Исследование интеллектуальной готовности шестилетних детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» [10]

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению……………………………………………………………………......…9
1.2 Содержание деятельности по подготовке к успешному обучению в школе………………………………………………………………………….….20
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
2.1 Диагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе...27
2.2 Проведение коррекционно-развивающей работы……………….....32
2.3 Анализ эффективности проведения коррекционно-развивающей работы…………………………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Марина психологияdocx.docx

— 236.50 Кб (Скачать файл)

Рекомендации  по формированию интеллектуальной готовности детей к школьному обучению

1. Перед поступлением  в школу ребенок должен обладать  следующими навыками:

- умением самостоятельно  обслужит себя;

- обладать навыком общения  с другими детьми и со взрослыми;

- уметь без протеста  подчиняться правилам и требованиям;

- быть способным сосредотачиваться  на одном занятии не меньше  20-25 минут.

2. У детей, посещавших  дошкольные учреждения, период адаптации,  как правило, проходит быстрее  и легче. Поэтому, если ребенок  по каким-то причинам не посещает  детский сад, следует постараться,  чтобы в последний дошкольный  год ребенок посещал подготовительную  школу.

3. Читайте ребенку вслух.  Слушая вас, ребенок учится  фиксировать свое внимание, у  него развивается речь, мышление. Также побуждайте ребенка рассказывать  о том, что он видел.

4. Разучивайте стихи. Это  занятие поможет развить непосредственное  запоминание.

5. Раскрашивайте картинки, обводите по контуру, вырезайте  фигуры, занимайтесь «оригами», используйте  в занятиях с ребенком пальчиковую  гимнастику – все эти занятия  развивают мелкую моторику рук. (Упражнения по развитию мелкой  моторики см. в приложении)

6. Предлагайте ребенку  игры, которые требуют умения  анализировать, сравнивать, классифицировать. Все эти задания формируют  у ребенка мысль о существенных  признаках. Создание понятий –  это результат сложной мыслительной  деятельности.

7. Занимаясь с ребенком, не забывайте, что главное не то, будет ваш ребенок уметь читать, считать, писать, а то, насколько хорошо будут развиты его основные познавательные процессы: внимание, память, мышление, речь.

Цель работы по подготовке к школе – не «натаскивать»  ребенка, а стимулировать и развивать  его психические процессы.

8. По мнению большинства  специалистов, диагностику к школе  следует проводить за год-два  до начала школьного обучения, когда проблемы только обозначатся  и легче всего поддаются коррекции.  Родители для определения готовности  ребенка к школе могут использовать несложный тест Керна-Йерасека

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. Книга для родителя будущего первоклассника. – Екатеринбург, У – Фактория-2006.-224

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М-1968]

3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994.

4. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования – 2000-№1; с 7-12

5. Выготский Л.С. Детская психология Собр. Соч., т 6, М., 1984 г.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

7. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М., 1996.

8.  Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе, 4-е издание – СПБ.: Питер,2006. -208с

9. Детская психология. / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн., 1981.

10. Дубровина И.В. Готовность к школе. Руководство практического психолога.- М: 1995

11. Кравцова Е.Е.Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М, 1993.

12. Кушнир Н.Я. Игровые комплексы для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/Н.Я.Кушнир. –Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.-118с: ил.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

14. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? // Семья и школа. – 1987. − №4. − С. 25-27.

15. Немов Р.С. Психология. Т. 2. – М., 1995.

16. Нижегородцева Н. Психолого- педагогическая готовность к школе, М., «Владос» 2001 г

17. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995.

18. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.

19. Психологический словарь. Ростов-на –Дону, Изд. Феникс, 2003

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1971.

21. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание. – 1995. − №8. − С. 25-28.

22. Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе// Начальная школа. – 1994. − №5. − С. 67-69.

23. Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/Е.И.Смолер. –Минск: НИО, 2012 -104с., ил.

24. Степанова М.И. Что такое «школьная зрелость»?// Справочник для родителей будущего первоклассника. - М: 1999-48с

25. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.

26. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.

27. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддьякова. Ф.А.Сохнина. М., 1988.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

1. Методика «10 слов» (А.Р. Лурия).

Цель: исследование объема слухоречевого  запоминания. Оборудование: 10 односложных  слов, не связанных по смыслу, в единственном числе именительного падежа. Инструкция: «Я прочитаю тебе несколько слов. Постарайся запомнить и повторить их: дом, лес, кот, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол» – первичная диагностика; торт, сок, кино, крот, ток, игла, мышь, ель, луна, зонт – вторичная диагностика. Фиксируется правильно и точно воспроизведенные слова, порядок воспроизведения значения не имеет.

Оценка результатов:

1 уровень – ребенок  назвал все 10 слов.

2 уровень – ребенок  назвал 7-9 слов.

3 уровень – ребенок  назвал 4-6 слова.

4 уровень – ребенок  назвал менее 3 слов.

2. Методика «Графический узор».

Цель: диагностика умения действовать по правилу, пространственной ориентировки, мелкой моторики. Оборудование: образец графического узор. Инструкция: «Перерисуй на тетрадный лист узор и самостоятельно продолжи его». Фиксируется точность копирования образца и правильность последующего воспроизведения узора.

Обработка результатов:

1 уровень – ребенок  полностью справился с заданием, не допустил ни одной ошибки, точно скопировал образец и  продолжил узор до конца строки, работал внимательно, сосредоточенно, постоянно сверяясь с образцом.

2 уровень – ребенок  также успешно выполнял задание,  но в работе присутствуют некоторые  неточности, которые ребенок исправлял,  сверяя свой результат с образцом.

3 уровень – ребенок  точно скопировал образец, но  допустил ошибки при выполнении  его продолжения.

4 уровень – ребенок  изначально не смог правильно  скопировать образец.

3. Методика «Мозаика».

Цель: выявление степени  овладения зрительным анализом и  синтезом – объединением элементов  в целостный образ (наглядно-действенный  уровень мышления). Оборудование: кубики коса или кубики Никитина. Инструкция: ребенку предлагается из имеющихся 4 кубиков составить двухцветную  картинку по образцу. Оценивается отношение  к заданию, наличие или отсутствие периода ориентировки в задании, способ выполнения, целенаправленность деятельности, сформированность операций пространственного анализа и синтеза, осуществление самоконтроля.

Оценка результатов:

1 уровень – ребенок  легко справился с заданием, проявил  сосредоточенность и собранность  при прослушивании инструкции, наблюдался  период ориентировки в задаче, внимательно рассматривал образец,  выполнял задание без избыточного  манипулирования, каждый этап  деятельности завершался сличением  с образцом.

2 уровень – ребенок  успешно выполнил задание, не  отвлекался, выражен этап ориентировки, но отмечается более низкая сформированность операций пространственного анализа и синтеза, мысленное расчленение фигуры на 4 блока поначалу представляет для него трудности, однако после непродолжительного манипулирования кубиками ребенок правильно выполнил задание.

3 уровень – у ребенка  менее выражен период ориентировки  на образец, мысленное расчленение  вызывает у него трудности,  выражает сомнение в возможности  самостоятельного выполнения задания,  повышенная двигательная активность  при выполнении задания, хаотичный  перебор кубиков, при выполнении  задания может разрушить уже  правильно составленную часто  мозаики.

4 уровень – ребенок  не смог справиться с заданием  и отказался от помощи.

4. Методика «Лабиринт».

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления и использования  условно-схематических изображений  для ориентировки в пространстве. Оборудование: тестовый материал. Инструкция: «Среди этих домиков тебе нужно отыскать только один. А какой именно –  тебе подскажет вот это письмо. Посмотри, здесь указано, как пройти к нужному домику». Оценивается  способность ребенка работать в  плане схем и знаков, решать задачу, ориентируясь на ряд признаков, учитывать  целое пространство и его отдельные  элементы.

Оценка результатов:

1 уровень – ребенок  проявляет большую познавательную  активность, концентрацию внимания  при рассмотрении плана и продвижении  по схеме, практически не наблюдается  ошибочных ходов.

2 уровень – у ребенка  более длительный период ориентирования  по плану, допускает небольшое  количество ошибочных ходов, но  сразу исправляет ошибку.

3 уровень – ребенок  проявляет большую заинтересованность, однако индивидуальные особенности,  трудности в пространственной  ориентации и концентрации внимания  не позволяют быть успешным.

4 уровень – ребенок  не способен ориентироваться  по плану и соотносить свои  действия со схемой.

5. Методика «Исключение лишнего».

Цель: диагностика способности  к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки (исследование на зрительном и вербальном материалах. Оборудование: тестовый материал. Инструкция: ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

– Что здесь лишнее?– Почему? Назови отличительный признак.

– Как одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?

Оценка результатов:

1 уровень – ребенок  справляется с наглядным и  вербальным вариантом, делает  правильное обобщение, употребляя  при этом адекватные родовые  понятия.

2 уровень – правильно  выполнил оба варианта задания,  однако нуждается при этом  в средствах внешнего дисциплинирования мыслительной деятельности (наводящие вопросы, повторение задания), трудно удержать задание в памяти.

3 уровень – справился  либо только с одним вариантом,  либо с двумя, но наполовину, требуется дополнительное разъяснение,  с трудом припоминает название  некоторых предметов, но сложнее  всего ребенку подобрать обобщающее  слово для обозначения той  или иной группы.

4 уровень – ребенок  полностью не справился с заданием.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 2.1 − Показатели уровня развития речевой памяти дошкольников контрольной и экспериментальной групп

Имя, фамилия ребенка

Уровень сформированности

(1 срез)

Уровень сформированности

(2 срез)

Контрольная группа

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

1

Милена Х.

 

+

   

+

 

2

Ваня Х.

 

+

   

+

 

3

Маша Ю.

 

+

   

+

 

4

Глеб Х.

 

+

   

+

 

5

Никита Н.

 

+

   

+

 

6

Валера Д.

 

+

   

+

 

7

Ира Б.

 

+

   

+

 

8

Илья М.

 

+

 

+

   

9

Света Н.

 

+

   

+

 

10

Настя В.

   

+

 

+

 
 

Экспериментальная группа

           

1

Сережа Б.

 

+

   

+

 

2

Вадим Л.

 

+

   

+

 

3

Вова Б.

 

+

 

+

   

4

Рита Е.

   

+

 

+

 

5

Арина С.

 

+

   

+

 

6

Глеб П.

 

+

 

+

   

7

Аня П.

   

+

 

+

 

8

Настя И.

   

+

+

   

9

Полина В.

 

+

 

+

   

10

Катя К.

 

+

   

+

 

Информация о работе Исследование интеллектуальной готовности шестилетних детей к обучению в школе