Оптимизация функциональных состояний врачей-педиатров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью нашей работы является анализ причин возникновения неблагоприятных функциональных состояний (ФС) у врачей и нахождение эффективных способов борьбы с ними; а также подбор комплекса мероприятий для оптимизации ФС, который наилучшим образом подойдет конкретному профессионалу.
Для достижения поставленной цели перед нами стоят следующие задачи:
 проанализировать особенности труда врачей и выявить основные экстремальные факторы их деятельности при помощи изучения особенностей содержания труда;
 предложить комплекс мероприятий, направленных на стимулирование профессиональной деятельности врачей с помощью поддержания ФС на оптимальном уровне, и, опираясь на результаты экспериментально-эмперического исследования, выяснить какой из методов психологической саморегуляции будет наиболее эффективным у врачей с разным типом доминирующей сенсорной модальности образной сферы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 . Врачебная деятельность……………………………………………..6
1.1. Феномен профессионализма во врачебной деятельности………..………………………………………………………..6
1.2. Содержание и конкретные условия труда медицинских работников……………………………………………………………….......8
1.3. Профессия врач-педиатр...……………………………………..……...12
Глава 2. ФС у врачей ……………………………………………………….....14
2.1. Общие представления о функциональных состояниях……………..14
2.2. Неблагоприятные ФС. Причины возникновения, последствия и методы оптимизации ………………………………………………………15
2.2.1. Стресс…………………………………………………………………16
2.2.2. Утомление……………………………………………………………18
2.3. Методы и средства оптимизации функциональных состояний врачей……………………………………………………………….…….....21
Глава 3. Образ в системе психической регуляции деятельности и его связь с доминирующей сенсорной модальностью………………………….29
Глава 4. Проведение экспериментально-эмпирического
исследования…………………………………………………….....………32
4.1. Общая характеристика исследования…………………………….......32
4.2. Характеристика выборки испытуемых…………………………….....33
4.3. Диагностические методики исследования…………………………...33
4.4. Организация и план проведения исследования………………….......36
4.5. Описание и обсуждение результатов исследования………………...37
4.6. Выводы………………………………………………………………....40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………47
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..……49
Сеанс СР…………………………………………………………...………49
Профессиограмма………………………………………………………....52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

     Вы  одеты в теплый, мягкий, пушистый свитер, он слегка щекочет вашу шею  и плечи. Вашим рукам, плечам и  спине тепло, все тело обволакивает приятная теплая волна.

     Вы  погружены в мягкое кресло и чувствуете как от него по спине идет еле заметное согревающее тепло.

     Согревающее тепло камина распространяется по всей комнате,    оно согревает  сначала ваши колени,   а затем  тепло разливается вниз и вверх,        теплая волна струится по всему телу.

     До  вас начинают доноситься  голоса людей,    это    ни что иное как утренняя суета дачников, начался новый день.

     Вы  смотрите на догорающий огонь в камине, желтые язычки пламени захватывают  ваше воображение, вы представляете  себе что-то очень приятное и мысленно улыбаетесь. Легкий ветерок, струящийся из приоткрытого окна чуть обдувает ваше лицо, вы чувствуете как все мышцы вашего лица приятно расслабляются, расслабляется шея.

     Вы  ощущаете как каждая мышца вашего тела расслаблена, вам приятно и  спокойно.

     Вы  не торопясь допиваете уже остывший чай, он передает вашему телу свою прохладу. С каждым глотком вы чувствуете прилив бодрости и сил для начала нового дня.

       Вдруг вы услышали легкое поскрипывание  – это порыв ветра приоткрыл  дверь. Вы почувствовали как  прохладный ветер чуть коснулся ваших стоп и нижней части ног, от этого по коже пробежали «мурашки».

     Вы  поднимаетесь, подходите к двери  и  выглядываете на улицу.

     Приятная  прохлада струится по вашему лицу.

     Убедившись  в том, что на улице отличная погода, вы выходите на веранду, где вас обдувает приятным прохладным ветром,        утренняя прохлада разливается по всему вашему телу,          вы чувствуете себя свежим и полностью отдохнувшим.

     Вы  босиком спускаетесь в сад   и вступаете на траву, густо покрытую мелкими холодными капельками росы.

     Вы  вдыхаете полной грудью свежий прохладный  утренний воздух и чувствуете прилив свежести и бодрости во всем теле.

       Теперь вы полны сил и энергии   для начала нового дня.

     Сделайте  глубокий вдох и резкий выдох.

     Можете  открыть глаза и потянуться.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Профессиограмма 

     История профессии:

     Педиатрия как самостоятельный   раздел медицины возникла недавно. Однако короткие статьи и предложения по вскармливанию детей, уходу за ними, лечению встречаются в древних рукописях армянского государства Урарту, а так же Древнего Египта, Индии, Китая, Вавилона, Ассирии. Ещё во времена Гиппократа встречаются упоминания о стабильном росте и развитии детей. В 15 - 16 веках выходят книги, в которых описывались детские болезни, однако в них недоставало рекомендаций.  
Начиная с 17 века, педиатрия всё больше привлекает внимание медиков, а уже в 18 веке появляется учебная литература. Всё это было следствием высокой смертности детей. Начинают открываться педиатрические больницы. Первая такая больница была открыта в 1802 году в Париже для детей от 2 до 15 лет. Впоследствии в ней готовили специалистов по
детским болезням. Впервые определение педиатрии было дано в 1847 году в руководстве «Педиятрика». В этой книге был рассмотрен спектр детских болезней, методы их лечения и профилактики. Этот раздел медицины интересен именно профилактикой болезней. Ведь любую болезнь можно предотвратить, укреплять здоровье, соблюдая меры предосторожности. Филатов Н. Ф. заслуженно считается основателем отечественной педиатрии. В 1834 году он открыл первую педиатрическую больницу в Санкт - Петербурге.

       В начале 19 века детским здравоохранением занималось Вольно- экономическое общество, которое исследовало детские заболевания и смертность, а также печатало различные медицинские брошюры. В 1865 годы были открыты кафедры детских болезней, медико-хирургической академии. А К. А. Раухфус построил несколько детских больниц в разных городах России. Со временем курс о детских заболеваниях стали читать в университетах. В 1911 году был издан журнал «Педиатрия». Появилось общество по борьбе с детской смертностью и общество педиатров, организовывались съезды детских врачей, на которых решались вопросы о том, как можно помочь новорождённым. М. С. Маслов написал книги о хронических расстройствах и пищеварения, болезням почек, печени, диатезам и др., чем внес большой вклад в педиатрию. Также известны такие имена людей, как: Ю. Ф. Домбровская, В. А. Леонов, М. Г. Данилевич и др. 

     Предметная  область деятельности: 

     Предметная  область деятельности врача-педиатра в поликлинике является в первую очередь человек-человек. Врачу по роду своей деятельности приходиться  общаться с большим количеством людей (пациентов), руководством и другим медицинским персоналом. Присутствует и предметная область человек-техника: в настоящее время врачи-педиатры  начинают активно пользоваться компьютерами, регистрируя пациентов, а также при измерении температуры тела и артериального давления используют автоматические электронные приборы. 

     Продукт деятельности:

     Оказание  квалифицированной  и своевременной  помощи пациентам с  отклонениями в здоровье, активная пропаганда здорового  образа жизни и профилактика заболеваний. 

     Средства  труда:

     а. Вещественные (орудия труда):

      1) средства познания – медицинская  карта пациента, внешний вид пациента (состояние слизистых поверхностей, кожного покрова);

      2) средства воздействия - измерение  температуры тела и артериального давления при помощи автоматических электронных приборов, прослушивание сердечного ритма при помощи стетоскопа.

     б. Внешние функциональные:

     1) выразительные средства поведения,  речи - грамотная речь, спокойные  сдержанные интонации, приветливая улыбка, хорошее настроение;

     2) организм человека как субъекта  труда, его некоторые системы  и органы - прослушивание сердечного  ритма, осмотр пациента, пальпирование  Врач-педиатр должен воспользоваться  всеми перечисленными средствами  для постановки  правильного диагноза, нона окончательную постановку диагноза могут повлиять данные, полученные посредством той модальности, образы которой активируются в первую очередь (зрительной, кинестетической).

     в. Внутренние функциональные (невербальные) – план разговора с ребенком для выяснения жалоб, план беседы со взрослым при установлении диагноза, план проведения комплекса мероприятий для постановки диагноза, план лечения, план беседы со взрослым при сообщении однозначно идентифицированного диагноза. 

     Задачи  труда:

     а. Нормативные:

  • Устанавливать контакт с семьей больного.
  • Разрабатывать программы реабилитации.
  • Передавать врачебный опыт.
  • Диагностировать  и лечить заболевания детского возраста, а также проводить профилактические работы.
  • Правильно оценивать физическое и нервно-психическое развитие ребенка, оценивать школьную зрелость.
  • Оценивать детей по принадлежности к группам здоровья, давать рекомендации по воспитанию и вскармливанию.
  • Выделять детей в группы риска.
  • Владеть методами пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваний.
  • Получать информацию о здоровом и больном ребенке, проводить объективное исследование ребенка.
  • Своевременно определять симптомы и синдромы, требующие оказания неотложной помощи, и оказывать ее: 
    -выявлять причины возникновения патологических состояний; 
    -назначать (по показаниям) лабораторно-инструментальные и другие исследования для уточнения диагноза; 
    -при необходимости проводить забор материала для лабораторного исследования.
  • Пользоваться необходимой медицинской аппаратурой (антропометрический набор, гемометр, аппарат для измерения артериального давления, желудочный и дуоденальный зонды и др.).
  • Вести необходимую медицинскую документацию.
  • Составлять план своей работы и среднего медицинского персонала.
  • Составлять отчет о работе педиатрического участка (отделения) за год и проводить анализ этой работы.
  • Проводить анализ детской смертности на участке.
  • Проводить анализ эффективности диспансеризации.
  • Организовывать стационар на дому.

     б. Субъективные:

  • Подготавливать кабинет к приему.
  • Иметь опрятный внешний вид (ходить в белом халате).
 
 
 

     Трудовые  действия (и операции):

  1. Действия восприятия и мнемические действия – используются для получения непосредственного знания о целостных объектах и их отдельных свойств;  во-первых это зрительный контакт с пациентом, налаживание доверительных отношений. Педиатр должен внимательно и тщательно осмотреть пациента, состояние кожного покрова и слизистых, осуществить пальпацию (прощупывание) артерий, лимфатических узлов, внутренних органов, прослушать сердечный ритм. Врач должен обладать хорошей памятью (знать большое количество названий болезней и лекарств), чтобы в нужный момент быстро и безошибочно вспомнить и воспроизвести необходимую важную информацию.
  2. Интерперсональные действия – коммуникация, речь, жесты, позы: при общении с пациентами важно умение установления контакта, необходима грамотная речь, корректно сформулированные предложения, спокойные интонации, сдержанные жесты и открытая поза. Необходимо проявление уважения к клиенту.
  3. Действия контроля и самоконтроля – внимание к внешним объектам и волевая саморегуляция: для избегания конфликтных ситуаций необходим постоянный контроль своего поведения, оценка поведения и состояния клиентов.
  4. Психомоторные действия – так как время приема ограниченно, врачу необходимо в короткий промежуток времени осмотреть пациента, расспросить о симптомах, поставить диагноз, дать рекомендации для лечения и заполнить некоторую обязательную документацию, по этой причине ему необходимо, общаясь с пациентом, выполнять и другие свои обязанности.

     Педиатры  исследуют все функции жизнедеятельности  ребенка, взвешивают его, измеряют рост, дают рекомендации матери по кормлению  ребенка. Постоянное консультирование матерей - основная работа педиатра.  
 

     Права (обязанности):

  • Самостоятельно устанавливать диагноз по специальности на основании клинических наблюдений и обследования, сбора анамнеза, данных клинико-лабораторных и инструментальных исследований; ; привлекать в необходимых случаях врачей других специальностей для консультаций, обследования и лечения больных.
  • Вносить предложения руководству учреждения по совершенствованию лечебно-диагностического процесса, по вопросам организации и условий своей трудовой деятельности.
  • Контролировать работу подчиненных сотрудников (при их наличии), отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения.
  • Запрашивать, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.
  • Повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.
 

     Ответственность (материальная, моральная):

  • Своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей.
  • Организация своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности
  • Соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности.
  • Своевременное и качественное оформление медицинской и иной служебной документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами.
  • Предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности.
  • Обеспечение соблюдения исполнительской дисциплины и выполнения своих должностных обязанностей подчиненными ему работниками (при их наличии).
  • Оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям.
 

     Риск (жизнь, здоровье, социальный статус, экономический, юридический):

     Существует  значительный риск для жизни и  здоровья профессионала, высокая вероятность  вирусных и инфекционных заболеваний.

     В зависимости от характера правонарушения и последствий  оказания медицинской  помощи врач может быть привлечен  к различным видам ответственности (гражданской, административной, дисциплинарной, юридической). Огромная социальная и нравственная ответственность ложится на плечи медицинских работников. Профильная юридическая подготовка врача и страхование –  один из современных способов решения данной проблемы. 

     Причины (нематериальные) интереса к профессии. Особенности  проф. мотивации:

     Все усилия доктора направлены на то, чтобы  дети росли крепкими, здоровыми и  счастливыми, а это очень благородное  занятие. Ощущение полезности и важности работы, чувство морального удовлетворения, самоуважение являются основными мотивирующими  факторами труда в профессиональной группе врачей-педиатров.

     Формы карьеры. Материальная оплата (социальный пакет):

Информация о работе Оптимизация функциональных состояний врачей-педиатров