Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:42, курсовая работа
Основной целью нашей работы является анализ причин возникновения неблагоприятных функциональных состояний (ФС) у врачей и нахождение эффективных способов борьбы с ними; а также подбор комплекса мероприятий для оптимизации ФС, который наилучшим образом подойдет конкретному профессионалу.
Для достижения поставленной цели перед нами стоят следующие задачи:
проанализировать особенности труда врачей и выявить основные экстремальные факторы их деятельности при помощи изучения особенностей содержания труда;
предложить комплекс мероприятий, направленных на стимулирование профессиональной деятельности врачей с помощью поддержания ФС на оптимальном уровне, и, опираясь на результаты экспериментально-эмперического исследования, выяснить какой из методов психологической саморегуляции будет наиболее эффективным у врачей с разным типом доминирующей сенсорной модальности образной сферы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 . Врачебная деятельность……………………………………………..6
1.1. Феномен профессионализма во врачебной деятельности………..………………………………………………………..6
1.2. Содержание и конкретные условия труда медицинских работников……………………………………………………………….......8
1.3. Профессия врач-педиатр...……………………………………..……...12
Глава 2. ФС у врачей ……………………………………………………….....14
2.1. Общие представления о функциональных состояниях……………..14
2.2. Неблагоприятные ФС. Причины возникновения, последствия и методы оптимизации ………………………………………………………15
2.2.1. Стресс…………………………………………………………………16
2.2.2. Утомление……………………………………………………………18
2.3. Методы и средства оптимизации функциональных состояний врачей……………………………………………………………….…….....21
Глава 3. Образ в системе психической регуляции деятельности и его связь с доминирующей сенсорной модальностью………………………….29
Глава 4. Проведение экспериментально-эмпирического
исследования…………………………………………………….....………32
4.1. Общая характеристика исследования…………………………….......32
4.2. Характеристика выборки испытуемых…………………………….....33
4.3. Диагностические методики исследования…………………………...33
4.4. Организация и план проведения исследования………………….......36
4.5. Описание и обсуждение результатов исследования………………...37
4.6. Выводы………………………………………………………………....40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………47
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..……49
Сеанс СР…………………………………………………………...………49
Профессиограмма………………………………………………………....52
Остановимся подробнее на факторах повышенной напряженности в деятельности врачей. Труд врачей связан с интенсивными рабочими нагрузками разного типа: обслуживание непрерывного потока пациентов, их осмотр, выявление жалоб, ведение больных, переработка больших объемов разнородной информации, работа с документацией (сбор анамнеза анализ результатов диагностических исследований), организация труда младшего медицинского персонала. Также данный вид деятельности связан с большими эмоциональными перегрузками, частыми стрессовыми ситуациями, с дефицитом времени и необходимостью принимать решения при ограниченном объеме информации.
Еще одной особенностью врачебной деятельности является постоянный контакт с людьми и, как следствие, высокая интенсивность межличностного общения. Врач в процессе своей трудовой деятельности встречается также с такими сложностями, как отсутствие поддержки со стороны коллег, низкий уровень культуры пациентов и их неуважение к врачу, взаимоотношения в коллективе (наличие конфликтов). Нередко случается, что больные агравируют (преувеличивают), или диссимулируют (скрывают) болезнь, а в случае, если пациентом является маленький ребенок, не сообщают о собственных жалобах, все это может являться препятствием для постановки правильного диагноза.
Огромная моральная и нравственная ответственность ложится на врачей, и, следует заметить, что моральная ответственность за неблагоприятные исходы по своему воздействию на человека добросовестного, морально полноценного нисколько не меньше, чем уголовная.
Под
воздействием вышеперечисленных стресс-
Выделяют диагностические (неполное обследование), лечебные (неправильный клинический диагноз) и деонтологические (нарушение принципов поведения) врачебные ошибки. Наиболее распространенными являются деонтологические ошибки (грубость, резкое и агрессивное обращение с пациентом) [19]. Они, как правило, не имеют тяжелых последствий, но в результате существенно снижается эффективность врачебной деятельности; а в некоторых случаях могут привести к потере трудоспособности, осложнениям и даже смерти больного.
В настоящее время не производиться должного контроля за условиями труда медицинских рабочих. Вследствие этого в работе врачей существует множество неблагоприятных факторов (таких как зрительное и эмоциональное напряжение, вынужденная рабочая поза, нерациональное освещение, опасность передачи инфекции, контакт с аллергенами и токсичными веществами, различные виды излучения), приводящих к высокому уровню заболеваемости среди медицинских работников.
Появление на фоне напряженной трудовой деятельности медицинского персонала вредных производственных факторов (химических, физических и др.) характеризует условия их труда как условия наиболее высокой степени опасности развития профессиональных заболеваний, роста общей хронической заболеваемости и заболеваемости с временной или полной утратой трудоспособности.
Важным
условием для поддержания нормальной
работоспособности организма
К многочисленной группе профессиональных болезней медицинских работников относятся инфекционные и паразитарные заболевания. Среди всех профессиональных заболеваний медицинских работников лидируют вирусные гепатиты. Важное место среди профессиональной заболеваемости медицинских работников занимают заболевания, связанные с воздействием лазерного, рентгеновского излучения и ультразвука. Среди работающих с медицинскими лазерами высок процент лиц с функциональными расстройствами в деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем. В момент рентгенологических исследований врач может подвергаться воздействию рассеянного рентгеновского излучения, что крайне негативно сказывается на здоровье профессионала. Кроме того, у определенных категорий медицинских специалистов, работа которых характеризуется напряжением зрения – работы с лабораторными, операционными микроскопами, микрохирургия, стоматология, оториноларингология (незначительные размеры объектов различения) – возможно ухудшение зрительных функций [10].
В
качестве условия для
Разнообразие и сложность задач, выполняемых врачом, высокий уровень ответственности за результаты труда - все это, наряду с неблагоприятными условиями труда, экстремальные факторы, являющиеся плодородной почвой для развития различных неблагоприятных функциональных состояний. Данная проблема требует комплексного и подробного изучения.
Учитывая
все вышележащие проблемные моменты
в клинической деятельности и
повышенные требования к представителям
данной сферы деятельности, профессию
«врач» можно отнести к максимально
напряженным видам труда. Поэтому для
достижения хороших результатов деятельности
и личного благополучия специалистов
необходимо принимать специальные
меры, создавая благоприятные условия
труда, также каждого врача необходимо
обучить основным техникам психологической
саморегуляции.
Проблема
охраны здоровья детей, доступность
и качество медицинской помощи все
в большей степени становятся
предметами обсуждения на всех уровнях
широкой медицинской и
Работа врачей-педиатров состоит в том, чтобы предупреждать болезни, следить за возможными отклонениями в здоровье, проводить профилактические мероприятия и лечить детей от рождения до 18 лет.
В педиатрии существуют специализированные направления: одни врачи занимаются лечением новорожденных в родильных домах, другие - в детских поликлиниках и больницах. Кроме того, выделяют такие специализации, как детская хирургия, детская пульмонология, детская невропатология, детская офтальмология, детская оториноларингология и другие. Таким образом, врач-педиатр является специалистом, который занимается не только детской терапией, но и хирургией, ЛОР-болезнями, детскими инфекциями, неврологией, психиатрией и даже наркологией.
Забота
о новом поколении – это
естественная обязанность государства.
Здоровье детей должно находиться под
постоянным контролем педиатрической
службы.
Глава
2. Функциональные состояния
врачей
2.1.
Общее представление
о функциональных состояниях
Деятельность не существует отдельно от состояния. Функциональное состояние (ФС) непременная составляющая любой деятельности и поведения, с которой она выступает как единое целое. ФС - относительно устойчивая структура актуализированных субъектом средств деятельности в конкретной ситуации, которая отражает специфику сложившихся на текущий момент времени механизмов регуляции деятельности, и определяет эффективность решения трудовых задач [14].
Успешность труда, обучения, физическое и психическое здоровье профессионала в значительной мере зависят от ФС, поэтому необходимо знать механизмы, на основе которых осуществляются регуляция и управление ФС.
Функциональное
состояние зависит от особенностей
характера выполняемой
ФС,
формирующиеся в различных
Изменение показателей функционирования физиологических систем организма; изменение субъективных переживаний (чувства усталости, раздражительности, скуки, или наоборот ощущение собранности, душевного подъема); изменения в протекании основных психических процессов (восприятие, память, мышление); а также эффективность труда (производительность, темп, интенсивность, количество ошибок, объем выполненной работы и ее качество) – это тот набор показателей, который необходим для определения наличного ФС у профессионала [14]. ФС является сложной системной реакцией индивида, таким образом, для того чтобы сделать однозначный вывод о наличии того или иного состояния целесообразно использовать комплекс методик, оценивая состояние профессионала на основании анализа всей совокупности диагностических показателей.
Особенного
рассмотрения требуют вопросы предупреждения
и борьбы с неблагоприятными состояниями
в процессе профессиональной деятельности
представителей стрессогенных напряженных
профессий, к данной категории профессионалов
можно с уверенностью отнести врачей.
2.2.
Неблагоприятные ФС.
Причины возникновения,
последствия и методы
оптимизации
Факторы повышенной напряженности во врачебной деятельности приводят к возникновению и развитию неблагоприятных ФС, таких как монотония, утомление, пресыщение и различные формы психологического стресса [14]. Эти функциональные состояния могут оказывать отрицательное воздействие на протекание профессиональной деятельности.
Наиболее типичными неблагоприятными ФС в деятельности врачей являются утомление и стресс, они, как правило, возникают вследствие чрезмерно интенсивной, продолжительной, субъективно важной , сложной и ответственной работы и приводят к снижению эффективности деятельности [14]. Одним из показателей сниженной эффективности является принятие ошибочных решений, что для данной профессии недопустимо, ведь на кону человеческая жизнь.
Разработка вопроса
2.2.1.
Стресс
В последнее время растет число публикация, посвященных разработке психологической проблематики стресса. Такое внимание связано с актуальными запросами практики, так как постоянно происходит рост заболеваний стрессовой этиологии у представителей ответственных профессий и количество психосоматических больных.
Деятельность врачей связана со стрессом. Стресс принято рассматривать как крайнюю степень психической напряженности, неспецифическую реакцию активации организма и личности в ответ на воздействие сложной (экстремальной) ситуации, которая зависит не только от характера экстремальных факторов, но и от степени адекватности и восприимчивости к ним организма конкретного человека, а также от индивидуальных особенностей личностного отражения ситуации и регуляции поведения в ней [7].
Для врачей характерны следующие причины стресса: интенсивность трудовых нагрузок; высокий уровень ответственности; отсутствие эффективной обратной связи о результатах деятельности; принятие решений в условиях неопределенности (фактор неопределенности во врачебной деятельности можно рассматривать в качестве одного из компонентов, формирующих экстремальную ситуацию); высокое психо-эмоциональное напряжение, связанное с интенсивным и содержательно насыщенным взаимодействием с людьми (пациентами, коллегами, родственниками больных); плохая организация труда; полная автономия/отсутствие автономии исполнения задач; большое разнообразие/отсутствие разнообразия задач; сложность задач и жесткий контроль за выполнением; невозможность реализации творческого потенциала; высокая значимость результатов действий; неудовлетворенность вознаграждением за труд; недостаток поощрений за достижения; конфликты на работе; стресс, испытываемый профессионалом из-за личных проблем или проблем деятельности. Комплексное воздействие всех упомянутых факторов приводит к ухудшению общего самочувствия и, как следствие, к формированию хронических стрессовых состояний (повышенная тревожность и психосоматические реакции) [2].
Информация о работе Оптимизация функциональных состояний врачей-педиатров