Оптимизация функциональных состояний врачей-педиатров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью нашей работы является анализ причин возникновения неблагоприятных функциональных состояний (ФС) у врачей и нахождение эффективных способов борьбы с ними; а также подбор комплекса мероприятий для оптимизации ФС, который наилучшим образом подойдет конкретному профессионалу.
Для достижения поставленной цели перед нами стоят следующие задачи:
 проанализировать особенности труда врачей и выявить основные экстремальные факторы их деятельности при помощи изучения особенностей содержания труда;
 предложить комплекс мероприятий, направленных на стимулирование профессиональной деятельности врачей с помощью поддержания ФС на оптимальном уровне, и, опираясь на результаты экспериментально-эмперического исследования, выяснить какой из методов психологической саморегуляции будет наиболее эффективным у врачей с разным типом доминирующей сенсорной модальности образной сферы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 . Врачебная деятельность……………………………………………..6
1.1. Феномен профессионализма во врачебной деятельности………..………………………………………………………..6
1.2. Содержание и конкретные условия труда медицинских работников……………………………………………………………….......8
1.3. Профессия врач-педиатр...……………………………………..……...12
Глава 2. ФС у врачей ……………………………………………………….....14
2.1. Общие представления о функциональных состояниях……………..14
2.2. Неблагоприятные ФС. Причины возникновения, последствия и методы оптимизации ………………………………………………………15
2.2.1. Стресс…………………………………………………………………16
2.2.2. Утомление……………………………………………………………18
2.3. Методы и средства оптимизации функциональных состояний врачей……………………………………………………………….…….....21
Глава 3. Образ в системе психической регуляции деятельности и его связь с доминирующей сенсорной модальностью………………………….29
Глава 4. Проведение экспериментально-эмпирического
исследования…………………………………………………….....………32
4.1. Общая характеристика исследования…………………………….......32
4.2. Характеристика выборки испытуемых…………………………….....33
4.3. Диагностические методики исследования…………………………...33
4.4. Организация и план проведения исследования………………….......36
4.5. Описание и обсуждение результатов исследования………………...37
4.6. Выводы………………………………………………………………....40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………47
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..……49
Сеанс СР…………………………………………………………...………49
Профессиограмма………………………………………………………....52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

      Индикаторами  стресса в деятельности врачей является снижение общего самочувствия специалистов (вялость, слабость, плохое настроение), появление тревоги, агрессии, депрессивных расстройств, болезней «стрессовой этиологии» (сердечно-сосудистые патологии, язва желудка и т.д.) [2]; длительное переживание состояния стресса может послужить причиной формирования устойчивых комплексов личностных и поведенческих деформаций, и развитию так называемого «синдрома  профессионального выгорания», признаками которого являются: эмоциональное истощение, апатия, снижение профессиональной самооценки и уверенности в себе, негативное отношение к профессии, агрессивное поведение, чувство вины и рост психосоматических расстройств. И, наконец, переживание выраженного стресса может послужить причиной дезадаптивного поведения и возникновения предпосылок к нарушению функциональной и профессиональной надежности профессионала [7]. Профессиональная дезадаптация врачей представляет серьезную проблему для общества, поскольку грозит потерей квалифицированной рабочей силы.

      Оптимизация любого вида труда предполагает использование комплекса профилактических мер, направленных на исключение или максимальное ограничение причин возникновения стресса. Способствуя оптимизации психофизиологического состояния, методы ПСР позволяют самостоятельно диагностировать чрезмерное эмоциональное напряжение и способствуют его разрядке, а также готовят профессионала к предстоящим стрессовым ситуациям, уменьшая их травмирующее воздействие.  
 

      2.2.2. Утомление 

      Утомление можно охарактеризовать как естественную реакцию, связанную с нарастанием напряжения при продолжительной работе, сопровождающееся увеличением специфических ошибок «невнимательности», снижением точности и скорости действий [14].

      Специфика такого неблагоприятного ФС как утомление (временное снижение работоспособности  под влиянием длительного воздействия нагрузки) зависит от вида нагрузки, времени, необходимого для восстановления исходного уровня работоспособности и уровня локализации утомления (физическое, умственное) [14]. Причиной утомления врачей может быть решение сложных интеллектуальных задач по постановке диагноза, продолжительная нагрузка на зрительный аппарат, а также утомление может быть вызвано длительным и интенсивным локальным мышечным напряжением.

      Н. Д. Левитов выделяет следующие компоненты утомления:

      1. Чувство слабосилия. При утомлении человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает.

      2. Расстройство внимания. В случае утомления человек легко отвлекается, становится малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым, суетливым.

      3. Нарушения в моторной сфере. Утомление выражается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координации движений.

      4. Ухудшение памяти и мышления. При утомлении нарушаются мыслительные процессы.

      5. Ослабление воли. При утомлении ослабляются решительность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует настойчивость.

      6. Сонливость. При сильном утомлении возникает сонливость [13].

      Значительное  утомление, развивающееся в процессе напряженного труда, отрицательно влияет на состояние организма профессионала, длительное переживание состояния утомления в деятельности врача может привести к возникновению различных заболеваний (нарушению деятельности пищеварительной, сердечно-сосудистой, нервной системы и др.), поэтому необходимо поддерживать оптимальный уровень ФС профессионалов с помощью специальных средств.

      Индикаторами  утомления в деятельности врачей могут служить физиологические показатели, если анализируются в комплексе с динамикой поведенческих и психологических показателей. По мере роста утомления наблюдаются значительные изменения в протекании различных психических процессов (затруднения, связанные с извлечением информации, хранящейся в долговременной памяти; преобладание стереотипных способов решения задач; нарушение внимания), снижение показателей сенсорной чувствительности в различных модальностях, трансформация мотивов деятельности (если на ранних стадиях сохраняется адекватная «деловая» мотивация, то потом преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее) [14].

      Существенную  роль в деятельности врача играет избирательность внимания, она помогает сконцентрироваться на необходимой  информации, и поставить верный диагноз, на основании сопоставления данной информации с той, что храниться  в памяти профессионала. Однако с развитием утомления избирательность внимания значительно ухудшается и затрудняется извлечение информации из долговременной памяти, что существенно сказывается на скорости и точности постановки диагноза [7].

        Очень часто в клинической деятельности приходиться встречаться с трудно объяснимыми, не описанными в учебных руководствах явлениями, и тогда правильность и точность постановки диагноза, зависит не только от опыта и профессионализма врача,  но и от функционального состояния специалиста, которое значительно ухудшается по мере накопления симптомов утомления.

        Избирательность внимания в сочетании  с его концентрацией, способностью к содержательному анализу, рефлексии, планированию –  секрет успеха врачебной деятельности. Однако для достижения  этого успеха необходимо устранить все возможные помехи, приводящие к нарушению работоспособности врача, которая зависит от наличия таких неблагоприятных ФС, как стресс и утомление.

      Врачей  можно отнести к группе риска  по частоте возникновения состояний  утомления и стресса. В то же время  проблема оптимизации ФС  медицинских  специалистов недостаточно изучена  и нуждается в дальнейшей разработке с целью предложения наиболее эффективных способов профилактики и борьбы с неблагоприятными ФС. 
 
 
 

2.3. Методы  и средства оптимизации функциональных состояний врачей 

      Наилучшие результаты деятельности соответствуют  некоторому среднему значению ФС, которое  получило название оптимального функционального состояния. Сдвиг ФС в сторону от оптимального независимо от направления сопровождается снижением результативности выполняемого действия [14].

      Для повышения эффективности деятельности врача необходимо  заниматься вопросами  профилактики возникновения неблагоприятных  ФС, возникающих в результате отклонения от оптимального уровня; а также вопросами, касающимися устранения нежелательных последствий утомления и стрессовых реакций.

      Существует  множество способов улучшения состояний  человека. Один из способов оптимизации  состояния профессионала направлен  на устранение факторов, провоцирующих негативную динамику ФС. Так, например, эффективным средством преодоления усталости, сохранения устойчивой работоспособности медицинских работников является оптимизация режима труда и отдыха, с организацией внутрисменного отдыха в специально оборудованных помещениях, что в сочетании с микроклиматическим комфортом и психофизической разгрузкой позволит снять избыточное эмоциональное и психическое напряжение и в значительной мере восстановить работоспособность. Рациональная организация рабочего пространства, совершенствование технологической оснащенности, оптимизация психологического климата, повышение культуры безопасности труда и совершенствование системы вознаграждения – также являются профилактическими мерами, с помощью которых устраняются факторы развития неблагоприятных ФС [15].

      Другая  разновидность оптимизационных  воздействий направлена прямо на изменение характеристик состояния  человека (физиологических, психологических, поведенческих) [15].

      К методам прямого воздействия  на ФС,  в которых человек выступает в роли «пассивного потребителя» относятся:

  • Рефлексотерапия (нормализация общего психофизиологического тонуса, работоспособности, снижение негативной симптоматики стрессовых состояний  с помощью оптимизации физиологических процессов воздействием тепловых, электромагнитных полей, или стимуляцией биологически активных точек кожи);
  • Нормализация режима питания (профилактическое питание, четырехкратное питание с интервалами 4-5 часов, распределение суточного рациона – 25-30% на завтрак, на обед 40-50%, на ужин 20-25%);
  • Витаминотерапия (глюкоза, витамин С, глютаминовая кислота, элеутерококк, женьшень, фенамин, стрихнин, кофеин);
  • Библиотерапия (прослушивание отрывков из художественных произведений применяется как средство борьбы  с состояниями монотонии и для профилактики стресса и чрезмерных эмоциональных реакций);
  • Функциональная музыка (отмечается, что при прослушивании разных музыкальных произведений наблюдается динамика вегетативных показателей, прежде всего со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, изменяются электрическая активность мозга, работоспособность мышечных единиц; музыка стимулирует мыслительную активность и способствует возникновению зрительных образов, особенность которых состоит в том, что они являются образами движений, оказывающих благотворное влияние на формирование режима деятельности человека; конкретное содержание музыкального воздействия определяется целью: для снятия утомления требуется спокойная музыка, для повышения процесса врабатывания — ритмичная и мажорная) [16];
  • Мультимедийные средства (аудиовизуальные композиции, музыкальные клипы, видеофильмы);
  • Суггестивные воздействия и гипноз.

        Оптимизационные воздействия, в которых человек принимает непосредственное активное участие с целью формирования ФС, отвечающего требованиям деятельности относятся:

  • Психологическая саморегуляция состояния (ПСР): аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, нервно-мышечная (прогрессивная) релаксация (НМР), сенсорная репродукция образов (метод образных представлений, СР);
  • Специальная гимнастика (общеукрепляющая гимнастика -  двигательное «отреагирование» эффектов стресса, упражнения для снятия локализованного мышечного напряжения, дыхательная гимнастика - дыхательные упражнения, обладающие успокоительным, тонизирующим, укрепляющим и восстанавливающим действием);
  • Самомассаж (рекомендуется прежде всего самомассаж лица, головы, шеи, кистей  и предплечий рук, используя 4-5 движений,  в течение 5-6 минут, применяется в качестве активирующего и профилактического средства, предупреждающего развитие чрезмерного утомления);
  • Тайм-менеджмент;
  • Групповые тренинги и др.

      Остановимся подробнее на методах ПСР. Психологическая  саморегуляция – это комплекс воздействий, направленный на использование  человеком внутренних средств регуляции для нормализации состояния собственного организма с целью экстренного повышения или длительного поддержания работоспособности на заданном уровне.

      Сеансы  ПСР направлены на достижение состояния  релаксации, находясь в котором человек, как правило, успокаивается,  у него изменяются показатели биоритмов, повышается концентрация внимания - это  способствует формированию состояния повышенной работоспособности человека. В целом, ПСР способствует ускорению процесса врабатывания, позволяют снять чрезмерное напряжение в головном мозгу, возникающее в момент стрессовых ситуаций, отдаляют наступление утомления, снижают глубину утомления, повышают эффективность деятельности [15].

      Главной особенностью методов ПСР является их направленность на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния.

      Опишем  подробнее некоторые техники, позволяющие  осознанно и целенаправленно  управлять собственными состояниями:

  • Нервно-мышечная релаксация (НМР). Начало разработки комплекса приемов  по формированию состояния релаксации связанно с именем Э.Джекобсона, который установил зависимость между повышенным тонусом скелетной мускулатуры и различными формами отрицательного эмоционального возбуждения: тревожности, страха, смущения и т.д. В связи с тем, что существенным коррелятом отрицательных эмоций является мышечное напряжение, мышечная релаксация, способствует снижению роли соматического компонента отрицательных эмоциональных переживаний и путем специфического воздействия на корковые процессы приводит к восстановлению внутреннего равновесия, повышению работоспособности и самочувствия. Суть этого метода состоит в уменьшении напряжения и последующем расслаблении основных групп мышц (мышцы грудной клетки, живота спины и конечностей, мышцы плеч, шеи, головы и лица). Ответственную роль в расслаблении организма и оптимизации ФС играют мышцы лица. Это связано с тем, что в области лица расположены такие органы чувств, как зрение, слух, обоняние, вкус, чья деятельность сопровождается сокращением мышц. Кроме того мышцы лица человека осуществляют сложнейшую функцию - речь, и поэтому в коре головного мозга много места занимает проекция нижней - артикуляционной части лица, именно поэтому важно научиться выключать из напряжения лицевые мышцы. Формирование состояния релаксации происходит с помощью напряжения мышц в определенной последовательности, после которого закономерно наступает ее расслабление, возникающие при этом ощущения тепла и тяжести являются субъективным выражением того, что мышца расслаблена. В результате релаксации снимается или уменьшается эмоциональное и мышечное напряжение,  НМР применяется в качестве терапевтического средства при бессоннице, мигренях, невротических состояниях [15, 16].
  • Идеомоторная тренировка. В основу исследований мысленного воспроизведения движений лег факт, открытый английским физиологом Карпентером, что потенциал электрической активности мышцы при мысленном воспроизведении определенного движения оказывается таким же, как и потенциал той же мышцы при реальном осуществлении данного движения. Идеомоторное упражнения – это процесс интенсивного представления, мысленного воспроизведения движения. Идеомоторная тренировка может способствовать выработке, исправлению навыков и ускорению их развития в практической деятельности. Она может быть использована как относительно самостоятельный метод снижения мышечного тонуса и достижения состояния релаксации, однако, эффективное использование данного метода возможно лишь при наличии навыков реальных двигательных программ. Таким образом, тренинги ПСР, основанные на идеомоторной тренировке включают метод НМР, со временем двигательные релаксационные упражнения трансформируются в их мысленное воспроизведение и могут применяться с целью мысленной отработки определенных двигательных программ предстоящей деятельности [15, 16].
  • Сенсорная репродукция образов (СР). Является одной из наиболее эффективных техник саморегуляции, так как зрительный канал является наиболее мощным каналом восприятия и переработки информации (обработкой поступающей через него информации занято более половины нейронов коры головного мозга человека). Данный метод предполагает  мысленное представление сюжетов с использованием ярких образов и метафор, в которых происходит обращение к таким элементам воспроизводимой ситуации, которые ведут к возникновению ощущения релаксации на начальном этапе тренинга и ощущения активации по его завершению [15]. Специального рассмотрения заслуживают исследования эмоционального воздействия цвета, воспроизведенного человеком в плане представлений. Доказано, что красные, оранжевые, желтые тона возбуждают нервно-психическую сферу, а созерцая голубой, светло-зеленый, мягко-серый цвет, мы успокаиваемся [16].

Информация о работе Оптимизация функциональных состояний врачей-педиатров