Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 17:33, лекция
Сущность психологического тренинга.
Разнообразие психологических тренингов.
Цели и задачи тренингов.
Пространственная и временная организация тренинговой работы.
Интерактивные игровые методы.
Известное мне |
Неизвестное мне | |
Известное другим |
Открытое Я («арена») |
«Слепое пятно» |
Неизвестное другим |
Секретное Я («фасад») |
Бессознательное Я |
В данном случае цель тренинговой работы в том, чтобы расширить область открытого Я. Происходит это за счет уменьшения «слепого пятна» (посредством обратной связи) и секретного Я (посредством самораскрытия). Возможно также уменьшение области бессознательного Я путем перевода части его содержания на осознаваемый уровень, но подобная задача ставится в тренингах далеко не всегда. В целом, чем выше в тренинговой группе уровень доверия, тем больше материала выносится на «арену» (подр. см. К Рудестам, 1998; И. Ялом, 2000).
Как правило, в процессе работы участники тренинга садятся в круг. Подобное расположение участников выбирается большинством ведущих не случайно — оно дает ряд преимуществ:
Однако круговое расположение участников отнюдь не предназнаено «на все случаи жизни». Например, оно не очень удобно при изложении информации ведущим, особенно если при этом используются какие-либо средства наглядности, требующие выхода ведущего за пределы круга. В таком случае, половина подростков оказывается спиной к ведущему и вынуждена развивать гибкость шеи, а если все пересаживаются к ведущему лицом — круг распадается на две дуги, передняя из них перекрывает обзор задней. Кроме того, высокая степень взаимного обзора участников, которую дает круг, желательна не всегда, поскольку некоторые упражнения подразумевают индивидуальную работу.
В таких случаях целесообразно изменить расположение участников. Если аудитории предстоит выслушать выступление ведущего, просмотр видеозаписи и т. п., хорошо подойдет расположение полукругом, «елочкой», углом или буквой «П». Если же предусматривается индивидуальная работа, участникам можно предложить расположиться в пространстве свободно и равномерно, каждый выбирает удобное для себя место.
Довольно часто тренинговые упражнения проводятся не в общем круге, а подразумевают работу в подгруппах. Вот несколько методических приемов, позволяющих разделить группу на подгруппы (Рязанова, 2003):
Атомы и молекулы. Участники перемещаются хаотично, изображая «броуновское движение» отдельных атомов. По команде они, взявшись за руки, объединяются в «молекулы», каждая из которых должна включать столько атомов, сколько назвал ведущий.
Ручеек. Участники разбиваются на пары, берутся за руки, и пары встают друг за другом. Все поднимают руки вверх. Участник, оставшийся без пары, проходит в образовавшееся русло, выбирает и увлекает за собой любого человека. Новая пара встает последней, и цикл повторяется. В определенный момент игра по команде ведущего останавливается, и образуются пары, две (левая и правая шеренга), четыре или шесть команд. В последнем случае каждая из шеренг делится, соответственно, еще на две или три подгруппы.
Фигурки. На столе раскладываются предметы (геометрические фигурки, изображения животных и т. п.) в количестве, равном числу участников-. Каждая из фигурок повторяется столько раз, сколько человек должно быть в одной подгруппе, создаваемой для очередного упражнения. Подростки по очереди берут фигурки и в команды объединяются те, кому достались одинаковые фигурки.
Первый-второй. Подростков просят поменяться местами так, чтобы соседи справа и слева оказались новыми, и рассчитаться на первый-второй, первый-второй-третий и т. д., по числу необходимых подгрупп. Участники, получившие одинаковые номера, образуют команды.
Осмысленный выбор. Данный способ уместно использовать в сплоченных группах, где участники успели хорошо познакомиться, и сложилась атмосфера доверия. Подросткам предлагают самостоятельно выбрать тех, с кем им предстоит выполнять очередное упражнение, и указывают критерии этого выбора, например такие:
Если работа не подразумевает высокой двигательной активности, а включает письмо, рисование, работу с раздаточным материалом и т. п., участников удобнее расположить за столами. Во многих случаях, оптимальным было бы размещение участников за круглым столом, однако на практике оно используется редко: в помещениях, где проводятся тренинги, круглых столв просто-напросто нет, а составлять круг из обычных столов не удобно. Чаще столы расставляются квадратом, прямоугольником, «елочкой» или буквой «П». Расположение должно обеспечивать хороший взаимный обзор и оставлять возможность для перемещений, не следует загромождать чем-либо пространство между столами. Расположение столов ровными рядами для тренинга не очень удачно, поскольку ограничивает возможность общения и перемещения участников и часто ассоциируется с уроками, что не вызывает энтузиазма у подростков. Если же психолог вынужден работать в обычном классном помещении, не оборудованном для тренингов, то лучше всего переставить парты таким образом, чтобы они стояли вдоль стен, и сесть в круг на освободившемся в центре пространстве, при необходимости садясь за парты Помещение для тренингов должно быть достаточно просторным, хорошо проветриваемым, не загроможденным большим количеством мебели, позволяющим рассаживать участников в круг. Рекомендуется, чтобы площадь помещения для тренинга могла вместить в три раза больше людей, чем фактическое число участников — это позволяет обеспечить достаточный простор для перемещений. Следует обратить внимание на отсутствие острых углов, стеклянной мебели и прочих предметов, которые могут привести к травме подростков при выполнении подвижных игр. Помещение, в котором стулья и столы жестко прикреплены к полу, нельзя назвать удачным для проведения тренинга. Во многих случаях пригодится классная доска, если же ее нет — можно воспользоваться листами бумаги большого формата и набором маркеров. Желательно, чтобы помещение было более-менее звукоизолированным или расположенным в таком месте, куда не проникает шум. Кстати, причина этого не столько в том, что посторонние звуки мешают тренингу, сколько в том, что тренинг с подростками — мероприятие само по себе довольно шумное, и соседство с ним мешает окружающим. Особенно остро эта проблема встает, когда тренинги проводятся в обычных школьных классах, в учебное время.
Продолжительность тренинга общения — 16–36, реже до 50–60 часов. Тренинг может проводиться в режиме погружения (2–5 дней, занятия по 6–10 часов ежедневно), или же быть разбит на отдельные встречи 1–2 раза в неделю, длительностью 1–6 часов. Иногда занятия проводятся в режиме «марафона», что более характерно для тренингов личностного роста (12–30 часов непрерывной работы, допускаются лишь короткие перерывы на обед).
Если речь идет о «взрослом» тренинге, то он чаще проводится в режиме погружения (самый типичный вариант — вечер пятницы, целиком суббота и воскресенье). Однако работа с подростками в большинстве случаев разбита на отдельные занятия. Если психолог ведет работу в школе, где тренинг присутствует в общей сетке расписания уроков, то такое разбиение имеет место практически всегда. В этом случае эффективнее проводить не одиночные, а спаренные уроки (90 минут). При такой временной организации работы целесообразно придерживаться модульного принципа построения тренинга — программа разделена на короткие фрагменты, каждый из которых представляет собой относительно законченный в смысловом и структурном отношении элемент. Это дает возможность проводить тренинг в режиме отдельных коротких встреч и, кроме того, легко включаться в работу подросткам, присоединившимся к тренингу позже других.
Если по ходу занятия предусмотрены перерывы, то их следует делать, ориентируясь не столько на время, сколько на состояние группы и логические паузы в работе. Нежелательно делать перерыв между окончанием проведения упражнения и началом его обсуждения. По нашему мнению, если тренинговое занятие продолжается 2 часа и менее, то перерывы в нем вообще нецелесообразны, эффективнее дать для отдыха легкое упражнение, включающее элементы физической активности. Описание множества таких упражнений можно найти в книге К. Фопеля «Энергия паузы» (М., 2001) .
В последнее время приобретает популярность выездная форма проведения психологических тренингов с подростками. Группа выезжает в поход на природу на 1-3 дня с палатками и запасами питания, и работа производится в режиме погружения. В таких условиях занятия обычно проходят эмоционально, характеризуются активной групповой динамикой. Хорошо воспринимаются упражнения, вызывающие яркие эмоции, моделирующие ситуации риска, подразумевающие тактильные контакты. Однако, упражнения, требующие скрупулезности и интеллектуальной работы, а также длительные групповые дискуссии организовать в «выездных» условиях затруднительно. Кроме того, при планировании таких занятий нужно учитывать, что очень много времени в условиях загородного выезда занимают различные организационные моменты, в силу чего количество выполнямых тренинговых упражнений существенно меньше, чем за такое же время в стационарных условиях. В то же время, сама по себе атмосфера коллективного загородного похода служит мощным источником жизненного опыта и создает массу ситуаций, порождающих яркие эмоции и требующих координации совместных действий. Этот спонтанно развивающийся пласт межличностных взаимодействий в условиях выездного тренинга не менее важен, чем моделируемый с помощью тренинговых упражнений.
Число конкретных техник и их модификаций, которые могут использоваться в тренинге, измеряется тысячами. Однако существует две универсальных, «сквозных» группы методов, на которых базируется любой психологический тренинг — методы интерактивной игры и групповой дискуссии. Рассмотрим их подробнее.
Интерактивная игра — игровая деятельность участников тренинга, структурированная в соответствии с целями и задачами работы, подразумевающая возможность и необходимость межличностного взаимодействия (интеракции). Можно выделить несколько разновидностей интерактивных игр: подвижные (разогревающие игры), сюжетные и ролевые, деловые и имитационные (последние две группы иногда обоснованно рассматриваются как разновидности ролевых).
Как отмечает К. Фопель (2003, с. 30), основное отличие интерактивных игр от традиционных методов обучения состоит в том, что они не только обращаются к интеллекту участника, но «затрагивают личность обучаемого целиком — его мысли, чувства, знания, интерес и стремление к игре». Можно отметить некоторые сильные стороны игровых методов, которые проявляются как при их использовании в условиях психологического тренинга, так и при их применении в контексте различных обучающих программ:
Подвижные игры (разминки, разогревающие игры) широко используются в психологических тренингах . Зачастую они представляют собой наиболее заметную, эмоционально насыщенную и запоминающуюся часть занятия, и воспринимаются чуть ли не как «визитная карточка» тренинга с подростками. Основная цель их использования — интенсификация эмоциональной сферы участников и их межличностного взаимодействия (именно поэтому для психологических тренингов выбираются те подвижные игры, которые носят интерактивный характер), а также разминки в физическом значении этого термина. Иногда для описания подвижных игр, направленных преимущественно на решение психологических задач, используется понятие «психогимнастика»2 — набор процедур, подразумевающих физическое движение, целью которых является изменение эмоционального состояния группы и интенсификация межличностного общения занимающихся.
Применение подвижных игр в психологических тренингах позволяет решать разнообразные задачи:
Рассмотрим более подробно самую масштабную и важную в содержательном отношении группу игр, применяемых в условиях психологических тренингов, — ролевые игры. Слово «роль» этимологически восходит к корню -roll-3, обозначавшему в средние века свиток пергамента, на котором записывались актерские реплики. Распространение данного понятия на повседневное поведение людей связано с потребностью «суммировать или сжато выражать в реальной жизни то, что может быть комплексным восприятием деталей, составляющих внешность или поведение другого человека» (Ментс, 2001, с. 17). Социализация человека в значительной степени проходит через освоение различных ролей, которые могут отражать его общественное положение, являться способом выражения групповых норм и общественных требований, определяться функциями человека в социуме и др. Когда люди принимают определенную роль, они начинают вести себя в соответствии с ее требованиями.
Информация о работе Организационно-методические аспекты психологического тренинга с подростками