Организационно-методические аспекты психологического тренинга с подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 17:33, лекция

Краткое описание

Сущность психологического тренинга.
Разнообразие психологических тренингов.
Цели и задачи тренингов.
Пространственная и временная организация тренинговой работы.
Интерактивные игровые методы.

Вложенные файлы: 1 файл

to.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Грецов А.Г.

Тренинг общения для подростков

(фрагмент)

 

Организационно-методические аспекты психологического тренинга с подростками

Глава 1. Сущность психологического тренинга

 

Психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы. Тренинги находят широкое применение при оказании психологической помощи, в преподавании психологии, при организации работы в молодежных клубах, детских оздоровительных лагерях и т. д. Их проведением активно занимаются психологи, а также многие педагоги и социальные работники. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих, самопознания и самопринятия. Эти аспекты очень актуальны именно в подростковом возрасте. Общение является ведущей деятельностью подростков и очень значимо в субъективном плане для большинства из них. В то же время, навыки конструктивного общения развиты у подростков недостаточно, что связано, в первую очередь, с малым социальным опытом. Подростковый возраст сенситивен для развития соответствующих навыков, а психологический тренинг, как уже упоминалось, — эффективный метод их формирования.

Разнообразие психологических тренингов велико. Термины «психологический тренинг», «социально-психологический тренинг (СПТ)» также довольно сложно поддаются однозначному определению. В широком смысле, СПТ — любое активное социально-психологическое обучение, осуществляемое с опорой на механизмы группового взаимодействия (в отличие, например, от тренинга развития познавательных процессов — внимания, памяти, мышления и т. д.). Так, Л. А. Петровская (1989; с. 7) и Л. Ф. Анн (2003; с. 33) обозначают этим термином практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы. Иногда понятие «социально-психологический тренинг» выступает и как более узкое, обозначающее только одну разновидность психологических тренингов, направленных на совершенствование навыков общения посредством ролевых игр с элементами драматизации (Форверг, Альберг, 1984).

Тренинг — особая разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, которые не сводимы ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию или психотерапии. Иногда для его обозначения используется термин, представляющий собой «кальку» с английского языка: «экспериенциальное обучение» (от англ. experience — жизненный опыт). При таком обучении занимающийся непосредственно соприкасается с изучаемой реальностью, а не просто думает о встрече с ней или размышляет о возможности «что-то с ней сделать» (Баркли, Кэйпл., 2002, с. 209). Мы исходим из следующего рабочего определения:

социально-психологический тренинг — это активное обучение посредством приобретения жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей.

Особенно актуально такое обучение именно в подростковом возрасте, когда потребность в общении обострена, а жизненного опыта недостаточно, зато ярко выражено влечение к его приобретению.

Разнообразие психологических тренингов велико, однако для них характерны некоторые общие черты.

  • Соблюдение ряда принципов групповой работы, таких как: активность участников; партнерское общение, что предполагает признание ценности личности каждого из участников; исследовательская позиция участников в процессе групповой работы; предоставление участникам возможности объективизированного взгляда на свое поведение глазами других людей, средством чего выступает обратная связь.
  • Применение активных методов групповой работы. Основные группы методов — это интерактивные (т. е. подразумевающие интенсивное межличностное взаимодействие) игры и групповые дискуссии. Число же конкретных тренинговых техник насчитывается несколько тысяч.
  • Акцент на взаимоотношениях между участниками группы. Система отношений, складывающаяся между участниками группы в ходе работы, называется групповой динамикой.
  • Наличие более или менее постоянной группы. Пропуски встреч не приветствуются, а обсуждать происходящие в группе события за ее пределами запрещается, поскольку это ведет к потере той эмоциональной «энергии», которая должна расходоваться в процессе работы.
  • Пространственная организация, направленная на то, чтобы обеспечить наилучшие возможности для интенсивного общения участников и свести к минимуму внешние отвлекающие факторы.
  • Нацеленность на психологическую помощь участникам группы. Результат тренинга не сводится к формированию у участников системы знаний и умений, большое значение имеет субъективное улучшение психического состояния и получение импульса к дальнейшему саморазвитию. Поэтому наряду с объективными критериями результативности тренингов рассматриваются и субъективные.
  • Атмосфера раскованности и свободы общения. Общение в условиях СПТ более интенсивное, эмоциональное, открытое и искреннее, чем в обычных межличностных контактах. На начальных этапах работы с группой основной задачей ведущего является создание соответствующей атмосферы, моделирование психологически безопасных условий для такого общения.

Общение в условиях психологического тренинга строится на следующих принципах (Петровская, 1989, с. 59–65):

  • «Здесь-и-сейчас»- — разговор о том, что происходит в группе в каждый конкретный момент времени;исключение общих, абстрактных рассуждений.
  • Персонификация высказываний — отказ от обезличенных суждений типа «обычно считается», «некоторые здесь полагают» и т. п., замена их адресными: «я считаю», «я полагаю».
  • Акцентирование языка чувств — избегание оценочных суждений, их замена описанием собственных эмоциональных состояний (не «ты меня обидел», а «я почувствовал обиду, когда ты…»).
  • Активность — включенность в интенсивное межличностное взаимодействие каждого из членов группы, исследовательская позиция участников.
  • Доверительное общение — искренность, открытое выражение эмоций и чувств.
  • Конфиденциальность — рекомендация не выносить содержание общения, развивающегося в процессе тренинга, за пределы группы.

Возможность структурировать общение в соответствие с этими принципами дают правила тренинга, которые обычно обсуждаются в группе и принимаются на первом же занятии (подробнее см.  часть II данной книги).

В подавляющем большинстве случаев, СПТ проводится в групповой форме, что дает ряд дополнительных преимуществ, отмечаемых многими авторами (Рудестам, 1998; Вачков, 2000) . В частности, отмечаются такие преимущества групповой формы работы:

  • Группа отражает общество в миниатюре и поэтому может служить «полигоном» для развития самых разных социальных умений.
  • Человек может осваивать в группе новые умения, экспериментировать с различным стилями отношений среди равных партнеров.
  • Группа дает возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами, участники могут идентифицировать себя с другими.
  • Групповой опыт противодействует отчуждению, что помогает установлению более близких отношений с окружающими и решению межличностных проблем.
  • Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания участников.
  • Взаимодействие в группе создает напряжение, которое может трансформироваться в конструктивную работу по прояснению и решению психологических проблем участников.
  • Групповая психологическая работа позволяет привлекать сразу много клиентов, и поэтому более доступна для участников, чем индивидуальная.

Глава 2. Разнообразие психологических тренингов

Психологические тренинги характеризуются большим разнообразием и могут быть классифицированы по различным основаниям. Если классифицировать психологические тренинги в зависимости от целей, их можно условно расположить в континууме от тренингов конкретных умений (цельюх — выработка поведенческих навыков) до тренингов личностного роста (в их основе — цель создания условий для саморазвития участников, развития рефлексивных способностей, повышения открытости к новому опыту). В первом случае, опора делается на внешний, поведенческий эффект, который впоследствии может вызвать и изменения личности. Во втором случае, основной эффект наблюдается во внутреннем плане — сначала происходят внутриличностные изменения (самооценка, мотивация, ценностные ориентации и т. д.), а потом, как следствие, может измениться и поведение. Соответственно, различаются и критерии результативности тренингов — в первом случае они преимущественно объективные (уровень развития тренируемых умений), во втором — субъективные, получаемые путем самоотчетов участников о том, что дал тренинг лично им.

Тренинг общения находится примерно на середине рассматриваемого континуума. С одной стороны, он стимулирует социальное развитие участников, создает условия для самопознания, способствует повышению уровня рефлексивности. С другой стороны, с его помощью происходит обучение поведенческим моделям, но касается оно не столько поведения в каких-либо конкретных ситуациях, сколько выработки навыков конструктивного общения в целом. Внутренние изменения личности и внешние изменения поведения происходят параллельно, взаимно усиливая друг друга. Благодаря такому «промежуточному» положению, в тренинге общения допускается использование очень широкого диапазона технологий, принадлежащих к разным направлениях психологии. Их выбор во многих случаях определяется не только решаемыми задачами и особенностями тренинговой группы, но и личными предпочтениями и широтой профессиональной подготовленности ведущего.

Рис. 2. Классификация психологических тренингов по целям

Тренинг конкретных умений Тренинг общения Тренинг личностного роста

Первичен поведенческий эффект Первичны внутриличностные изменения

Объективные критерии результативности Субъективные критерии результативности

Тренинги могут быть классифицированы и по тому, какая система отношений личности выступает в них предметом работы. В частности, по этому признаку могут быть выделены следующие группы тренингов:

  • «Я-Я»: тренинги личностного роста, ориентированные, в первую очередь, на внутриличностный контекст работы участников, систему отношений к самому себе, развитие рефлексивных способностей. В данной работе группа выступает средством поддержки и источником обратной связи.
  • «Я-Другие люди»: тренинги коммуникативных умений и различных социальных навыков. Группа служит своего рода «полигоном» для отработки соответствующих умений и навыков. Данный аспект работы наиболее характерен для тренингов общения.
  • «Я-Социальная группа»: тренинги сплочения команды, социально-психологической адаптации в конкретном коллективе. Основным предметом работы является некая социальная общность, конкретные участники тренинга рассматриваются как ее члены.
  • «Я-Профессия»: тренинги профессионального самоопределения. Предмет работы —система отношений человека к профессиональной деятельности, а также коммуникативные навыки, необходимые для становления профессионала.

Еще один из важных критериев, позволяющий сориентироваться в разнообразии тренингов —принадлежность к психологическому направлению, в рамках которого разрабатывается конкретный тренинг.

Одна из наиболее распространенных разновидностей психологического тренинга — это так называемые Т-группы (Human-relation training group — Группы тренинга человеческих отношений; их название происходит от сокращенного слова training), впервые возникшие в 1947 г. на базе учения о групповой динамике К. Левина с использованием некоторых идей психоанализа и гуманистической психологии. Иногда для обозначения таких групп используется понятия «тренинг чувствительности», или «тренинг сенситивности». Их участники повышают компетентность в общении «через продуцирование и анализ собственных взаимодействий» (Петровская, 1982, с. 59). Цели работы Т-групп —самопознание участников, увеличение чувствительности к состоянию партнеров по общению и развитие других навыков, необходимых для продуктивного общения. Могут решаться и более конкретные задачи, связанные с развитием социальных умений. Так, первые Т-группы, возглавляемые в США самим К. Левиным, были направлены на подготовку лидеров, способных эффективно справляться с межгрупповыми конфликтами на расовой почве1. Термин «СПТ» чаще всего применяется именно к таким группам. Для них характерна относительно высокая технологичность работы (хотя это и не должно препятствовать спонтанности), активная позиция ведущего, наличие у него более-менее четкого плана занятий.

Другое распространенное направление групповой тренинговой работы и немедицинской психотерапии — это группы встреч, сформировавшиеся в рамках гуманистической психологии К. Роджерса. По сравнению с Т-группами, они в большей степени ориентированы на внутренние изменения личности, ведущие к ее росту и более полной реализации потенциалов. Для ведущего таких групп наиболее важно уметь создать атмосферу доверия, быть искренним в выражении чувств и следовать принципу «здесь-и-теперь». Он занимает в данном случае недирективную позицию. В наиболее радикальном варианте, ведущий в начале работы вообще ограничивается одной-двумя общими фразами насчет ответственности участников за происходящее, после чего предоставляет группу самой себе и лишь гораздо позже подключается к ее работе на правах рядового участника. В противовес Т-группам, в группах встреч содержание занятий определяется не столько заранее составленным планом, сколько тем материалом, который предоставляют сами участники. В США подобные занятия были очень популярны в 1960-е-70-е гг., однако к настоящему моменту интерес к ним резко снизился, «движение групп встреч иссякло» (Ялом, 2000, с. 534). На наш взгляд, при работе с подростками более продуктивно следование принципам Т-групп, поскольку первые более эффективно взаимодействуют в достаточно структурированных ситуациях общения.

Тренинги могут базироваться и на других психологических направлениях, таких как бихевиоризм (поведенческая психология), гештальт-подход, психодрама, транзактный анализ, телесно-ориентированный подход, нейролингвистическое программирование. Широко используется арт-терапия, представляющая собой не столько самостоятельное направление психологии, сколько систему техник психологического воздействия, объединенных по признаку использования средств визуальной и пластической экспрессии. Зачастую тренинги носят эклектический характер, сочетая в себе технологии, свойственные для разных подходов.

Информация о работе Организационно-методические аспекты психологического тренинга с подростками