Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 13:06, курсовая работа
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» [10]
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению……………………………………………………………………......…9
1.2 Содержание деятельности по подготовке к успешному обучению в школе………………………………………………………………………….….20
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
2.1 Диагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе...27
2.2 Проведение коррекционно-развивающей работы……………….....32
2.3 Анализ эффективности проведения коррекционно-развивающей работы…………………………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..
Инструкция. Ребята, дорисуйте недостающую фигуру.
ЗАНЯТИЕ №9
1. Игра «Дорисуй рисунок».
Цель: развитие внимания, мелкой моторики.
Оборудование. Бланк с заданием.
Инструкция. Посмотрите на образец.
Дорисуйте все остальные
2. Игра «Узнай, кто это».
Цель: развитие восприятия.
Оборудование. Наглядный материал.
Инструкция. Я покажу вам часть рисунка, а вы постарайтесь определить то целое, к которому эти части относятся.
3. Игра «Запомни Цифры».
Цель: развитие памяти.
Инструкция. Я буду называть цифры, а вы – повторять за мной.
6 2
2 8 3
3 7 1 4
6 3 9 1 5
8 1 4 9 2 6
7 4 1 8 3 9 2
4. Игра «Подбери признак».
Цель: развитие речи и мышления.
Инструкция. Ребята, я буду называть какое-нибудь слово, а вам надо подобрать к нему слово-признак. Например: Яблоко – сочное, красное, душистое; собака, ночь, стул, снег.
5. Игра «Срисуй точки».
Цель: развитие зрительно-моторной координации, самоконтроля, пространственной ориентации.
Инструкция. Ребята, посмотрите, какие узоры из точек нарисованы у меня на доске. Возьмите карандаш и нарисуйте такие же узоры у себя в тетрадях.
ЗАНЯТИЕ №10.
1. Игра «Кольца».
Цель: развитие внимания. (См. занятие №1.)
2. Игра «Прятки».
Цель: развитие зрительного восприятия и усидчивости.
Оборудование. Наглядный материал к занятию.
Инструкция. Ребята, вам нужно отыскать предметы, которые художник спрятал на картинке (кухня).
3. Игра «Муха».
Цель: тренировка зрительной памяти, умения манипулировать мысленными образами.
Оборудование. Поле с 9-ю клетками и макет мухи.
Инструкция. Ребята, мы сейчас будем передвигать муху по полю из клеточек. Самое главное не выпустить муху за пределы поля. (Вначале можно играть, держа перед собой нарисованное поле. Затем стоит попытаться перейти к игре без поля.)
4. Игра «Нелепицы».
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Оборудование. Картинка, на которой наряду с реальными вещами изображено то, чего быть не может.
Инструкция. Посмотрите, ребята, на эту картинку. Она смешная? Так бывает или нет? Все ли правильно нарисовал художник?
5. Игра «Рисунки по точкам».
Цель: развитие мелкой моторики. (См. занятие №7.)
ЗАНЯТИЕ №11
1. Игра «Точки».
Цель: развитие пространственных представлений.
Инструкция. Ребята, перед вами рисунок, на котором поставлено множество точек.
. . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .
Ваша задача – соединить эти точки так, чтобы получилось как можно больше квадратов разных размеров. В конце игры мы подсчитаем, сколько квадратов получилось у каждого из вас.
2. Игра «Пальцы».
Цель: развитие внимания в «чистом» виде, формирование способности к сосредоточению.
Инструкция. Ребята, переплетите
пальцы рук, оставив большие пальцы
свободными. По моей команде «Начали»
вы медленно начинаете вращать большие
пальцы один вокруг другого с постоянной
скоростью и в одном
3. Игра «Группировки».
Цель: развитие логического мышления.
Оборудование. Наглядный материал к игре.
Инструкция. Ребята, посмотрите на все картинки и постарайтесь найти как можно больше групп. Например: синица, человек, кошка, лошадь – это живые существа; торт, яблоко – еда; кошка, лошадь – домашние животные и т.д.
4. Игра «Придумай название к картинкам».
Цель: развитие речи.
Оборудование. Несколько сюжетных картинок.
Инструкция. Ребята, я вам покажу картинку. Посмотрите внимательно, что нарисовано на ней, и придумайте название к этой картинке.
5. Игра «Нарисуй такой же рисунок».
Цель: развитие мелкой моторики. (См. занятие №3.)
ЗАНЯТИЕ №12
1. Игра «Кольца».
Цель: развитие внимания. (См. занятие №1.)
2. Игра «Пиши кружочками».
Цель: развитие фонематического слуха.
Инструкция. Ребята, мы сейчас будем писать слова, но не буквами, а кружочками. Сколько в слове букв, столько вы нарисуете кружочков.
Слова: АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.
3. Игра «Последовательность».
Цель: развитие логического мышления и речи.
Оборудование. Картинки к игре.
Инструкция. Посмотрите, у меня 4 картинки. Из них можно составить маленький мультфильм. Разложите эти картинки так, чтобы получилась история от начала до конца.
4. Игра «Палочки и крестики».
Цель: развитие усидчивости, внимания, мелкой моторики.
Оборудование. Бланк к игре.
Инструкция. Видите, наверху написаны палочки и крестики. Вам нужно будет писать их, соблюдая вот такие правила.
- Пиши палочки и крестики
точно в такой же
- Переходи на другую строчку после знака минус.
- Не пиши на полях.
- Пиши каждый знак в одной клеточке.
- Соблюдай расстояние
между строчками в две
ЗАНЯТИЕ №13
1. Игра «Запрещенные цвета».
Цель: развитие внимания.
Инструкция. Ребята, слушайте меня внимательно. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны быстро отвечать на них, соблюдая два правила: 1. Нельзя называть два запрещенных цвета – белый и голубой; 2. Нельзя дважды называть один и тот же цвет.
2. Игра «Кто спрятался в рисунках».
Цель: развитие зрительного восприятия. (См. занятие №8.)
3. Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие зрительной памяти.
Оборудование. Пять любых игрушек.
Инструкция. Ребята, посмотрите внимательно на игрушки, постарайтесь запомнить, где кто стоит. А теперь закройте глаза. (Педагог меняет местами 1- 2 игрушки.) Что изменилось?
4. Игра «Футболисты».
Цель: развитие внимания и логического мышления.
Оборудование. Распечатанный бланк к игре на каждого ребенка.
Инструкция. Ребята, посмотрите внимательно на табличку. Дорисуйте последнего недостающего футболиста.
5. Игра «Рисунки по точкам».
Цель: развитие мелкой моторики. (См. занятие №7.)
ЗАНЯТИЕ №14
1. Игра «Кольца».
Цель: развитие внимания. (См. занятие №1.)
2. Игра «Дорисуй».
Цель: развитие внимания и зрительной памяти.
Оборудование. Распечатанные бланки к игре на каждого ребенка.
Инструкция. Ребята, здесь нарисованы различные предметы и соответствующие им фигуры. Вы должны их запомнить и на втором рисунке нарисовать по памяти напротив каждой картинки соответствующий ей элемент.
3. Игра «Из каких фигур нарисованы флажки».
Цель: развитие восприятия и мелкой моторики.
Оборудование. Распечатанные бланки к игре на каждого ребенка.
Инструкция. Ребята, посмотрите
на эти флажки и скажите, из каких
фигур они состоят. А теперь раскрасьте
флажки первой строчки желтым цветом,
второй строчки – зеленым цветом,
третьей строчки – синим
4. Игра «Найди дорогу к домику».
Цель: развитие внимания и логического мышления.
Оборудование. Распечатанные бланки к игре.
Инструкция. Ребята, найдите дорогу к домику. А поможет вам схема.
5. Игра «Нарисуй такой же рисунок».
Цель: развитие мелкой моторики. (См. занятии №3.)
ЗАНЯТИЕ №15
1. Игра «Кто спрятался в рисунках».
Цель: развитие восприятия. (См. занятие №8.)
2. Игра «Исключение лишнего».
Цель: развитие логического мышления. (См. занятие №1.)
3. Игра «Два одинаковых домика».
Цель: развитие внимания.
Оборудование. Распечатанный рисунок к игре.
Инструкция. Ребята, посмотрите, все эти домики похожи друг на друга, но они разные. Только 2 домика совершенно одинаковые. Найдите их.
4. Игра «Дорисуй фигуры».
Цель: развитие внимания мелкой моторики.
Оборудование. Бланки к игре на каждого ребенка.
Инструкция. Ребята, посмотрите, здесь нарисованы части геометрических фигур. Возьмите карандаш и попробуйте дорисовать эти фигуры.
ЗАНЯТИЕ №16
1. Игра «Кто спрятался в рисунке».
Цель: развитие восприятия. (См. занятие №8.)
2. Игра «Дорисуй».
Цель: развитие внимания и зрительной памяти. (См. занятие №14.)
3. Игра «Прятки».
Цель: развитие зрительного восприятия и усидчивости (автомастерская). (См. занятие №10.)
4. Игра «Придумай рассказ».
Цель: развитие речи и мышления.
Оборудование. Картинки к игре.
Инструкция. Ребята, посмотрите на эти картинки. Расставьте их в такой последовательности, чтобы можно было составить рассказ.
5. Игра «Раскрасьте кружки».
Цель: развитие мелкой моторики.
Оборудование. Бланк с нарисованными кружками.
Инструкция. Ребята, раскрасьте
круги разноцветными
Информация о работе Исследование интеллектуальной готовности шестилетних детей к обучению в школе