Организационно-методические аспекты психологического тренинга с подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 17:33, лекция

Краткое описание

Сущность психологического тренинга.
Разнообразие психологических тренингов.
Цели и задачи тренингов.
Пространственная и временная организация тренинговой работы.
Интерактивные игровые методы.

Вложенные файлы: 1 файл

to.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Четвертый уровень: техники, позволяющие ведущему получить информацию о том, как воспринимается его работа участников, в чем удалось достигнуть результатов, а в чем — нет. Предметом такой обратной связи является работа ведущего.

С одной стороны, обратная связь может даваться на любые действия или высказывания участников на любом этапе тренинга (уровень №1). С другой стороны, существует ряд упражнений, интенсифицирующих ее (уровень №2), например, различные модификации часто используемой в гештальт-подходе техники «Горячий стул»: доброволец садится в центре тренингового круга, остальные по очереди говорят ему, какие чувства и чем он вызывает, какие ассоциации с ним связаны и т. п. Подробное описание ряда упражнений, направленных на получение обратной связи, можно найти в книгах И. В. Вачкова (2000), А. Г. Лидерса (2001), Н. Ю. Хрящевой и др. (1999). В целом, следует отметить, что такие упражнения часто связаны со стрессогенными ситуациями, их целесообразно проводить только тогда, когда в группе создана атмосфера доверия и продуктивной совместной работы.

Кроме того, техники обратной связи могут быть рассчитаны на завершающий этап отдельного занятия или тренинга в целом (уровень №3). В таком случае, обратная связь позволяет подвести некоторый итог проделанной работе, и дается она уже не только на конкретные действия отдельных участников, но и на групповое взаимодействие в целом.

Обратная связь участников на действия ведущего (уровень №4), помимо очевидной задачи повышения профессионального уровня, психолога способна оказать и мощное влияние на групповую динамику, особенно при работе с подростками. Если ведущий позволяет участникам высказывать мнения о своей работе и даже проводит специальные процедуры, направленные на это (хотя бы в форме простого письменного опроса), создается база для формирования подлинно партнерских взаимоотношений. Ведь подростковый возраст представляет собой, по удачному выражению А. Г. Лидерса (2001), возраст психологической соизмеримости со взрослостью. Чтобы это ощущение соизмеримости возникло в ходе тренинга, обратная связь должна быть двусторонней и симметричной, т. е. касаться не только участников, но и самого ведущего.

По содержанию обратная связь, как правило, касается поведения того, кому она дается, и/или связанных с этим поведением чувств того, кто ее дает. Типичная фраза, содержащая обратную связь, строится по схеме: «Ты делаешь … я при этом чувствую…». Если обратная связь дается не на поведение, а на чувства или эмоции другого человека, то ее целесообразно начать с констатации внешних проявлений чувства («Я вижу, у тебя начали дрожать колени …) и закончить выдвижением гипотезы о причине этих проявлений (… похоже, это свидетельствует о страхе»). Прямое называние чувств или эмоций другого человека («Сейчас ты чувствуешь страх») в плане обратной связи не очень эффективно, хотя такой прием иногда и используется в психологическом консультировании.

Обобщая и дополняя мнение ряда авторов (Смид, 2000, Вачков, 1999, Петровская, 1982 и др.) можно сказать, что обратная связь, чтобы быть конструктивной (т. е. несущей реальные сведения в форме, обеспечивающей их принятие), должна отвечать ряду требований:

  • Носить описательный, а не оценочный характер.
  • Быть неотсроченной, соответствовать принципу «Здесь и сейчас».
  • Быть специфичной, т. е. относиться к конкретным действиям участников, а не к личности в целом.
  • Являться релевантной, т. е. соответствующей потребностям как того, кто ее получает, так и того, кто ее дает.
  • Ориентироваться на те черты, которые реально могут быть изменены.
  • Реализовываться в контексте тренингового взаимодействия, а не «выбиваться» из него.
  • По возможности, быть сформулированной в Я-высказываниях, особенно если речь идет о чувствах.
  • Быть адресной, относиться к конкретным участникам, микрогруппам или к группе в целом, но не к абстрактным «отдельным товарищам».
  • Иметь «обратный адрес», т. е. даваться от собственного лица или от лица конкретной, четко обозначенной микрогруппы, а не от «некоторых из нас»5.
  • Носить характер констатации фактов, а не советов или назиданий.

Конкретизируем отмеченные положения на примерах: приведем формулировки обратной связи, соответствующие отмеченным правилам, или нарушающие какие-либо из них (табл. 2).

Таблица 2

Правило

Примеры обратной связи

Удачная формулировка

Неудачная формулировка

Описательный характер

Я отвлекался от работы, когда ты перебивал меня

Я отвлекался от работы, так как ты перебивал меня, что было с твоей стороны отвратительно!

Неотсроченность

Сегодня (только что) ты...

А вот помнишь, две недели назад ты…

Специфичность

Я испытываю недоумение, когда ты говоришь «Не знаю» в ответ на все вопросы

Твоя личность такова, что в общении с тобой я испытываю только недоумение

Релевантность

Ты говоришь, что хочешь стать бухгалтером. Для этой работы важна пунктуальность

Если бы ты увлекался математикой, то понял бы, что для ее изучения важна пунктуальность

Ориентация на изменяемые черты

Мне тяжело общаться с тобой, когда ты столь категорично формулируешь свои требования

Мне тяжело общаться с тобой, поскольку ты обладаешь восточными чертами внешности

Нахождение в контексте тренинга

Я воспринял как обиду то, что ты мог бы помочь мне в тренинговом упражнении, но не сделал этого

Я воспринял как обиду то, что ты не дал мне списать домашнее задание по английскому, и я получил «2»

Я-высказывание

Я испытываю раздражение, когда ты…

Ты раздражаешь меня тем, что…

Адресность

Мне кажется, ты ведешь себя так, что …

В нашей группе происходит…

А вот некоторые из присутствующих ведут себя так, что …

Конкретный источник

Я чувствую, что…

Я не понял объяснение этого упражнения

Здесь многие чувствуют…

Группа не понимает объяснение этого упражнения

Констатация фактов

У меня сложилось впечатление, что ты ведешь себя пассивно

Да ты просто действуй активно, и у тебя все получится!


Что касается последнего примера, то сами по себе советы, рекомендации, предписания и т. п. в психологических тренингах не противопоказаны (хотя и не стоит злоупотреблять ими), просто они малоэффективны в качестве обратной связи.

Легко заметить, что перечисленные правила в значительной степени характеризуют конструктивное общение в целом, а не являются специфическими именно для такой его формы, как обратная связь. Если же человек их нарушает, его общение часто оказывается деструктивным, ведущим к обострению конфликтов. Поэтому, если подростки в ходе тренинга привыкнут следовать данным правилам, это само по себе повысит их коммуникативную компетентность применительно и к другим ситуациям общения.

Упомянутые требования в наибольшей степени применимы к обратной связи на уровне непосредственных реакций на действия других участников (1-й уровень по нашей схеме). Если речь идет о специальных техниках получения обратной связи (уровни 2–3), названные требования полностью выполнимы не всегда. Например, если обратная связь по проделанной работе дается в конце занятия, правило «Здесь и сейчас» обычно нарушается — ведь то, что обсуждается, по определению уже находится в прошлом. Если же обратная связь дается на действия тренера (уровень 4), эти правила в принципе выполнимы, но не столь актуальны — квалифицированный тренер способен конструктивно воспринять обратную связь вне зависимости от формы ее предъявления. В то же время, обратная связь ведущему может сыграть роль модельной ситуации — на ее примере можно безболезненно для участников продемонстрировать, когда она является конструктивной, а когда способна вызвать только негативные эмоции.

Как вводить все описанные требования к обратной связи? Формулировать их все сразу как дополнительные тренинговые правила не очень эффективно, так как подростки не смогут  оперативно сориентироваться в таком их количестве. Кроме того, придется долго объяснять, к каким именно ситуациям эти правила применимы. По нашему мнению, их эффективнее постепенно вводить путем демонстрации ведущим соответствующих моделей поведения на собственном примере и переформулирования неудачных высказываний участников, а уже потом, возможно, сформулировать в качестве правил.

До сих пор речь шла о личностной обратной связи, даваемой окружающими людьми. Однако широко используется и аппаратная обратная связь, когда поведенческие проявления человека фиксируются с помощью технических устройств (видеокамера, фотоаппарат, диктофон и т. п.), после чего демонстрируются и обсуждаются. Для подобной обратной связи лучше всего использовать многофункциональное электронное устройство, совмещающее функции цифрового фотоаппарата, видеокамеры и диктофона, и дающее возможность просматривать отснятые материалы на экране телевизора и/или монитора компьютера.

Аппаратная обратная связь — мощное средство, позволяющее человеку взглянуть на свое поведение не только глазами других, но и самому оценить его, что называется, со стороны. Кроме того, съемка дает возможность многократно возвращаться к наиболее показательным фрагментам, регулировать темп воспроизведения материала, пользоваться стоп-кадром. При работе с подростками очень важно и то, что аппаратная обратная связь обычно воспринимается как более объективная, чем личностная. В то же время, аппаратная обратная связь в большинстве случаев используется как дополнение к личностной. Отснятые фрагменты демонстрируются не только тому, кто на них запечатлен, но и всей группе. В ходе их группового обсуждения дается личностная обратная связь, отснятые материалы служат основой для нее. Даже сам просмотр практически всегда сопровождается комментариями ведущего и участников, возвратом к ряду моментов, поэтому на него уходит в 2–3 раза больше времени, чем занимает сама запись. А по окончании просмотра чаще всего организуется групповая дискуссия, занимающая еще, как минимум, столько же времени. Это необходимо учитывать при планировании длительности упражнений.

Если в тренинге широко используется видеосъемка, желательно, чтобы в качестве оператора выступал человек, не являющийся участником тренинга. Совмещение ролей ведущего и оператора малопродуктивно, а если поручать съемку кому-либо из участников — это будет отвлекать их от работы, к тому же нельзя поручиться за качество такой съемки. Не все люди чувствуют себя комфортно, зная, что ведется съемка их поведения. Использование же на тренингах скрытой камеры обычно отвергается по этическим соображениям. Поэтому следует предварительно разъяснить подросткам, для чего будут использоваться снятые материалы, и дать им возможность привыкнуть к присутствию в тренинговом помещении оператора с камерой.

В целом, обратная связь — один из основных механизмов, посредством которого обеспечивается результативность психологического тренинга с подростками. Для достижения высокой эффективности действия обратной связи необходимо ее сбалансировать с точки зрения различных ее уровней и форм (личностная и аппаратная), а также привести в соответствовие ряду правил. Если в ходе тренинга участники обучаются давать конструктивную обратную связь, это не только способствует решению специфических тренинговых задач, но и само по себе свидетельствует о повышении уровня коммуникативной компетентности подростков.

Глава 9. Психодиагностика и психологический практикум в тренинге

При проведении психологических тренингов с подростками многие психологи считают целесообразным использовать такие виды работы, как психологическое тестирование и психологический практикум. Они не являются специфичными для тренинга, однако их применение в ряде случаев дает возможность увеличить эффективность последнего.

Психодиагностические методики, применяемые в контексте тренинга, позволяют повысить эффективность решения задачи самопознания участников. Психологическая информация, полученная в результате использования каких-либо тестов, нередко воспринимается подростками как более обоснованная, чем полученная в ходе обратной связи. Кроме того, результаты проведения психодиагностических методик дают богатый материал для групповых дискуссий.

Психодиагностические методики, используемые в контексте тренинговой работы, должны быть научно обоснованными и методически грамотно сконструированными, т. е. валидными и надежными. Многочисленные «тесты» из популярных журналов и газет, созданные неизвестно кем, не обоснованные научно и не прошедшие апробирование, диагностируют,соответственно, неизвестно что или вообще ничего. В лучшем случае, они способны выполнять развлекательные функции, но в работе профессионального психолога им не место.

На тренинге лучше пользоваться относительно короткими, простыми в проведении и обработке методиками. Если проведение тестирования или анкетирования занимает час-другой, а результаты возможно узнать вообще только на следующем занятии, то эту работу практически невозможно вписать в общую канву тренинга. Но нашему мнению, оптимальная длительность тестирования в тренинге составляет не больше 15–20 минут (включая обработку результатов, выполняемую самими участниками), после этого следует переходить к обсуждению.

Желательно, чтобы психологический феномен, который диагностирует методика, допускал возможность демонстрации в тренинговых условиях. В лучшем случае, удается подобрать конкретное упражнение, в котором проявляются изучаемые с помощью методики психологические явления. Так, например, стили поведения в конфликтных ситуациях (методика Томаса-Гришиной) можно продемонстрировать на примере того, как ведут себя участники «встречного движения» на узенькой полоске (упражнение «Встреча на узком мостике»).

Под психологическим практикумом в тренинге понимается органично встроенная в его канву «демонстрация психологических фактов и феноменов» (Лидерс, 2001, с. 147). Такая работа выступает источником психологических знаний для участников, повышает интерес к занятиям, дает богатый материал для групповых дискуссий.

Психологические феномены демонстрируются при этом на самих участниках тренинга. Иногда часть участников выполняет упражнения, а остальные находятся в ролях наблюдателей. В таких случаях, впоследствии проводится обсуждение, в котором участники излагают субъективное видение происходившего по ходу работы, а наблюдатели — объективное видение. Однако чаще всего задания выполняются всеми участниками одновременно. В этом случае они излагают в обсуждении субъективное видение происходившего, объективные же комментарии остаются за ведущим.

Информация о работе Организационно-методические аспекты психологического тренинга с подростками