Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:42, курсовая работа
Основной целью нашей работы является анализ причин возникновения неблагоприятных функциональных состояний (ФС) у врачей и нахождение эффективных способов борьбы с ними; а также подбор комплекса мероприятий для оптимизации ФС, который наилучшим образом подойдет конкретному профессионалу.
Для достижения поставленной цели перед нами стоят следующие задачи:
проанализировать особенности труда врачей и выявить основные экстремальные факторы их деятельности при помощи изучения особенностей содержания труда;
предложить комплекс мероприятий, направленных на стимулирование профессиональной деятельности врачей с помощью поддержания ФС на оптимальном уровне, и, опираясь на результаты экспериментально-эмперического исследования, выяснить какой из методов психологической саморегуляции будет наиболее эффективным у врачей с разным типом доминирующей сенсорной модальности образной сферы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 . Врачебная деятельность……………………………………………..6
1.1. Феномен профессионализма во врачебной деятельности………..………………………………………………………..6
1.2. Содержание и конкретные условия труда медицинских работников……………………………………………………………….......8
1.3. Профессия врач-педиатр...……………………………………..……...12
Глава 2. ФС у врачей ……………………………………………………….....14
2.1. Общие представления о функциональных состояниях……………..14
2.2. Неблагоприятные ФС. Причины возникновения, последствия и методы оптимизации ………………………………………………………15
2.2.1. Стресс…………………………………………………………………16
2.2.2. Утомление……………………………………………………………18
2.3. Методы и средства оптимизации функциональных состояний врачей……………………………………………………………….…….....21
Глава 3. Образ в системе психической регуляции деятельности и его связь с доминирующей сенсорной модальностью………………………….29
Глава 4. Проведение экспериментально-эмпирического
исследования…………………………………………………….....………32
4.1. Общая характеристика исследования…………………………….......32
4.2. Характеристика выборки испытуемых…………………………….....33
4.3. Диагностические методики исследования…………………………...33
4.4. Организация и план проведения исследования………………….......36
4.5. Описание и обсуждение результатов исследования………………...37
4.6. Выводы………………………………………………………………....40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………47
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..……49
Сеанс СР…………………………………………………………...………49
Профессиограмма………………………………………………………....52
Вы одеты в теплый, мягкий, пушистый свитер, он слегка щекочет вашу шею и плечи. Вашим рукам, плечам и спине тепло, все тело обволакивает приятная теплая волна.
Вы погружены в мягкое кресло и чувствуете как от него по спине идет еле заметное согревающее тепло.
Согревающее тепло камина распространяется по всей комнате, оно согревает сначала ваши колени, а затем тепло разливается вниз и вверх, теплая волна струится по всему телу.
До вас начинают доноситься голоса людей, это ни что иное как утренняя суета дачников, начался новый день.
Вы смотрите на догорающий огонь в камине, желтые язычки пламени захватывают ваше воображение, вы представляете себе что-то очень приятное и мысленно улыбаетесь. Легкий ветерок, струящийся из приоткрытого окна чуть обдувает ваше лицо, вы чувствуете как все мышцы вашего лица приятно расслабляются, расслабляется шея.
Вы ощущаете как каждая мышца вашего тела расслаблена, вам приятно и спокойно.
Вы не торопясь допиваете уже остывший чай, он передает вашему телу свою прохладу. С каждым глотком вы чувствуете прилив бодрости и сил для начала нового дня.
Вдруг вы услышали легкое
Вы поднимаетесь, подходите к двери и выглядываете на улицу.
Приятная прохлада струится по вашему лицу.
Убедившись в том, что на улице отличная погода, вы выходите на веранду, где вас обдувает приятным прохладным ветром, утренняя прохлада разливается по всему вашему телу, вы чувствуете себя свежим и полностью отдохнувшим.
Вы босиком спускаетесь в сад и вступаете на траву, густо покрытую мелкими холодными капельками росы.
Вы вдыхаете полной грудью свежий прохладный утренний воздух и чувствуете прилив свежести и бодрости во всем теле.
Теперь вы полны сил и энергии
Сделайте глубокий вдох и резкий выдох.
Можете
открыть глаза и потянуться.
Профессиограмма
История профессии:
Педиатрия
как самостоятельный раздел медицины
возникла недавно. Однако короткие статьи
и предложения по вскармливанию детей, уходу за ними, лечению
встречаются в древних рукописях армянского
государства Урарту, а так же Древнего
Египта, Индии, Китая, Вавилона, Ассирии.
Ещё во времена Гиппократа встречаются
упоминания о стабильном росте
и развитии детей. В 15 - 16 веках выходят книги,
в которых описывались детские болезни,
однако в них недоставало рекомендаций.
Начиная с 17 века, педиатрия всё больше
привлекает внимание медиков, а уже в 18
веке появляется учебная литература. Всё
это было следствием высокой смертности
детей. Начинают открываться педиатрические
больницы. Первая такая больница была
открыта в 1802 году в Париже для детей от
2 до 15 лет. Впоследствии в ней готовили
специалистов по детским болезням. Впервые определение педиатрии
было дано в 1847 году в руководстве «Педиятрика».
В этой книге был рассмотрен спектр детских
болезней, методы их лечения и профилактики.
Этот раздел медицины интересен именно
профилактикой болезней. Ведь любую болезнь
можно предотвратить, укреплять здоровье,
соблюдая меры предосторожности. Филатов
Н. Ф. заслуженно считается основателем
отечественной педиатрии. В 1834 году он
открыл первую педиатрическую больницу
в Санкт - Петербурге.
В начале 19 века детским здравоохранением
занималось Вольно- экономическое общество,
которое исследовало детские заболевания
и смертность, а также печатало различные
медицинские брошюры. В 1865 годы были открыты
кафедры детских болезней, медико-хирургической
академии. А К. А. Раухфус построил несколько
детских больниц в разных городах России.
Со временем курс о детских заболеваниях
стали читать в университетах. В 1911 году
был издан журнал «Педиатрия». Появилось
общество по борьбе с детской смертностью
и общество педиатров, организовывались
съезды детских врачей, на которых решались
вопросы о том, как можно помочь новорождённым.
М. С. Маслов написал книги о хронических расстройствах и пищеварения, болезням почек, печени,
диатезам и др., чем внес большой вклад
в педиатрию. Также известны такие имена
людей, как: Ю. Ф. Домбровская, В. А. Леонов,
М. Г. Данилевич и др.
Предметная область деятельности:
Предметная
область деятельности врача-педиатра
в поликлинике является в первую
очередь человек-человек. Врачу по
роду своей деятельности приходиться
общаться с большим количеством людей
(пациентов), руководством и другим медицинским
персоналом. Присутствует и предметная
область человек-техника: в настоящее
время врачи-педиатры начинают активно
пользоваться компьютерами, регистрируя
пациентов, а также при измерении температуры
тела и артериального давления используют
автоматические электронные приборы.
Продукт деятельности:
Оказание
квалифицированной и своевременной
помощи пациентам с отклонениями
в здоровье, активная пропаганда здорового
образа жизни и профилактика заболеваний.
Средства труда:
а. Вещественные (орудия труда):
1) средства познания –
2) средства воздействия - измерение температуры тела и артериального давления при помощи автоматических электронных приборов, прослушивание сердечного ритма при помощи стетоскопа.
б. Внешние функциональные:
1)
выразительные средства
2)
организм человека как
в.
Внутренние функциональные (невербальные)
– план разговора с ребенком для выяснения
жалоб, план беседы со взрослым при установлении
диагноза, план проведения комплекса мероприятий
для постановки диагноза, план лечения,
план беседы со взрослым при сообщении
однозначно идентифицированного диагноза.
Задачи труда:
а. Нормативные:
б. Субъективные:
Трудовые действия (и операции):
Педиатры
исследуют все функции
Права (обязанности):
Ответственность (материальная, моральная):
Риск (жизнь, здоровье, социальный статус, экономический, юридический):
Существует значительный риск для жизни и здоровья профессионала, высокая вероятность вирусных и инфекционных заболеваний.
В
зависимости от характера правонарушения
и последствий оказания медицинской
помощи врач может быть привлечен
к различным видам
Причины (нематериальные) интереса к профессии. Особенности проф. мотивации:
Все усилия доктора направлены на то, чтобы дети росли крепкими, здоровыми и счастливыми, а это очень благородное занятие. Ощущение полезности и важности работы, чувство морального удовлетворения, самоуважение являются основными мотивирующими факторами труда в профессиональной группе врачей-педиатров.
Формы карьеры. Материальная оплата (социальный пакет):
Информация о работе Оптимизация функциональных состояний врачей-педиатров