Игровые методы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 12:10, дипломная работа

Краткое описание

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….. 3

ГЛАВА I. АГРЕССИЯ, КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН………………………………………………………………………….6

1.1. Основные психологические теории агрессивного поведения……..14

1.2. Особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………. 21

1.3. Игровые методы коррекции в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………… 28

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………37

2.1.Диагностика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………. 37

2.2. Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..45

2.3. Проверка эффективности коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………….51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………………………….57

ЛИТЕРАТУРА…………………………...………………………………………..59

Вложенные файлы: 1 файл

Бакалаврская работа.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

Сережа К. также показал высокий уровень явного агрессивного поведения. Агрессия отмечена в пяти ответах, указание, предупреждение и доминирование – в пяти ответах.

Исследование Данила К. показало, что доминирование отмечено ребенком в четырех ответах, агрессия – в двух и способность к коммуникации – в двух случаях. В итоге вышло 8 баллов, что свидетельствует о низком уровне агрессивности поведения.

Таким образом, по результатам исследования детей по «Hand test» мы смогли отметить внешние проявления агрессии у старших дошкольников, и определить уровень явного проявления агрессивного поведения у детей.

На следующем этапе исследования мы изучили направленность агрессии. С этой целью мы использовали детский апперцептивный тест (САТ).

Мы выбрали 3 картинки с сюжетом, в котором присутствуют признаки агрессивного поведения [Приложение № 5].

Картинка №1. Цыплята рассажены вокруг стола, на котором большая миска с едой. Сбоку большая курица, неясно очерченная. Картинка № 2. Тигр с выпущенными когтями и клыками прыгает на обезьяну, которая в это время тоже прыгает и находится в воздухе. Картинка № 3. Один медведь тянет канат с одной стороны, а  другой медведь и маленький медвежонок – с другой.

Данные картинки мы предлагали всем детям и давали задание придумать рассказ по картинке. Сначала картинки были предложены детям контрольной группы: Насте Д., Диме К., Сереже Т. Рассказы детей мы записывали.

Так, Настя Д. по картинке № 1 рассказала следующее. Цыплята баловались, не слушали курицу. Она их наругала. Посадила за стол, кушать. Цыплята стали ругаться, кому первому кушать. Они так ругались и обзывались, что пришла курица и поругала их. Картинка № 2. Тигр и обезьяна поругались. Обезьяна хотела ударить тигра, но он сильный. Он кинулся на обезьяну, а она его ругала. Картинка № 3. Медвежата поссорились из-за каната. Они стали тянуть канат. Кто перетянет, тому и достанется.

Рассказы Димы К. были более агрессивны. Картинка №1. Курица – мать посадила цыплят кушать, но дала только одну тарелку с едой. Цыплята стали ругаться, кому кушать из тарелки первому. Они ругались и один цыпленок хотел забрать тарелку, но пришла курица и наругала всех. Картинка № 2. Тигр и обезьяна подрались. Обезьяна ударила тигра и стала убегать, а тигр за ней погнался. Картинка № 3. Один медведь захотел себе канат. Другие медведи не захотели его отдавать. Они стали тянуть канат. Один медведь перетянул и забрал канат себе.

Сережа Т. рассказал следующее. Картинка № 1. Курица посадила цыплят кушать. Дала им тарелку каши. Один цыпленок не захотел есть как все. Он выбросил салфетку и забрал кашу у других цыплят. Картинка № 2. Обезьяна обидела тигра. Тигр стал за ней гоняться, а обезьяна его дразнила. Тигр поймал ее и съел. Картинка № 3. Медведи подрались из-за каната. Они его тянули-тянули. Потом один медведь побил других и забрал канат себе.

В экспериментальной группе дети также придумывали истории по картинкам.

Сережа К. описал картинки так. Картинка № 1.Цыплята сели кушать. У них была одна тарелка еды. Самый сильный цыпленок решил покушать первым. Он снял салфетку  и стал набирать кашу. А другие цыплята его боялись. Картинка № 2. Тигр был сильный и его все боялись. Один раз обезьяна поругалась с ним. Тигр напал на нее и съел ее. Картинка № 3. Медведи поругались из-за каната. Канат был один, а они все хотели с ним играть. Тогда самый сильный медведь забрал канат. Теперь только он с ним играл.

Данил К. Картинка № 1. Цыплята сели кушать. Но начали ругаться. Один цыпленок пригрозил другим, напугал их и один съел кашу. Картинка № 2. Тигр жил в лесу один. Это был его лес. Одна обезьяна залезла в лес и стала там играть. Тигр очень разозлился, ведь это был его лес. Он догнал обезьяну съел ее. Картинка № 3. Медведи поспорили, кто самый сильный. Они долго спорили. Потом решили тянуть канат. Тянули долго. Потом самый сильный медведь перетянул канат и забрал его себе.

Анализ рассказов позволил изучить направленность детской агрессии. Так, Настя Д. в рассказе о цыплятах показывает предрасположенность к вербальной агрессии по отношению к другим. Это подтверждается другими ее рассказами: ругается обезьяна с тигром, медведи. Предмет конфликта четко не обрисовывался. Это может быть игрушка (канат) либо какое-либо поведение (обезьяна ударила тигра).

Дима Р. в рассказах проявляет агрессию как вербальную, так и прямую физическую: его персонажи конфликтуют друг с другом, дерутся, забирают друг у друга предметы. Это свидетельствует о явном агрессивном поведении в группе сверстников.

В рассказах Сережи Т. агрессия направлена не только на детей, но и на взрослых. Так, цыпленок проявляет открытое неповиновение курице (выбросил салфетку, предмет, навязанный взрослым). Во втором рассказе агрессия направлена против сверстника, который обидел. Здесь превалирует желание отомстить. В последнем рассказе агрессия направлена на сверстника из-за обладания предметом, например игрушкой.

Рассказы Сережи К. говорят об агрессии, направленной на достижения места лидера. Во всех рассказах наиболее сильный персонаж, которого Сережа ассоциировал с собой, побеждает всех и становится лидером.

Данил К. придумал аналогичные рассказы. Главный персонаж в них борется за место лидера. Агрессия направлена на сверстников и на детей, способных занять место лидера в группе.

Таким образом, на первом этапе эксперимента мы выявили дошкольников с проявлениями агрессии, определили их уровень явного агрессивного поведения, его внешние проявления и направленность. В ходе констатирующего этапа нашего исследования мы отметили, что для детей старшего дошкольного возраста характерны различные виды проявления агрессивного поведения: вербальная, физическая, косвенная.  

 

2.2. Использование игровых методов коррекции агрессивного поведения у детей.

На основе проведенного диагностирования старших дошкольников мы выявили детей с явной направленной агрессией.

При разработке коррекционной программы, мы учитывали, что выбор методов коррекции во многом зависит от причин агрессивного поведения, способов выражения агрессии, индивидуальных особенностей личности дошкольника.

Психологи отмечают, что в данном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Именно на эту особенность мы опирались при проведении коррекционной работы.

Коррекционная работа проводилась с детьми экспериментальной группы. Коррекционная программа состояла из серии игр: игра «Моя злость», игра «Злые маски», игра-тренинг «Поделись», игра-драматизация «Колотушки», игра «Казаки-разбойники» и ряда других коррекционных игр.

Коррекционная программа проводилась в течении двух месяцев. Игры проводились 2-3 раза в неделю по 45-60 минут.

На первом этапе коррекционной работы мы проводили с детьми игру «Моя злость». Мы предложили детям рассмотреть рисунки злых лиц, фотографии людей во время ссор, драк. Побуждали детей объяснить, какие признаки выделяют злое лицо.

Цель игры: Научиться управлять мышцами лица с помощью мимики, контролировать проявление своих эмоций.

К игре привлекались дети не только с проявлениями агрессии, но и все дети экспериментальной группы.

В ходе игры дети изображали перед зеркалом злые лица, а затем трансформировали его в доброе, изменяя мимику лица. Во время игры ребенок со «злым» лицом мог побить чучела, стоящие в группе. А затем превратить «злость» в «доброту», изменив лицо.

Данная игра способствовала снятию напряжения детей, выплеску их агрессии на бездушных предметах и формированию умения при помощи зеркала управлять мимикой лица. В ходе игры Данил К. и Сережа К. очень веселились, сотрудничали с другими детьми, не пытались лидировать. 

Следующим этапом коррекционной работы была организация игры «Злые маски».

Цель игры: формировать умение управлять своей агрессией, злостью.

Для этого мы предложили детям нарисовать злые маски по воображению. Дошкольники нарисовали лица красного, черного, коричневых цветов с ярко выраженными агрессивными признаками агрессивными признаками: открытым ртом, оскаленными зубами, выпученными глазами, всклоченными волосами. Готовые рисунки высушили, вырезали и при помощи тесемок изготовили маски. Маски одели детям и предложили поколотить надувные чучела.

Когда дети вдоволь наигрались, мы предложили снять с себя маски и порвать их, чтобы превратиться в нормальных обычных детей. Такой прием позволил превратить агрессивное поведение в игру с атрибутами, когда агрессию можно излить только при наличии определенных атрибутов (масок).

Аналогично проводилась игра-драматизация «Колотушки». Здесь детям кроме масок предложили еще и костюмы Петрушек. Петрушки (на их роль избрали Данила К. и Сережу К.) должны были поколотить надувные чучела, которые обидели товарищей. После такой мести, костюмы и маски снимались.

Данная игра способствовала не только снятию агрессии, но и превращала сверстников из объекта направленной агрессии, в единомышленников, соратников по играм.

Умению сопереживать сверстникам, воспринимать их как союзников способствовала игра «Поделись». Взрослый предлагал агрессивным детям (Данилу К. и Сереже К.) разделить честно игрушки (конфеты) между сверстниками. Педагог выразил при всех детях уверенность, что данные дети справятся лучше всех. Здесь была создана ситуация, как на картинке с цыплятами. Сильные дети имели возможность взять все себе, но учились преодолевать это желание и взаимодействовали со сверстниками.

Педагог контролировал процесс разделения, хвалил детей за умение заботится о других, честность.

В данной игре агрессивные дети усваивали, что сильный может не только забирать, но и давать, и при этом оставаться сильным, лидером.

В ходе коррекционной работы мы проводили подвижную игру «Казаки-разбойники», рекомендуемую психологами для работы с агрессивными детьми.

Цель данной игры: позволить детям выплеснуть отрицательные эмоции в экспрессивной подвижной игре.

Роли разбойников поручались Данилу К. и Сереже К.. Однако, по желанию детей, казаков и разбойников меняли местами.

Так же нами проводились игры: «Обзывалки», «Мирные и воинственные», «Живая картинка», «Ладонь в ладонь», « Улитка».

«Мирные и воинственные».

           Цель: Развитие умения слушать и концентрировать внимание; стимулировать общение; развитие способности различать звуки; высвобождение энергии.

              В игре использовались в качестве атрибутов музыкальные инструменты для каждого играющего. Мы предлагали детям выбрать себе музыкальный инструмент. Те, кто выбрал тихо звучащие, относились к племени «мирных», а те, чьи инструменты звучали громко – к племени «воинственных». По легенде, племена жили на разных берегах, поэтому общаться  могли только посредством звуков, по очереди играя на музыкальных инструментах. Дети могли сопровождать исполнение танцами, соответственно музыке – спокойными или энергичными.

              Перед игрой мы оговорили с детьми, что громкость звучания инструмента – это отражение его характера, который можно показать движением, танцем, мимикой. Но даже характер можно изменить, если очень постараться. А после того, как они вдоволь «навоюются», а другим надоест быть мирными, мы предложили поменяться инструментами и продолжить игру.

              «Обзывалки».

              Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций, высвобождение энергии.

              Для проведения данной игры нам понадобился мяч. Мы предлагали детям, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка – картошка», «А ты, Иришка – редиска» и т.д. Мы предупредили детей, что на эти обзывалки, ведь это игра. Завершить игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка – картинка», «А ты Антошка – солнышко» и т.д. Мячик нужно передавать быстро, не задумываясь. Перед началом игры мы провели беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

              «Живая картинка».

              Цель: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.

              Дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменять позу можно лишь после того, как водящий угадает название «картины». Акцент в игре делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. В данной игре мы занимали позицию наблюдателя. Вмешивались только в случае ссор детей. Данная игра помогает преодолеть трудности в общении.

              «Ладонь в ладонь».

              Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

              В игре мы использовали стол, стулья и другие предметы. Мы предлагали детям становится попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом они должны были передвигаться по комнате, обходя различные предметы-препятствия (стол, стулья, реку (разложенное полотенце) и т.д.)

              «Улитка».

              Цель: развитие  произвольных форм поведения - предпосылок выдержки и самоконтроля.

              Детям предлагалось стать в одну линию и по сигналу начинать медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждал пришедший к финишу последним. Данилу К. и Сереже К. было достаточно сложно выполнить правила данной игры, в виду своей сверхподвижности и непоседливости.  

Игровая терапия позволила нам снять агрессию детей, переключить ее на другие объекты. Кроме того, в играх детей в роли участников выступали и взрослые (воспитатели группы). Их присутствие  в игре в качестве играющего, формировало у дошкольников с агрессивным поведением, отношение ко взрослому, как к союзнику, а не подавляющему и наказывающему.

Информация о работе Игровые методы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста