Оптимизация функциональных состояний врачей-педиатров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью нашей работы является анализ причин возникновения неблагоприятных функциональных состояний (ФС) у врачей и нахождение эффективных способов борьбы с ними; а также подбор комплекса мероприятий для оптимизации ФС, который наилучшим образом подойдет конкретному профессионалу.
Для достижения поставленной цели перед нами стоят следующие задачи:
 проанализировать особенности труда врачей и выявить основные экстремальные факторы их деятельности при помощи изучения особенностей содержания труда;
 предложить комплекс мероприятий, направленных на стимулирование профессиональной деятельности врачей с помощью поддержания ФС на оптимальном уровне, и, опираясь на результаты экспериментально-эмперического исследования, выяснить какой из методов психологической саморегуляции будет наиболее эффективным у врачей с разным типом доминирующей сенсорной модальности образной сферы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 . Врачебная деятельность……………………………………………..6
1.1. Феномен профессионализма во врачебной деятельности………..………………………………………………………..6
1.2. Содержание и конкретные условия труда медицинских работников……………………………………………………………….......8
1.3. Профессия врач-педиатр...……………………………………..……...12
Глава 2. ФС у врачей ……………………………………………………….....14
2.1. Общие представления о функциональных состояниях……………..14
2.2. Неблагоприятные ФС. Причины возникновения, последствия и методы оптимизации ………………………………………………………15
2.2.1. Стресс…………………………………………………………………16
2.2.2. Утомление……………………………………………………………18
2.3. Методы и средства оптимизации функциональных состояний врачей……………………………………………………………….…….....21
Глава 3. Образ в системе психической регуляции деятельности и его связь с доминирующей сенсорной модальностью………………………….29
Глава 4. Проведение экспериментально-эмпирического
исследования…………………………………………………….....………32
4.1. Общая характеристика исследования…………………………….......32
4.2. Характеристика выборки испытуемых…………………………….....33
4.3. Диагностические методики исследования…………………………...33
4.4. Организация и план проведения исследования………………….......36
4.5. Описание и обсуждение результатов исследования………………...37
4.6. Выводы………………………………………………………………....40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………47
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..……49
Сеанс СР…………………………………………………………...………49
Профессиограмма………………………………………………………....52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

     В полученных нами данных можно отметить несколько интересных фактов. Например, как показала описательная статистика, средние показатели субъективных методик значительнее улучшаются после приемов НМР, чем после приемов СР. Этот феномен можно объяснить тем, что наша выборка состоит из врачей таких специальностей, в деятельности которых способность оперирования кинестетическими мысленными образами (которые могут формироваться, например, посредством пальпации) скорее всего более важна, чем способность оперирования зрительными образами (которые образуются у профессионала при определении состояния кожи, сетчатки глаза, слизистых). Тем не менее, сложно отдать предпочтение одной из модальностей (зрительной/кинестетической) по степени важности в данной профессии, в пользу этого говорит еще и тот факт, что несмотря на большую эффективность приемов НМР в данной выборке наблюдается преобладание представителей с доминирующей зрительной модальностью (число испытуемых в группе «визуалов» 10, в группе «кинестетиков» 6).

     Проследив степень воздействия  приемов  ПСР на каждого отдельного врача  индивидуально, была замечена еще одна интересная особенность. В группе «визуалов» и в группе «кинестетов» было замечено 3 и 2 испытуемых соответственно, на которых ПСР оказала существенное воздействие, в отличие от остальных членов группы, на которых приемы ПСР повлияли не так значительно; при этом влияние ПСР в соответствии с нашей гипотезой было эффективнее тогда, когда релаксационный тренинг был адресован к работе с доминирующей сенсорной модальностью образной сферы испытуемых (т.е. для «кинестетиков» это приемы НМР, для «визуалов» приемы СР). Не остался без внимания и тот факт, что 2 человека, принадлежащие группе «визуалов» и 2 человека из группы «кинестетиков» имеют предельно высокие показатели степени хронического утомления и личностной тревожности одновременно, что является тревожным знаком и свидетельствует о необходимости обучения данных специалистов способам оптимизации  собственного ФС. Также нами было замечено, что испытуемые с доминирующей зрительной модальностью являются представителями таких профессий, как офтальмолог, дерматолог, пластический хирург, а в группу «кинестетиков» входят  такие будущие врачи, как ортопед, мануальный терапевт, невропатолог и общий хирург. Такое распределение испытуемых по группам скорее всего связано с требованиями, которые предъявляет к профессионалам  каждая из вышеперечисленных специальностей. Для получения более точных и достоверных результатов необходимо продолжить изучение данного вопроса и провести серию эмпирических исследований.

     Проблема  оптимизации функциональных состояний  врачей-педиатров является важной областью исследования. В связи с тем, что профессия врач-педиатр предполагает неблагоприятные условия труда, сложность трудовых задач, ограничение по времени и большую цену ошибки, высока вероятность формирования неблагоприятных ФС. Таким образом, необходимо осуществлять дальнейший поиск и разработку наиболее эффективных методов ПСР для врачей-педиатров.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Профессия врач относится к числу наиболее сложных и ответственных видов  деятельности человека. Труд врача характеризуется значительными интеллектуальными, а в отдельных случаях и большими физическими нагрузками, предъявляет повышенные требования к памяти и вниманию, требует высокой трудоспособности в экстремальных условиях. 

      В современном обществе очень важно осознавать необходимость изучения проблемы ФС в деятельности врачей, так как знание особенностей их работы и влияние этих особенностей на их функциональные состояния поможет принять все возможные меры по оптимизации текущего состояния и профилактики накопления последствий неблагоприятных состояний. Одним из наиболее эффективных методов борьбы с негативными ФС являются различные методы ПСР.

      Необходимость использования ПСР в работе врачей обусловлена прежде всего высокой значимостью человеческого фактора в профессиональной деятельности врача, и любое малейшее несоответствие функционального состояния врача предъявляемым требованиям негативно сказывается на надежности деятельности. Обучение приемам ПСР будет способствовать  повышению надежности профессиональной деятельности, снижению вероятности ошибок в процессе диагностики и лечения болезней. Эффективное овладение навыками ПСР также является необходимым условием для успешного сохранения здоровья профессионала и безошибочного выполнения стоящих перед ним задач. С помощью ПСР врач способен справиться с волнением, отдохнуть и войти в рабочий ритм [11]. В соответствии с особенностями образной сферы врача и требованиями конкретной специализации для каждого отдельно взятого профессионала будет более эффективен определенный метод ПСР.

      Таким образом, функциональные состояния  влияют на эффективность врачебной  деятельности, а эффективность врачебной  деятельности, в свою очередь напрямую связана со здоровьем всего населения  земного шара. Поэтому проблема оптимизации  ФС у медицинских специалистов в настоящее время является чрезвычайно актуальной, и нуждается в серьезных и разносторонних исследованиях.

      В заключение, хотелось бы коснуться  вопроса профессиональной подготовки врачей. Одного медицинского образования недостаточно для успешной работы врачом, однако хорошее образование – это важнейшее условие для воспитания квалифицированного профессионала. Для улучшения эффективности современного образования необходим учет индивидуальных особенностей каждого студента. Так например, учет особенностей образной  сферы  позволит сделать процесс образования более эффективным, студенту будет легче усвоить огромный объем обязательной информации, если программа обучения будет основываться на тех приемах, которые им легче всего воспринимаются. Знание собственной доминирующей сенсорной модальности пригодиться для оптимизации ФС (в процессе обучения или в дальнейшей профессиональной деятельности) приемами ПСР, более эффективным методом ПСР для каждого врача будет тот, который будет соответствовать индивидуальным особенностям образной сферы профессионала. Также необходимо внедрение научно обоснованных и апробированных тренинговых методик по развитию индивидуальной системы средств саморегуляции в процесс обучения студентов-медиков, либо предоставление данных методик на курсах повышения квалификации [11].

     Итак, подведем итог, естественно для улучшения качества медицинской помощи необходимо совершенствовать всю систему здравоохранения, включая требования к квалификационным характеристикам медицинских работников (системе образования, аттестации, сертификации и лицензированию), к минимально необходимому инструментальному,  лекарственному и техническому обеспечению, к санитарным правилам устройства и эксплуатации лечебно-профилактических учреждений; а  также обеспечение достойного уровня жизни, с помощью материального стимулирования и предоставления сотрудникам лечебно-профилактического учреждений широкого спектра социальных гарантий. Однако, несмотря на большой перечень проблем требующих рассмотрения, в первую очередь необходимо уделить внимание проблеме обучения врачей методам ПСР,  специальным приемам произвольного изменения собственного состояния, которыми в дальнейшем они смогут пользоваться самостоятельно, поддерживая ФС в процессе деятельности на оптимальном уровне. Таким образом, проблема эффективной произвольной регуляции состояния врачей-педиатров в процессе деятельности в настоящее время является чрезвычайно актуальной проблемой и нуждается в разносторонних исследованиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Алексеев  А.В. Система АГИМ — М.: «Неоглори», 2004.
  2. Багрий М.А. Особенности развития профессионального стресса у врачей разных специализаций — М.: Российский Научный Журнал. – 2009. - №1 –  92c.
  3. Бандурка Т.Н. Исследование полимодальности восприятия у студентов — М: Институт психологии РАН, 2009. - №1 – 14с.
  4. Барабанщикова В.В. Модальность образной сферы как фактор оптимизации функционального состояния профессионалов в процессе психологической саморегуляции. Кандидатская диссертация — М.: 2005.
  5. Барабанщикова В.В. Модальность образной сферы как механизм оптимизации функционального состояния спортсменов/ Новые в психологии: Сборник статей ученых факультета психологии Московского университета  — М.: Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
  6. Барабанщикова В.В. Индивидуальные ресурсы повышения эффективности тренингов психологической саморегуляции — М.: Институт психологии РАН, 2010. – 461с.
  7. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. — М.: ПЭР СЭ, 2001.
  8. Гостев А. А. «Миры образов» в интегральном образе реальности: некоторые духовно-нравственные и метафизические аспекты — М.: Институт психологии РАН, 2009. - №6 – 43с.
  9. Дикая Л.Г., Семикин В. В. Регулирующая роль образа эмоционального состояния в экстремальных в условиях деятельности — М.: Психологический журнал, 1991.- № 1 – 155с.
  10. Косарев В.В., Бабанов С.А. Профессиональные болезни — М., 2008.
  11. Кузнецова А.С., Барабанщикова В.В., Злоказова Т.А.  Эффективность психологических средств произвольной саморегуляции функционального состояния — М.: Институт психологии РАН, 2008. -102с.
  12. Лазарус А. Мысленным взором: образы как средство психотерапии — М.: Класс, 2000.
  13. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека — М., 1964.
  14. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека — М.: Издательство московского университета, 1984.
  15. Леонова А.Б. Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека — М.: Смысл, 2007.
  16. Лобзин В. С. Решетников М. М. Аутогенная тренировка — М.: Медицина, 1986.
  17. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии — М., 1984.
  18. Макшанов И.Я. Врачебная деонтология — М., 1998.
  19. Маркова А. К. Психология профессионализма — М., 1996.
  20. Моросанова В.И. Проблема образа и действия в научном творчестве Д.А. Ошанина — Психологический журнал, 1998. - № 2  – 134с.
  21. Фролова С.В. Экспериментальное изучение регулирующей функции образов природы — М.: Институт психологии РАН, 2010.
  22. Kusnetsova, A. S. & Barabanschikova, V. V. (2005). The Effects of Self)Regulation Techniques on Human Functional States: the Moderating Role of Dominant Sensory Modality // Review of Psychology. V. 12.№ 1.
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 

     Сеанс СР 

     Устраивайтесь поудобней, найдите наиболее удобную  и комфортную для вас позу, чтобы  вам ничего не мешало.

     Ничто не стесняет вашего дыхания, вы дышите ровно и спокойно.

       Закройте глаза и прислушайтесь  к ритму вашего дыхания. Вы  делаете вдох и спокойный медленный  выдох.

     А сейчас представьте, что вы находитесь в уютном загородном доме. За окном  прохладное летнее утро. Вы чувствуете себя спокойно и умиротворенно. Ничто вас не беспокоит и не привлекает  вашего внимания. Воздух чистый и свежий, вам дышится легко и свободно.

     Вы  неторопливо ходите по дому, а затем  наливаете себе чай и садитесь в теплое  и мягкое кресло напротив небольшого камина.

       Вам удобно и комфортно, в  комнате очень тихо и вам  слышен звук легкого потрескивания  дров в камине. Время от времени  с  улицы доносится пение  птиц и шум листвы.

     Вы  сидите и пьете ваш любимый  теплый чай,     он согревает  вас изнутри.

     Вы  чувствуете мягкое приятное тепло в верхней части живота, которое распространяется  дальше вниз к ногам,     вверх к плечам и рукам,      в стороны и к спине.

       Вы вдыхаете полной грудью,   наслаждаясь приятным ароматом  чая и теплым летним воздухом, струящимся из приоткрытого окна.    Вы наслаждаетесь каждым вдохом, пытаясь уловить самые тонкие оттенки этого чудесного воздуха, пронизанного  ароматом свежей  зелени и цветов, растущих в саду у дома.

     Воздух  наполняет вашу грудь и растекается  дальше по всему телу к каждой клеточке вашего организма,     вы чувствуете как с воздухом по вашему телу разливается мягкое приятное тепло.

     Вы  дышите равномерно и спокойно, чувствуя как с каждым вдохом вам становится теплее, тепло растекается по вверх  по плечам и рукам до самых кончиков пальцев рук и вниз по спине и ногам до самых кончиков пальцев ног.

     А теперь представьте, как вы, сидя в  кресле, пытаетесь пальцами ног зарыться как можно глубже  в овечью шкуру, лежащую возле кресла.   Вы чувствуете как шерсть согревает  ваши стопы,   и это тепло пульсирующей волной поднимается вверх по ногам. 

     Теперь  представьте, что вы взяли в руки чашку с теплым чаем.   Вы чувствуете как постепенно прогреваются ваши ладони,    пальцы рук,       теплая пульсирующая волна идет дальше по предплечью      к плечам      и сливается с приятным теплом во всем теле.

Информация о работе Оптимизация функциональных состояний врачей-педиатров