Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 17:33, лекция
Сущность психологического тренинга.
Разнообразие психологических тренингов.
Цели и задачи тренингов.
Пространственная и временная организация тренинговой работы.
Интерактивные игровые методы.
По стадиям тренинга, на которых уместно применять упражнения.
По стадиям отдельного тренингового занятия, на которых уместно применять упражнение.
По психологическому или психотерапевтическому направлению, в рамках которого разработаны упражнения. В тренингах нередко используются упражнения, характерные для гештальт-подхода, арт-терапии, игровой психотерапии, психодрамы, телесно-ориентированной психотерапии, некоторых школ глубинной психологии. Многие тренинговые технологии разработаны в рамках поведенческой психотерапии, основанной на положениях бихевиоризма. Довольно часто социально-психологические тренинги сочетают в себе элементы разных подходов, для них характерна эклектичность.
В то же время, значительное число тренинговых упражнений невозможно отнести к какому-либо конкретному направлению психологии. Кроме того, в основу некоторых из них положены незначительно видоизмененные игры, взятые из подростковой субкультуры (например, «БИП»), техники из системы подготовки актеров (например, «Пишущая машинка»), или даже прикладные гимнастические упражнения (например, «Встреча на узком мостике»).
По преимущественным задачам, решаемым с помощью данного упражнения. Например, это могут быть такие задачи, как:
Мы выделили лишь основные целевые ориентиры. Если же выделять группы упражнений по конкретным навыкам, формируемым в ходе их выполнения, то число выделяемых групп может измеряться сотнями.
Приведенная классификация весьма условна. Большинство упражнений в той или иной степени позволяют решать несколько задач параллельно. То, на решении какой именно задачи будет сделан акцент, зависит от небольших нюансов в проведении упражнения или обсуждении результатов. Однако данная классификация наиболее практически-ориентирована и позволяет легко подбирать упражнения, исходя из стоящих перед тренером задач.
При выборе упражнений следует учитывать:
Как правило, тренинговое занятие начинается с шеринга (от англ. to share — делиться) — краткого обмена чувствами, мыслями, пожеланиями. Например, каждого участника можно попросить ответить на следующие вопросы:
Что я сейчас чувствую?
Какие новые мысли пришли мне в связи с предыдущим занятием?
Готов ли я к работе? Если нет, то чем группа может мне помочь?
Чего я жду от предстоящегозанятия?
Участники по очереди высказываются (по кругу, или же высказывания идут в свободном порядке, в зависимости от желания). Если кто-либо из участников не хочет высказываться, он сообщает, что пропускает свою очередь. При проведении психологических тренингов со взрослыми участниками эта стадия порой занимает едва ли не половину занятия (на профессиональном жаргоне ведущих — «раскрученный шеринг»), однако при работе с подростками ее затягивание неоправданно. Достаточно того, чтобы каждый желающий кратко, двумя-тремя фразами обозначил свою позицию по поставленным вопросам, после чего группа переходит к активным действиям.
Далее обычно следует «разминка». Цель ее — повысить уровень активности в группе, вызвать эмоциональную вовлеченность всех участников в происходящее. Участникам обычно нравится, если ведущий перед началом разминки интересуется их самочувствием и предлагает выбрать более или, напротив, менее подвижный вариант упражнения.
В основной части занятия необходимо умеренно частое чередование видов деятельности участников (в среднем 3–4 раза за 2-х часовое занятие). Строить работу с подростками на основе одного вида деятельности даже в течение часа не очень эффективно, посколькуу это приводит к потере внимания и снижению заинтересованности в занятиях. В то же время, слишком частую смену видов деятельности также следует признать ошибочной, так как она может спровоцировать фиксацию участников на внешней форме, а не на содержании занятия.
Желательно, чтобы упражнения в основной части занятия были подобраны в логической последовательности, обсуждение каждого предыдущего упражнения подготавливало участников к выполнению следующего. Самые сложные упражнения целесообразно проводить в середине или в начале второй половины занятия.
А. Г. Лидерс (2001) рекомендует подбирать для тренингов упражнения таким образом, чтобы день был уравновешен по следующим параметрам:
В завершающей части занятия обычно проводится повторный шеринг. Обсуждаемые вопросы, естественно, несколько отличаются от тех, что ставились в начале занятия. Например, это может быть такой блок вопросов:
Что больше всего запомнилось на прошедшем занятии, оставило самое яркое впечатление?
Какой новый опыт я вынес с этой встречи?
Чем хотелось бы заняться на следующей встрече?
Если ведущий считает нужным провести какие-либо упражнения, направленные на получение углубленной обратной связи от группы, это в большинстве случаев также целесообразно делать в завершающей части занятия.
Иногда ведущие (или, реже, сами участники) вводят определенные ритуалы, завершающие тренинговые занятия, например: группа образует тесный общий круг, участники кладут руки на плечи соседей и закрывают глаза, после чего мысленно передают соседям положительные эмоции. Как правило, на физическом уровне эта «мысленная передача» выражается в легких покачиваниях круга. Красиво выглядит ритуал с зажженной свечкой, которая передается между участниками, стоящими в очень тесном кругу. При передаче свечки из рук в руки озвучиваются хорошие пожелания друг другу.
Обратная связь является одной из важнейших составляющих социально-психологического тренинга. С содержательной точки зрения, она выступает особой разновидностью социального знания — «знанием о человеке, которое возвращается этому человеку партнером (партнерами) по общению» (Петровская, 1982, с. 123). Кроме того, так может называться разновидность общения, в которой происходит этот возврат.
Обратная связь — это один из основных факторов, обеспечивающих эффективность СПТ. Она «является универсальным средством объективации деятельности, перевода поведения участников тренинга с импульсивного, неосознанного уровня регуляции деятельности на осознанный» (Березняков, 1999). Это происходит потому, что участники получают возможность взглянуть на свое поведение глазами окружающих, тренинговая группа выступает для них своеобразным «зеркалом», в котором отражаются их модели поведения.
Обратная связь присутствует и в обычном общении, но в большинстве случаев —искаженной. Ее целью является не столько донесение до адресата информации о нем, сколько воздействие на него. То, что говорится человеку о нем самом, не всегда совпадает с тем, что говорится об этом же человеке «в третьем лице» — вспомните какие-нибудь дошедшие до ваших ушей сплетни про вас и соотнесите с тем, что их авторы говорят вам в лицо. Зачастую не больше степень соответствия и между тем, что сообщается и что реально думается и чувствуется. Кроме того, форма обратной связи в общении не всегда обеспечивает ее принятие: высказывания чаще носят обобщенный (т. е. непонятно, о чем конкретно идет речь) и оценочный (т. е. активизирующий защитные механизмы личности) характер. В тренинге же взаимодействие организуется таким образом, чтобы искажения обратной связи сводились к минимуму, а форма ее подачи обеспечивала адекватное принятие.
С методической точки зрения, обратную связь в СПТ можно определить как совокупность методов и приемов, направленных на получение участниками и/или ведущим информации о том, как их поведение сказывается на других участниках тренингового процесса. Сюда входят как определенным образом организованные высказывания ведущего и участников группы, так и набор специальных тренинговых процедур.
Чтобы обратная связь состоялась, должны выполняться два условия:
1. Поступление сведений о человеке.
2. Готовность этого человека принять их.
В подростковом возрасте, когда происходит формирование идентичности, поступление достоверных сведений о человеке от окружающих и их принятие очень актуально для благополучного протекания социализации. Однако с методической точки зрения организовать глубокую и содержательную обратную связь в групповой работе с подростками довольно сложно. Во-первых, подростки не всегда в состоянии обеспечить поступление адекватных сведений о своих сверстниках, а если источником такой информации выступает взрослый, то это может восприниматься как наставление и вызывать протест. Во-вторых, Я-концепция большинства подростков еще не очень устойчива и весьма ранима, и такие сведения могут вызывать болезненные реакции или наталкиваться на труднопреодолимые психологические защиты. В-третьих, при работе с подростками необходима динамика, а многие традиционные процедуры получения обратной связи (в т. ч. шеринг) по своей сути статичны. Подростки любят не столько слушать, сколько действовать, и попытки проводить с ними длительные обсуждения происходящих в тренинговой группе событий обычно не очень продуктивны.
По нашему мнению, обратную связь можно рассматривать на разных уровнях, исходя из особенностей ее предмета и места в общей структуре тренинга. Наибольшей продуктивности обратной связи при работе с подростками удается достигнуть, когда она уравновешена с точки зрения представленности разных уровней.
Первый уровень: непосредственные реакции участников группы и/или ведущего на поведение отдельных участников, отражающие то, как это поведение повлияло на них, какие вызвало чувства и ответные действия. Предметом обратной связи на данном уровне выступают конкретные действия участников.
Второй уровень: специальные техники, позволяющие участникам в обстановке доверия и безопасности узнать, как к ним относятся другие, что одобряют в их поведении, а что нет. На этом уровне предметом обратной связи выступают личностные особенности и поведенческие стереотипы участников, которые могут проявляться в разных конкретных ситуациях.
Третий уровень: техники подведения итога работы в конце занятия или тренинга в целом, позволяющие глубже понять, как и кто из участников проявился на тренинге, какие реакции каждого из участников запомнились другим больше всего, какие личностные качества каждого из участников способствовали его продуктивной работе, а какие — препятствовали. Предметом обратной связи являются уже не только особенности личности и поведения отдельных участников, но и групповое взаимодействие в целом.
Информация о работе Организационно-методические аспекты психологического тренинга с подростками