Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 13:06, курсовая работа
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» [10]
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению……………………………………………………………………......…9
1.2 Содержание деятельности по подготовке к успешному обучению в школе………………………………………………………………………….….20
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
2.1 Диагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе...27
2.2 Проведение коррекционно-развивающей работы……………….....32
2.3 Анализ эффективности проведения коррекционно-развивающей работы…………………………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..
3) практический интеллект
(умение добиваться
В российской психологии XX века исследования интеллекта развивались в нескольких направлениях: изучение психофизиологических задатков общих умственных способностей (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, Э.А. Голубева, В.М. Русалов), эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности (O.K. Тихомиров), когнитивных стилей (М.А. Холодная) как "способности действовать в уме" (Я.А. Пономарев).
В современной психологии единство интеллекта неоднократно подчеркивалось в трудах отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, 1989, Б.М. Теплов, 1985, Б.Г. Ананьев, 1968).
Большой вклад в изучение
интеллектуального развития внес Жан
Пиаже, создавший Женевскую школу
генетической психологии, которая изучает
умственное развитие ребенка. Объектом
генетической психологии является изучение
происхождения и развития интеллекта.
Она исследует, как формируются
у ребенка фундаментальные
Ж. Пиаже при изучении интеллектуального развития ребенка открывает ряд стадий:
1) сенсомоторный интеллект;
2) презентативный интеллект и конкретные операции;
3) репрезентативный интеллект и формальные операции.
Фактор равновесия выступает в качестве внутреннего регулятора развития интеллекта.
В отечественной психологии
психическое развитие понимается как
качественно своеобразный процесс
и характеризуется
В дошкольном возрасте ребенок может решать жизненные задачи тремя способами: наглядно-действенным, наглядно-образным и путем логическою рассуждения, опирающегося на понятия. Если в раннем детском возрасте мышление осуществляется в процессе предметных (в частности, орудийных) действий, то у дошкольника оно начинает предварять практическое действие. Чем младше ребенок, тем чаще он пользуется практическими пробами, чем он старше, тем больше прибегает к наглядно-образным и затем логическим способам [27]
Когда ребенок достигает
возраста 6-7 лет, многие родители начинают
задавать себе вопросы, связанные с
его поступлением в школу. Что
делать, чтобы ребенок легко учился,
с удовольствием ходил в школу,
был самым хорошим, лучшим учеником
в классе? В связи с этими
многочисленными вопросами в
психологии возникли термины «школьная
зрелость» и «готовность
Наиболее полное понятие «готовность к обучению в школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которым он понимал определенный выбор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющие этого набора прежде всего являются мотивация, личностная готовность в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.[3] Л.И.Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника[2]/ М.И.Степанова отмечает, что готовность к обучению не что иное, как необходимый уровень развития ребенка, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития справиться с учебой в школе.[24] В свою очередь, Н.Ф.Виноградова уточняет, что готовность к школе – это прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно – волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности. Здесь имеется в виду развитие тех специальных форм деятельности дошкольников, которые определяют, обеспечивают его легкую адаптацию к новому этапу жизни, снятие (или хотя бы существенное снижение) отрицательного влияния на здоровье, психическое и эмоциональное благополучие школьника. [4 ]
Дошкольное детство - возраст
преобладания непроизвольного внимания
и памяти. Ребенок внимателен к
тому, что представляет для него
непосредственный интерес, возбуждает
эмоции, и запоминает то, что привлекает
его внимание и "запоминается само".
Значительно легче запоминаются
наглядные образы, чем словесные
рассуждения. Даже при запоминании
текста большее значение часто имеют
ритм и рифма, чем содержание. Однако
это не означает, что дошкольник
вовсе не способен к произвольному
запоминанию. В конце дошкольного
возраста значительно возрастает концентрация,
объем и устойчивость внимания, формируется
возможность все более
Гармоничность личности ребенка обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. А.Н. Леонтьев по этому поводу считает, что умственное развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик [13].На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости
относятся потребность ребенка
в общении со сверстниками
и умение подчинять свое
Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация, а также развитие речи - овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своей мысли, объяснить то или иное явление, правило. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга [7].
Интеллектуальная готовность
ребенка к школе предполагает
наличие у него кругозора, запаса
конкретных знаний. Ребенок должен
владеть планомерным и
Обобщая, можно сказать, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
§ дифференцированное восприятие;
§ аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
§ рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
§ логическое запоминание;
§ интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
§ овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов;
§ развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
Рассматривая интеллектуальную готовность к школьному обучению, нужно сказать и о развитии специальных знаний, умений и навыков. Современная практика приема в первый класс уже читающих, считающих и пишущих детей, фактически провозгласила в качестве готовности к школе умение ребенка читать и писать.
Вместе с тем, исследования A.M. Прихожан и В.С. Юркевич, проведенные еще в конце 70-х годов прошлого века показали, что между сформированностью у детей элементарных школьных знаний, умений и навыков с одной стороны и их интеллектуальным развитием и сформированностью у них некоторых предпосылок учебной деятельности с другой стороны, нет связи.
Л.Ф.Обухова пишет, что хотя
ребенка еще в дошкольном возрасте учат
читать, писать, считать, это не означает,
что, получив эти навыки, он готов к школьному
обучению. «Готовность определяется тем,
в какую деятельность все эти умения включены.
Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном
возрасте включены в игровую деятельность,
и поэтому эти знания имеют другую структуру.
Отсюда первое требование, которое надо
учитывать при поступлении в школу – никогда
не следует измерять готовность к школьному
обучению по формальному уровню умений
и навыков, таких как чтение, письмо, счет.
Владея ими, ребенок может еще не иметь
соответствующих механизмов умственной
деятельности» [17, c. 256]. Готовность ребенка
в конце дошкольного возраста вступить
в новые отношения с обществом находит
свое выражение в готовности к
школьному обучению (Н.И.
Гуткина, 2007).
Существуют различные взгляды на определение
готовности к обучению .
Так Л.И. Божович еще в 1950г. отмечала, что
готовность к обучению в
школе складывается из определенного
уровня развития мыслительной деятельности,
познавательных интересов, готовности
к произвольной регуляции своей
познавательной деятельности и к социальной
позиции школьника. Основным критерием
готовности к школе в трудах Л.И.
Божович (1968) выступает особое новообразование
– «внутренняя позиция школьника», которое
включает в себя познавательную потребность
и потребность в общении на новом уровне.
Аналогичных взглядов придерживался А.В.
Запорожец, считавший, что готовность
к школьному обучению
представляет собой целую систему взаимосвязанных
качеств детской личности, включая особенности
ее мотивации, уровня развития познавательной,
аналитико-синтетической деятельности,
степень сформированности механизмов
волевой регуляции действий и т. д. Идеи
этого подхода находят отражение в работах
Н. И. Гуткиной (2003), где также подчеркивается
определяющая роль мотивации готовности
детей к школьному обучению .
Особое внимание автор уделяет произвольности,
слабое развитие которой рассматривается
как основная предпосылка трудностей,
возникающих при школьном обучении .
В понятии готовности
к школьному обучению
можно выделить несколько компонентов:
1. Личностная готовность , которая
включает в себя формирование у дошкольника
готовности к принятию новой социальной
позиции (положения школьника, имеющего
круг правил и обязанностей) и проявляется
в наличии учебной мотивации, умении общаться
со сверстниками и взрослыми, в способности
подчинять свое поведение законам детских
групп. Готовым к школьному
обучению является ребенок, которого
школа привлекает не внешней стороной,
а возможностью получать новые знания,
что предполагает развитие познавательных
интересов.
Личностная готовность
предполагает также определенный уровень
развития эмоциональной сферы ребенка.
К началу обучения в школе у него
должна быть достигнута сравнительно
хорошая эмоциональная устойчивость (отсутствие
импульсивных реакций, способность длительно
время выполнять не очень привлекательные
задания), на фоне которой и возможно развитие
и протекание учебной деятельности. У
детей формируется произвольность как
способность действовать в соответствии
с сознательно поставленной целью. Появление
принципиально новых возможностей саморегуляции
предполагает не только развитие эмоционального
контроля, но и переход от внешней регуляции
поведения к внутренней (когда оно становится
внутренне осмысленным), установлению
соподчинения мотивов. [22]. Физическая
готовность , которая определяется
физическим развитием ребенка и его соответствием
возрастным нормам [25].
Интеллектуальная готовность
к школьному обучению
заключается в степени развития основных
психических функций: восприятия, памяти,
внимания, наглядно-образного мышления
и основ логического мышления, связной
речи, мелкой моторики рук и сенсомоторной
координации [26].Остановимся более подробно
на развитии необходимых для успешного
обучения в школе психических
функций, составляющих интеллектуальную
готовность к школьному
обучению .
При поступлении в школу ребенок должен
уметь устанавливать идентичность предметов
и их свойств тому или иному эталону. Если
речь идет о цвете, то он должен уметь дифференцировать
цвета. Аналогично – видеть форму, размер
предмета. Однако у большинства детей
еще отсутствует умение анализировать
воспринимаемые свойства предметов. Это
означает, что дети еще не умеют целенаправленно
анализировать и дифференцировать воспринимаемые
предметы. В процессе учебной деятельности
у них необходимо это постоянно формировать,
учить их наблюдать. Для этого надо научить
выделять предмет наблюдения, составлять
план его проведения, отделять главное
от второстепенного и т. д. [21]
Одним из основных критериев интеллектуальной
готовности к школе является развитие
произвольного внимания. Шестилетний
ребенок может длительное время заниматься,
не отвлекаясь, только тем, что привлекает
его, вызывает у него интерес. Но у него
практически еще не сформировано произвольное
внимание, которое обеспечивает сосредоточение
на том, что само по себе не интересно (Л.С.
Выготский, 1991). Трудности, с которыми на
практике сталкиваются дети в начале школьного
обучения , связаны именно с недостаточностью
развития внимания, поэтому о его совершенствовании
необходимо заботиться в первую очередь,
готовя дошкольника к обучению в школе.
Характеристика памяти у детей шести лет
аналогична характеристике внимания.
Ребенок легко и быстро запоминает то,
что привлекает его внимание своей яркостью,
необычностью, то есть то, что непосредственно
интересно для него. Это и есть непроизвольная
память. Как и в случае с вниманием, для
учебной деятельности ребенку необходима
произвольная память. В первые же дни школьной
жизни он должен запоминать правила поведения,
постоянно помнить их и вести себя согласно
этим правилам. Ученик должен запомнить
то, что ему надо сделать дома и т. д. Для
того, чтобы ребенок хорошо усваивал школьную
программу, необходимо, чтобы он располагал
различными эффективными средствами для
запоминания, сохранения и воспроизведения
учебного материала [15].
В возрасте шести лет ребенок должен быть
на стадии наглядно-образного мышления.
В этом случае он может понимать и выполнять
действия, не используя рук. Их заменяет
глаз, но необходимость во внешних предметах
сохраняется. Обобщения производятся
детьми этого возраста обычно на основе
внешних, легко воспринимаемых признаков
или признаков функциональных. К школе
у ребенка должны появиться задатки логического
мышления, которое характеризуется тем,
что ребенок оперирует достаточно абстрактными
категориями и устанавливает различные
отношения, которые не представлены в
наглядной или модельной форме [18]. При
поступлении в школу должно быть развито
и представлено во всех трех основных
формах: наглядно-действенной, наглядно-образной
и словесно-логической. Однако на практике
нередко сталкиваются с ситуацией, когда,
обладая способностью хорошо решать задачи
в наглядно-действенном плане, ребенок
с большим трудом справляется с ними, когда
эти задачи представлены в образной и
тем более словесно-логической форме.
Бывает и наоборот: ребенок сносно может
вести рассуждения, обладать богатым воображением,
образной памятью, но не в состоянии решать
практические задачи из-за недостаточной
развитости двигательных умений и навыков
(Л.И. Божович, 1968).
К таким индивидуальным различиям в познавательных
процессах необходимо относиться спокойно,
т. к. они выражают собой не столько общее
недоразвитие ребенка, сколько его индивидуальность,
проявляющуюся в частности, в том, что
у ребенка может доминировать один из
типов восприятия окружающей действительности:
практический, образный или логический.
В начальный период учебной работы с такими
детьми следует прежде всего опираться
на те стороны познавательных процессов,
которые у них более всего развиты, не
забывая, конечно, о необходимости параллельного
совершенствования остальных [26]. К шести
годам у ребенка достаточно хорошо развита
речь. Дети в практике общения уже усвоили
грамматику родного языка, правильно строят
свою речь, но делают это чисто интуитивно.
В этом возрасте ребенок должен уметь
произвести звуковой анализ слова (развитие
фонематического слуха), т. к. расчленение
слова на составляющие его звуки и указание
порядка этих звуков в слове имеют первостепенное
значение для обучения детей чтению
и письму. Речевая готовность
детей к школьному обучению
проявляется также в их умении пользоваться
словом для произвольного управления
своим поведением и познавательными процессами
[27].Таким образом, готовность
к школе имеет многокомпонентную структуру,
которая требует комплексных психологических
исследований. Одно их основных мест занимает
такой компонент как интеллектуальная
готовность , который определяется
уровнем развития наглядно-образного
мышления и основ логического мышления,
перцептивной сферы, связной речи, мелкой
моторики рук и сенсомоторной координации.
Информация о работе Исследование интеллектуальной готовности шестилетних детей к обучению в школе