Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 00:13, курс лекций
1. Психические познавательные процессы и особенности их проявления.
2. Психология общения.
3. Восприятие и понимание в процессе общения.
4. Обеспечение как коммуникация.
5. Невербальные средства общения.
6. Вербальные средства общения.
7. Деловое общение в рабочей группе.
8. Индивидуальные особенности личности.
9. Типы темперамента, их характеристика.
10. Типология людей в бизнесе.
Сродни вежливости нравственная норма – корректность, означающая умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях и особенно в конфликтных. Корректное поведение проявляется в умении выслушать партнера, в стремлении понять его точку зрения.
Вежливость обуславливается тактом и чувством меры. Быть тактичным – значит умело сделать замечание, не унижая достоинство человека, предоставить ему возможность выйти из затруднения с честью.
Совокупность моральных норм, определяющих
отношение человека к своему профессиональному
долгу, входит в понятие профессиональная этика.
К некоторым видам профессиональной деятельности
общество предъявляет повышенные моральные
требования, требует высокой квалификации
работников при исполнении своих про-
фессиональных обязанностей.
Любая специфика профессиональной этики невозможна без учета общечеловеческих ценностей и этических норм.
Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. Родиной этикета считается Италия. Этикет предписывает нормы поведения на улице, в общественном транспорте, в офисе и других местах.
Характер, воля и способности делового человека. Характер – комплекс свойств, отличающих его от других людей.
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для нее способы поведения.
Характер не наследуется и не
является прирожденным, он формируется
под влиянием окружающей среды, жизненного
опыта человека, его воспитания.
Характер взаимосвязан с другими
сторонами личности, в частности,
с темпераментом и
Характер – это индивидуальная особенность личности. Характер представляет собой неразрывное целое. Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом.
Выделяют следующие черты характера делового человека:
1. Моральные: чуткость, деликатность, внимательность.
2. Волевые: решительность, твердость, настойчивость и т. д.
3. Эмоциональные: вспыльчивость, нежность, страстность.
Воля – это способность управлять своими действиями в соответствии с целями и мотивами деятельности.
Благодаря воле регулируется трудовая
деятельность человека, так как часто
возникают самые различные
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.
Любой коммерсант должен владеть навыками профессионального поведения, следовать этикету делового человека.
В свою очередь, последний должен включать:
· правила ведения деловых бесед;
· правила деловой переписки и телефонных переговоров;
· требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
· требования к речи;
· знание делового протокола и т. д.
Правила представления и знакомства. Необходимо поприветствовать собеседника первым, предпочтительно обращаясь к нему по имени и отчеству. Обращение в деловой обстановке только на «Вы».
При деловой встрече с незнакомыми людьми представьтесь сами или через человека, устроившего встречу: мужчина представляется женщине первым, младших по возрасту представляют старшим.
Отмечают следующие правила ведения деловых бесед:
· высказывайтесь кратко и по существу;
· осторожно используйте слово «я»;
· опирайтесь на факты, а не домыслы;
· не увлекайтесь деталями;
· ищите пути урегулирования сложного вопроса, а не его обострения;
· при встрече с агрессивно настроенным партнером избегайте конфликтов.
Правила деловой переписки и телефонных переговоров следующие:
· Деловое письмо должно быть кратким и понятным.
· Письмо необходимо начинать с обращения «уважаемый», затем следует указать имя, отчество или фамилию (товарищ, коллега, господин – перед фамилией).
· Рекомендуется не складывать деловые письма в конверте более, чем в 2 раза (текстом внутрь).
· Наиболее важные письма не сгибать, а отправлять в больших конвертах.
· Отвечать на письмо не позднее, чем через 5 дней.
· Разговор по телефону должен быть коротким, вежливым и касаться только существа дела.
· Необходимо представляясь, называть ФИО.
· Называя фирму, которую вы представляете, следует добавлять «доброе утро» или «добрый день».
· Если телефонная связь прервалась, перезванивает тот, кто звонил.
· Визитная карточка выполняется на белой (или слегка цветной) бумаге; типографским способом отпечатаны ФИО, должность, адрес фирмы, номер телефона.
Установлены следующие требования к внешнему виду, манерам:
· коммерсант должен быть всегда опрятен;
· не следует носить одежду ярких цветов или слишком пестрых узоров;
· мужчинам рекомендуются костюмы спокойных тонов и классических фасонов, однотонные сорочки, тщательно подобранные галстуки;
· женщинам желательно носить классические костюмы, блузки; следует избегать остромодной одежды, не одеваться в мужском стиле; прическа и обувь должны быть в полном порядке;
· официальные приемы требуют определенной одежды, о чем указывается в приглашении: мужчинам – костюмы, фрак; женщинам – вечерний туалет;
· ходить следует твердо, прямо, с достоинством, не вразвалку, не сгибаясь;
· не следует сидеть «развалясь» в кресле, раскачиваться на стуле и т. д.;
· жесты должны быть сдержаны, целесообразны, нежелательно дотрагивайться до собеседника руками;
· не будьте излишне бойкими, умными, но и не слишком вялыми, тихими, безразличными;
· следите за правильным употреблением слов, их произношением, ударением;
· избегайте заносчивого и категоричного тона.
Деловой протокол – это порядок проведения деловых встреч.
Договариваться о встрече на переговорах принято не ранее, чем за 2–3 дня, и при этом заранее следует уточнить вопросы, выносимые для обсуждения, а также продолжительность встречи.
Время переговоров соблюдается неукоснительно. Опаздывание свыше 15 минут – грубейшая невежливость, поэтому необходимо найти способ предупредить.
Деловые переговоры проводятся в специальном помещении. Перед каждым участником желательно поставить карточку, на которой указаны ФИО, фирма, которую он представляет. Не должно быть недостатка стульев. На столах должна быть бумага и письменные принадлежности, желательно иметь прохладительные напитки. Организацию деловых встреч целиком берет на себя сторона-инициатор.
39. Проблемы профессиональной зрелости торгового коллектива
Важной качественной характеристикой коллектива является профессиональная зрелость; характеризуется прочными связями между членами коллектива, возникших на основе общих ценностных ориентаций.
Факторы, определяющие степень зрелости коллектива и его способность продуктивно функционировать, следующие:
· Технологические – процессы доведения товара от производства до потребителя, совместное использование орудия и предметов труда.
· Экономические – изменения в экономике государства, особенности в форме собственности, формы оплаты труда.
· Организационные – отношения в системе руководитель-подчи-
ненный и межличностные отношения между
работниками.
· Ценностно-мировоззренческие факторы заключаются в психологическом отношении работников.
Следует отметить, что не всегда деятельность коллективов построена на эффективной совместной работе.
Следует отметить десять основных ограничений, препятствующих работе коллектива:
1. Непригодность руководителя, его неспособность
(по личным ка-
чествам) сплотить сотрудников коллектива
и направить на эффективную работу.
2. Неквалифицированные сотрудники – это несбалансированность функций сотрудников и несоответствие их личным качествам.
3. Неконструктивный климат, т. е. отсутствие совместно решаемых задач, отсутствие взаимной поддержки и помощи.
4. Нечеткость поставленных целей; следует периодически корректировать поставленные цели.
5. Низкие результаты работы: коллектив не должен самоуспокаиваться на достигнутом, необходимо заботиться о долгосрочном благополучии предприятия.
6. Неэффективность методов работы: принятие неправильных и своевременных коммерческих решений.
7. Нехватка открытости отмечается необходимостью свободной критики, осуждением сильных и слабых сторон проделанной совместной работы, сводным обсуждением разногласий и конфликтов с целью найти компромиссное решение.
8. Недостаток профессионализма и культуры работников.
9. Низкие творческие способности персонала.
10. Неконструктивные отношения в коллективе и с другими подразделениями.
41. . Этический кодекс и этикет предпринимателя-коммерсанта
Об этикете впервые заговорил Аристотель, отметив, что «этика помогает познать, что надо делать и от чего следует воздержаться».
Этика – обычай, характер, система нравственных норм поведения человека или какой-либо профессиональной группы.
Этикет – это установленный порядок поведения где-либо.
Этический кодекс в России установил Петр I в 1720 г. Это упростило осуществление деловых контактов с зарубежными партнерами.
Этический кодекс Петра I требует от коммерсанта следующее:
· быть убежденным в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для человечества;
· исходить из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать;
· верить в торговый бизнес, расценивать его как привлекательное творчество, относится к делу как к искусству;
· признавать необходимость конкуренции, но при этом понимать необходимость сотрудничества;
· уважать себя как личность, а любую личность как себя;
· ценить собственное государство и общество;
· соблюдать законы, доверять себе и другим, уважать профессиональность и компетентность, стремиться к нововведению;
· уметь анализировать и предвидеть.
Формируя себя как коммерсанта, необходимо быть вежливым, тактичным, деликатным, полностью управлять своими эмоциями, формировать свой имидж, гарантируемый успех.
Этикет коммерсанта включает:
· правило представления и знакомства;
· правило ведения деловых бесед;
· правило деловой переписки и телефонных переговоров;
· знание делового протокола;
· требование к внешнему облику, манерам речи и т. д.
Проявление психики в торговых
отношениях имеет свои особенности.
Она тесно связана с
Взаимодействие продажи и покупки, мимолетное общение между покупателем и коммерсантом порождают определенные эмоции. Иногда люди, не сказав друг другу ни слова, чувствуют симпатию или антипатию. Во многом отношения людей определяются их настроением и эмоциональной атмосферой.
Особенности взаимодействия людей в торговой ситуации – предмет изучения психологии в торговле.
Организация торгового процесса – емкое, обобщающее понятие, которое включает организацию предложения товара, характер торгового обслуживания, отношение к покупателям.
Научные исследования в области психологии торговли преследуют цель повышения культуры обслуживания покупателей. С одной стороны, – это изучение характерных особенностей психологического труда в торговле, с другой стороны, – это профессиональная этика торговых работ на уровне делового общения с покупателями.
Самый распространенный метод в исследовании психологии торговли – наблюдение, реже – эксперимент, беседа, анкета, интервью.
Выделяют следующие задачи психологии в торговле:
· определение покупательского спроса;
· воспитание вкуса;
· умение раскрывать психологическое своеобразие деятельности по специальности: продавец-консультант, бухгалтер, директор, товаровед и т. д.;
· формирование методов стимулирования продаж, управление покупательским потоком;
· совершенствование, формирование имиджа торгового работника.