Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 13:06, курсовая работа
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» [10]
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению……………………………………………………………………......…9
1.2 Содержание деятельности по подготовке к успешному обучению в школе………………………………………………………………………….….20
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
2.1 Диагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе...27
2.2 Проведение коррекционно-развивающей работы……………….....32
2.3 Анализ эффективности проведения коррекционно-развивающей работы…………………………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Понятие интеллектуальной
готовности к школьному обучению…………………………………………………………
1.2 Содержание деятельности по подготовке
к успешному обучению в школе…………………………………………………………………
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
2.1 Диагностика интеллектуальной
готовности к обучению в школе.
2.2 Проведение коррекционно-развивающей работы……………….....32
2.3 Анализ эффективности проведения коррекционно-развивающей
работы………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..42
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» [10]
Практическая значимость
исследования состоит в выявлении
и использования комплекса
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
Современная ситуация в образовании
напрямую связана с тенденциями
к вариативности и
По мнению многих
исследователей (Л.Н. Винокуров, Е.В
Новикова и др.) в силу различных
причин, дети, имеющие проблемы в
развитии, оказываются не способными
быстро и безболезненно
Вопросу изучения причин школьной
неуспеваемости посвятили множество
работ такие отечественные
Готовность ребенка к
обучению в школе, а, следовательно,
и успешность его дальнейшего
обучения обусловлена всем ходом
его предшествующего развития. Для
того чтобы он мог включиться в
учебный процесс, в дошкольном возрасте
должен быть выработан определенный
уровень умственного и
Когда дети поступают в школу, они обязательно проходят собеседование, иногда – тестирование. Если в школе конкурс и есть возможность отбора, система заданий усложняется. Но в любом случае ребенок имеет дело с педагогами: они проверяют знания, умения и навыки, в том числе умения читать и считать.
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в постоянно меняющихся условиях
Автоматизация производства,
моделирование на электронно-вычислительных
машинах, использование компьютерных
технологий и многое другое предполагает
наличие у специалистов большинства
современных профессий умения четко
и последовательно
Установлено, что умственное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее , чем в более поздние возрастные этапы. Если не создавать условий для развития умственных способностей, то мышление человека окажется ограниченным узкими рамками, не сформируются интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить самостоятельно, выходить за пределы конкретной практической задачи.
Совершенствование содержания
и методов интеллектуального
развития дошкольников в основном
идет по пути формирования у них
элементарной системы знаний, упорядочения
разрозненных знаний и представлений
об окружающей действительности. Ибо
главное звено в
В дошкольном возрасте закладывается
фундамент представлений и
Ребенок, поступающий в
первый класс, должен иметь достаточно
высокий уровень
Следует учесть, что изменились условия жизни и семейного воспитания. Дети буквально «купаются» в потоке информации, как губка, впитывают новые слова и выражения. Словарь их редко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление, здесь нет прямой зависимости.
Старший дошкольник может многое, но не следует переоценивать умственные возможности шестилеток.
Дифференцированный
Целью данного исследования является определение интеллектуальных качеств ребенка, в наибольшей степени обеспечивающих успешность школьного
Объектом исследования в данной работе является уровень интеллектуального развития детей 6-7 лет.
Предметом является уровень
интеллектуального развития детей
6 лет. Актуальность исследования. В
настоящее время важной является
проблема создания надежных и валидных
методик диагностики
Гипотеза исследования состоит в том, что существующие диагностические методики определения интеллектуальной готовности к обучению в школе имеют неодинаковую прогностическую валидность, так как с разных сторон подходят к изучению особенностей психического развития детей. При этом не все психологические качества, которые изучаются при определении интеллектуальной готовности ребенка, одинаково востребуются в процессе обучения и в равной степени влияют на успешность овладения школьной программой. Следовательно, могут быть найдены такие критерии интеллектуальной готовности, которые в большей степени определяют успешность школьного обучения.
Задачи исследования.
1. Провести теоретический
анализ психолого-
2. С помощью разных диагностических программ исследовать связь между результатами диагностики интеллектуальной готовности и успешностью обучения ребенка в школе.
3. По результатам исследования разработать комплекс психодиагностических заданий, обладающий высокой способностью прогнозировать школьную успешность.
. В работе использовались следующие методики:
Методика «10 слов» (А.Р. Лурия).
Методика «Графический узор».
Методика «Мозаика».
Методика «Лабиринт».
Методика «Исключение лишнего».(ПРИЛОЖЕНИЕ А)
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) в широком смысле понимается как совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения, а в более узком смысле как мышление. [19]
Можно выделить три наиболее
часто встречавшихся
1) интеллект как способность к обучению;
2) интеллект как способность
оперировать абстрактными
3) интеллект как способность адаптироваться к окружающему миру.
В начале XX в. интеллект рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний.
Французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности, посредством специальных тестов, прагматически трактуя интеллект как способность справляться с определенными заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться.
В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др.). Ж. Пиаже считает, что интеллект - высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой (Ж. Пиаже, 1994).
Р. Стернберг впервые предпринял попытку определения интеллекта на уровне описания поведения. Он выделил три формы интеллектуального поведения:
1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);
2) способность решать проблемы (способность строить планы, применять знания и т.п.);
Информация о работе Исследование интеллектуальной готовности шестилетних детей к обучению в школе