Оптимизация функциональных состояний врачей-педиатров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью нашей работы является анализ причин возникновения неблагоприятных функциональных состояний (ФС) у врачей и нахождение эффективных способов борьбы с ними; а также подбор комплекса мероприятий для оптимизации ФС, который наилучшим образом подойдет конкретному профессионалу.
Для достижения поставленной цели перед нами стоят следующие задачи:
 проанализировать особенности труда врачей и выявить основные экстремальные факторы их деятельности при помощи изучения особенностей содержания труда;
 предложить комплекс мероприятий, направленных на стимулирование профессиональной деятельности врачей с помощью поддержания ФС на оптимальном уровне, и, опираясь на результаты экспериментально-эмперического исследования, выяснить какой из методов психологической саморегуляции будет наиболее эффективным у врачей с разным типом доминирующей сенсорной модальности образной сферы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 . Врачебная деятельность……………………………………………..6
1.1. Феномен профессионализма во врачебной деятельности………..………………………………………………………..6
1.2. Содержание и конкретные условия труда медицинских работников……………………………………………………………….......8
1.3. Профессия врач-педиатр...……………………………………..……...12
Глава 2. ФС у врачей ……………………………………………………….....14
2.1. Общие представления о функциональных состояниях……………..14
2.2. Неблагоприятные ФС. Причины возникновения, последствия и методы оптимизации ………………………………………………………15
2.2.1. Стресс…………………………………………………………………16
2.2.2. Утомление……………………………………………………………18
2.3. Методы и средства оптимизации функциональных состояний врачей……………………………………………………………….…….....21
Глава 3. Образ в системе психической регуляции деятельности и его связь с доминирующей сенсорной модальностью………………………….29
Глава 4. Проведение экспериментально-эмпирического
исследования…………………………………………………….....………32
4.1. Общая характеристика исследования…………………………….......32
4.2. Характеристика выборки испытуемых…………………………….....33
4.3. Диагностические методики исследования…………………………...33
4.4. Организация и план проведения исследования………………….......36
4.5. Описание и обсуждение результатов исследования………………...37
4.6. Выводы………………………………………………………………....40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………47
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..……49
Сеанс СР…………………………………………………………...………49
Профессиограмма………………………………………………………....52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

МГУ им. М. В. Ломоносова

Факультет психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Курсовая  работа на тему:

«Оптимизация функциональных состояний

  врачей-педиатров». 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Научный руководитель 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2011 г. 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1 . Врачебная деятельность……………………………………………..6

    1.1. Феномен профессионализма во врачебной деятельности………..………………………………………………………..6

    1.2. Содержание и конкретные условия труда медицинских работников……………………………………………………………….......8

    1.3. Профессия врач-педиатр...……………………………………..……...12

Глава 2. ФС у врачей ……………………………………………………….....14

    2.1. Общие представления  о функциональных состояниях……………..14

    2.2. Неблагоприятные ФС. Причины возникновения, последствия и методы оптимизации ………………………………………………………15

    2.2.1. Стресс………………………………………………………………16

    2.2.2. Утомление……………………………………………………………18

    2.3. Методы  и средства оптимизации функциональных  состояний врачей……………………………………………………………….…….....21

Глава 3. Образ в системе  психической регуляции  деятельности  и  его связь с доминирующей сенсорной модальностью………………………….29

Глава 4. Проведение экспериментально-эмпирического 

    исследования…………………………………………………….....………32

    4.1. Общая характеристика  исследования…………………………….......32

    4.2. Характеристика  выборки испытуемых…………………………….....33

    4.3. Диагностические  методики исследования…………………………...33

    4.4. Организация  и план проведения исследования………………….......36

    4.5. Описание  и обсуждение результатов исследования………………...37

    4.6. Выводы………………………………………………………………....40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....44

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………47

ПРИЛОЖЕНИЯ  …………………………………………………………..……49

     Сеанс СР…………………………………………………………...………49

     Профессиограмма……………………………………………………....52 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

      Социальное  и экономическое благополучие общества, качество жизни населения во многом зависят от состояния индивидуального и популяционного здоровья граждан, их трудовой активности и возможности создания устойчивой финансово-экономической базы государства. Поэтому сохранение и укрепление здоровья населения является одним из главных приоритетов государственной политики. В современных условиях здоровье общества во многом определяется деятельностью учреждений здравоохранения. При этом основными факторами, влияющими на качество оказания медицинской помощи, являются  профессиональная подготовка и функциональное состояние медицинских  работников.

      Цена  врачебной ошибки очень велика, а так как ее вероятность повышается при ухудшении функционального состояния специалистов, вопрос профессионального здоровья и личностного благополучия врачей является на сегодняшний день важной проблемой,  требующей рассмотрения [3].

      В связи с высоким уровнем требований, предъявляемых к врачу в процессе его деятельности, встает необходимость  определения совокупность признаков, отделяющих данную  область от других схожих профессиональных областей.  Этим вопросом мы и займемся в нашей работе, обозначив особенности функциональных состояний врачей; также мы обозначим здесь средства целенаправленной регуляции  собственным функциональным состоянием для представителей различных врачебных специализаций [14].

      Основной  целью нашей работы является анализ причин возникновения неблагоприятных функциональных состояний (ФС) у врачей и нахождение эффективных способов борьбы с ними; а также подбор комплекса мероприятий для  оптимизации ФС, который наилучшим образом подойдет конкретному профессионалу.

        Для достижения поставленной  цели перед нами стоят следующие  задачи:

  • проанализировать особенности труда  врачей и выявить основные экстремальные факторы их деятельности при помощи изучения особенностей содержания труда;
  • предложить комплекс мероприятий, направленных на стимулирование профессиональной деятельности врачей с помощью поддержания ФС на оптимальном уровне, и, опираясь на результаты экспериментально-эмперического исследования, выяснить какой из методов психологической саморегуляции будет наиболее эффективным у врачей с разным типом доминирующей сенсорной модальности образной сферы [4].

      Итак, мы предполагаем, что врачебная деятельность  содержит в себе предпосылки для формирования неблагоприятных ФС, требующих обязательного использования средств саморегуляции для решения задачи эффективного управления ФС в условиях профессиональной деятельности врача.

      Актуальность  изучения разных аспектов саморегуляции  связана с прикладными задачами, к числу которых относятся: повышение работоспособности врачей, сохранение здоровья специалистов, улучшение эффективности их деятельности (количественных и качественных характеристик) и обеспечение успешного профессионального развития [4].

      Специфика данной работы  в том, что мы делаем акцент на  изучении таких механизмов саморегуляции, которые осуществляются через работу профессионала с  образом. Мы также учитываем индивидуальность каждого профессионала, и предполагаем, что лишь те методы психологической саморегуляции (ПСР) будут эффективны, которые  в процессе мысленных представлений приводят к активизации доминирующей сенсорной модальности [11,4,22].

      Новизна нашей работы заключается в попытке  анализа возникновения неблагоприятных функциональных состояний в процессе труда у людей конкретной профессии, а именно у  врачей-педиатров, что было сделано впервые. Мы провели исследование, и выявили некоторые закономерности воздействия ПСР на студентов медицинского ВУЗа, педиатрического факультета. Полученные нами данные расширяют представления о произвольной саморегуляции состояния, сложившиеся на настоящий момент и позволяют увидеть новые грани этой проблемы.

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Врачебная деятельность 

    1. Феномен профессионализма во врачебной деятельности
 

      Профессионализм - системное образование, которое предполагает не только некий высокий уровень умений, но и определенную системную организацию психики [18]. Все аспекты деятельности врача должна пронизывать особенная профессионально-личностная культура. Ее можно определить как совокупность знаний, умений и личностных качеств, а также постоянная направленность на личностное и профессиональное совершенствование.

      Профессионализм врача включает в себя систему определенных профессионально значимых знаний, умений и навыков. Выделяют следующие профессиональные компетенции врача: высокий уровень развития произвольного внимания (способность обнаружить даже незначительные проявления симптомов заболевания); высокий уровень концентрации и устойчивости внимания; хорошее развитие мнемических способностей; хорошо развитая долговременная память (способность в нужный момент оказать своевременную медицинскую помощь, порекомендовать лекарственное средство, необходимое для данного заболевания); быстрота реакции; психоэмоциональная стабильность; способность переносить большие физические нагрузки (для некоторых специализаций); вербальные способности (умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли); коммуникативные навыки (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты); навыки письменного изложения мысли; способность анализировать, сопоставлять факты, логически мыслить; тонкая моторная координация, точность движений при проведении различных лечебных процедур.

      Одной из важнейших компетенций врача  является коммуникативная компетенция, которая включает в себя навыки активного слушания; способность грамотно выражать свои мысли; рефлексивное отслеживание процесса коммуникации; сознательный контроль над эмоциями; и способность эффективно выстраивать обратную связь, формулируя свои мысли в доступной для собеседника форме. Профессия врача предполагает постоянное непосредственное общение с людьми: с коллегами - специалистами других профилей, со средними и младшими медицинскими работниками, а также с пациентами. При этом общение с коллегами необходимо для успешного профессионального развития врача-профессионала, с помощью него он  зачастую получает информацию о своих пациентах, о новейших разработках в профессиональной области, а также обратную связь по поводу качества своей деятельности.

      Медицинское мышление  обеспечивает постановку и решение диагностических, лечебных и профилактических задач через анализ генезиса и развития патологических процессов. Современный врач-профессионал должен обладать гибким, пластичным мышлением, проявляющимся в быстроте преобразования, изменения способа, тактики лечения, диагностических заключений, в соответствии с изменениями объективной ситуации (изменение течения болезни) [19].

      К числу личностных качеств, которые  обязательно должны присутствовать у каждого врача-профессионала  относятся ответственность, аккуратность, тактичность, доброжелательность, терпеливость, внимательность и готовность в любое время оказать медицинскую помощь нуждающимся. Человеческая теплота, искреннее сочувствие, сопереживание и умение расположить к себе пациента - это те необходимые составляющие врачебной деятельности, от которых зависит терапевтический успех.

      Еще одной из предпосылок успешной профессиональной деятельности  является оптимальное соответствие состояния организма профессионала особенностям окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности [10]; это зависит от физиологических и психических особенностей профессионала, которые обеспечивают приспособление к условиям, характеру и напряженности профессиональной деятельности [7]. Несоответствие состояния профессионала требованиям деятельности может привести к нарушениям в соматической и психической сферах. Поэтому важнейшим условием для успешной деятельности врача-профессионала  является поддержание его психического и физического здоровья.

      Таким образом, каждый врач-профессионал должен владеть навыками психологического самообслуживания. В нашей работе мы предложим некоторые методы ПСР, как эффективное средство для сохранения профессионального и личного благополучия на долгие годы.  
 

    1. Содержание  и конкретные условия  труда медицинских  работников
 

      Медицинская профессия – особый вид деятельности, предъявляющий повышенные требования к личности специалиста. Профессия врача очень сложная, ответственная и напряженная, она сопровождается воздействием широкого спектра экстремальных факторов, под влиянием которых у профессионала могут возникать различные неблагоприятные состояния.

      Состояние здоровья врачей и, как следствие, качество выполнения ими трудовых задач напрямую связано с условиями труда и особенностями профессиональной деятельности.

Информация о работе Оптимизация функциональных состояний врачей-педиатров