Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 13:06, курсовая работа
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» [10]
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению……………………………………………………………………......…9
1.2 Содержание деятельности по подготовке к успешному обучению в школе………………………………………………………………………….….20
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
2.1 Диагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе...27
2.2 Проведение коррекционно-развивающей работы……………….....32
2.3 Анализ эффективности проведения коррекционно-развивающей работы…………………………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..
5. Игра «Выкладываем фигуры».
Цель: развитие мелкой моторики.
Оборудование: коробок со спичками на каждого ребенка.
Инструкция: ребята, мы сейчас будем выкладывать из спичек разные фигуры. Психолог рисует на доске фигуру, дети выкладывают такую же из спичек на столе. (3-4 фигуры)
ЗАНЯТИЕ №2
Цель: развитие внимания.
Оборудование: две картинки, имеющие 7-10 различий.
Инструкция: ребята, скажите, чем различаются эти картинки.
В течение 1 минуты дети должны найти различия и показать их.
2. Игра «Дорисуй фигуры».
Цель: развивать точность восприятия.
Оборудование: бланки задания на каждого ребенка.
Инструкция: ребята, посмотрите на рисунки. Здесь вы видите, что линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Ваша задача их дорисовать.
3. Игра «Каскад слов».
Цель: развитие памяти.
Инструкция: ребята, вы сейчас должны за мной повторять слова. Я называю вначале одно слово, затем два, затем три ит.д.
огонь
огонь, дом
огонь, дом, конь
огонь, дом, конь, гриб
огонь, дом, конь, гриб, мел
огонь, дом, конь, гриб, мел, гора
огонь, дом, конь, гриб, мел, гора, мед
огонь, дом, конь, гриб, мел, гора, мед, сосна.
А теперь назовите слова, которые мы с вами повторяли.
4. Игра «Сравни предмет».
Цель: развивать процессы мыслительных операций.
Инструкция: ребята, я буду читать вам пары слов, а вы мне скажите, чем эти слова похожи и чем отличаются.
Муха и бабочка.
Дом и сарай.
Стол и стул.
Вода и молоко.
Молоток и топор.
5. Игра «Графический диктант».
Цель: развитие мелкой моторики, внимания.
Оборудование: лист в клеточку и карандаш на каждого ребенка.
Инструкция: ребята, мы сейчас будем писать диктант, но он не простой. Если вы будете внимательно меня слушать, то у каждого из вас получится очень красивый рисунок. Я буду говорить, куда провести черту: вправо или влево, вверх или вниз, одну клеточку или несколько. Итак, начинаем, слушайте внимательно и четко выполняйте мои инструкции.
ЗАНЯТИЕ №3
Цель: развитие речи.
Инструкция: ребята, я буду читать предложения, но одно слово в каждом предложении потерялось. Вставьте пропущенное слово.
Катя … своего брата.
Мальчик … и дверь открылась.
Маша взяла … и нарисовала домик.
Дима взял … и построил мост.
Цель: развитие памяти.
Инструкция: ребята, вы должны представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, любого человека и т.д. Например, вы должны «сфотографировать» этот стол: внимательно рассмотреть все предметы, которые лежат на этом столе. Затем закройте глаза и постарайтесь перечислить все, что удалось запомнить.
Цель: развивать скорость мышления.
Инструкция: ребята, сейчас я зачитаю начало слова, его первый слог, а вы должны его закончить. Отгадайте, какое слово я хочу назвать.
Предлагается десять слов: 1. По; 2. На; 3. За; 4. Ми; 5. Му; 6. До; 7. Че; 8. Ку; 9. Пры; 10. Зо.
Цель: развитие мелкой моторики.
Инструкция: ребята, нарисуйте такую же собачку, как на этой картинке.
ЗАНЯТИЕ №4
Цель: развивать навык
внимательно слушать и
Оборудование: бланки с нарисованными шарами на каждого ребенка.
Инструкция: Раскрасьте шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным.
Цель: развитие речи.
Инструкция: ребята, я вам буду называть разных животных, а вы мне скажите, у кого какой детеныш.
Кошка – …
Собака – …
Слон – …
Тигр – …
Кукушка – …
Мышь – …
Кенгуру – …
Лошадь – …
Корова – …
Лягушка – …
Цель: развитие памяти.
Инструкция: ребята, я говорю предложение, а следующий играющий должен повторить сказанное мною и добавить еще что-нибудь. Следующий игрок повторяет фразу от начала и добавляет еще что-то от себя и т.д.
Например:
«Я положил в мешок яблоки…»
Следующий игрок:
«Я положил в мешок яблоки, бананы…» и т.д.
Цель: развивать гибкость ума.
Инструкция. Ребята, суть этой игры состоит в том, что вам нужно назвать как можно больше слов, обозначающих:
Деревья (береза, сосна, дуб, ель и т.д.)
Зверей.
Домашних животных.
Наземный транспорт.
Воздушный транспорт.
Овощи.
Фрукты.
Одежду.
Цель: развитие мелкой моторики и внимания.
Оборудование. Цветные карандаши и лист белой бумаги на каждого ребенка.
Инструкция. Ребята, слушайте меня внимательно и делайте то, что я скажу: нарисуйте красный круг в центре листа, нарисуйте зеленый треугольник в верхнем левом углу, синий квадрат в нижнем правом углу, желтый круг рядом с зеленым квадратом, черный квадрат в верхнем правом углу.
ЗАНЯТИЕ №5
Цель: развивать способность к переключению внимания и распределению внимания.
Инструкция. Сейчас я буду называть различные слова: стол, кровать, кошка, посуда и т.д. Вы должны внимательно меня слушать и хлопнуть в ладоши в тот момент, когда услышите слова, обозначающие животного (посуду, мебель).
Можно немного поменять задание, предложив детям встать, когда услышат слова, на которые нужно обращать внимание.
Цель: развитие мышления, речи.
Инструкция. Ребята, я скажу слово, а вы должны назвать противоположное моему. Например, если я скажу высокий, вы скажите … низкий.
Близко – Далеко
Широкий – Узкий
Большой – Маленький
Справа – Слева
Громко – Тихо
Медленно – Быстро
Цель: развитие зрительной памяти.
Оборудование: коробки со спичками на каждого ребенка.
Инструкция. Посмотрите, какую фигуру я сложила из спичек (2 секунды дети смотрят). А теперь я закрою свою фигуру, а вы сложите такую же у себя. Давайте посчитаем, сколько спичек потребовалось каждому из вас, чтобы сложить фигуру (4-5 фигур).
Цель: развитие наблюдательности, восприятия.
Инструкция. Ребята, внимательно осмотрите комнату и найдите предметы, в которых есть окружность, круг (квадрат, красный цвет и т.д.).
Цель: развитие мелкой моторики.
Оборудование: листы с нарисованными геометрическими фигурами.
Инструкция. Ребята, закрасьте квадрат красным цветом, круг зеленым и т.д.
ЗАНЯТИЕ №6
1. Игра «Найди одинаковые предметы».
Цель: развитие внимания и умения сравнивать.
Оборудование. Бланк с различными фигурами.
Инструкция. Ребята, найдите два одинаковых рисунка.
2. Игра «Зашиваем коврики».
Цель: развитие восприятия.
Оборудование. Бланк с изображением ковриков.
Инструкция. Ребята, посмотрите,
на красивом коврике оказалась дырка.
Возле коврика расположены
3. Игра «Рисуем по памяти узоры».
Цель: развитие внимания, памяти, мелкой моторики.
Оборудование. Нарисованный на листе бумаги узор; листы бумаги и карандаш на каждого ребенка.
инструкция. Ребята, посмотрите, какой у меня красивый узор. Нарисуйте такой же. (Образец убирается, дети рисуют по памяти.)
4. Игра «Данетка».
Цель: формирование понятий и умения обобщать.
Инструкция. Ребята, я сейчас загадаю одно слово, а вы попробуйте отгадать, какое слово я загадала. Вы можете задавать мне вопросы, на которые я могу ответить только «Да» и «Нет». Выиграет тот, кто первым отгадает слово.
ЗАНЯТИЕ №7
1. Игра «Кузнечик».
Цель: развитие внимания.
Оборудование. Разноцветные «поля» для кузнечика на каждого ребенка.
Инструкция. Это поле, по которому обожает прыгать кузнечик. Кузнечик дрессированный. Если вы хлопнете в ладоши один раз – он прыгнет на одну клеточку влево, если вы топнете ногой один раз – он прыгнет на одну клеточку вправо. Кузнечик не должен выпрыгнуть за пределы своего поля.
Далее педагог дает команды, куда двигается кузнечик. Начинать игру следует с 4-5 передвижений. В конце игры сравниваются результаты всех детей.
2. Игра «Слушай внимательно».
Цель: развитие пространственной ориентации.
Оборудование. Бланк с изображением собак.
Инструкция. Ребята, закрасьте черным карандашом ту собаку, у которой пятнышко на правом ухе; желтым карандашом – собаку с пятнышком на левой ноге, и т.д.
3. Игра «Перестановки».
Цель: развитие зрительной памяти и внимания.
Оборудование. Наглядный материал к игре.
Инструкция. Ребята, посмотрите на этот рисунок. Постарайтесь его запомнить. (Предъявляется другой похожий рисунок.) посмотрите, некоторые предметы оказались не на своем месте. (Дети должны по памяти сказать, какие предметы изменили свое место.)
4. Игра «Вариативность мышления».
Цель: развитие речи, активизация словарного запаса.
Инструкция. Ребята, придумайте ситуации и их возможные последствия.
Например, что бы произошло:
Если бы у елки выросли ножки?
Если бы люди стали ходить вверх ногами?
Если бы кошки стали большим, как слоны?
5. Игра «Рисунки по точкам».
Цель: развитие мелкой моторики, внимания.
Оборудование. Наглядный материал к игре.
Инструкция. Ребята, соедините все точки на своих листах одной линией. Не торопитесь, работайте медленно и аккуратно, и тогда у вас получится красивый рисунок.
ЗАНЯТИЕ №8
1. Игра «Кольца».
Цель: развитие внимания. (См. занятие №1.)
2. Игра «Кто спрятался в рисунках».
Цель: развитие зрительного восприятия и внимания.
Оборудование. Наглядный материал к занятию.
Инструкция. Ребята, разберитесь в этой путанице линий, определите, кто здесь спрятался.
3. Игра «Вспомни фигуру».
Цель: развитие зрительной памяти.
Оборудование. Карточки с геометрическими фигурами.
Инструкция. Я буду вам показывать на короткое время карточки, на которых изображены геометрические фигуры. Потом, когда я уберу карточку, вы мне назовете фигуры, которые были нарисованы на карточке.
4. Игра «Дорисуй недостающую фигуру».
Цель: развитие логического мышления.
Оборудование. Распечатанный бланк к игре на каждого ребенка.
Информация о работе Исследование интеллектуальной готовности шестилетних детей к обучению в школе