Основные направления деятельности психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:28, научная работа

Краткое описание

Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является "необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими,

Содержание

Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика………………………………………..
2. Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи……………………………………….
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения …………………………………………………………….
4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся ………………………………………….......
5. Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития.....
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе ………………………………………
6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу………………………………
6.3. Психодигностический минимум на этапе перехода учащихся в профильную школу…………………………..
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Приложение 1. Схема координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………
Приложение 2. Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением…………………………………………
Приложение 3. Опросник социально-психологического климата коллектива…………………………………………………………..
Приложение 4. Схема психологического анализа внеклассного мероприятия…………………………………………………………
Приложение 5. Диагностика творческих способностей учащихся…………………………………………………………….
Приложение 6. Матрица определения видов одаренности……
Приложение 7. Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей…

Вложенные файлы: 1 файл

Основные направления деятельности педагога.docx

— 112.87 Кб (Скачать файл)

Наиболее частые нарушения поведения в подростковом возрасте следующие: реакция протеста, отказа, имитации, реакция группирования  со сверстниками, делинквентное поведение, реакция эманспации, побеги из дома, дромомания, пиромания, реакции увлечения, реакции компенсации и гиперкомпенсации, реакции, обусловленные формирующимся  сексуальным влечением, малолетняя проституция. 

Реакции отказа от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков бывает у подростков, когда родители противодействуют им в общении с привычной компанией  сверстников, оказывающих нежелательное  воздействие на подростка; если подросток  оказался внезапно вырванным из привычного круга общения или места жительства, при помещении подростка в  интернат или детский дом, если подросток  был взят на воспитание в другую семью и т.д. Подавленность, отказ  от занятий, замкнутость могут приводить  к отставаниям в учебе, при  улучшении условий ситуация нормализуется.

Работа  психолога в начальной  школе

Сейчас, практически  в каждой школе появилась должность  детского психолога. Но далеко не все  родители понимают, что именно должен делать психолог в начальной школе. Это и не удивительно, ведь раньше у нас такая профессия не была слишком распространена. Популярной работа психолога стала только в  последнее десятилетие. Поэтому, отдавая  своего ребенка в школу, многие задаются вопросом, чем именно может помочь ему психолог? Да и вообще, есть ли в этом необходимость. На самом деле, работа психолога в начальной  школе очень важна. Ведь для детей  большим стрессом является поход  в первый класс. Ребенок, который  привык к определенному коллективу и графику, далеко не сразу может  подстроиться под школьное расписание, научиться общаться с коллективом  и так далее. Вот поэтому, именно работа в школе для психолога  становится самой ответственной.  

Определение проблем 

Для того, чтобы понять, в чем заключается работа психологов в начальной школе, необходимо определить, какие именно функции выполняет  психолог и в каких случаях  он может помочь. Для этого давайте  поговорим о том, каким именно стрессам подвергаются дети в школе. Современный учебный процесс  изначально дает большую нагрузку. Работа в классах и домашние задания  усложнились. Поэтому, в начальной  школе детям, зачастую, бывает сложно запомнить весь необходимый объем  знаний. Из-за этого у них развеиваются стрессы, начинают появляться комплексы. Тем более, если педагог, работающий с классом, выбирает неправильную модель обучения: постоянно хвалит лучших, и при этом, всегда ругает худших. В этом случае в коллективах начинается своеобразное деление на «классы», которое, в итоге, может перерасти  в угнетение. Кроме того, современные  дети получают очень большой доступ к информации. Интернет дает возможность  узнать практически все. Однако же, такое количество информации может  принести не только пользу, но и вред, особенно неокрепшему детскому уму. Работа психолога в школе заключается  в том, чтобы помочь детям адаптироваться, разобраться в новой информации, которую они получают и, в итоге, сформироваться как нормальная, адекватно  развитая личность.  

В начальной школе  психолог обязан внимательно следить  за детьми, чтобы предотвратить уходы  из реальности или же нервные срывы. А такое, кстати, происходит намного  чаще, чем нам может показаться. Просто родители не всегда это замечают, списывая на рассеянность и переутомление. А вот психолог должен вовремя  определить первые симптомы подобных психологических срывов и сделать  все, чтобы ребенок не чувствовал себя в школе, словно на каторге.  

Игры и тренировки для детей 

Чаще всего проблемы с адаптацией и психологической  устойчивостью имеют дети, у которых  есть проблемы в семье, дети-интроверты и ребята с неустойчивой психикой. На таких школьников психологу необходимо обращать внимание в первую очередь. Для этого проводится психологическая  диагностика всех младшекласников. С помощью тестов, которые обыгрываются, чтобы ребенок заинтересовался  и ответил, психолог определяет, с  какими именно детьми необходима психологическая  работа. Для того чтобы помочь ребенку, школьный психолог может организовывать специальные группы для общения. В них входят дети, которые имеют  нестабильную психику или же проблемы в общении с одноклассниками.  

Также, к таким  группам ребят время от времени  могут присоединяться малыши, у которых  проявилось так называемое ситуативное  эмоциональное расстройство. В подобных группах психологи проводят разнообразные  тренинги, которые преподносят в  форме различных игр. С помощью  упражнений психолог может определить психологические возможности каждого  ребенка, чтобы потом иметь представление, в каком именно направлении с  ним необходимо работать. После этого, детей учат общаться друг с другом, основываясь на уважении к собеседнику. Если ребенок замкнутый, у него развивают  эмпатию с помощью специальных  тренировок и игр, которые помогают расслабиться и наладить контакт  с другими участниками группы. Также, замкнутые дети, зачастую, являются некоммуникабельными. Для них у  детских психологов тоже есть комплексы  упражнений, которые помогают учиться  легко и просто выражать мысли, свободно контактировать с другими детьми, уметь слушать.  

Не смотря на то, что  детским психологам приходится работать с малышами, к ним применяется  множество методик, которые используются и для взрослых. Но, конечно же, с некоторыми изменениями. Детский  психолог учит ребенка самостоятельно определять проблему, расставлять акценты, искать способы разрешения и делать выводы. Когда работа проходит в  группе, дети все вместе думают над  проблемами своих товарищей, предлагают свои варианты их разрешения. А психолог, в свою очередь, объясняет, что можно  делать, что нельзя и почему. Школьные психологи, зачастую, общаются с детьми на те темы, на которые они не говорят  с учителями. К ним относятся  отношения с родителями, взаимоотношения  с одноклассниками, поведение в  стрессовой ситуации, школьная программа, нагрузка и многое другое. При правильной работе с детьми, они достаточно быстро начинают спокойно обсуждать  с психологом подобные вещи, делятся  своими переживаниями и мыслями. Основываясь на этом, психолог может  определиться, что именно повлияло на психическую устойчивость ребенка  и выработать индивидуальную программу  помощи.  

Основные задачи 

Одна из основных задач психолога – это умение искренне интересоваться проблемами ребенка. Дети очень хорошо чувствуют фальшь и начинают закрываться, когда понимают, что их проблемы, на самом деле, никого не волнуют. Но если психолог работает грамотно, очень скоро его труды  дают свои плоды. Дети становятся более  устойчивыми к стрессам, умеют  анализировать различные ситуации и поведение людей, принимают  решения, самостоятельно делают правильные выводы. Дети, с которыми работает психолог, постепенно начинают осознанно выбирать те модели поведения, которые меньше всего смогут навредить окружающим. Поэтому, можно сделать вывод, что  должность школьного психолога  является необходимой, поскольку помогает детям адаптироваться к взрослой жизни.

Работа психолога  в средних и старших классах

Гадаев Алексей  Вениаминович

   Подростковый  и ранний юношеский возраст  -это период раскрытия природных  способностей, особых талантов и   положительных черт характера  человека.

 Принято считать  периодами возрастного  развития  детей :

*от 11-12 до 15-17 лет;-подростковым  возрастом,

*от 15 до 21 лет._юношеским  возрастом.

   Разграничения  отличий между подростковым и  юношеским возрастами настолько  мала, что целесообразно  условно  объединить их  в один возрастной  период.

 Педагог-психолог  общеобразовательного учреждения  оказывает психологическое сопровождение  обучающихся  в школе детей  всех возрастов в режиме реального   времени.

 

 Следует обратить  особое более пристальное внимание  к тем подросткам ,которые   не испытывают желание обучаться,и  ко всему почему порой активно  противодействуют этому: мешают  другим школьникам  получать знания,нарушают  процесс обучения своим недопустимым  поведением,поскольку педагог вынужден  отвлекаться на них на уроке.

 Педагогам необходимо  своевременно выявлять детей  с неустойчивым поведением и  передавать информацию руководителю  учреждения,который оформит заявку  в соответствии с требованиями  действующего Законодательства  специалисту педагогу-психологу  на проведение консультации для  решения вопроса о необходимости   сопровождения ребёнка в процессе  оказания психологичекой помощи  в его развитии 

 Для каждого  возраста установлены и  определенны  нормативы развития с учётом  социальной ситуации:

*психофизического,

*мыслительного,

*эмоционального 

* личностного .

 Каждый возрастной  период развития имеет возрастные  кризисы с переходными периодами  от одного возрастного этапа  к другому.

 Специально выделяется  биологический, социальный и психологический  возраст.   В эти периоды  возраста резко и качественно  изменяются какие-то черты его  личности, в тоже время поведение  может оставаться "детским"  или наоборот характеризует его  как вполне взрослого человека.

 С потерей детского  мироощущения  у человека появляется  чувство тревожности и психологического  дискомфорта.

 Поэтому  педагоги-психологи  прежде всего обращают внимание  на психологический возраст подростка.

 Психологический  возраст - характеристика степени  адаптивности человека к условиям  социума в соответствии с уровнем   интеллекта, способностью к научению, двигательными навыками, чувствами,  установками, мотивами и пр.(Психология  человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002, с.641).

 Важно помочь  школьнику выработать объективные  критерии собственной успешности  и неуспешности, развивать у него  стремление проверять свои возможности  и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования. Как  же это делать?

1. Педагогу-психологу  школы необходимо знать как  ведёт себя  уроке  подросток,  чтобы сделать своё представление  о ребенке более объемным, увидеть  его как ученика, погруженного  в учебную деятельность и учебные  отношения.

2. Для этого   педагог-психолог  посещает уроки  средних и старших классов  и проводит следующие диагностические  мероприятия:

*аппаратурные методы  определения свойств нервной  системы;

*Опросник  "Анамнестическая  схема показателей свойств нервной  системы";

*Опросник Айзенка;

*Опросник структура  темперамента В.М.Русалова;

*Опросник ЧХТ  (черты характера и темперамента);

*Тепинг-тест (определение  свойств нервной системы по  психомоторным показателям);

*Опросник структуры  темперамента Я.Стреляу;

*Опросник САН  (самочувствие-активность-настроение).

*Особенности развития  познавательных способностей подростка  часто служат причиной трудностей  в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. 

 Успешность обучения  во многом зависит от мотивации  обучения, от того личностного  смысла, который имеет обучение  для подростка.

 Основное условие  всякого обучения — наличие  стремления к приобретению знаний  и изменению себя.

 Иногда, в реальной  школьной жизни, приходится сталкиваться  с ситуацией, когда подросток  не имеет потребности в обучении  и даже активно противодействует  обучению. 

 Изучение особенностей  познавательной сферы подростка 

 Восприятие у  человека является чрезвычайно  важным познавательным процессом,  который тесно связан с памятью:  особенности восприятия материала  обусловливают и особенности  его сохранения. 

 Методики изучения  восприятия: 

*методика «Компасы»  (восприятие пространственных признаков);

*методика «Часы» (восприятие пространственных признаков);

*методика изучения  восприятия времени. 

 Внимание в  подростковом возрасте является  произвольным и может быть  полностью организовано и контролируемо  подростком.

 Индивидуальные  колебания внимания обусловлены  индивидуально-психологическими особенностями  (повышенной возбудимостью или  утомляемостью, снижением внимания  после перенесенных соматических  заболеваний, черепно-мозговых травм), а также снижением интереса  к учебной деятельности. 

 Методики изучения  внимания: 

*методика «корректурная  проба»;

*красно-черные таблицы;

*методика Мюнстенберга;

*методика «расстановка  чисел»;

*методика «отыскание  чисел»;

*методика «отыскание  чисел с переключением». 

 К числу индивидуальных  особенностей относятся индивидуальные  различия в функционировании  памяти.

Информация о работе Основные направления деятельности психолога