Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 12:10, дипломная работа
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….. 3
ГЛАВА I. АГРЕССИЯ, КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН………………………………………………………………………….6
1.1. Основные психологические теории агрессивного поведения……..14
1.2. Особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………. 21
1.3. Игровые методы коррекции в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………… 28
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………37
2.1.Диагностика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………. 37
2.2. Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..45
2.3. Проверка эффективности коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………………………….57
ЛИТЕРАТУРА…………………………...………………………………………..59
К использованию игры в психокоррекционных целях обращались многие отечественные исследователи-практики: А.Я.Варга, И.Г.Выгодская, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, Р.А. Зачепицкий и др.
Основным принципом игровой коррекции, по мнению А.С. Спиваковской, является воздействие на ребенка с учетом специфичности обстановки и контакта. Суть этого принципа заключается в следующем: чтобы включить в действие механизм перестройки поведения робких либо агрессивных в общении детей, следует изменить условие, т.е. вывести их из той среды, в которой у них появились нежелательные формы поведения.
А.С. Спиваковская раскрывает процесс перевоплощения как важного уровня перестройки эмоциональной личностной сферы. В игре-драматизации ребенок испытывает двойственное переживание: он «лепит» образ, преобразуя самого себя[49].
Э.Г. Эйдемиллер предлагает использовать в коррекционной работе сказочные образы и рассказывание сказки. Целям коррекции здесь служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на сказочный образ. Дети наделяют сказочных персонажей собственными эмоциями, чертами характера, переносят на них свои недостатки [54].
Кроме этого Э.Г. Эйдемиллер предлагает использовать для коррекционной работы рисуночные тесты, в которых наиболее четко выражаются проблемы детей. Проективные методики подходят для работы с дошкольниками, так как многие опросники не понятны детям.
Р.А. Зачепицкий рассматривает игру и как самостоятельный метод, и как составную часть рациональной психотерапии. Он предлагает проводить коррекционную работу поэтапно. Сначала беседу и наблюдение за исследуемым, затем ситуативную спонтанную игру. Позже, специально направленную игру, и, наконец, внушение. При этом выбор игровых тем должен отражать интерес клиента и представлять значимость для психотерапевта.
Таким образом, зарубежная и отечественная психология рассматривает игровую терапию, как максимально эффективный метод психотерапевтического воздействия на детей. В рамках всех подходов: игровая деятельность признается, как приоритетный вид деятельности в дошкольном возрасте. И поэтому, игровые методы - оптимальный метод коррекции в дошкольном возрасте. В основе различных методик лежит признание того, что игра оказывает сильное воздействие на развитие личности ребенка дошкольного возраста.
Выводы.
Итак, в данной главе мы рассмотрели основные теоретические концепции агрессивного поведения. Согласно позиции отечественных ученых, существует связь между агрессивностью и свойствами нервной системы. Вероятность агрессии повышается, когда нервная система человека характеризуется повышенной возбудимостью при слабом действии активного торможения. Л.С. Выготский полагал, что в основе агрессии лежит врожденный оборонительный рефлекс, однако его реализация подвергается значительной трансформации в процессе социализации ребенка в зависимости от складывающихся отношений с окружающей средой. Существование связи между агрессией и повышенной возбудимостью нервной системы при слабом действии активного торможения отмечал Н.Д. Левитов.
Также нами были рассмотрены особенности агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте. Обострение агрессивного поведения отмечается именно в периоды кризисов личностного развития, в периоды наибольшей эмоциональной нестабильности ребенка, и чем более склонны взрослые просто подавлять детскую агрессию, тем больше нерешенных проблем у ребенка, тем выше вероятность агрессии на следующих ступенях развития. Характеристики эмоциональной сферы ребенка служат основными показателями его психического развития в норме и при различных родах отклонения.
Нами были рассмотрены игровые методы коррекции применяемые в работе с детьми. Разработкой игровых методов коррекции занимались, как отечественные исследователи-практики: А.Я. Варга, И.Г.Выгодская, А. С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, Р.А. Зачепицкий и др., так и зарубежные: Диана Фрай, Анна Фрейд, Мелани Кляйн, Хуг-Хельмут и др. Игровая коррекция понимается психологами психоаналитического и гуманистического направлений, прежде всего, как процесс воздействия на личность ребенка извне с целью изменения, исправления, улучшения ее внутренних особенностей: эмоционального состояния, степени самопринятия, гармоничности личности, понимания себя и своих отношений со значимыми другими.
Таким образом, нами были рассмотрены такие теории агрессивного поведения как: социально-когнитивная теория, культурно-историческая теория, этология, психоанализ, бихевиоризм. Были рассмотрены генезис, феноменология и функции агрессии. Были даны различные классификации проявления агрессивного поведения. Предложены различные, в том числе игровые методы коррекции агрессивного поведения.
В качестве теоретико-методологической базы настоящей работы мы использовали общепсихологическую теорию деятельности, а также некоторые методические разработки предложенные в русле различных психологических школ.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-
2.1. Диагностика проявлений агрессии у старших дошкольников
Для изучения проявлений агрессии у дошкольников был проведен психологический эксперимент. Исследовались дети старшего дошкольного возраста (5 лет) ДУУ № 82 г. Симферополя.
Для эксперимента были выбраны две группы детей пятилетнего возраста: контрольная и экспериментальная группа по 6 человек [Приложение № 1].
На первом этапе эксперимента были организованы беседы с педагогами обеих групп дошкольников с целью: составить психологический портрет каждого ребенка. Используя наблюдения педагогов, данные о семьях детей, мы составили психологические характеристики [Приложение № 2].
Беседы с педагогами показали. Что в контрольной группе есть два ребенка, проявляющие агрессию: Р. Дима и Т. Сережа.
Т. Сережа из неблагополучной семьи: отец – алкоголик, старший брат в школе считается «трудным» подростком. Ребенком занимается мать, которая в две смены работает на стройке.
Мальчик не признает авторитет родителей и педагогов. Конфликтует с ними. Очень агрессивно относится к детям. Поэтому группа его игнорирует. Мальчик явный аутсайдер. Предпочитает одиночные игры. Сережа неадекватно реагирует на указания и замечания воспитателя. Если взрослый заставляет мальчика что-либо сделать, у последнего начинается истерика. Такая же реакция наблюдается при конфликте Сережи с другими детьми. Мальчик кричит, падает на пол, швыряет игрушки.
Агрессивным ребенком педагоги назвали Р. Диму. У Димы семья полная: отец, мать, старшая сестра. Родители много работают, не уделяют мальчику достаточно внимания. С педагогами группы родители не взаимодействуют.
В группе Дима агрессивен. Часто идет на конфликт, как с детьми, так и с педагогами. На замечания реагирует неадекватно – злится, бросает игрушки, угрожает. Мальчик достаточно умен, сообразителен, однако не идет на контакт со взрослыми.
Остальные дети агрессивности не проявляют. В основном, это дети из полных семей. Родители взаимодействуют с педагогами, совместно решают проблемы воспитания и обучения детей.
В экспериментальной группе педагоги назвали агрессивными Сережу К и Данила К.
Сережа К из полной семьи. Кроме родителей воспитанием занимается бабушка. Семья мальчика материально обеспеченная, потому мальчик ни в чем не знает отказа. Он избалован. В группе активен. Конфликтует со сверстникам постоянно по поводу игрушек. С детьми и взрослыми агрессивен. Неадекватно реагирует на замечания взрослого. Указания не выполняет, угрожает («Я тебя убью», «Папа тебя зарежет»). Частые трудности во взаимодействии. Способен к физической расправе.
Данил К. также из полной семьи. Семья материально обеспеченная, поэтому у мальчика очень много игрушек, различных приспособлений. Родители много работают, в связи с этим мало уделяют внимания сыну. Данил активный ребенок. Один из лидеров детского коллектива. Являясь лидером, подавляет других детей, решает все «проблемы» физическим путем. Мальчик агрессивен с детьми, как со сверстниками, так и с малышами. У педагогов возникают трудности при взаимодействии с этими детьми.
Мы организовали наблюдение за играми детей, склонных к агрессии, с целью выявления агрессивных действий.
Наблюдения показали следующее.
В контрольной группе дети достаточно активны. Самостоятельно организуют игры, распределяют роли, играют. Сервер, Лина, Руслан в играх спокойны, внимательны, действуют соответственно избранным ролям. В ходе игры эти дети взаимодействуют, общаются. Игра протекает спокойно.
Настя Д. охотно принимает участие в играх, но при этом часто конфликтует с детьми за роли, за игровые атрибуты, за лидерство. Она часто жалуется педагогу: «Лина не дает мне куклу», либо пытается устранить другого ребенка демонстративным криком: «Уходи, не мешай мне!». Данное поведение является характерным для девочки и наблюдалось нами не только в играх, но и при проведении режимных моментов, в ходе занятий. Согласно определению психолога Е. Смирновой такое поведение можно определить, как косвенную вербальную агрессию. Таким образом, Настю Д. можно отнести к детям с проявлениями агрессивности.
Более явно агрессия проявляется в поведении Димы Р.. В играх он конфликтует с детьми, в ссоре идет на физическую расправу. В некоторых ситуациях наблюдались жалобы детей по поводу игрушек. Однако чаще Дима пытался разобраться сам. Так, например, он напал на Сервера и пытался ударить его, чтобы отобрать машинку. В ходе наблюдений была отмечена и символическая агрессия, когда мальчик, угрожая другому, показывал кулак и говорил, что побьет, когда не будет воспитателя в группе. В этом случае мы наблюдали прямую физическую агрессию, как символическую, так и реальную.
Сережа Т., также явно проявлял агрессию по отношению к другим детям. В случаях каких-либо ссор мальчик начинал бросать чужие игрушки на пол, либо выбрасывать их в форточку. Иногда было замечено, что Сережа портил вещи других детей. Очень часто дрался с мальчиками из-за машинок. Если же другие в драке побеждали, то Сережа демонстративно громко кричал, плакал, падал на пол и закатывался в истерике. Было отмечено, что если на мальчика не обращали внимание, он прекращал истерику и занимался игрой. Сережу Т. в группе не любят. Дети редко играют с ним, избегают общения, стараются не подходить, иногда смеются над ним. У Сережи часто возникают конфликты с педагогом группы. Он открыто проявляет агрессию, угрожает на словах и даже пытается ударить. Родители игнорируют проблемы ребенка в саду, считают, что ребенок спокойный, уравновешенный и не способен к агрессии, обвиняют воспитателя в предвзятом отношении к ребенку.
В экспериментальной группе склонности к агрессии проявили два мальчика: Сережа К. и Данил К.
Сережа К. – своевольный, избалованный ребенок. На любое указание, замечание или запрет он реагирует вспышками ярости – бросает игрушки, вещи; кричал угрозы, пытался ударить. Причем детей Сережа К. пытался побить, в отношении взрослого мальчик ограничивался словесными угрозами и швырянием игрушек.
Таким образом, у Сережи К. была отмечена вербальная агрессия и прямая физическая агрессия.
Данил К. один из лидеров детского коллектива. Стремится к абсолютному лидерству. Агрессивен. В конфликтах с детьми идет на физическое столкновение. Ссоры отмечены по поводу игрушек, распределения ролей, хода игры.
При наблюдении мы отметили, что Данил не трогает Сережу К., а обычно конфликтует с детьми, не способными дать отпор (Эля, Алина). Чаще всего Данил ограничивается вербальной агрессией, но была отмечена косвенная и прямая физическая агрессия. Данил не реагирует на замечания воспитателя либо пререкается с ним.
Проведенные наблюдения показали, что в обеих группах есть дети с агрессивными проявлениями. В контрольной группе это Настя Д., Дима Р., Сережа Т., в экспериментальной – Сережа К., Данил К..
Для диагностики прогноза открытого агрессивного поведения мы использовали «Hand Test», разработанный Э. Вагнером, Б. Брайлином.
Цель диагностики – определить направленность активности обследуемых детей. При помощи данного теста мы решили выяснить, действительно ли выше указанные проявления детей можно назвать агрессивными.
Для исследования мы предложили детям с проявлениями агрессивности 9 карточек со стандартными изображениями руки и 1 пустую для воображаемого действия [Приложение №3].
Мы показывали каждому исследуемому карточки одну за другой в определенной последовательности. Исследуемому давали инструкцию: «Посмотри на этот рисунок руки. Что делает эта рука?». Ответы детей мы фиксировали в таблицах [Приложение № 4].
Тестирование показало следующее. Настя Д. оценивала рисунки руки, как указывающую – в четырех случаях, как агрессивную – в одном случае (карта № 3), как стремящуюся к общению – в двух случаях (карта № 6,8), как боящуюся – в двух случаях (карта № 2,5). Подсчет показал – 6 баллов, следовательно, уровень явной агрессии невысок.
Дима Р. только в одном случае (карта № 2) оценил руку, как боящуюся. В остальных случаях проявляется агрессия (5 ответов) и указание, угроза (в 4 случаях). Тест показал 32 балла, следовательно, уровень явной агрессии достаточно высок.
Диагностика Сережи Т. выявила наличие агрессивности в шести ответах из десяти. А подсчет баллов – 39, что означает высокий уровень явного агрессивного поведения.