Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:42, курсовая работа
Основной целью нашей работы является анализ причин возникновения неблагоприятных функциональных состояний (ФС) у врачей и нахождение эффективных способов борьбы с ними; а также подбор комплекса мероприятий для оптимизации ФС, который наилучшим образом подойдет конкретному профессионалу.
Для достижения поставленной цели перед нами стоят следующие задачи:
проанализировать особенности труда врачей и выявить основные экстремальные факторы их деятельности при помощи изучения особенностей содержания труда;
предложить комплекс мероприятий, направленных на стимулирование профессиональной деятельности врачей с помощью поддержания ФС на оптимальном уровне, и, опираясь на результаты экспериментально-эмперического исследования, выяснить какой из методов психологической саморегуляции будет наиболее эффективным у врачей с разным типом доминирующей сенсорной модальности образной сферы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 . Врачебная деятельность……………………………………………..6
1.1. Феномен профессионализма во врачебной деятельности………..………………………………………………………..6
1.2. Содержание и конкретные условия труда медицинских работников……………………………………………………………….......8
1.3. Профессия врач-педиатр...……………………………………..……...12
Глава 2. ФС у врачей ……………………………………………………….....14
2.1. Общие представления о функциональных состояниях……………..14
2.2. Неблагоприятные ФС. Причины возникновения, последствия и методы оптимизации ………………………………………………………15
2.2.1. Стресс…………………………………………………………………16
2.2.2. Утомление……………………………………………………………18
2.3. Методы и средства оптимизации функциональных состояний врачей……………………………………………………………….…….....21
Глава 3. Образ в системе психической регуляции деятельности и его связь с доминирующей сенсорной модальностью………………………….29
Глава 4. Проведение экспериментально-эмпирического
исследования…………………………………………………….....………32
4.1. Общая характеристика исследования…………………………….......32
4.2. Характеристика выборки испытуемых…………………………….....33
4.3. Диагностические методики исследования…………………………...33
4.4. Организация и план проведения исследования………………….......36
4.5. Описание и обсуждение результатов исследования………………...37
4.6. Выводы………………………………………………………………....40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………47
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..……49
Сеанс СР…………………………………………………………...………49
Профессиограмма………………………………………………………....52
Текст сеанса СР содержит объекты и целостные ситуации, представление которых способствует постепенному расслаблению всех групп мышц, в качестве таких используют, например, «согревающие» образы - теплые солнечные лучи, теплый песок, теплый ветер - в основной части сеанса, а на заключительном этапе сеанса «охлаждающие» - прохладная морская вода, прохладный ветер. При составлении текста сеанса следует помнить, что нельзя использовать согревающие образы для расслабления верхней части лица и головы, это может вызвать негативные эмоции, так как у большинства людей ощущение тепла в этой области может ассоциироваться с болезненным состоянием [1].
Мысленные образы должны быть подобраны очень яркие, знакомые и приятные каждому, это необходимо для того, чтобы всем участникам тренинга было легко представить предложенные мысленные картины, без лишних усилий и негативных эмоций. Содержание "слайдов" должно быть таким, чтобы их мысленное созерцание вызывало положительные эмоции, способствовало хорошему и как следствие оздоровлению организма. Содержанием таких слайдов могут быть, например, образы прекрасных пейзажей [1]. Кроме того, установлен интересный факт, что образы родной природы чаще, чем образы экзотической природы, сопровождаются ощущением прилива сил, обладают более глубокой значимостью для личности, а вследствие их положительно окрашенного чувственного содержания имеют и больший психотерапевтический потенциал [21].
Эффективность применения приемов ПСР у специалистов различных профессий можно повысить при помощи целевой направленности конкретного сеанса. Для этого необходимо четкое представление задач деятельности, и функциональных средств, при помощи которых эти задачи могут быть успешно решены; а также концентрация на рефлексивном образе состояния, которое будет наиболее адекватным для решения подобных задач [11]. Кроме того, процесс эффективной саморегуляции ФС не может осуществляться параллельно с решением задач деятельности, что было доказано в исследованиях саморегуляции в условиях повышенной напряженности труда [9], что подтверждает необходимость проведения сеансов ПСР в специально организованные перерывы.
С
помощью методов
Учитывая
то, что в настоящее время
Глава
3. Образ в системе психической
регуляции деятельности
и его связь с доминирующей
сенсорной модальностью
Категория образа является одной из центральных в психологии и берет свое начало еще в античной мысли. Именно образы становятся основным содержанием психики субъекта, возникая в результате отражения объективной реальности [8].
Вся
совокупность психических явлений
представляет собой систему различных
форм субъективного отражения
Одним из интереснейших с точки зрения изучения регулирующей функции является класс образов представления [17]. Термин представление использовался Б. Ф. Ломовым как более общее понятие для обозначения особого уровня психического отражения – уровня представлений, который охватывает и образы памяти, и образы воображения. Согласно такому пониманию, представление есть чувственный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти или в воображении. Образы представления способны вызывать целостные переживания, различные по содержанию, форме, перцептивным модальностям, эмоциональным переживаниям и субъективной значимости. Образ может быть приятен или неприятен и вызывать различные чувства в зависимости от субъективной оценки. Положительно значимое переживание, вызываемое образом, может давать ощущение прилива сил и энергии. В этой связи образ можно определить как один из средств регуляции ФС организма.
Отражение человеком окружающего мира обусловлено той специфической позицией, которую он занимает в этом мире. Построение индивидуальной целостной картины окружающего мира происходит на основании полученного образного опыта. Для каждого отдельно взятого человека характерна индивидуальная сенсорно-перцептивная организация, представленная взаимосвязанными между собой сенсорными модальностями. На основе интеграции данных всех сенсорных модальностей у человека формируется образ, который является как отражением объективной действительности, так и важнейшим звеном в регуляции деятельности. Отраженная действительность субъективна и неповторима, в ней преобладают категории доминирующей сенсорной модальности.
Под понятием модальность принято понимать способ или канал восприятия информации. Смысл этого понятия связан с восприятием фрагментов реальной действительности, с сенсорно-перцептивным опытом, который имеет знаковую форму, находит свое выражение в языке в речи и отражает качественные характеристики познавательных образов различного уровня и сложности [8]. Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную, кинестетическую и висцеральную модальности восприятия.
У
каждого человека своеобразно сочетаются
различные модальности
Доминирующая модальность — это такая физиологическая система мировосприятия, которой человек пользуется наиболее часто. Каждый индивид, обладая всеми модальностями, предпочитает нагружать только одну из них. Визуалисты (мыслят преимущественно визуальными образами); кинестетики (воспринимают мир через ощущения); аудиалисты (мыслят преимущественно словами и звуковыми образами). При этом визуальная и кинестетическая модальности являются наиболее распространенными по степени выраженности, т.е. у большинства людей с помощью одной из них осуществляется прием основного объема информации, поступающей из внешнего мира [8].
Доминирующая сенсорная модальность образной сферы может изменяться в течение жизни в ответ на адресные требования профессиональной деятельности [4].
Таким
образом, содержание образной сферы каждого
человека индивидуально-специфично, и
связанно с доминирующей сенсорной модальностью,
что необходимо учитывать при подборе
наиболее эффективных методик ПСР для
конкретного профессионала.
Глава
4. Проведение экспериментально-эмпирического
исследования
4.1.
Общая характеристика
исследования
В
нашей работе была сделана попытка
поиска тех психологических
Учитывая немаловажную роль
Помимо
динамики ФС в результате использования
того или иного метода ПСР у
всех испытуемых, мы проанализируем зависимость
оптимизирующего эффекта применения одного
и того же метода в разных группах.
В результате будут сделаны выводы о том,
какой метод ПСР оказался наиболее эффективным,
и существует ли связь между эффективностью
применения конкретных методов саморегуляции
и доминирующей сенсорной модальностью
профессионала.
4.2.
Характеристика выборки
испытуемых
В
нашем исследовании была подобрана
группа из 16 человек, 5 мужчин и 11 женщин,
студенты-медики, средний возраст 23 года.
Предварительно по результатам тестирования
нами были отобраны две подгруппы: в одну
из них вошли врачи-педиатры, обладающие
выраженным доминированием визуальной
модальности (9 человек), в другую – с выраженным
доминированием кинестетической модальности
(6 человек).
4.3.
Диагностические методики
исследования
Для определения доминирующей сенсорной модальности образной сферы мы использовали методику «Образная сфера» А. А. Гостева. Методика «Образная сфера», созданная на базе опросника Д. Маркса, представляет
собой перечень заданий на представление определенных образов и состоит из двух частей: задание на зрительную сферу и задание на кинестетическую. В каждой части по 12 заданий. Задания первой части содержат упражнения для представления набора зрительных образов, например, знакомого преподавателя, деталей пейзажа. Вторая часть строится на представлении кинестетических образов: представление ощущений, возникающих при подъеме вверх по лестнице, при сжатии кулаков и т. п. После выполнения каждого задания испытуемый оценивал яркость и четкость воображаемого образа в соответствии с предложенной шкалой (от 1 до 7 баллов). Максимальный балл для оценки как зрительной сферы, так и кинестетической – 84. По результатам выполнения заданий испытуемые были распределены в две группы на основании доминирования той или иной модальности (общая оценка яркости и четкости образа данной модальности выше). Сенсорная модальность, репрезентируемая ярче всего, предполагалась в качестве доминирующей в образной сфере испытуемого [11].
В качестве дополнительных сведений о психологических особенностях испытуемых нами были использованы методики «Степень хронического утомления» (для диагностики доклинических степеней утомления, которые в своих крайних формах переходят в разряд патологических состояний) и методика «Шкала личностной тревожности».
Мы используем в нашем исследовании методику «Степень хронического утомления» для оценки наличия признаков хронического утомления и определения степени и глубины развития психологических нарушений, на фоне которых может возникать раздражительность и астенические реакции. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать определенные ситуации как угрожающие, отвечая на каждую из них соответствующей реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Использование в нашем исследовании методики «Шкала личностной тревожности» объясняется необходимостью учета уровня выраженности показателя личностной тревожности в данной профессии, который определяет степень переживаний напряженности в различных профессиональных ситуациях. При высоких значениях данного показателя под воздействием экстремальных факторов труда и без постоянной саморефликсии и оптимизации собственного состояния приемами ПСР велик риск срыва здоровья профессионала. Анализ диагностических показателей по данным методикам позволит нам еще подтвердить или же опровергнуть необходимость и актуальность изучения проблемы оптимизации ФС врачей [15].
Информация о работе Оптимизация функциональных состояний врачей-педиатров