Основные направления деятельности психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:28, научная работа

Краткое описание

Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является "необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими,

Содержание

Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика………………………………………..
2. Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи……………………………………….
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения …………………………………………………………….
4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся ………………………………………….......
5. Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития.....
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе ………………………………………
6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу………………………………
6.3. Психодигностический минимум на этапе перехода учащихся в профильную школу…………………………..
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Приложение 1. Схема координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………
Приложение 2. Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением…………………………………………
Приложение 3. Опросник социально-психологического климата коллектива…………………………………………………………..
Приложение 4. Схема психологического анализа внеклассного мероприятия…………………………………………………………
Приложение 5. Диагностика творческих способностей учащихся…………………………………………………………….
Приложение 6. Матрица определения видов одаренности……
Приложение 7. Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей…

Вложенные файлы: 1 файл

Основные направления деятельности педагога.docx

— 112.87 Кб (Скачать файл)

 Для успешности  обучения подростка способам  рационального запоминания необходимо  знать преобладающий тип памяти  и индивидуальные особенности  запоминания. 

 Методики изучения  памяти: 

*метод опосредованного  запоминания (по Л.С.Выготскому);

*метод пиктограмм (по А.Р.Лурия);

*методика «запоминания  цифр»;

*методика «запоминания  образов»;

*метод попарного  воспроизведения. 

 Связь памяти  с мыслительной деятельностью,  интеллектуальными процессами в  подростковом возрасте приобретает  самостоятельное значение.

 По мере развития  подростка, содержание его мыслительной  деятельности изменяется в направлении  перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и  всесторонне отражают взаимосвязи  между явлениями действительности. 

 Методики изучения  мышления: 

*методика Векслера (детский вариант);

*ШТУР (школьный тест  умственного развития);

*методика «сложные  ассоциации»;

*методика «Матрицы  Равена»;

*методика «анализ  отношения понятий»;

*методика «выявление  общих понятий»;

*методика «количественные  отношения»;

*методика «интеллектуальная  лабильность»; 

 Необходимо также  знать особенности речевого развития  подростка. 

 Методики изучения  речевого развития: 

*методика оценки  продуктивности вербального воспроизведения;  толкование пословиц; 

 Методики изучения  мотивации обучения: 

*методика изучения  мотивации обучения; мотивация одобрения  — шкала Марлоу-Крауна; шкала  локализации контроля и др. 

 Изучение особенностей  развития личности подростка

 Содержанием психического  развития подростка становится  развитие его самосознания.

 Одной из важнейших  черт, характеризующих личность  подростка, является появление  устойчивости самооценки и образа  «Я».

 Важным содержанием  самосознания подростка является  образ его физического «Я»  — представление о своем телесном  облике, сравнение и оценка себя  с точки зрения эталонов «мужественности»  и «женственности».

 Особенности физического  развития могут быть причиной  снижения у подростков самооценки  и самоуважения, и мжет приводить  к страху от плохой оценки  окружающими.

 Недостатки внешности  (реальные или мнимые) могут переживаться  очень болезненно, вплоть до полного  непринятия себя, устойчивого чувства  неполноценности.

 Подростки чаще  начинают опираться на мнение  своих сверстников.

 Если у младших  школьников повышенная тревожность  возникает при контактах с  незнакомыми взрослыми, то у  подростков напряженность и тревога  выше в отношениях с родителями  и сверстниками.

 Стремление жить  по своим идеалам, выработка  этих образцов поведения может  приводить к столкновениям взглядов  на жизнь подростков и их  родителей, создавать конфликтные  ситуации.

 В связи с  бурным биологическим развитием  и стремлением к самостоятельности  у подростков возникают трудности  и во взаимоотношениях со сверстниками.

 Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность  подростков являются чаще всего  эмоциональными реакциями на  неуверенность в себе.

 У многих подростков  отмечаются акцентуации характера  — определенное заострение отдельных  черт характера, создающих определенную  уязвимость подростка (невротические  расстройства, делинквентное поведение,  алкоголизацию и наркоманизацию). 

 Методики изучения  особенностей развития личности  и ее свойств: 

*опросник Кеттелла;

*БАЛ (брненская  анкета личности);

*характерологический  опросник К.Леонгарда;

*шкала оценки  тревожности Тейлора;

*шкала оценки  тревожности Спилбергера;

*шкала депрессии;

*методика «незаконченные  предложения»;

*методика «несуществующее  животное»;

*методика ДДЧ  (дом—дерево—человек);

*метод исследования  уровня субъективного контроля;

*методика изучения  самооценки (по Будасси, Дембо—Рубинштейн  и др.);

*методика изучения  уровня притязаний;

*методика типического  реагирования на конфликтные  ситуации (К.Томаса);

*методика Q-сортировки. 

 Методики изучения  свойств микрогруппового уровня: 

*социометрия;

*референтометрия;

*опросники общительности;

*методика диагностики  межличностных отношений Тимоти—  Лири;

*репертуарные решетки; 

 ГОЛ (групповая  оценка личности).

 Ситуация развития  подростка (биологические, психические,  личностно-характерологические особенности  подростка) предполагает кризисы,  конфликты, трудности адаптации  к социальной среде. 

 Подросток, не  сумевший благополучно преодолеть  новый этап становления своего  психосоциального развития, отклонившийся  в своем развитии и поведении  от общепринятой нормы, получает  статус «трудного».

 В первую очередь,  это относится к подросткам  с асоциальным поведением.

 Факторами риска  здесь являются: физическая ослабленность,  особенности развития характера,  отсутствие коммуникативных навыков,  эмоциональная незрелость, неблагоприятное  внешнесоциальное окружение.

 У подростков  появляются специфические поведенческие  реакции, которые составляют специфический  подростковый комплекс:

*реакция эмансипации,  которая представляет собой тип  поведения, посредством которого  подросток старается высвободиться  из-под опеки взрослых.

 Крайняя степень  выраженности этой реакции —  бродяжничество; 

*реакция группирования  со сверстниками проявляется  в повышенном интересе к общению  со сверстниками, ориентации на  выработку групповых норм и  ценностей, формирование собственной  субкультуры;

*реакция увлечения  (хобби), в ней отражается как  веяния моды, так и формирующиеся  склонности и интересы подростка.

 Определенные  осложнения возникают у подростка  в процессе профессионального  самоопределения, сознательного  выбора профессии.

 Выбор профессии  подростком представляет собой  многоэтапный процесс выработки  и принятия решения.

 При выборе  профессии проявляется ряд индивидуальных  стилей поиска решений:

*импульсивные решения,

*рискованные решения,

*уравновешенные  решения,

*решения осторожного  типа,

*инертные решения. 

 Индивидуальные  стили принятия решений являются  отражением как индивидуально-психологических,  так и личностных особенностей  подростков.

 Коррекции требуют:

*импульсные и

*инертные решения. 

 Методики изучения  процесса самоопределения: 

*методика «Карта  интересов»;

*методика ДДО  (дифференциально-диагностический  опросник, автор — Климов). 

Антисоциальное поведение  – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному  порядку и благополучию окружающих. В детском возрасте (5-12 лет) наиболее распространены такие формы антисоциального  поведения, как насилие в отношении  сверстников или более младших  и слабых детей, жестокое отношение  с животными, воровство, порча чужого имуществ. У подростков (13-18 лет) преобладают  хулиганство, кражи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. 

Асоциальное поведение  – это уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе. 

У детей наиболее распространены побеги из дому, систематические  пропуски в школе, воровство, агрессивное  поведение, вымогательство, ложь. 

В подростковом возрасте характерны уходы из дому, бродяжничество, отказ от обучения, агрессивное поведение, ненормативная лексика. 

Одаренные дети, особенности  учебно-воспитательного  взаимодействия с  ними

Введение

Глава 1:  Умственная одаренность ее психологические  проявления.

              1.1. Понятие   и определение  одаренности у детей

          1.2. Виды одаренности

          1.3. Сложности психического развития  одаренных детей.

Глава 2: Методы диагностики  умственной одаренности

          2.1. Тестовые методы

          2.2. Неформализованные методы

Глава 3: Воспитание и обучение одаренных детей

         3.1. Обучение  одаренных детей

         3.2. Подготовка педагога к взаимодействию  с одаренными детьми

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

            Проблема одаренности в  настоящее   время  становится  все  более

актуальной.  Это,  прежде  всего,  связано   с   потребностью   общества   в

неординарной творческой личности.  Неопределенность  современной  окружающей

среды требует не только  высокую  активность  человека,  но  и  его  умения,

способности нестандартного поведения.

      Раннее  выявление, обучение и воспитание  одаренных и талантливых  детей

составляет одну их главных проблем  совершенствования  системы  образования.

Бытует мнение, что  одаренные дети не нуждаются в  помощи взрослых,  в  особом

внимании и руководстве. Однако в силу  личностных  особенностей  такие  дети

наиболее чувствительны  к оценке их деятельности, поведения  и  мышления,  они

более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше  понимают отношения и связи.

      В  современной литературе появляется  все больше статей, публикаций, так

или иначе затрагивающих  эту тему. Правда, все они всего  лишь  капля  в  море

психологических проблем,  появляющихся  у  учителей  и  родителей  одаренных

детей в наше время.

      Цель  исследования:  изучить  проявления   одаренности   у   детей   и

рассмотреть особенности  учебно-воспитательного взаимодействия с ними.

      Задачи:

—  раскрыть в  полном объеме понятие   одаренности

— показать сложности  психического развития одаренных детей

— рассмотреть методы диагностики одаренности

—  рассмотреть  особенности воспитания о обучения одаренных детей

      Объект  исследования: одаренность

      Предмет     исследования:      особенности      учебно-воспитательного

взаимодействия с  одаренными детьми.

      Гипотеза: Проблема одаренности как комплексная  проблема, состоящая  из

проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей. 

Глава 1:  Умственная одаренность ее психологические  проявления 

Информация о работе Основные направления деятельности психолога