Игровые методы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 12:10, дипломная работа

Краткое описание

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….. 3

ГЛАВА I. АГРЕССИЯ, КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН………………………………………………………………………….6

1.1. Основные психологические теории агрессивного поведения……..14

1.2. Особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………. 21

1.3. Игровые методы коррекции в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………… 28

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………37

2.1.Диагностика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………. 37

2.2. Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..45

2.3. Проверка эффективности коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………….51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………………………….57

ЛИТЕРАТУРА…………………………...………………………………………..59

Вложенные файлы: 1 файл

Бакалаврская работа.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

              В конце прошлого века широко обсуждалось открытие, согласно которому агрессивное поведение вызывается специфической хромосомной аномалией XYY. Увы, следующим этапом было разочарование тех, кто считал, что тайна происхождения человеческой агрессии раскрыта. Оказалось, что связь между этой хромосомной аномалией и агрессивным поведением очень слабая и не может быть, по крайней мере, основной причиной агрессии. Исследования показали, что подавляющее большинство детей с нарушениями поведения не имеют никаких хромосомных аномалий, а большинство лиц с лишней хромосомой не являются агрессивными [20,48].   

              Если говорить о том, что достоверно известно о биологических корнях человеческой агрессии, то можно отметить два основных факта. Известно, что только что родившийся малыш приходит в мир вооруженный оборонительным рефлексом. И поскольку оборонительный рефлекс относится к природным, то могут быть природным и задатки к наступательным действиям. Однако в зависимости от того, как ребенка воспитывают и в каком обществе он живет, эти задатки могут быть преобразованы как в приемлемую для общества «боевитость», энергичность, так и во враждебное отношение к окружающим поведение, в агрессивность. И правильно беспокоятся те родители, дети которых не могут даже в случае необходимости проявить способность к самообороне, настоять на своем. Хочется только добавить к этому, что неумение защитить себя – не повод учить ребенка быть враждебным. Это только повод задуматься над тем, чему и как учить ребенка дальше, как его воспитывать. К сожалению, в раздевалках детских садов нам не раз приходилось бать свидетелями такой ситуации: ребенок собирается домой и жалуется маме или папе на то, что кто-то из детей обидел его. И в ответ рассерженные родители предлагают ребенку готовый «рецепт» решения проблемы: дай сдачи и не играй с ним больше! Бывает и хуже: сами родители пытаются свести счеты с обидчиком или его родителями. Легко догадаться, что последствия такого способа научить ребенка «защищать себя» могут быть только плачевными, детский конфликт расширяется на взрослых, и конца ему не видать. Если подобные жалобы вы слышите от ребенка часто или просто затрудняетесь дать правильную оценку ситуации, не надо идти на поводу у своих обид и злости – они не могут быть хорошими помощниками в воспитании ребенка. Консультация у детского психолога поможет понять источники детского конфликта и выбрать правильный подход к ребенку, научить его жить в мире со своими ровесниками, быть интересным для них [48,54].

              З.Д. Матейчек отмечает, что агрессия более характерна для мальчиков, и считает это явление «биологической данностью», усиленной культурно-воспитательными традициями (в частности, выбор игрушек для мальчиков, характер предпочитаемых игр, занятия спортом) [35,51]. Однако нам не удалось обнаружить какое-либо статистическое подтверждение подобных выводов, за исключением данных М. Раттера о том, что в школьном возрасте синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков – это особенно ярко проявляется в случаях антиобщественного поведения: соотношение мальчики : девочки равно 10 : 1 [45,62].  

              Согласно позиции отечественных ученых, существует связь между агрессивностью и свойствами нервной системы. Вероятность агрессии повышается, когда нервная система человека характеризуется повышенной возбудимостью при слабом действии активного торможения. Это означает, что человек даже в ответ на незначительное воздействие, раздражение реагирует сильно и при этом в силу особенностей своей нервной системы оказывается не в состоянии проконтролировать свою реакцию. При этом Н.Д. Левитов [28,67] утверждает, что, поскольку свойства нервной системы передаются по наследству, может быть унаследовано и нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения в сторону повышенной и слабоконтролируемой возбудимости.

           Своевременная диагностика и правильно выбранный индивидуальный подход к ребенку помогут избежать малыш многих трудностей в адаптации и отношениях с окружающими. Свойства нервной системы находят свои внешнее выражение в виде определенного типа темперамента. При одних свойствах темперамента несколько легче формируется контроль за поведением, при других – труднее. При этом  не существует темпераментов плохих или хороших.

              Вероятность агрессии достаточно высока также в те периоды жизни, когда происходят существенные изменения в деятельности нервной системы. Общеизвестно, что для маленьких детей и стариков характерны трудности торможения – отсюда и родилась, наверное, поговорка: «что старый, что малый». Суть в том, что у малышей еще не устоялись основные механизмы, отвечающие за регуляцию поведения. Их нервная система интенсивно развивается. Произвольность поведения, основанная на соподчинении мотивов, рефлексии и внутреннем плане деятельности, проявляющаяся как способность проявлять волевое усилие – затормозить свои действия или, наоборот, заставить себя делать требуемое, - складывается у детей только в младшем школьном возрасте (7-10). А у людей в преклонном возрасте, наоборот, в силу происходящего распада эти механизмы уже работают значительно хуже, чем в молодости. Отсюда – вспыльчивость, нетерпимость, капризы [31,21].

              Таким образом, существует множество различных взглядов на возникновение такого феномена, как агрессивность. Основными можно считать теории, основывающиеся на: 1) на признании враждебного характера агрессии у человека – психоаналитическя теория, этология; 2)на признании «выученного», прижизненно приобретаемого характера агрессии бихевиоризм, социально-когнитивная психолоия; 3) на системном подходе к изучению источников агрессии – культурно-историческая теория.

 

1.2.           Особенности агрессивного поведения старшего дошкольного возраста.

              Дошкольное детство – наиболее ответственный возраст в силу насыщенности сензитивными и кризисными периодами, интенсивного формирования всех сторон личности ребенка. Поэтому и отношение к детской агрессии должно быть особым. Главное в том, что каждый ребенок встает перед выбором: что поможет ему построить нормальные взаимоотношения отношения с миром – агрессия или гуманность? Для взрослых, стоящих перед решением проблемы агрессивности детей, важно знать ответы на такие вопросы: «Какие условия помогают ребенку принять правильное решение?», «В какой степени может изменить ситуацию с агрессией гуманизация образования, о которой сегодня так много говорят и пишут?»

              Исследования в этой области продолжаются, но уже сегодня очевидно, что важнейшим из этих условий является качество общения взрослого с ребенком. Одним из аспектов этого общения является восприятие взрослым агрессии у детей. Взрослый всегда в состоянии объяснить свою агрессию: «Он меня разозлил», «Я устал» и т.д.

              В предисловии к книге К. Бютнера «Жить с агрессивными детьми» А.Г. Асмолов пишет: «Вряд ли сегодня кого-либо удивишь сухими статистическими сводками, свидетельствующими о росте преступности среди детей и подростков. Мы настолько привыкли к все нарастающей волной детской преступности. Что не заметили, как оказались во власти абсурдной логики общественного воспитания трудных детей, логики, которая основывается на формуле: ответим на рост правонарушений несовершеннолетних ростом исправительных учреждений. Парадоксальность ситуации состоит в том, что точкой приложения социальных, экономических и педагогических усилий общества становится исправление и профилактика жестокости, а не воспитания миролюбия» [7,43].

              При всей болезненности вопросов детской преступности и жестокости нам представляется неоправданным сведение к ним проблемы агрессии у детей. Более того, практика убедительно доказывает: преступность и жестокость зачастую оказываются почти прямым следствием неадекватного понимания причин детской агрессии, нашего неумелого обращения с ней или бессилия в оказании помощи трудному ребенку.

              Существуют, на наш взгляд, серьезные основания для того, чтобы не смешивать понятия «жестокое» и «агрессивное» поведение. Во-первых, невозможно не согласиться с мнением Г.М. Бреслава в том, что «было бы методологической ошибкой оценивать ребенка с точки зрения этических критериев, ибо последние предполагают наличие развитого нравственно самосознания, которого у детей нет… Рассуждения о детской жестокости и нечестности – типичный пример постоянно осуществляющейся в традиционной педагогике и психологии подстановки критериев самосознания взрослого человека на место качественно других критериев самосознание ребенка…» [6,15]. Многие объективно аморальные формы поведения не входят еще в зону «плохого», а те, что входят, могут еще допускаться в силе некоторых «оправдывающих» обстоятельств. Во-вторых, понятие «агрессии» – по существу понятие описательное (нападение, нанесение ущерба) и ничего не говорит о причинах, мотивах агрессивного поведения. В то же время понятие «жестокость» носит именно оценочный характер, ориентирует на сравнение, сопоставление с нравственными нормами. И если мы вместо того, чтобы описать проблему, например агрессивное поведение  ребенка, даем ему оценку, характеризуем его поведение как жестокое, то это означает, что мы заняли определенную моральную позицию по отношению к ребенку. Известно, что согласно нормам общественной морали, жестокость заслуживает осуждения. В то же время выбранная моральная позиция диктует совершенно определенный порядок действий взрослого: «осудить» на языке педагогического воздействия означает «наказать». «Готовое» стандартное решение позволяет взрослому быстро отреагировать на ситуацию: сочувствие – жертве, наказание – агрессору, урок – для всех [28,17].

              Стандартные педагогические решения никогда не отражают индивидуальности ребенка и все тонкости конкретной педагогической ситуации и, следовательно, в принципе не могут быть эффективными. Более того, они мешают найти – и взрослому, и ребенку – адекватную линию поведения в сложившихся обстоятельств. Возникает порочный круг: обострение агрессивного поведения отмечается именно в периоды кризисов личностного развития, в периоды наибольшей эмоциональной нестабильности ребенка, и чем более склонны взрослые просто подавлять детскую агрессию, тем больше нерешенных проблем у ребенка, тем выше вероятность агрессии на следующих ступенях развития.

              Согласно мнению многих психологов, важно, чтобы мы поняли: несмотря на то, что наличие агрессии в поведении ребенка всегда создает большие трудности взаимодействия с ним, нельзя оценивать агрессивные тенденции как исключительно отрицательные. По этой причине при попытках психологической коррекции агрессии необходимо, прежде всего, тщательно проанализировав, какую функцию она несет в каждой конкретной ситуации, в каком соотношении она находится с другими проявлениями активности ребенка и какие изменения она претерпела у одного ребенка с момента ее возникновения. Ребенок дошкольного возраста – существо преимущественно эмоциональное, и именно по этой причине характеристики эмоциональной сферы ребенка служат основными показателями его психического развития в норме и при различных родах отклонения. Часто наблюдаемая в среде взрослых тенденция упрощать процесс включения ребенка в мир социальных отношений, понимать дошкольное детство как возраст беспечности и беспредельного оптимизма тесно связана с тем, что взрослый лишает ребенка права на негативные эмоции или формы поведения (гнев, страх, агрессия). И вместо того чтобы обучить ребенка конструктивным способам выражения и преодоления испытываемых состояний, налагает на них запреты и ограничения. При таком подходе к детским эмоциям, где на первое место выходит подавление нежелательных переживаний ребенка, резко повышается риск нарушений нервно-психического развития детей и их дальнейшей ситуации в целом [29,51].

Если быть последовательно объективным, необходимо развести понятия «агрессия» и «агрессивность»:

      Под агрессией мы понимаем индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда или ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.

      Агрессивность может быть определена как относительно устойчивая черта личности, проявляющаяся в готовности к агрессивному поведению (т.е. в готовности с позиции определенных установок воспринимать, интерпретировать происходящее и воздействовать на него) [8;5].

                 Агрессивность как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, озлобленность, недоброжелательность, склонность к соперничеству. В современной психологии считается уже общепринятым положение о том, что возможна агрессия без агрессивности, но агрессивность, как правило, ищет себе выход в агрессивных действиях. Вместе с тем вряд ли есть основание говорить о сформированности агрессивности в дошкольном возрасте. Несомненно, что агрессивные действия могут со временем оказаться проявлением (следствием) формирующейся агрессивности, но это не дает оснований представлять группу агрессивных детей дошкольного возраста однородной.

              Проблема детской агрессии и агрессивности актуальна в первую очередь с точки зрения дифференциации нормы и отклонений в развитии, и разработки программ психолого-педагогической поддержки (профилактики, коррекции, развития, лечения и т.д.) ребенка соответственно этой дифференциации. В этой связи на первый план выходит вопрос о диагностических критериях, которые могли бы быть использованы в этих целях. Г.М. Бреслав пишет о том, что эмоциональные нарушения представлены нарушением свойств эмоциональной регуляции (ситуативности, избирательности и т.д.). Под отклонением формирования личности (ОФЛ) автор предлагает понимать отсутствие качественно специфических проявлений нормального развития личности (имеются в виду не только задержки в возникновении соответствующих возрасту новообразований, но и проявление их искаженных форм и чисто негативных новообразований, которые, прежде всего, ставят преграды для полноценного формирования личности). На этом основании агрессию у дошкольников можно рассматривать в двух основных вариантах:

      когда агрессивные действия ребенка носят ситуативный, избирательный характер и не относится  к отклонениям формирования личности;

      когда агрессивные действия приобретают генерализованный, малодифференцированный характер, становится ведущей (или одной из основных) формой поведения и являются свидетельством ОФЛ.

В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, говоря о динамике агрессивных проявлений, о различных формах выражения агрессии, также подчеркивают важность дифференцированного подхода. Для определения степени тяжести агрессивных проявлений авторы предлагают следующие критерии [56,30].

              1.  Частота и легкость их возникновения. Чем сложнее аффективная патология, тем больше возможностей возникновения фрустрирующих ситуаций.

2. Степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает. Агрессивные действия могут быть, очевидно, спровоцированы определенными обстоятельствами, однако интенсивность и форма их проявления могут не соответствовать причинам, их спровоцировавшим. В наиболее грубых случаях выявить причину возникновения агрессии, которая выглядит совершенно неадекватной формой реагирования на ситуацию, становится очень трудно.

Информация о работе Игровые методы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста