Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:28, научная работа
Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является "необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими,
Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика………………………………………..
2. Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи……………………………………….
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения …………………………………………………………….
4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся ………………………………………….......
5. Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития.....
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе ………………………………………
6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу………………………………
6.3. Психодигностический минимум на этапе перехода учащихся в профильную школу…………………………..
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Приложение 1. Схема координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………
Приложение 2. Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением…………………………………………
Приложение 3. Опросник социально-психологического климата коллектива…………………………………………………………..
Приложение 4. Схема психологического анализа внеклассного мероприятия…………………………………………………………
Приложение 5. Диагностика творческих способностей учащихся…………………………………………………………….
Приложение 6. Матрица определения видов одаренности……
Приложение 7. Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей…
Для успешности
обучения подростка способам
рационального запоминания
Методики изучения
памяти:
*метод опосредованного
запоминания (по Л.С.
*метод пиктограмм (по А.Р.Лурия);
*методика «запоминания цифр»;
*методика «запоминания образов»;
*метод попарного
воспроизведения.
Связь памяти
с мыслительной деятельностью,
интеллектуальными процессами
По мере развития
подростка, содержание его
Методики изучения
мышления:
*методика Векслера (детский вариант);
*ШТУР (школьный тест умственного развития);
*методика «сложные ассоциации»;
*методика «Матрицы Равена»;
*методика «анализ отношения понятий»;
*методика «выявление общих понятий»;
*методика «количественные отношения»;
*методика «интеллектуальная
лабильность»;
Необходимо также
знать особенности речевого
Методики изучения
речевого развития:
*методика оценки
продуктивности вербального
Методики изучения
мотивации обучения:
*методика изучения
мотивации обучения; мотивация одобрения
— шкала Марлоу-Крауна; шкала
локализации контроля и др.
Изучение особенностей развития личности подростка
Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания.
Одной из важнейших
черт, характеризующих личность
подростка, является появление
устойчивости самооценки и
Важным содержанием
самосознания подростка
Особенности физического
развития могут быть причиной
снижения у подростков
Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно, вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности.
Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников.
Если у младших
школьников повышенная
Стремление жить
по своим идеалам, выработка
этих образцов поведения может
приводить к столкновениям
В связи с
бурным биологическим
Упрямство, негативизм,
обидчивость и агрессивность
подростков являются чаще
У многих подростков
отмечаются акцентуации
Методики изучения
особенностей развития
*опросник Кеттелла;
*БАЛ (брненская анкета личности);
*характерологический опросник К.Леонгарда;
*шкала оценки тревожности Тейлора;
*шкала оценки тревожности Спилбергера;
*шкала депрессии;
*методика «незаконченные предложения»;
*методика «несуществующее животное»;
*методика ДДЧ (дом—дерево—человек);
*метод исследования уровня субъективного контроля;
*методика изучения самооценки (по Будасси, Дембо—Рубинштейн и др.);
*методика изучения уровня притязаний;
*методика типического реагирования на конфликтные ситуации (К.Томаса);
*методика Q-сортировки.
Методики изучения
свойств микрогруппового
*социометрия;
*референтометрия;
*опросники общительности;
*методика диагностики
межличностных отношений
*репертуарные решетки;
ГОЛ (групповая оценка личности).
Ситуация развития
подростка (биологические,
Подросток, не
сумевший благополучно
В первую очередь, это относится к подросткам с асоциальным поведением.
Факторами риска
здесь являются: физическая ослабленность,
особенности развития
У подростков
появляются специфические
*реакция эмансипации,
которая представляет собой
Крайняя степень
выраженности этой реакции —
бродяжничество;
*реакция группирования
со сверстниками проявляется
в повышенном интересе к
*реакция увлечения
(хобби), в ней отражается как
веяния моды, так и формирующиеся
склонности и интересы
Определенные
осложнения возникают у
Выбор профессии
подростком представляет собой
многоэтапный процесс
При выборе
профессии проявляется ряд
*импульсивные решения,
*рискованные решения,
*уравновешенные решения,
*решения осторожного типа,
*инертные решения.
Индивидуальные
стили принятия решений
Коррекции требуют:
*импульсные и
*инертные решения.
Методики изучения
процесса самоопределения:
*методика «Карта интересов»;
*методика ДДО
(дифференциально-
Антисоциальное поведение
– это поведение, противоречащее
правовым нормам, угрожающее социальному
порядку и благополучию окружающих.
В детском возрасте (5-12 лет) наиболее
распространены такие формы антисоциального
поведения, как насилие в отношении
сверстников или более младших
и слабых детей, жестокое отношение
с животными, воровство, порча чужого
имуществ. У подростков (13-18 лет) преобладают
хулиганство, кражи, вандализм, физическое
насилие, торговля наркотиками.
Асоциальное поведение
– это уклонение от выполнения
морально-нравственных норм, принятых
в обществе.
У детей наиболее
распространены побеги из дому, систематические
пропуски в школе, воровство, агрессивное
поведение, вымогательство, ложь.
В подростковом возрасте
характерны уходы из дому, бродяжничество,
отказ от обучения, агрессивное поведение,
ненормативная лексика.
Одаренные дети, особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними
Введение
Глава 1: Умственная одаренность ее психологические проявления.
1.1. Понятие и определение одаренности у детей
1.2. Виды одаренности
1.3. Сложности психического
Глава 2: Методы диагностики умственной одаренности
2.1. Тестовые методы
2.2. Неформализованные методы
Глава 3: Воспитание и обучение одаренных детей
3.1. Обучение одаренных детей
3.2. Подготовка педагога к
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Проблема одаренности в
актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в
неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей
среды требует не только высокую активность человека, но и его умения,
способности нестандартного поведения.
Раннее
выявление, обучение и
составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом
внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети
наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они
более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
В
современной литературе
или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море
психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных
детей в наше время.
Цель исследования: изучить проявления одаренности у детей и
рассмотреть особенности
учебно-воспитательного
Задачи:
— раскрыть в полном объеме понятие одаренности
— показать сложности психического развития одаренных детей
— рассмотреть методы диагностики одаренности
— рассмотреть особенности воспитания о обучения одаренных детей
Объект исследования: одаренность
Предмет исследования: особенности учебно-воспитательного
взаимодействия с одаренными детьми.
Гипотеза:
Проблема одаренности как
проблемы выявления,
обучения и развития одаренных детей.
Глава 1: Умственная
одаренность ее психологические
проявления
Информация о работе Основные направления деятельности психолога