Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:42, курсовая работа
Основной целью нашей работы является анализ причин возникновения неблагоприятных функциональных состояний (ФС) у врачей и нахождение эффективных способов борьбы с ними; а также подбор комплекса мероприятий для оптимизации ФС, который наилучшим образом подойдет конкретному профессионалу.
Для достижения поставленной цели перед нами стоят следующие задачи:
проанализировать особенности труда врачей и выявить основные экстремальные факторы их деятельности при помощи изучения особенностей содержания труда;
предложить комплекс мероприятий, направленных на стимулирование профессиональной деятельности врачей с помощью поддержания ФС на оптимальном уровне, и, опираясь на результаты экспериментально-эмперического исследования, выяснить какой из методов психологической саморегуляции будет наиболее эффективным у врачей с разным типом доминирующей сенсорной модальности образной сферы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 . Врачебная деятельность……………………………………………..6
1.1. Феномен профессионализма во врачебной деятельности………..………………………………………………………..6
1.2. Содержание и конкретные условия труда медицинских работников……………………………………………………………….......8
1.3. Профессия врач-педиатр...……………………………………..……...12
Глава 2. ФС у врачей ……………………………………………………….....14
2.1. Общие представления о функциональных состояниях……………..14
2.2. Неблагоприятные ФС. Причины возникновения, последствия и методы оптимизации ………………………………………………………15
2.2.1. Стресс…………………………………………………………………16
2.2.2. Утомление……………………………………………………………18
2.3. Методы и средства оптимизации функциональных состояний врачей……………………………………………………………….…….....21
Глава 3. Образ в системе психической регуляции деятельности и его связь с доминирующей сенсорной модальностью………………………….29
Глава 4. Проведение экспериментально-эмпирического
исследования…………………………………………………….....………32
4.1. Общая характеристика исследования…………………………….......32
4.2. Характеристика выборки испытуемых…………………………….....33
4.3. Диагностические методики исследования…………………………...33
4.4. Организация и план проведения исследования………………….......36
4.5. Описание и обсуждение результатов исследования………………...37
4.6. Выводы………………………………………………………………....40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………47
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..……49
Сеанс СР…………………………………………………………...………49
Профессиограмма………………………………………………………....52
Индикаторами стресса в деятельности врачей является снижение общего самочувствия специалистов (вялость, слабость, плохое настроение), появление тревоги, агрессии, депрессивных расстройств, болезней «стрессовой этиологии» (сердечно-сосудистые патологии, язва желудка и т.д.) [2]; длительное переживание состояния стресса может послужить причиной формирования устойчивых комплексов личностных и поведенческих деформаций, и развитию так называемого «синдрома профессионального выгорания», признаками которого являются: эмоциональное истощение, апатия, снижение профессиональной самооценки и уверенности в себе, негативное отношение к профессии, агрессивное поведение, чувство вины и рост психосоматических расстройств. И, наконец, переживание выраженного стресса может послужить причиной дезадаптивного поведения и возникновения предпосылок к нарушению функциональной и профессиональной надежности профессионала [7]. Профессиональная дезадаптация врачей представляет серьезную проблему для общества, поскольку грозит потерей квалифицированной рабочей силы.
Оптимизация
любого вида труда предполагает использование
комплекса профилактических мер, направленных
на исключение или максимальное ограничение
причин возникновения стресса. Способствуя
оптимизации психофизиологического состояния,
методы ПСР позволяют самостоятельно
диагностировать чрезмерное эмоциональное
напряжение и способствуют его разрядке,
а также готовят профессионала к предстоящим
стрессовым ситуациям, уменьшая их травмирующее
воздействие.
2.2.2.
Утомление
Утомление можно охарактеризовать как естественную реакцию, связанную с нарастанием напряжения при продолжительной работе, сопровождающееся увеличением специфических ошибок «невнимательности», снижением точности и скорости действий [14].
Специфика такого неблагоприятного ФС как утомление (временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки) зависит от вида нагрузки, времени, необходимого для восстановления исходного уровня работоспособности и уровня локализации утомления (физическое, умственное) [14]. Причиной утомления врачей может быть решение сложных интеллектуальных задач по постановке диагноза, продолжительная нагрузка на зрительный аппарат, а также утомление может быть вызвано длительным и интенсивным локальным мышечным напряжением.
Н. Д. Левитов выделяет следующие компоненты утомления:
1. Чувство слабосилия. При утомлении человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает.
2. Расстройство внимания. В случае утомления человек легко отвлекается, становится малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым, суетливым.
3. Нарушения в моторной сфере. Утомление выражается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координации движений.
4. Ухудшение памяти и мышления. При утомлении нарушаются мыслительные процессы.
5. Ослабление воли. При утомлении ослабляются решительность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует настойчивость.
6. Сонливость. При сильном утомлении возникает сонливость [13].
Значительное утомление, развивающееся в процессе напряженного труда, отрицательно влияет на состояние организма профессионала, длительное переживание состояния утомления в деятельности врача может привести к возникновению различных заболеваний (нарушению деятельности пищеварительной, сердечно-сосудистой, нервной системы и др.), поэтому необходимо поддерживать оптимальный уровень ФС профессионалов с помощью специальных средств.
Индикаторами утомления в деятельности врачей могут служить физиологические показатели, если анализируются в комплексе с динамикой поведенческих и психологических показателей. По мере роста утомления наблюдаются значительные изменения в протекании различных психических процессов (затруднения, связанные с извлечением информации, хранящейся в долговременной памяти; преобладание стереотипных способов решения задач; нарушение внимания), снижение показателей сенсорной чувствительности в различных модальностях, трансформация мотивов деятельности (если на ранних стадиях сохраняется адекватная «деловая» мотивация, то потом преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее) [14].
Существенную роль в деятельности врача играет избирательность внимания, она помогает сконцентрироваться на необходимой информации, и поставить верный диагноз, на основании сопоставления данной информации с той, что храниться в памяти профессионала. Однако с развитием утомления избирательность внимания значительно ухудшается и затрудняется извлечение информации из долговременной памяти, что существенно сказывается на скорости и точности постановки диагноза [7].
Очень часто в клинической деятельности приходиться встречаться с трудно объяснимыми, не описанными в учебных руководствах явлениями, и тогда правильность и точность постановки диагноза, зависит не только от опыта и профессионализма врача, но и от функционального состояния специалиста, которое значительно ухудшается по мере накопления симптомов утомления.
Избирательность внимания в
Врачей
можно отнести к группе риска
по частоте возникновения
2.3.
Методы и средства
оптимизации функциональных
состояний врачей
Наилучшие результаты деятельности соответствуют некоторому среднему значению ФС, которое получило название оптимального функционального состояния. Сдвиг ФС в сторону от оптимального независимо от направления сопровождается снижением результативности выполняемого действия [14].
Для
повышения эффективности
Существует
множество способов улучшения состояний
человека. Один из способов оптимизации
состояния профессионала
Другая
разновидность оптимизационных
воздействий направлена прямо на
изменение характеристик
К методам прямого воздействия на ФС, в которых человек выступает в роли «пассивного потребителя» относятся:
Оптимизационные воздействия, в которых человек принимает непосредственное активное участие с целью формирования ФС, отвечающего требованиям деятельности относятся:
Остановимся подробнее на методах ПСР. Психологическая саморегуляция – это комплекс воздействий, направленный на использование человеком внутренних средств регуляции для нормализации состояния собственного организма с целью экстренного повышения или длительного поддержания работоспособности на заданном уровне.
Сеансы ПСР направлены на достижение состояния релаксации, находясь в котором человек, как правило, успокаивается, у него изменяются показатели биоритмов, повышается концентрация внимания - это способствует формированию состояния повышенной работоспособности человека. В целом, ПСР способствует ускорению процесса врабатывания, позволяют снять чрезмерное напряжение в головном мозгу, возникающее в момент стрессовых ситуаций, отдаляют наступление утомления, снижают глубину утомления, повышают эффективность деятельности [15].
Главной особенностью методов ПСР является их направленность на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния.
Опишем подробнее некоторые техники, позволяющие осознанно и целенаправленно управлять собственными состояниями:
Информация о работе Оптимизация функциональных состояний врачей-педиатров