Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 00:13, курс лекций
1. Психические познавательные процессы и особенности их проявления.
2. Психология общения.
3. Восприятие и понимание в процессе общения.
4. Обеспечение как коммуникация.
5. Невербальные средства общения.
6. Вербальные средства общения.
7. Деловое общение в рабочей группе.
8. Индивидуальные особенности личности.
9. Типы темперамента, их характеристика.
10. Типология людей в бизнесе.
К такесическим средствам общения относят динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеет статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства.
Рукопожатия делят на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх), равноправное.
Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.
К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.
Ориентация и угол общения – проксемический элемент невербальной системы общения. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей.
Позиции общающихся сторон за столом определяются характером общения: если общение носит сопернический или оборонительный характер, то люди садятся напротив; при обычной дружеской беседе – занимают угловую позицию; при кооперативном поведении – занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола; независимая позиция выражается в расположении по диагонали.
6.Невербальные средства общения
Вербальные средства общения. Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т. е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл общения.
На каждом этапе происходят потери информации и ее искажение.
Речь в деловом общении
Культура
речевого общения включает в себя,
прежде всего, свободное владение языком.
Речевая культура выражается в оценке
уровня мышления собеседника, его жизненного
опыта и в обращении к
Наиболее эффективной формой общения является диалог, в основе которого лежит умение задавать вопросы. Наиболее эффективны для ведения диалога открытые вопросы типа: «Каково ваше мнение? Сколько еще? Почему? Как?».
Закрытые вопросы, ответом на которые будет «да» или «нет», рекомендуется использовать не для получения информации, а для получения согласия или несогласия с высказанной позицией.
Эстафетные вопросы призваны динамизировать диалог; их используют, когда стремятся опередить высказывания партнера, не перебивая, а помогая ему.
Неумение слушать – основная причина неэффективного общения, именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам.
Нерефлексивное слушание – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника со своими замечаниями. Ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведены к минимуму («Да!», «Ну-и-ну!», «Интересно» и др.).
Рефлексивное слушание представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений. Выяснить реальное значение сообщений помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют:
· выяснение – обращение к говорящему за уточнениями при помощи ключевых фраз («Что Вы имеете в виду?», «Я не понял»);
· перефразирование – собственная формулировка сообщения говорящего, для проверки его точности используют ключевые фразы: «Как я понял Вас…», «По Вашему мнению…»;
· отражение чувств – акцент делается на отражении слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: «Вы несколько расстроены…», «Вероятно, Вы чувствуете…»;
· резюмирование – подытоживаются основные идеи и чувства говорящего; употребляются фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются …».
Нужно избегать типичных ошибок слушания: перебивание, поспешные выводы, возражения, советы.
7. Деловое общение в рабочей группе
Рабочая группа (коллектив) – это социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи. Она обладает рядом черт, отсутствующих у других социальных групп: общественно значимой целью деятельности и наличием органов управления и руководства.
В рабочей группе диалектически объединены два компонента: материальный и духовный. Материальный компонент – это ее физические члены, конкретные индивиды; духовный – ее идеология (совокупность идей и взглядов, регулирующих конечные цели деятельности) и психология.
Психология рабочей группы – это совокупность определенных социально-психологических явлений, возникающих в процессе ее формирования и функционирования на основе становления внутренних связей в коллективе, форм и способов взаимоудовлетворения потребностей его членов. Сюда же относятся морально-психологический климат, способы общения, общественное мнение и настроение, обычаи и традиции, проблема лидерства, проблема внутригрупповых конфликтов и др.
В рамках анализа содержания отношений между членами рабочей группы можно выделить следующие сферы:
· профессиональная охватывает отношения, складывающиеся в процессе решения производственных задач (субординационные отношения между руководителем и подчиненными; отношения, связанные с координацией совместной деятельности; отношения в системе «человек – компьютер»);
· ценностно-мировоззренческая сфера связана с взаимоотношениями между личными и корпоративными ценностями, нравственными установками, преобладающими в конкретной социальной группе;
· сфера межличностных отношений связана с реализацией потребности в общении и самоутверждении личности в рамках коллектива, степенью удовлетворенности своей профессиональной деятельностью, формальным и неформальным статусом.
Важной
качественной характеристикой рабочей
группы является ее профессиональная зрелость. Она характеризуется
прочными связями между ее членами, возникающими
на основе общих ценностных ориентаций,
позитивно окрашенных неформальных отношений.
Личные разногласия быстро устраняются,
дисциплина носит сознательный характер,
появляется чувство гордости за свой коллектив, складываются устойчивые традиции. Сотрудники
имеют возможность раскрывать свой
творческий потенциал, с энтузиазмом относятся
к реше-
нию поставленных задач.
8. Индивидуальные особенности личности.
Психика человека представляет собой некоторое единство психики конкретной личности, а также личности, формирующейся под влиянием социальной практики, т. е. обучения, воспитания, труда и жизненного опыта.
В
психологии различают индивидуально-
Личность проявляет себя, в первую очередь, в труде и формируется, когда ощущает, запоминает, воспринимает, мыслит, воображает, чувствует желательно одни и те же закономерности психических процессов и функций, присущих каждой личности. Но эти закономерности по-разному проявляются у разных людей.
Индивидуально-психологические качества коммерсанта (чувства, эмоции, мышление, способности (общие, специальные), направленность, темперамент, характер, воля, память) должны быть очень развиты.
9. Типы темперамента, их характеристика
Темперамент – это индивидуально-психологическая особенность личности, которая проявляется в степени эмоциональной возбудимости, скорости и энергии протекания психических процессов, скорости и выразительности движений, мимики и жестов, а также в особенностях смены настроений.
Выделяют следующие типы темперамента:
1. Холеристический тип темперамента (холерик). Холерик отличается большой работоспособностью, активностью, бьющей через край энергией. Это сильный, неуравновешенный, подвижный тип темперамента. Имеет высокую склонность к лидерству, приспосабливает окружающий мир к себе, перестраивает его.
Быстро переключается с одной работы на другую, схватывает информацию на лету, быстро запоминает, даже не успев осознать. В критические моменты может работать долго и неудержимо. Ему также присущи характеристики, которые мешают ему в жизни в установлении хороших деловых отношений с коллегами и партнерами:
· отличается быстрой сменой настроений; быстр, порывист, вспыльчив, иногда бывает агрессивным, быстро переходит от радости к печали, от смеха к гневу;
· особенно угнетает холерика необходимость сдерживать свои чувства и чрезмерную активность, от сюда невроз, неврастения – характерные для него болезни; часто принимает опрометчивые решения, в работе присутствует излишняя поспешность;
· излишняя самоуверенность приводит зачастую к тому, что его идеи недодуманы до конца;
· неуживчивость, обидчивость; обычно долго помнит обиды и старается отомстить за них;
· не хватает выдержки и хладнокровия в ответственной ситуации;
· ожидание и неудачи способны вывести холерика из себя.
В работе с холериком рекомендуется без необходимости не задевать его самолюбия, избегать резкости, небрежности, не поручать однообразные, монотонные работы.
2. Сангвинистический тип (сангвиник). Сангвиник жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой. Легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Сравнительно легко переживает неудачи и неприятности. В работе быстр и ловок, вынослив, утомление незаметно, обычно спокоен и бодр, энергичен. Способен выполнять ответственные работы и поручения.
Производит
впечатление человека решительного,
оптимистичного, уверенного в своих
силах. В трудных ситуациях становится
более собранным и
Отрицательные проявления данного типа темперамента следующие:
· имеет привычку оставлять дела незаконченными, склонен обходить трудности;
· если работа его не увлекает, он становится пассивным, вялым, скучным, сонливым;
· часто обещает, но не держит своего слова;
· при неблагоприятных условиях, когда отсутствует целенаправленное воспитание, может проявляться легкомыслие, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца.
В работе с сангвиником необходима строгость, требовательность, контроль за качеством его работы. Лучше получается организаторская работа. Строгое замечание, повышенный тон часто оказывают на него положительное воздействие.
3. Флегматический тип (флегматик). Флегматик в работе отличается деловитостью, ровным настроением, вдумчивостью, основательностью. В деловом общении – ровен, спокоен, в меру общителен, сдержан. Настойчивый и упорный работник, не склонен часто менять работу, не любит мелких поручений.
Спокоен, дисциплину нарушает редко. Вывести его из равновесия могут только очень сильные воздействия. Говорит в основном по делу, не любит пустословия.
Отрицательные проявления данного типа темперамента следующие:
· к новой обстановке приспосабливается медленно;
· склонен к пассивности, безразличию, замкнутости;
· часто удивляет окружающих своей невозмутимостью, похожей на безразличие.
При правильном воспитании у него формируются такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Рекомендуется поручать работы, где требуется выдержка и хладнокровие, привлекать к аналитическим, учетным, контрольно-ревизионным работам.
4. Меланхолический тип (меланхолик). Меланхолик отзывчив, всегда готов придти на помощь другу, постоянен в дружбе, верен чувству долга, настроен на сопереживание, глубоко впечатлителен. Отличный работник, когда для этого созданы необходимые условия, имеются точные инструкции.
Меланхолики сильны в литературе и искусстве. Они часто отличаются тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью.
Отрицательные проявления данного типа темперамента следующие:
· низкий уровень психической активности, замедленность движений, быстрая утомляемость;
· нерешительность, склонность к робости, замкнутости; тяжело переживает трудности жизни – теряется, опускает руки, в такой момент ему нужны сочувствие и поддержка окружающих;
· может выдерживать лишь небольшие и кратковременные напряжения, болезненно реагирует на критические замечания; с большим трудом овладевает новыми знаниями, быстро их забывает, пассивен, обидчив.
Ему противопоказаны сильно или долго действующие раздражители – большая чувствительность нервной системы.
Меланхолику
желательно поручать однообразные работы,
отношение к нему должно быть доброжелательным,
полностью исключается
11. . Характер, воля и способности делового человека
Характер – неповторимое индивидуальное сочетание или совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, которые являются типичными для конкретного человека и систематически проявляются в его действиях и поступках.
Характер не наследуется и не является постоянным, в течение жизни черты характера могут изменяться и иногда значительно, но эти перемены происходят медленно. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта, воспитания.
Характер
коммерсанта проявляется в
1. Отношение человека к другим людям: родным, коллегам, знакомым, малознакомым и т. п. Это, прежде всего, общительность, замкнутость, которая проявляется в безразличном отношении к людям, откровенность и скрытность, а также чуткость, тактичность, справедливость, вежливость или грубость, черствость, лицемерие.