Организационно-методические аспекты психологического тренинга с подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 17:33, лекция

Краткое описание

Сущность психологического тренинга.
Разнообразие психологических тренингов.
Цели и задачи тренингов.
Пространственная и временная организация тренинговой работы.
Интерактивные игровые методы.

Вложенные файлы: 1 файл

to.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Элементы групповой дискуссии так или иначе присутствуют при обсуждении любых упражнений, проведении шерингов, получении обратной связи и т. д. Однако она часто выступает и в качестве самостоятельной тренинговой техники. В таких случаях целью ее применения является поиск решения конкретных проблем, стоящих перед группой, или же обмен субъективным опытом участников по значимым для них вопросам, имеющим отношение к тематике тренинга. Так, в подростковых тренинговых группах часто обсуждаются взаимоотношения со сверстниками, бурные дискуссии по этому поводу в ряде случаев возникают спонтанно. Кроме того, для подростков очень актуальны проблемы, связанные с собственным будущим. В группах, где сложился высокий уровень взаимного доверия, часто на первое место выходит именно данная тематика.

Вот еще несколько вариантов тем, которые обычно актуальны для подростков и могут быть положены в основу групповой дискуссии:

  • «Симпатия и любовь» (почему нам нравятся именно те, кто нравится; как добиться взаимности).
  • «Как выбрать дорогу в жизнь» (психологические основы выбора профессии).
  • «На экзамен — без страха» (повышение эффективности подготовки к экзаменам, стратегия поведения на экзамене, методы снятия экзаменационной тревожности).
  • «Детки и предки» (проблемы взаимоотношений с родителями; пути конструктивного решения конфликтных ситуаций в отношениях с родителями).

Иногда наряду с групповой дискуссией выделяют «метод кейсов» (Ли., 2001), суть которого состоит в групповом анализе каких-либо конкретных проблемных случаев. По нашему мнению, упомянутый метод можно рассматривать как одну из разновидностей тематической групповой дискуссии, содержанием которой служит конкретный случай, подразумевающий актуальную для участников психологическую проблему.

По степени активности ведущего групповые дискуссии можно условно разделить на структурированные (задается тема и регламентируется порядок прохождения дискуссии) и свободные (тема выдвигается самими участниками, ход дискуссии не регламентирован, ведущий пассивен или же участвует в дискуссии на правах рядового собеседника). Замечательно, когда подростки сами выдвигают для обсуждения важные для них темы, но полностью свободные дискуссии в подростковых группах, как правило, не очень продуктивны. Даже если дискуссия начинается как свободная, ведущий обычно вносит в нее определенный элемент структурированности.

Приемы управления ходом групповой дискуссии

Задавание вопросов. Позволяет управлять направлением групповой дискуссии, активизировать ее ход, подключать пассивных участников, расставлять акценты в обсуждаемом материале. Иногда структурированная дискуссия целиком строится с помощью ряда вопросов ведущего. Наиболее продуктивно использовать открытые или косвенные (задаваемые в форме утвердительного предложения) вопросы. Рекомендуется избегать закрытых (подразумевающих ответ да/нет) вопросов, а также вопросов, начинающихся со слова «Почему…» (Смид, 2000). Закрытый вопрос подразумевает очень короткий, односложный ответ, не располагающий к дискуссии, а если таких вопросов много — у участников может возникнуть ощущение допроса, что вызывает сопротивление. Вопрос «Почему … ?» обычно вызывает только ответ «Потому …», содержащий лишь ссылки на внешние причины и не несущий психологической ценности.

Введение правил. Понятно, что при групповых дискуссиях должны соблюдаться все основные правила СПТ, о чем при необходимости можно напоминать участникам. Кстати, тренинговые правила в целом успешнее всего регламентируют порядок прохождения именно групповой дискуссии, а не других видов деятельности. Если в процессе дискуссии дается обратная связь, следует настаивать на соблюдении правил конструктивной обратной связи (см. ниже). И, главное, подростков следует приучить придерживаться правила «Когда один говорит, другие слушают». Если это правило соблюдается слабо, можно ввести дополнительные условия:

  • Между участниками передается предмет — например, небольшая мягкая игрушка. Говорит только тот, у кого данный предмет сейчас в руках, остальные слушают. Иногда полезно иметь два таких предмета, один из которых постоянно находится в руках у ведущего (т. е. ведущий оставляет за собой право высказываться независимо от того, у кого в руках второй предмет).
  • Свою мысль подросток может высказывать только после того, как повторил основную мысль выступавшего перед ним.

Прямое инструктирование. В структурированных дискуссиях зачастую присутствует возможность дать четкую и однозначную инструкцию о том, как данную дискуссию вести. Например, при поиске решения конкретных проблем это могут быть правила «мозгового штурма» (изложение проблемы — генерирование максимального числа вариантов решения без их критической оценки — критическая оценка предложенных вариантов — выбор наиболее подходящего из них). Иногда целесообразно построить обсуждение по типу балинтовской группы (один участник излагает суть рассматриваемой проблемы и задает группе вопросы, на которые хотелось бы получить ответ — другие по кругу задают ему уточняющие вопросы — каждый участник по кругу излагает свое видение проблемы и дает ответы на поставленные перед группой вопросы — участник, излагавший проблему, излагает ее видение с учетом выслушанных мнений).

Собственные высказывания ведущего, выступающего в роли рядового участника дискуссии. Ведущий может высказать свое мнение, акцентировать внимание на каких-либо фразах участников, обобщить ранее высказанные мнения и т. п. С одной стороны, фразы ведущего обычно оцениваются как значимые, участники воспринимают их непосредственное содержание. С другой стороны, ведущий выступает при этом в роли «эталонного участника», демонстрирующего психологически грамотное построение высказываний.

Чтобы организовать дискуссию более эффективно, ведущему следует обращать внимание на следующие моменты

  1. Не нужно принуждать участников следовать в обсуждении тому порядку идей, который является правильным с точки зрения ведущего.
  2. Позвольте дискуссии развиваться в направлении тех проблем, которые возникают в понимании подростков во время их диалога друг с другом.
  3. Старайтесь подкреплять теоретические рассуждения практическими упражнениями.
  4. Поощряйте участников создавать свои собственные психологические идеи.
  5. Учите подростков обнаруживать психологические проблемы в процессе диалога по ходу дискуссии.
  6. Поощряйте участников говорить друг с другом.
  7. Помогайте участникам осознавать свои собственные предложения, идеи, вопросы, которые создаются ими в процессе дискуссии.
  8. Старайтесь внимательно слушать то, что говорится, и поощряйте участников дискуссии слушать друг друга.
  9. Одобряйте участников, когда они находят аргументы или подтверждения собственным идеям, верованиям, убеждениям.
  10. Показывайте участникам, что то, что они говорят, заставляет Вас думать.
  11. Не настаивайте на том, чтобы участники анализировали, обсуждали каждый из вопросов до тех пор, пока не получат на него исчерпывающий ответ.
  12. Будьте осторожны при утверждении и изложении собственных взглядов, больше поощряйте участников думать самостоятельно.
  13. Не монополизируйте беседу, диалог, дискуссию.
  14. Избегайте манипулирования дискуссией с целью, чтобы Ваша точка зрения оказалась наиболее оправданной.
  15. Не превращайте дискуссию в сеанс групповой психотерапии.
  16. Не поощряйте участников к тому, чтобы они думали, что психологические проблемы можно решить голосованием.

Глава 7. Разнообразие и критерии выбора тренинговых упражнений

Тренинговое упражнение представляет собой относительно обособленный в структурном и смысловом отношении блок работы, построенный вокруг какого-то конкретного действия и направленный на решение общих задач. Иногда для обозначения такого блока работы используется понятие «номер» (Растянников, 1994). Упражнения обычно построены на интеграции разных методов, основные из которых — интерактивная игра и ее обсуждение (групповая дискуссия). Количество тренинговых упражнений велико, и сориентироваться в их многообразии бывает довольно сложно. Кроме того, многие психологи, имеющие опыт работы в соответствующей области, разрабатывают и авторские упражнения. Чтобы эффективно вести тренинг, из обширного набора упражнений нужно выбрать для каждого занятия лишь несколько наиболее подходящих, т. е. позволяющих максимально эффективно решать задачи, стоящие перед конкретной группой в конкретных условиях работы.

Чтобы обоснованно совершать такой выбор, следует опираться на классификацию упражнений. Однако общепризнанного подхода к такой классификации не выработано. В разных учебных и методических пособиях упражнения классифицированы по сильно различающимся схемам, а иногда вообще предлагаются «россыпью». Приведем в качестве примера несколько классификаций тренинговых упражнений (табл. 1).

Таблица 1

Выделяемые группы тренинговых упражнений

Источник

Разогревающие упражнения и упражнения на знакомство

Упражнения, выполняемые в парах

Упражнения для малых групп

Исследование зрительного контакта

Исследование чувств

Гештальт-упражнения

Упражнения на оценивание

Упражнения на развитие навыков проведения консультирования

Упражнения на развитие навыков ассертивного поведения

Упражнения на развитие навыков интервьюирования

Упражнения на развитие навыков фасилитации

Ф. Бурнард, 2001

Разминки

Упражнения на работу с именем

Упражнения на «интенсивное пространственное взаимодействие»

Упражнения на новый сенсорный опыт

Упражнения на «границы психологических пространств»

Упражнения на речевые действия

Эмоциональная гимнастика и изобразительные игры

Сюжетно-ролевые игры

Проективные упражнения

Упражнения на быстрый отдых и расслабление

«Испытания в узком смысле слова»

Упражнения на обратную связь

Телесно-ориентированные упражнения

Упражнения на личностную внимательность и личностную лексику

А. Г. Лидерс, 2001

Упражнения, связанные с наблюдением и вниманием

Упражнения, связанные с умением сосредоточиться

Упражнения на взаимное понимание

Игры, проясняющие взаимные представления друг о друге

Упражнения-шутки

Сюжетно-ролевые игры

Упражнения по выработке навыков

Г. И. Марасанов, 1998


Эти и многие другие классификации не являются ни взаимоисключающими, ни противоречивыми. Просто существует довольно много оснований, по которым можно систематизировать упражнения. В то же время, основания авторами классификаций обычно не оговариваются, что приводит к снижению системности изложения материала. В каждой из приведенных выше классификаций используется сразу несколько оснований.

Рассмотрим наиболее важные основания, по которым можно классифицировать тренинговые упражнения.

По организации выполнения упражнения можно разделить на:

  • Выполняемые каждым участником индивидуально. Такая работа может быть организована фронтально (упражнения выполняются всеми участниками одновременно), а может быть индивидуальной — выполняет упражнение один человек, остальные участники в это время образуют «группу поддержки», выступают в роли наблюдателей, дают обратную связь и т. п.
  • Выполняемые в парах. Как и в предыдущем случае, возможен вариант с параллельной работой нескольких пар, или единовременно работает лишь одна пара. При переходе к следующим упражнениям состав пар рекомендуется менять, чтобы участники получили разнообразный социальный опыт.
  • Выполняемые в микрогруппах. Могут работать несколько подгрупп одновременно. Если же одна микрогруппа сидит в кругу и ведет работу, а остальные участники находятся за пределами круга в роли наблюдателей, то мы получаем форму организации работы «аквариум».
  • Выполняемые в общей группе.

Впрочем, многие упражнения могут выполняться как в нескольких микрогруппах, так и в общей группе. Целесообразность той или иной формы их проведения зачастую определяется не сущностью упражнения, а размером группы.

Следует отметить, что упражнения, относящиеся к любой из перечисленных групп, могут как налагать, так и не налагать ограничения на максимальное количество участников. Зависит это не столько от того, выполняется ли упражнение индивидуально, в парах или в более крупных группах, сколько от содержания упражнения. Это необходимо учитывать при проведении тренингов в многочисленных группах. Некоторые упражнения накладывают ограничения и на минимальное количество участников. Если в группе занимается менее 6–7 человек, набор техник, имеющихся в распоряжении ведущего, существенно сокращается.

Как правило, после упражнений, выполняемых индивидуально или в парах, все равно следует их коллективное обсуждение в общем кругу. Если упражнения выполняются в микрогруппах, обсуждение может происходить также в микрогруппах (что целесообразно при большом количестве участников), а может выноситься в общий круг. Удачный методический прием — подробно обсудить работу в микрогруппах, а в большой круг вынести наиболее яркие, запомнившиеся моменты данного обсуждения. При выполнении дальнейших упражнений состав пар или микрогрупп рекомендуется менять — это дает участникам возможность получить больше опыта общения с разными людьми, и снижает проявление нежелательной в условиях тренинга тенденции к распаду большой группы на отдельные подгруппы.

Классификация по характеру деятельности участников. Как правило, в каждом упражнении можно выделить какую-то преобладающую разновидность деятельности участников, в частности, они могут преимущественно:

  • Разговаривать. Это групповые дискуссии, большая часть ролевых игр, многие упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков и т. д.
  • Общаться с помощью невербальных средств (жестов, мимики, выразительных движений и т. д.). Это преимущественно упражнения, направленные на развитие соответствующих коммуникативных навыков, а также на повышение сплоченности группы. Сюда же входят многие телесно-ориентированные упражнения.
  • Проявлять физическую активность. Это подвижные игры, телесно-ориентированные упражнения. Понятно, что какую-либо форму физической активности подразумевает подавляющее большинство упражнений, однако ведущей она является далеко не во всех из них.
  • Рисовать. Это арт-терапевтические техники, а также некоторые упражнения, направленные на развитие эмпатии и навыков невербального общения (например, «разговор в рисунках»).
  • Писать. В тренингах письменная работа чаще всего используется на стадии получения обратной связи. Существует и целый ряд техник, в основе которых лежит идея написания письма («Письмо самому себе», «Прощальное письмо» и т. д.), однако они более характерны для групп с психотерапевтической направленностью. (Описание множества таких техник см. Фопель, 1999).
  • Работать с текстами. Этот вид деятельности в условиях тренинга не очень типичен, хотя и вполне применим на стадии знакомства с новой информацией (см. описание технологии «Зигзаг» во второй части книги), при ознакомлении с материалами для групповых дискуссий и т. п.

Возможны и другие виды активности (например, манипуляции с определенными предметами). Наконец, некоторые упражнения вообще не требуют проявлять внешнюю активность, работа происходит во внутреннем плане (например, техники визуализации, медитативные упражнения).

По возрасту, на который рассчитано упражнение. Ограничения, связанные с возрастом, объясняются тем, что многие упражнения требуют для своего проведения определенного уровня развития познавательных процессов, произвольной регуляции поведения или социального опыта. При работе с подростками возрастные ограничения незначительны (например, они касаются некоторых наиболее «откровенных» телесно-ориентированных техник).

Следует отметить, что упражнения чаще всего имеют «нижнюю», но не имеют четкой «верхней» границы возрастной пригодности. Так, вряд ли целесообразно предлагать младшим школьникам ролевую игру «Собеседование при приеме на работу». В то же время, бывают и такие тренинги, на которых вполне взрослые люди очень увлеченно занимаются такими «детскими» делами, как игра «в обзывалки», драки подушками и шитье тряпичных куколок (кстати, эти игры вполне применимы и в работе с подростками). Все определяется контекстом тренинговой ситуации и решаемыми задачами.

Информация о работе Организационно-методические аспекты психологического тренинга с подростками