Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 17:33, лекция
Сущность психологического тренинга.
Разнообразие психологических тренингов.
Цели и задачи тренингов.
Пространственная и временная организация тренинговой работы.
Интерактивные игровые методы.
Иногда в психологический практикум в рамках тренинга встраивают упражнения по таким темам общей психологии, как «мышление», «ощущение», «восприятие» и т. д. (Лидерс, 2001). На наш взгляд, рассматривать в тренинге эти темы сами по себе, без учета контекста межличностного общения, не очень продуктивно, поскольку органично встроить их в текущий контекст тренинговой работы удается редко и при этом не решаются специфичные для тренинга задачи. Если ведущий считает нужным изучить с участниками тренинга эти разделы психологии, лучше провести отдельный практикум вне тренинга, а не прибегать к механическому объединению разных видов работы.
В то же время, почти любая тема из общей психологии может быть раскрыта в практикуме с социально-психологических позиций. Например, психологию восприятия можно изучить на примере восприятия человеком человека. Мышление можно связать с социальным интеллектом (попутно обсудив структуру последнего, выполнив его диагностику и сделав несколько упражнений, направленных на его развитие) и т. п. Подобный ракурс рассмотрения общепсихологических вопросов в контексте СПТ можно только приветствовать.
Тесно связаны с содержанием психологических тренингов и органично дополняют его, например, следующие темы:
Наблюдение и наблюдательность в общении с другими людьми.
Психология эмоций.
Психология межличностных коммуникаций.
Желательно, чтобы процедуры, используемые в психологических практикумах в рамках тренинга, отвечали следующим требованиям:
Ряд методик для психологического практикума, применимых в работе с подростками, можно найти в «Атласе по психологии» (Гамезо, Домашенко, 1999), в книге А. Г. Лидерса (2001), а также в «Практикуме по наблюдению и наблюдательности» (Регуш, 2001).
В процессе работы ведущий тренинговой группы может выступать в разных профессиональных ролях, занимать различные позиции во взаимоотношениях с участниками. Так, И. Ялом (2000) выделяет две основные позиции ведущего: технический эксперт или участник группы, устанавливающий модели поведения. В первом случае, велика роль технологий, ведущий активно ведет организацию, инструктирование, анализ. Во втором случае, ведущий выступает в роли эталонного участника, обеспечивает обратную связь и фасилитацию (активизирует происходящие в группе процессы).
С. Кратохвил (1978) предлагает несколько иную классификацию ролей ведущего группы:
В какой именно профессиональной роли будет выступать ведущий, зависит от того, какие виды его деятельности преобладают. Последние перечислены ниже.
Организация деятельности участников. Чтобы начать работу, подростков необходимо встретить, рассадить, ввести правила работы и контролировать их выполнение, управлять ходом групповых дискуссий. При выполнении многих упражнений участников следует разместить определенным образом (пространственная организация), следить за временем работы и вовремя делать перерывы (временная организация) и т. д. Подходы, в рамках которых ведущий предлагает группе взять на себя ответственность и ждет, пока произойдет самоорганизация групповой деятельности, в работе с подростками эффективны не всегда.
Инструктирование. Чтобы участники смогли выполнить какое-либо упражнение, воспользоваться психодиагностической методикой и т. п., ведущему необходимо дать инструкции, как именно это делается. Инструкции следует давать четко, однозначно, в простых формулировках.
Фасилитация. Ведущий повышает интенсивность групповой деятельности, подключает к ней пассивных участников, подталкивает нерешительных на то, чтобы испытать себя в сложном упражнении. Это может осуществляться путем прямых стимулирующих высказываний, задавания вопросов, демонстрации и т. д. Один из эффективных способов фасилитации, срабатывающий в подростковых группах практически безотказно — бросание вызова группе путем констатации сложности упражнения и выражения сомнения, получится ли оно. «Есть очень интересное упражнение, но оно довольно сложное и часто вызывает страх. Не знаю, стоит ли его проводить в нашей группе, или ограничиться чем-нибудь попроще…» (естественно, подразумеваемое упражнение действительно должно быть довольно сложным, иначе этот прием работать перестанет).
Демонстрация моделей поведения, ожидаемых от участников. Ведущий часто выступает в роли «эталонного участника», обучение происходит в значительной степени путем наблюдения и подражания. По нашему мнению, именно в таком ключе следует понимать расхожую фразу о том, что инструментом работы психолога является собственная личность. Если же ведущий сам систематически демонстрирует неконструктивные модели общения (повышает голос, не слушает участников и т. п.), трудно ожидать, что его подопечные научатся общаться более конструктивно.
Информирование. Ведущий раскрывает перед участниками какие-либо факты, приводит примеры из своего жизненного опыта, излагает научные знания по рассматриваемым на занятиях вопросам. Тренинги очень часто включают в качестве структурных элементов такие виды работы, как информационные блоки и мини-лекции.
Анализ, интерпретация происходящих в группе событий. Ведущий может выступать в роли эксперта и комментировать происходящее в группе с опорой на имеющиеся у него специальные знания, или же стимулировать участников к самостоятельному анализу. Обычно большая часть тренинга строится на работе с чувствами, и этот вид деятельности ведущего важен тем, что подключает к работе также и ресурсы мышления.
Обеспечение обратной связи на действия участников. Следует учесть, что обратная связь от тренера воспринимается как более значимая, чем от других участников, поскольку психолог в глазах подростков является экспертом, носителем специальных знаний и жизненного опыта.
Иногда функции тренера, работающего с подростковыми группами, сводят всего к трем основным пунктам: организация процесса, демонстрация моделей желательного поведения, информирование (Яничева, 1998). Однако, чем в большей степени ведущий способен к проявлению ролевой гибкости во взаимодействии с группой и чем более полно он владеет различными видами деятельности, необходимыми для проведения тренинга, тем шире его профессиональные возможности.
В процессе управления тренинговой группой с целью влияния на происходящие в ней события и управление групповой динамикой ведущий осуществляет действия, которые называются «вмешательства» или «интервенции» (Intervention).
Так, Д. Кеннард с соавт. (2002) описывают такие типы интервенций:
Описанные выше классификации видов деятельности и способов интервенции по своему содержанию частично перекрываются, однако в них раскрываются разные уровни работы ведущего. В первом случае, речь идет об организации деятельности ведущего как его целенаправленной активности, т. е. в основу положены цели. Во втором же случае, раскрываются конкретные действия в ответ на групповые ситуации, т. е. речь идет о средствах.
Рассмотрим пример. Допустим, группа работает пассивно и не включается в дискуссию, или же отказывается от участия в упражнении. Какова цель деятельности ведущего в этом случае? Скорее всего, повысить уровень групповой активности, произвести фасилитацию. А какие конкретно действия он может предпринять в рамках этой деятельности?
Этот список не является исчерпывающим. Ведущий может также совершить какие-либо физические действия, повысить свой собственный уровень активности или, напротив, самоустраниться от руководства группой (правда, в этой ситуации последние два действия вряд ли приведут к активизации группы), и т. д. Однако все эти действия будут совершены в рамках единой деятельности, целью которой является активизация группы.
В ходе работы группы между участниками складываются определенные отношения, которые динамично меняются по ходу работы. Система этих меняющихся отношений носит название «групповая динамика». Для описания структуры межличностных отношений участников, лежащих в основе групповой динамики, может использоваться понятие «групповая матрица» — «гипотетическая сеть коммуникативных связей и отношений ... в конечном счете определяет смысл и значимость всех событий, в ней осуществляются все вербальные и невербальные контакты» (Foulkes, 1964, цит. по Кеннард и др., 2002). В зависимости от того, осуществляет ли ведущий деятельность по целенаправленному формированию этой структуры, выделяют группы со спонтанной или с управляемой динамикой. Как правило, группы тренинга общения для подростков характеризуются управляемой динамикой.
Ведущий может придерживаться различных стилей руководства группой, таких как:
Как правило, демократический стиль руководства тренинговой группой более продуктивен, чем авторитарный, хотя это в высокой степени зависит от целей тренинга и личностных особенностей ведущего.
В некоторых случаях авторитарные проявления могут быть целесообразны:
Что касается попустительского стиля, то он, как правило, непродуктивен, ибо связан с отказом как ведущего, так и участников от ответственности за то, что происходит в группе.
Довольно часто тренинг проводят два психолога, работающие в одной группе параллельно. В таком случае, свойственные им роли обычно взаимно дополняются. Среди психологов-практиков применительно к такой ситуации широко используются понятия «эмоциональный лидер» (тот ведущий, который выполняет функцию фасилитатора, активизирует группу, «заражает» ее своими эмоциями, делает работу более динамичной) и «интеллектуальный лидер» (ведущий, склонный к анализу, обстоятельным комментариям, всегда готовый привести необходимые факты). Поэтому в парах наиболее успешно работают не те ведущие, которые обладают сходными личностными чертами, а те, чьи личностные особенности являются взаимно дополняющими.
Чтобы успешно справляться с проведением психологических тренингов с подростками, ведущий должен обладать:
Информация о работе Организационно-методические аспекты психологического тренинга с подростками