Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 00:13, курс лекций
1. Психические познавательные процессы и особенности их проявления.
2. Психология общения.
3. Восприятие и понимание в процессе общения.
4. Обеспечение как коммуникация.
5. Невербальные средства общения.
6. Вербальные средства общения.
7. Деловое общение в рабочей группе.
8. Индивидуальные особенности личности.
9. Типы темперамента, их характеристика.
10. Типология людей в бизнесе.
Импульсивно-плановые покупки заранее планируются под влиянием импульса момента. В основном это покупки долговременного пользования, но не слишком дорогие по цене.
Внезапные покупки могут совершаться с намерением вложить имеющиеся (неожиданно полученные) деньги, не с целью приобретения вещи, а с целью вложения денег (драгоценные вещи).
Для того, чтобы понять другого человека, в первую очередь, необходимо научиться слушать не себя, а его. Это особенно важно в момент выявления потребности покупателя. Удачная покупка основывается именно на выявлении и удовлетворении человеческих потребностей.
17. Психологический климат взаимоотношений в торговой деятельности.
На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники общаются в соответствии с должностными поведенческими стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства зачастую скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо.
На второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство. Разногласия обсуждаются более открыто.
В первом случае группа лучше воспринимает
деловые и нравственные качества
своих членов, люди гордятся своей
принадлежностью к данному
Во втором случае большая часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между различными группировками, на выяснение отношений с другими подразделениями. Производственные проблемы отходят на второй план.
Психологический климат существенным образом зависит от структуры рабочей группы.
Структура
коллектива, т. е. реально существующая
совокупность взаимоотношений членов
группы, возникающая в процессе совместной
деятельности и общения, исследуется
на двух уровнях: формальном и неформальном.
Если формальная структура связана
с должностным статусом членов группы,
упорядоченным служебными отношениями,
то неформальная структура складывается
на основе отно-
шений, обусловленных психологическими
качествами членов коллектива и идеалов.
18 Совместимость, сработанность, сплоченность. Симпатии и антипатии..
Взаимоотношения
с партнерами в коммерции подчиняются
общим социально-
1. Совместимость – взаимодействие партнеров, которое дает максимальную удовлетворенность друг другом. Различают психологическую (типы темперамента) и социально-психологическую совместимость.
2. Сработанность – удовлетворенность совместной работой, высокое взаимопонимание, которое дает максимально возможную успешность в совместной работе при минимальных энергетических затратах на деятельность и взаимодействие.
3. Сплоченность – характеристика единства, взаимосвязанности; идейно-политическое, эмоциональное единство.
В процессе восприятия формируются симпатии и антипатии.
4. Симпатия возникает на основе взаимной привлекательности
в контактах и взаимоотношениях. Взаимную
привлекательность людей психологи называют
аттракцией. Антипатия возникает на почве негативного
восприятия.
Симпатии и антипатии поддерживаются, развиваются и изменяются в процессе общения. Это зависит от податливости человека влиянию со стороны других людей. Аморальное поведение человека (проявление подлости, нечестности) может резко изменить отношение к нему, вызвать антипатию. Иногда ради достижения поставленных целей люди вынуждены скрывать и подавлять свои антипатии, идти на компромиссы с несимпатичными им работниками и партнерами.
На формирование морально-психологического климата влияют психологические условия, которые либо способствуют, либо препятствуют продуктивной деятельности.
Следует отметить психологические условия, способствующие благоприятному климату:
1. Доверие и высокая требовательность партнера друг к другу.
2. Доброжелательность и деловая критика.
3. Свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов.
4. Отсутствие давления со стороны руководителя.
5. Признание за работником права принятия решения.
6. Достоверная информация о состоянии дел и принятие на себя ответственности за выполнение задания (сделку и т. д.).
7. Взаимная поддержка действий и убеждение в их оправданности.
8. Взаимное доверие и дружелюбие.
Взаимному доверию способствует: наличие нейтральных лиц и возможность получить предварительную информацию о действиях партнера с учетом личностных особенностей участников взаимодействия.
Коллектив – социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью и взаимопомощью.
Коллективы классифицируются:
1. По формам собственности: государственные, смешанные и частные.
2. По характеру деятельности: производственные, торговые, научные и т. д.
3. По формам связи: контактные и неконтактные.
4. По значимости для организаций: первичные, вторичные.
5. По времени действия: постоянные и временные.
6. По степени формализованности: жесткая и гибкая организация.
В коллективе диалектически объединяются два компонента:
· материальный – конкретные индивиды коллектива, орудия и средства труда;
· духовный – идеология и психология коллектива.
Идеология коллектива – совокупность идей и взглядов, отражающие конечные цели совместной трудовой деятельности.
Идеология торгового коллектива – это систематичное удовлетворение потребностей населения товарами народного потребления при высоких показателях качества и культуры торгового обслуживания.
Психология коллектива определяет
социально-психологическое
В рамках анализа содержания отношения между работниками выделяют три сферы:
1. Профессиональная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе решения производственных задач. Это отношение субординации между руководителями и подчиненными и отношения, связанные с координацией совместных действий между работниками.
2. Ценностно-мировоззренческая сфера связана с взаимными отношениями между личными и общественными ценностями, нравственными, установленными в конкретной социальной группе.
3. Сфера межличностных отношений связана с реализацией потребности в общении и самоутверждении личности в рамках коллектива.
19. Виды контактных групп.
Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.
Группы классифицируют на условные и реальные.
Условные (статистические) объединяются по определенному признаку – полу, возрасту, прогрессии (большое число лиц).
Реальные (контактные) – группы людей, реально существующие как общность в определенном пространстве, времени и связанные между собой объективными взаимоотношениями и межличностными отношениями. Выделяют группы по численности в них людей:
· первичные (семьи);
· вторичные;
· малые (2–30 чел.);
· большие.
Отмечаются следующие виды контактных групп:
· диффузная – группа, в которой межличностные отношения не опосредуются содержанием групповой деятельности;
· ассоциация – группа, в которой межличностные отношения опосредованы общим для группы содержанием деятельности, значимой для личности (конференция покупателей);
· корпорация – межличностные отношения опосредуются личностно-значимыми, но асоциальными по своим установкам содержанием групповой деятельности (банда гангстеров);
· кооперация – группа, в которой положены содержательные контакты на основе взаимопомощи (потребкооперация).
20. Методы выявления лидера.
Лидерство в малой группе – это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом и отдельных ее членов.
К основным признакам лидерства относятся следующие:
· более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;
· большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;
· более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;
· соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;
· большая выраженность личных качеств.
Основными функциями лидера являются:
· организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах;
· выработка и поддержание групповых норм;
· внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;
· принятие ответственности за результаты групповой деятельности;
· установление и поддержание благоприятных
социально-психо-
логических отношений в группе.
Выделяют два основных вида лидерства:
· лидерство в деловой сфере («инструментальное» лидерство);
· лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное» лидерство).
Разделяют типы лидеров, ориентированные на решение групповых задач, на общение и взаимоотношения в группе и универсальные лидеры
21. Конфликты: виды, структура, источники стадии их протекания.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мыслей, точек зрения, взглядов партнеров. Выделяют следующие виды конфликтов:
· Внутриличностный конфликт возникает из-за состояния неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни.
· Межличностный конфликт самый распространенный, возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей.
· Межгрупповой – столкновение интересов различных групп.
· Конфликт между группой и личностью проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения.
Конфликты классифицируются по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, находящимися в подчинении друг у друга), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга) и смешанные.
Конфликты могут быть вызваны тремя видами причин:
· трудовым процессом;
· психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, т. е. их симпатиями и антипатиями, культурными, этическими различиями людей;
· личностным своеобразием членов группы.
Различают следующие виды конфликтов:
· конструктивные – характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов;
· деструктивные – приводят к негативным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы организации или группы.
Структура конфликта. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.
Следующий элемент конфликта – цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями.
Конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.
В
любом конфликте важно
Разрешить конфликт – значит устранить конфликтую ситуацию, исчерпать инцидент.
Отмечают следующие стадии конфликта:
1) потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;
2) переход потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
3) конфликтные действия;
4)
снятие или разрешение
22. Предпосылки возникновения конфликта.
Отмечают следующие социально-психологические причины возникновения конфликта:
1. Разногласия из-за несовпадения рассуждений одной стороны с рассуждениями другой стороны. Люди склонны видеть то, что хотят видеть. Снисходительное отношение, категоричность, подшучивание, напоминание о какой-то проигранной коммерческой сделке и т. п. – все это вызывает отрицательную реакцию у окружающих и служит питательной средой для возникновения конфликтной ситуации.
2. Очень часто люди, разговаривая, не понимают друг друга: то, что говорит один, другой может не так понять.
Все это вместе взятое и создает предпосылки к конфликту и трудности в управлении им.
Разрешение конфликта зависит от следующих факторов:
· адекватности восприятия конфликта;
· открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем;
· создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
К индивидуальным особенностям личности (качества, черты характера), которые создают у человека склонность к конфликтным отношениям с другими людьми, относятся:
· неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной;
· стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно; желание сказать свое последнее слово;
· консерватизм мышления, взглядов, убеждений;
· излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление сказать правду в глаза;