Исследование интеллектуальной готовности шестилетних детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» [10]

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению……………………………………………………………………......…9
1.2 Содержание деятельности по подготовке к успешному обучению в школе………………………………………………………………………….….20
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
2.1 Диагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе...27
2.2 Проведение коррекционно-развивающей работы……………….....32
2.3 Анализ эффективности проведения коррекционно-развивающей работы…………………………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Марина психологияdocx.docx

— 236.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ  ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

  1.1 Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению……………………………………………………………………......…9

            1.2 Содержание деятельности по подготовке к успешному обучению в школе………………………………………………………………………….….20

 

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К  ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

 

2.1 Диагностика интеллектуальной  готовности к обучению в школе...27

         2.2 Проведение коррекционно-развивающей работы……………….....32

         2.3 Анализ эффективности проведения коррекционно-развивающей работы…………………………………………………………………………….33

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..42

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...45

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема готовности ребенка  к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими  факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы  неготовыми к обучению. Позиции большинства  авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» [10]

Практическая значимость исследования состоит в выявлении  и использования комплекса методик, направленных на изучение уровня интеллектуальной готовности к обучению в школе. Результаты и выводы исследования могут быть использованы для решения практических задач по подготовке к обучению в  школе детей 6-7 лет. Поступление в  школу — это начало нового этапа  в жизни ребенка, вхождение его  в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений  со взрослыми и сверстниками.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка  кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным  и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами  мышления и основными логическими  операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также  предполагает формирование у ребенка  начальных умений в области учебной  деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в  самостоятельную цель деятельности. В отечественной психологии при  изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе  акцент делается не на сумму усвоенных  ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Современная ситуация в образовании  напрямую связана с тенденциями  к вариативности и дифференциации. Вариативность образования проявляется  в том, что школьники учатся по разным учебным планам, программам и учебникам. Тенденция к дифференциации находит свою реализацию, в частности, в создании классов для младших  школьников, в которых обучение организовано с применением разных педагогических технологий; различным оказывается  и уровень требований к отдельным  сторонам психики ребенка. Наряду с  классами, в которых обучение организовано по традиционным программам, существуют классы, в которых обучение осуществляется по усложненным программам. Кроме того, создаются классы интегрированного обучения. Предполагается, что в этих классах помимо обучения осуществляется коррекционная и развивающая работа с детьми, имеющими трудности в обучении. Уже до комплектования классов важно знать психологические особенности и возможности детей с тем, чтобы с самого начала создать максимально благоприятные условия для обучения и развития ребенка.

 По мнению многих  исследователей (Л.Н. Винокуров, Е.В  Новикова и др.) в силу различных  причин, дети, имеющие проблемы в  развитии, оказываются не способными  быстро и безболезненно усвоить  систему школьных требований, включиться  в учебный процесс. Это приводит  к увеличению числа неуспевающих  школьников.

Вопросу изучения причин школьной неуспеваемости посвятили множество  работ такие отечественные исследователи, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Б. Давыдов, Л.В. Занков, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, Венгер и другие. Практически все авторы считают, что проблема успешности обучения впервые проявляется как проблема готовности к школьному обучению.

Готовность ребенка к  обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего  обучения обусловлена всем ходом  его предшествующего развития. Для  того чтобы он мог включиться в  учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического  развития, выработан ряд школьнозначимых навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, т.к. учение - деятельность, предъявляющая особые требования к личности. Чтобы учиться, важно обладать терпением, силой воли, уметь критически отнестись к собственным успехам и неудачам, контролировать свои действия. В конечном итоге ребенок должен осознать себя как субъекта учебной деятельности и соответственно строить свое поведение.

Когда дети поступают в  школу, они обязательно проходят собеседование, иногда – тестирование. Если в школе конкурс и есть возможность отбора, система заданий  усложняется. Но в любом случае ребенок  имеет дело с педагогами: они проверяют  знания, умения и навыки, в том  числе умения читать и считать.

Главной целью системы  образования является подготовка подрастающего  поколения к активной жизни в  постоянно меняющихся условиях

Автоматизация производства, моделирование на электронно-вычислительных машинах, использование компьютерных технологий и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства  современных профессий умения четко  и последовательно анализировать  изучаемые процессы. Основы указанных  умений формируются в процессе обучения уже в детском саду.

Установлено, что умственное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее , чем в более поздние возрастные этапы. Если не создавать условий для развития умственных способностей, то мышление человека окажется ограниченным узкими рамками, не сформируются интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить самостоятельно, выходить за пределы конкретной практической задачи.

Совершенствование содержания и методов интеллектуального  развития дошкольников в  основном идет по пути формирования у них  элементарной системы знаний, упорядочения разрозненных знаний  и представлений  об окружающей действительности. Ибо  главное звено в интеллектуальном развитии детей – формирование на базе полученных знаний элементарно  обобщенного представления о  том, что явления окружающей действительности подчиняются определенным закономерностям. Необходимо упорядочить знания детей , учить их наблюдать и осмысливать явления природы, их закономерности , формировать умственную активность , стремление к познанию окружающей действительности.

В дошкольном возрасте закладывается  фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Дошкольное детство  является оптимальным периодом в  интеллектуальном развитии человека. Установлено, что возможности интеллектуального  развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно  познавать  не только внешние, наглядные  свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи  и отношения , овладевать мыслительными операциями: анализом и синтезом , сравнением и обобщением, классификационными навыками и др. кроме того в процессе учебной деятельности ребенку предстоит устанавливать причинно –следственные связи между предметами и явлениями. разрешать найденные противоречия, что играет важнейшую роль в овладении системой научных понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе.

Ребенок, поступающий в  первый класс, должен иметь достаточно высокий уровень интеллектуального  развития. Долгое время об умственном развитии судили по количеству усвоенных знаний, умений, по объёму «умственного инвентаря» ребенка, который выявляется в словарном запасе.

Следует учесть, что изменились условия жизни и семейного  воспитания. Дети буквально «купаются» в потоке информации, как губка, впитывают  новые слова и выражения. Словарь  их редко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается  и мышление, здесь нет прямой зависимости.

Старший дошкольник может  многое, но не следует переоценивать  умственные возможности шестилеток.

Дифференцированный педагогический подход к детям на основе объективных  сведений об их психологической готовности к школе, а также уровне развития способности к обучению дает возможность  наилучшим образом учесть индивидуальные особенности ребенка, построить  учебный процесс таким образом, чтобы компенсировать недостатки в  их психическом развитии. Немаловажное значение это имеет и для адекватного  учета когнитивных и личностных особенностей в обучении ребенка  с высоким уровнем психического развития.

Целью данного исследования является определение интеллектуальных качеств ребенка, в наибольшей степени  обеспечивающих успешность школьного 

Объектом исследования в  данной работе является уровень интеллектуального  развития детей 6-7 лет.

Предметом является  уровень  интеллектуального развития детей 6 лет. Актуальность исследования. В  настоящее время важной является проблема создания надежных и валидных методик диагностики психологической  готовности к школьному обучению и неразрывно связанный с ней  вопрос о критериях умственного  развития.

Гипотеза исследования состоит  в том, что существующие диагностические  методики определения интеллектуальной готовности к обучению в школе  имеют неодинаковую прогностическую  валидность, так как с разных сторон подходят к изучению особенностей психического развития детей. При этом не все психологические качества, которые изучаются при определении интеллектуальной готовности ребенка, одинаково востребуются в процессе обучения и в равной степени влияют на успешность овладения школьной программой. Следовательно, могут быть найдены такие критерии интеллектуальной готовности, которые в большей степени определяют успешность школьного обучения.

Задачи исследования.

1. Провести теоретический  анализ психолого-педагогической  литературы, посвященной особенностям  интеллектуального развития и  его диагностики у старшего  дошкольника.

2. С помощью разных диагностических программ исследовать связь между результатами диагностики интеллектуальной готовности и успешностью обучения ребенка в школе.

3. По результатам исследования разработать комплекс психодиагностических заданий, обладающий высокой способностью прогнозировать школьную успешность.

. В работе использовались  следующие методики:

Методика «10 слов» (А.Р. Лурия).

Методика «Графический узор».

Методика «Мозаика».

Методика «Лабиринт».

Методика «Исключение  лишнего».(ПРИЛОЖЕНИЕ А)

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ  ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

1.1 Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению.

 

Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) в широком смысле понимается как совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения, а в более узком смысле как мышление. [19]

Можно выделить три наиболее часто встречавшихся определения  интеллекта:

1) интеллект как способность  к обучению;

2) интеллект как способность  оперировать абстрактными символами  и отношениями; 

3) интеллект как способность  адаптироваться к окружающему  миру.

В начале XX в. интеллект рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний.

Французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности, посредством специальных тестов, прагматически трактуя интеллект как способность справляться с определенными заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться.

В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание  интеллекта как биопсихической адаптации  к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др.). Ж. Пиаже  считает, что интеллект - высший универсальный  способ уравновешивания субъекта со средой (Ж. Пиаже, 1994).

Р. Стернберг впервые предпринял попытку определения интеллекта на уровне описания поведения. Он выделил три формы интеллектуального поведения:

1) вербальный интеллект  (запас слов, эрудиция, умение понимать  прочитанное);

2) способность решать  проблемы (способность строить планы,  применять знания и т.п.);

Информация о работе Исследование интеллектуальной готовности шестилетних детей к обучению в школе