕРАТУРА…………………………...………………………………………..59
По мере возможности к играм привлекались родители детей. Здесь родители учились технике игровой коррекции агрессии детей. Родителей агрессивных детей познакомили с проявлениями агрессии у дошкольников, их диагностикой и методами коррекции.
Игровая терапия по коррекции агрессии, проведенная на данном этапе эксперимента позволила научить детей видеть агрессию и управлять ею.
В ходе работы мы отметили, что игры оказывают положительный эффект на дошкольников – дети реализуют агрессию, направляют ее в другое русло. Дети рисуют агрессию, играют с ней, уничтожают ее. При помощи игровых атрибутов (масок), придумывания и обыгрывания сценок, дети освобождаются от психической энергии, направленной на разрушение. Так, Данил К. порвал маску после третьей игры и больше не захотел рисовать злое лицо. Сереже К. понадобился цикл игр и, возможно, коррекционную работу необходимо будет продолжать.
Таким образом, в процессе игровой коррекционной терапии дети исследуют собственное и чужое агрессивное поведение, учатся видеть себя со стороны, взаимодействовать с другими.
Игровые методы коррекции агрессивного поведения полезны и как общая оздаравливающая психотерапия. Например, дети без ярко выраженной агрессии с удовольствием участвовали в играх. У них изменилось отношение К Данилу К. и Сереже К.. А у них в свою очередь, сформировалось умение видеть и понимать сверстников, уважать их индивидуальность, собственное мнение.
В ходе коррекционной работы мы решали следующие задачи: нейтрализация агрессии, социально-нормированное выражение агрессии, выработка контроля над своими эмоциями, терпения, формирование чувства общности с другими, желание уважать мнение другого, видеть в ровеснике не конкурента, а интересного и самоценного человека, партнера по общению и совместной деятельности.
2.3. Оценка эффективности коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
После проведенной коррекционной работы мы провели оценку эффективности игровых методов в преодолении агрессивного поведения старших дошкольников.
Для этого мы провели повторное наблюдение за поведением детей в группе.
Было отмечено, что в контрольной группе картина почти не изменилась. Настя Д. участвует в играх детей, но постоянно конфликтует с ними, стремится захватить больше игрушек. В конфликтных ситуациях, которые сама же провоцирует, пытается воздействовать на других угрозами, замахиваниями, щипками. Часто пытается устранить ребенка из игры демонстративным криком. Постоянно жалуется воспитателю.
Дима Р. Тоже конфликтует с детьми из-за игрушек или игровых ролей. Дима часто ругается с детьми, угрожает им расправой или бьет. У мальчика замечена и другая агрессивная черта – он портит вещи детей, с которыми поссорился: ломает игрушки, рвет тетради. На замечания воспитателя не реагирует. Иногда идет на конфликт с педагогом.
Наиболее конфликтным в группе признан Сережа Т.. Мальчик постоянно бьет детей из-за любого пустяка и раздувает ссору в скандал. Он часто жалуется воспитателям, даже если виноват сам. Обижается, если обидчика не наказали, устраивает истерики. Сережа Т. переносит агрессию на вещи сверстников – ломает игрушки, карандаши, пачкает их вещи. Дети отвергают мальчика, не хотят брать его в свои игры, почти не общаются с ним. Это провоцирует гнев ребенка, еще большее желание обратить на себя внимание и вспышки агрессии.
В экспериментальной группе после проведенной коррекционной работы проявления агрессии у детей стали редки.
Данил К. влился в коллектив детей. Он занимает место лидера, однако при этом не подавляет других детей. Конечно, конфликты случаются, но разрешаются самими детьми без проявлений агрессии. Мальчик стал надежным защитником слабых детей в группе. Изменилось отношение к воспитателю. Ребенок проявляет инициативу, активно помогает в работе.
У Сережи К. еще отмечаются всплески агрессии в отношениях с детьми, по поводу игрушек. Однако теперь отмечаются только вербальные проявления агрессии: жалобы педагогу, демонстративное повышение тона. Физические проявления агрессии стали редкими.
Для определения уровня явного проявления агрессии мы повторили «Hand Test». Детям контрольной и экспериментальной группы были предложены 9 карточек с изображением руки и одна пустая.
Мы показывали детям карточки в определенной последовательности. Детям предлагалось рассмотреть рисунки руки и ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что делает эта рука?». Ответы детей фиксировались в таблицах [Приложение № 6].
Тестирование показало, что уровень проявления агрессии в контрольной группе почти не изменился. Настя Д., как и на первом этапе исследования, выбрала четыре рисунка руки, как доминирующие, указывающие, один рисунок, как агрессивный, два рисунка – как коммуникативные, два рисунка руки как страх. Настя Д. Набрала 6 баллов, что свидетельствует о низком уровне агрессии.
Ответы Димы Р. преимущественно направлены на агрессию и доминирование, угрозу. Набранные 32 балла свидетельствуют о достаточно высоком уровне агрессии.
Диагностика Сережи Т., показала, что мальчик имеет высокий уровень явного агрессивного поведения. Он набрал 39 баллов.
Дети экспериментальной группы показали иные результаты. Так, у Данила К. в ответах 3 пункта относятся к доминирующим, указывающим, 2 ответа указывают на агрессию, 4 ответа – на осуществления коммуникации, 1 ответ – на страх. Уровень явной агрессии – 0 баллов, т.е. можно говорить об эффективной коррекционной работе.
Сережа К. указал как агрессивные 2 карточки, как доминирующие – 3, направленные на взаимодействие – 3 карточки, страх – 1. Агрессивность низкая – 4 балла.
Снижение уровня агрессивности позволяет говорить об эффективной коррекционной работе во время игровой терапии.
Для подтверждения результатов исследования мы провели повторно детский апперцептивный тест (САТ). Детям были показаны те же три картинки. Ответы мы записывали.
Например, Сережа К. по картинке № 1 рассказал, что цыплята не захотели кушать без курицы. Позвали ее к столу и стали кушать вместе. Картинка № 2. Тигр был сильный и все его боялись. Однажды к нему пришла обезьяна и стала его дразнить. Тигр разозлился, прыгнул на нее и напугал. Но потом они подружились. Картинка № 3. Медведи решили поиграть. Они взяли канат и стали его перетягивать. Так они играли очень долго.
Данил К. также придумал оптимистические рассказы. Картинка № 1. Цыплята сели кушать. Тарелка была большая для всех. Цыплята решили посчитаться, чтобы поделить поровну и не поссориться. Они вместе съели кашу. Картинка № 2. Тигр жил в лесу один. Однажды к нему в гости пришла обезьяна. Сначала тигр разозлился и прыгнул на обезьяну. Потом подумал, что одному скучно в лесу и стал дружить с обезьяной. Картинка № 3. Медведи решили поделить канат. Стали его тянуть – кто перетянет. Тянули, но никто не мог перетянуть. Тогда решили подарить канат маленькому медвежонку, чтобы никому не было обидно.
Как видно из рассказов детей, агрессивные проявления практически исчезли, а если проявляются, то исправляются самими персонажами.
В контрольной группе рассказы детей по картинкам свидетельствуют о признаках агрессии по отношению к сверстникам, по поводу распределения игрушек, по отношению ко взрослым.
Сравнительный анализ диагностики детей контрольной и экспериментальной группы показал, что при помощи игровых методов коррекции агрессивного поведения удалось не только снизить уровень агрессии дошкольников, но и изменить направленность агрессии.
Беседа с воспитателем экспериментальной группы показала, что дети с агрессивным поведением значительно изменились. Стали более доброжелательны, спокойны, научились взаимодействовать со сверстниками.
На основе проведенного экспериментально-
1. Выявить детей с явными проявлениями агрессии в ходе учебно-воспитательного процесса.
2. Проводить несложные методики по определению уровня агрессии и ее направленности у старших дошкольников в группе.
3. Взаимодействовать с психологом в проведении диагностики и коррекционной работы с детьми.
4. Использовать игровые методы коррекции агрессивного поведения дошкольников, применять их в ходе учебно-воспитательного процесса.
5. Налаживать контакт с родителями агрессивных детей. Проводить просветительскую работу по диагностике и игровой коррекции агрессивного поведения.
6. Активно применять игру для коррекции агрессивного поведения детей, как индивидуально, так и в группе.
Нами были разработаны психолого-педагогические рекомендации для родителей.
1. Уделяйте ребенку свое внимание не меньше 2х часов в день.
2. Контролируйте проявление вербальной и физической агрессии. Своевременно выявляйте причину такой реакции, устраняйте ее.
3. Учитесь переключать агрессивную активность дошкольника на другие интересные ему занятия, либо направлять на неодушевленные предметы.
4. При наблюдении постоянной агрессии у ребенка обратитесь за помощью к специалисту (педагогу, психологу). Поддерживайте с ним контакт во время обследования и коррекционной работы.
5. В случае необходимости участвуйте в проведении игровых методик коррекции агрессивного поведения. Изучайте их. Применяйте дома.
6. Взаимодействуйте с педагогами детского сада. Вырабатывайте общие требования к воспитанию и обучению дошкольника.
Выводы.
Таким образом, во второй главе нашей работы мы провели экспериментально - психологическое исследование в три этапа. На первом этапе нашего исследования мы провели диагностику агрессивного поведения среди детей старшего дошкольного возраста с помощью наблюдения и проективных методик: «САТ» и «Hand test». По итогам диагностики нами были получены следующие результаты. Нами было установлено, что для детей старшего дошкольного возраста свойственна политморфность проявления агрессии. Так нами были зафиксированы такие виды агрессивного поведения, как прямая физическая, вербальная, косвенная. Так же нами было отмечено, что агрессия может проявляться в разной степени.
На втором этапе нашего исследования нами была предложена коррекционная программа из серии коррекционных игр в основном катарсического характера. Также игры были направлены на формирование контроля за своими эмоциями, тренировку терпения, развитие дружеских отношений между сверстниками.
На третьем этапе нами была проведена проверка эффективности использования игровых методов в качестве коррекционного воздействия на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста. Проверка была осуществлена с помощью наблюдения за детьми, и проективных методик: «Hand test» и «САТ». В результате проверки нами была отмечена высокая эффективность использования игровых методов коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. По окончанию коррекционной программы, дети экспериментальной группы научились не только регистрировать в себе проявление агрессии, но и контролировать ее. По итогам коррекционных игр дети стали более дружелюбны и внимательны к друг другу. Проявления прямой физической агрессии стали очень редки.
На основе анализа проведенного экспериментально-
Широкое распространение агрессивных проявлений у детей именно в детской среде вызывает все большую тревогу и обеспокоенность общества. Становится ясно, что детство как одно из явлений общественной жизни подчиняется не только общим законам развития человеческого общества, но и имеет свои специфические закономерности.
Изучая проблемы агрессивности дошкольников, мы обнаружили, что к сегодняшнему дню психологической литературы об этом явлении достаточно много. Однако многие имеющиеся источники отражают только внешние аспекты этого феномена.
В последние годы проблемой детской агрессии, ее диагностики и коррекции углубленно занялись в России: С.Колосова, С.Г.Степанов, О.А.Головко, О.В.Гордякова, Л.Ю.Иванова, Е.О.Смирнова, Г.Р.Хузеева и т.д. В Украине углубленных исследований детской агрессии и ее коррекции почти нет.
Кроме того, в ходе исследования нами было отмечено, что в коррекционной работе агрессивного поведения дошкольников многие авторы (С.Г.Степанов, Л..Ю.Иванова, СЛ.Колосова) предлагают использовать игровые методики и арттерапию (Е.Гайворонская, Э.Г.Эйдемиллер).
Мы отметили, что за рубежом, в частности в России разработано множество игр для работы с агрессивными детьми, но нет системы их применения. Одни авторы предлагают направлять агрессию в определенное русло, например, в спортивные игры соревновательного характера (Я.С.Осницкий, А.Г.Рузская), другие считают, что это приведет к прогрессированию агрессивного поведения и, в свою очередь, советуют в играх обыгрывать агрессию, гасить ее (Г.Р.Хузеева, И.А.Фурманов).