Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 13:06, курсовая работа
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» [10]
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению……………………………………………………………………......…9
1.2 Содержание деятельности по подготовке к успешному обучению в школе………………………………………………………………………….….20
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
2.1 Диагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе...27
2.2 Проведение коррекционно-развивающей работы……………….....32
2.3 Анализ эффективности проведения коррекционно-развивающей работы…………………………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..
Рекомендации по формированию интеллектуальной готовности детей к школьному обучению
1. Перед поступлением
в школу ребенок должен
- умением самостоятельно обслужит себя;
- обладать навыком общения с другими детьми и со взрослыми;
- уметь без протеста
подчиняться правилам и
- быть способным
2. У детей, посещавших
дошкольные учреждения, период адаптации,
как правило, проходит быстрее
и легче. Поэтому, если
3. Читайте ребенку вслух.
Слушая вас, ребенок учится
фиксировать свое внимание, у
него развивается речь, мышление.
Также побуждайте ребенка
4. Разучивайте стихи. Это
занятие поможет развить
5. Раскрашивайте картинки,
обводите по контуру,
6. Предлагайте ребенку
игры, которые требуют умения
анализировать, сравнивать, классифицировать.
Все эти задания формируют
у ребенка мысль о
7. Занимаясь с ребенком, не забывайте, что главное не то, будет ваш ребенок уметь читать, считать, писать, а то, насколько хорошо будут развиты его основные познавательные процессы: внимание, память, мышление, речь.
Цель работы по подготовке к школе – не «натаскивать» ребенка, а стимулировать и развивать его психические процессы.
8. По мнению большинства
специалистов, диагностику к школе
следует проводить за год-два
до начала школьного обучения,
когда проблемы только
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. Книга для родителя будущего первоклассника. – Екатеринбург, У – Фактория-2006.-224
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М-1968]
3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994.
4. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования – 2000-№1; с 7-12
5. Выготский Л.С. Детская психология Собр. Соч., т 6, М., 1984 г.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
7. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М., 1996.
8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе, 4-е издание – СПБ.: Питер,2006. -208с
9. Детская психология. / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн., 1981.
10. Дубровина И.В. Готовность к школе. Руководство практического психолога.- М: 1995
11. Кравцова Е.Е.Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М, 1993.
12. Кушнир Н.Я. Игровые комплексы для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/Н.Я.Кушнир. –Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.-118с: ил.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
14. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? // Семья и школа. – 1987. − №4. − С. 25-27.
15. Немов Р.С. Психология. Т. 2. – М., 1995.
16. Нижегородцева Н. Психолого- педагогическая готовность к школе, М., «Владос» 2001 г
17. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995.
18. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.
19. Психологический словарь. Ростов-на –Дону, Изд. Феникс, 2003
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1971.
21. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание. – 1995. − №8. − С. 25-28.
22. Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе// Начальная школа. – 1994. − №5. − С. 67-69.
23. Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/Е.И.Смолер. –Минск: НИО, 2012 -104с., ил.
24. Степанова М.И. Что такое «школьная зрелость»?// Справочник для родителей будущего первоклассника. - М: 1999-48с
25. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.
26. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.
27. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддьякова. Ф.А.Сохнина. М., 1988.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
1. Методика «10 слов» (А.Р. Лурия).
Цель: исследование объема слухоречевого запоминания. Оборудование: 10 односложных слов, не связанных по смыслу, в единственном числе именительного падежа. Инструкция: «Я прочитаю тебе несколько слов. Постарайся запомнить и повторить их: дом, лес, кот, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол» – первичная диагностика; торт, сок, кино, крот, ток, игла, мышь, ель, луна, зонт – вторичная диагностика. Фиксируется правильно и точно воспроизведенные слова, порядок воспроизведения значения не имеет.
Оценка результатов:
1 уровень – ребенок назвал все 10 слов.
2 уровень – ребенок назвал 7-9 слов.
3 уровень – ребенок назвал 4-6 слова.
4 уровень – ребенок назвал менее 3 слов.
2. Методика «Графический узор».
Цель: диагностика умения действовать по правилу, пространственной ориентировки, мелкой моторики. Оборудование: образец графического узор. Инструкция: «Перерисуй на тетрадный лист узор и самостоятельно продолжи его». Фиксируется точность копирования образца и правильность последующего воспроизведения узора.
Обработка результатов:
1 уровень – ребенок
полностью справился с
2 уровень – ребенок
также успешно выполнял
3 уровень – ребенок
точно скопировал образец, но
допустил ошибки при
4 уровень – ребенок изначально не смог правильно скопировать образец.
3. Методика «Мозаика».
Цель: выявление степени овладения зрительным анализом и синтезом – объединением элементов в целостный образ (наглядно-действенный уровень мышления). Оборудование: кубики коса или кубики Никитина. Инструкция: ребенку предлагается из имеющихся 4 кубиков составить двухцветную картинку по образцу. Оценивается отношение к заданию, наличие или отсутствие периода ориентировки в задании, способ выполнения, целенаправленность деятельности, сформированность операций пространственного анализа и синтеза, осуществление самоконтроля.
Оценка результатов:
1 уровень – ребенок
легко справился с заданием, проявил
сосредоточенность и
2 уровень – ребенок успешно выполнил задание, не отвлекался, выражен этап ориентировки, но отмечается более низкая сформированность операций пространственного анализа и синтеза, мысленное расчленение фигуры на 4 блока поначалу представляет для него трудности, однако после непродолжительного манипулирования кубиками ребенок правильно выполнил задание.
3 уровень – у ребенка
менее выражен период
4 уровень – ребенок не смог справиться с заданием и отказался от помощи.
4. Методика «Лабиринт».
Цель: выявление уровня развития
наглядно-образного мышления и использования
условно-схематических
Оценка результатов:
1 уровень – ребенок
проявляет большую
2 уровень – у ребенка
более длительный период
3 уровень – ребенок
проявляет большую
4 уровень – ребенок не способен ориентироваться по плану и соотносить свои действия со схемой.
5. Методика «Исключение лишнего».
Цель: диагностика способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки (исследование на зрительном и вербальном материалах. Оборудование: тестовый материал. Инструкция: ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
– Что здесь лишнее?– Почему? Назови отличительный признак.
– Как одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?
Оценка результатов:
1 уровень – ребенок
справляется с наглядным и
вербальным вариантом, делает
правильное обобщение,
2 уровень – правильно
выполнил оба варианта задания,
3 уровень – справился
либо только с одним вариантом,
4 уровень – ребенок
полностью не справился с
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица 2.1 − Показатели уровня развития речевой памяти дошкольников контрольной и экспериментальной групп
№ |
Имя, фамилия ребенка |
Уровень сформированности (1 срез) |
Уровень сформированности (2 срез) | ||||
Контрольная группа |
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий | |
1 |
Милена Х. |
+ |
+ |
||||
2 |
Ваня Х. |
+ |
+ |
||||
3 |
Маша Ю. |
+ |
+ |
||||
4 |
Глеб Х. |
+ |
+ |
||||
5 |
Никита Н. |
+ |
+ |
||||
6 |
Валера Д. |
+ |
+ |
||||
7 |
Ира Б. |
+ |
+ |
||||
8 |
Илья М. |
+ |
+ |
||||
9 |
Света Н. |
+ |
+ |
||||
10 |
Настя В. |
+ |
+ |
||||
Экспериментальная группа |
|||||||
1 |
Сережа Б. |
+ |
+ |
||||
2 |
Вадим Л. |
+ |
+ |
||||
3 |
Вова Б. |
+ |
+ |
||||
4 |
Рита Е. |
+ |
+ |
||||
5 |
Арина С. |
+ |
+ |
||||
6 |
Глеб П. |
+ |
+ |
||||
7 |
Аня П. |
+ |
+ |
||||
8 |
Настя И. |
+ |
+ |
||||
9 |
Полина В. |
+ |
+ |
||||
10 |
Катя К. |
+ |
+ |
Информация о работе Исследование интеллектуальной готовности шестилетних детей к обучению в школе