Игровые методы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 12:10, дипломная работа

Краткое описание

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….. 3

ГЛАВА I. АГРЕССИЯ, КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН………………………………………………………………………….6

1.1. Основные психологические теории агрессивного поведения……..14

1.2. Особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………. 21

1.3. Игровые методы коррекции в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………… 28

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………37

2.1.Диагностика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………. 37

2.2. Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..45

2.3. Проверка эффективности коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………….51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………………………….57

ЛИТЕРАТУРА…………………………...………………………………………..59

Вложенные файлы: 1 файл

Бакалаврская работа.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

              Различия между отдельными видами агрессии в той или иной степени отражают уровень социализированности социальных норм. К основным видам агрессии относят физическую и вербальную агрессию, которая может носить активный (по собственной инициативе) или пассивный характер (быть реакцией в ответ на чье-то воздействие), направленный (когда точно известен объект агрессии) или ненаправленный характер (когда агрессия вымещается на любом попавшемся под руку объекте). При это направленная агрессия может быть прямой и косвенной. Например, вариантом  косвенной агрессии, по А. Бассу, может быть распространенные клеветы против жертвы или агрессия, направленная против объектов – заместителей (в частности, вещей, принадлежащих жертве, критика ее вкусов) или представителей круга лиц, близких жертве. Прямая агрессия всегда обращена непосредственно на жертву[29,34].

              Можно выделить такие виды агрессии, как:

-         враждебная агрессия, направленная на причинение ущерба или боли жертве («агрессия во имя агрессии»);

-         инструментальная агрессия, которая способствует удовлетворению другого («неагрессивного») мотива, т.е. причинение ущерба не является целью агрессивных действий, и они имеют иную направленность; в качестве примера может служить агрессия со стороны мальчика, желающего покататься, в адрес владельца велосипеда, – нередко при этом в ход идут угрозы и даже кулаки, хотя маленький хулиган стремится не столько сделать больно, сколько заполучить велосипед;

-         случайная, непреднамеренная агрессия[29,36].

Если останавливаться на вербальной агрессии, то на основании содержания высказывания можно выделить следующие ее виды:

-         многочисленные отпоры;

-         отрицательные отзывы и критические замечания;

-         упреки и обвинения;

-         оскорбления;

-         угрозы, принуждения, вымогательства;

-         высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания;

-         выражение отрицательных эмоций, например недовольства в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости и ненависти, когда эти высказывания не служат просто для описания эмоционального состояния.

Перечисленные классификации можно дополнить делением агрессии на групповую и индивидуальную, реальную и символическую (в виде рисунков, игр, фантазий). Н.Д. Левитов предлагает следующую классификацию агрессии:

-         типичная для характера человека агрессия;

-         нетипичная для характера человека агрессия (она может отражать начало возникновения новых черт характера);

-         эпизодическая агрессия [37,25].

К формированию и закреплению примитивных, не всегда адекватных ситуации форм аффективного реагирования, среди которых наиболее часто встречается агрессия, способны и задержка, и искажение раннего развития. При этом проявления агрессии могут наблюдаться в виде:

1) самоагрессии или агрессивных действий по отношению к объектам окружения или другим людям;            

2) физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном или символическом плане;

3)   эпизодических вспышек, имеющих нестойкий характер, либо типичного способа реагирования ребенка на воздействия из окружения, иметь генерализованный характер и даже выглядеть как патологическое влечение[31,19].

              Отмечаются многочисленные попытки классификации агрессивных действий с позиции социальной нормативности поведения субъекта. В этой связи Н.Д. Левитов считает существенным разделение агрессии инициативной и оборонной. А также выделяет «общественно и этически оправданные поступки» (например, боевитость, социально одобряемая спортивная злость) и «недопустимую грубую форму обращения с человеком, а иногда с неодушевленным предметом» [37,28]. В ряде исследований было показано, что симптомы поведения, направленного против общественных норм, составляют самостоятельную группу эмоциональных расстройств наряду с тревожным, беспокойным и депрессивным, подавленным поведением.

              М.Раттер в своей работе приводит мнение, согласно которому существует различие между агрессивным поведением и поведением, нарушающим нормы и исследования, позволившие выделить «агрессивное поведение вне социального контекста» и «агрессивное поведение, направленное против социальных норм»[45,39].

              При обсуждении вопроса об определении понятия «агрессия», существует определенная опасность использования признака социальной нормативности в качестве основания для классификации форм агрессивного поведения. М. Раттер напоминает, что в современном обществе до сих пор существуют явления неравенства и дискриминации, и в некоторых подобных ситуациях люди могут реагировать здоровым, хотя и причиняющим кому-то беспокойство, протестом [45,40]. Следует с особой осторожностью относиться к утверждениям о том, что номы поведения других людей неправильны лишь потому, что они иные. Проявляемый личностью или группой людей нонконформизм, протест против существующего порядка нельзя использовать в качестве индикатора психического расстройства.

              С точки зрения М. Раттера, более полезной с теоретической и практической точки зрения может оказаться классификация агрессивного поведения на следующие виды:

1)         агрессивное поведение у субъектов, усвоивших нормы и правила, регулирующие отношения в обществе;

2)         агрессивное поведение у субъектов, не усвоивших данные нормы и правила или присвоивших качественно иную систему ценностей [45,51].

Выделенные виды агрессивного поведения определяют принципиальное различие в подходах к организации и содержанию коррекционной работы с ребенком.

Таким образом, возможны различные рабочие классификации видов агрессивных проявлений в зависимости от целей исследования и выбранного основания классификации. При этом обращается внимание на то обстоятельство, что агрессивные тенденции в различные периоды жизни могут закономерно возрастать на фоне повышения активности ребенка в процессе его аффективного развития. Можно даже говорить о том, что динамика самих проявлений агрессии часто является своеобразным показателем усложнения и большей гибкости в способах взаимодействия ребенка с его ближайшим окружением.

 

1.1.           Основные психологические теории агрессивного поведения.

              В психологии проблема агрессии имеет давнюю историю. Некоторые ее аспекты рассматриваются в работах отечественных ученых – П.П. Блонского, Л.С. Выготского. Однако основная заслуга в выдвижении проблемы человеческой агрессии в качестве специального предмета научного психологического анализа принадлежит, несомненно, З.Фрейду и психоанализу в целом.

              В настоящее время изучение агрессии проводится в русле основных традиционных направлений в психологии. В зависимости от того, в чем авторы видят источник агрессии, можно классифицировать имеющиеся исследования следующим образом:

              1)исследования, базирующиеся на признании враждебного характера агрессии у человека. Большое внимание в них уделяется изучению биологических факторов развития: здесь рассматриваются такие факторы, как наличие у человека врожденного разрушительного инстинкта, особенности обмена веществ, хромосомные аномалии, связь агрессивного поведения с определенными зонами мозга, влияние органических поражений центральной нервной системы;    

2)исследования, признающие «выученный», прижизненно приобретаемый характер агрессии: как правило, здесь изучаются различные воспринимаемые ребенком модели агрессивного поведения окружающих (например, наказание) либо условия, подкрепляющие собственные агрессивные действия ребенка. Однако попытка изолированного рассмотрения роли отдельных факторов в формировании агрессии существенно снижает ценность и надежность полученных в исследовании результатов вследствие их противоречивости. Так, С.Бижу и Д.Баер отмечают, что агрессивную реакцию могут подкреплять любые систематически повторяющиеся вслед за агрессией социальные раздражители [8,15]; 

              3)исследования, основанные на системном подходе к изучению источников агрессии. В частности, Л.С. Выготский полагал, что в основе агрессии лежит врожденный оборонительный рефлекс, однако его реализация подвергается значительной трансформации в процессе социализации ребенка в зависимости от складывающихся отношений с окружающей средой [10,43]. Существование связи между агрессией и повышенной возбудимостью нервной системы при слабом действии активного торможения отмечал Н.Д. Левитов  [28,21]. Исходя из того, что свойства нервной системы передаются по наследству и в результате может быть унаследовано нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения в сторону повышенной и слабоконтролируемой возбудимости. Он вместе с тем подчеркивал важность изучения тех социальных условий развития, которые способствуют перерастанию указанных задатков к наступательным действиям в агрессивные формы поведения.

              Третий подход к изучению агрессии позволяет преодолеть основные недостатки исследований, относящихся к первым двум группам, а именно свойственный им схематизм, одномерность, оторванность от реальной жизнедеятельности ребенка. Он дает возможность учесть такой фактор развития, как активность самого ребенка в построении взаимоотношений со средой, изучить механизмы влияния тех или иных условий на формирование агрессивного поведения и агрессивности как личностной черты.

              Многие исследователи уделяют большое внимание общественным факторам развития и семейному воспитанию, видя в них как источник возникновения позитивных изменений в личности ребенка, так и причину наблюдающихся отклонений в формировании его психологических свойств [8,41].

              Однако при этом нередко происходит неправомерное расширение или, напротив, сужение проблемы. Так, в целом ряде работ отмечается, что сама социальная среда становится все более агрессивной, в других влияние общественной среды сводится к некоторым частным условиям семейного воспитания. Однако воспитание представляет собой процесс подготовки ребенка к участию в жизни общества, и способ воспитания в семье во многом определяется типом совместной деятельности людей в обществе, которая предъявляет определенные требования к психологии человека.

              В последние десятилетия отмечаются рост детской преступности и усиление агрессивных проявлений у детей, в том числе в семьях, где ребенка учат вести себя правильно, где он имеет возможность систематически наблюдать образцы социально приемлемого поведения, демонстрируемого взрослыми, – именно это обстоятельство и стало главным поводом для беспокойства широкой общественности. Если вспомнить тезис: «Дети – наше будущее», то возможно, сегодня уже самое время задать вопрос: каким оно будет?

              Поскольку человек –  существо биологическое, было бы естественно предположить, что агрессия имеет свои биологические предпосылки (корни). Может быть, одним из наиболее очевидных доказательств этого положения является то, что в той или иной степени и форме агрессивное поведение мы наблюдаем у всех детей с самого раннего детства. Причем было не раз замечено: чем меньше ребенок, тем чаще в его поведении встречаются самые примитивные проявления агрессии – дети щипают, кусают, могут ударить друг друга  и даже взрослого. Все эти наблюдения побуждали ученых, изучающих агрессию, к поиску биологических факторов, ее вызывающих.

              С точки зрения К. Лоренца, автора, возможно, первой книги по агрессии, существует большое сходство подростков, начинающих драться со сверстниками при первом же знакомстве, с обезьянами. На этом основании он пришел к заключению, что человек как один из видов животного мира обладает инстинктом агрессии [33,14]. Однако нетрудно увидеть, что есть большая разница в том, кто играет на барабане – заяц или музыкант. И это несмотря на все внешнее сходство этих двух ситуаций. Агрессивное поведение подростков – скорее результат низкого уровня культуры, даже если предположить наличие биологических корней у агрессии. По сравнению с животными роль инстинктов в жизни человека относительно невелика. Более того, любой инстинкт у человека предполагает контроль со стороны сознания – даже когда нам очень хочется кушать, мы не едим руками, из чужой тарелки и что ни попадя. Практически любой человек в той или иной степени способен при необходимости контролировать чувство голода, при этом никто не будет оспаривать, что потребность в пище имеет биологическое происхождение.

              При объяснении причин агрессии сегодня часто ссылаются на психоанализ. Действительно, еще в начале прошлого века З.Фрейд – основоположник психоанализа – выдвинул предположение о наличии у человека двух основных инстинктов у человека – инстинкта жизни и инстинкта смерти. Первый из них, по Фрейду, находит свое выражение в сексуальности человека, а второй – в разрушительных действиях. Однако во многом  данное утверждение пересмотрели его собственные ученики, найдя иные причины, объясняющие трудности адаптации человека в современном обществе.

         Законы психоанализа были сформулированы З.Фрейдом на основе опыта лечения людей, страдающих неврозами. Невроз относят к пограничным нервно-психическим расстройствам. Возможно, наиболее близки к истине те, кто считает, что не может быть поведение здорового человека объяснено законами поведения людей с нарушением здоровья. Точно так же общественная жизнь и присущие ей проблемы не могут правильно и глубоко поняты с точки зрения законов биологических [8,33].

Информация о работе Игровые методы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста