Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:28, научная работа
Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является "необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими,
Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика………………………………………..
2. Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи……………………………………….
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения …………………………………………………………….
4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся ………………………………………….......
5. Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития.....
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе ………………………………………
6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу………………………………
6.3. Психодигностический минимум на этапе перехода учащихся в профильную школу…………………………..
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Приложение 1. Схема координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………
Приложение 2. Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением…………………………………………
Приложение 3. Опросник социально-психологического климата коллектива…………………………………………………………..
Приложение 4. Схема психологического анализа внеклассного мероприятия…………………………………………………………
Приложение 5. Диагностика творческих способностей учащихся…………………………………………………………….
Приложение 6. Матрица определения видов одаренности……
Приложение 7. Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей…
Наиболее частые
нарушения поведения в
Реакции отказа от общения,
игр, приема пищи, выполнения домашних
обязанностей или школьных уроков бывает
у подростков, когда родители противодействуют
им в общении с привычной
Работа психолога в начальной школе
Сейчас, практически
в каждой школе появилась должность
детского психолога. Но далеко не все
родители понимают, что именно должен
делать психолог в начальной школе.
Это и не удивительно, ведь раньше
у нас такая профессия не была
слишком распространена. Популярной
работа психолога стала только в
последнее десятилетие. Поэтому, отдавая
своего ребенка в школу, многие задаются
вопросом, чем именно может помочь
ему психолог? Да и вообще, есть ли
в этом необходимость. На самом деле,
работа психолога в начальной
школе очень важна. Ведь для детей
большим стрессом является поход
в первый класс. Ребенок, который
привык к определенному коллективу
и графику, далеко не сразу может
подстроиться под школьное расписание,
научиться общаться с коллективом
и так далее. Вот поэтому, именно
работа в школе для психолога
становится самой ответственной.
Определение проблем
Для того, чтобы понять,
в чем заключается работа психологов
в начальной школе, необходимо определить,
какие именно функции выполняет
психолог и в каких случаях
он может помочь. Для этого давайте
поговорим о том, каким именно
стрессам подвергаются дети в школе.
Современный учебный процесс
изначально дает большую нагрузку.
Работа в классах и домашние задания
усложнились. Поэтому, в начальной
школе детям, зачастую, бывает сложно
запомнить весь необходимый объем
знаний. Из-за этого у них развеиваются
стрессы, начинают появляться комплексы.
Тем более, если педагог, работающий
с классом, выбирает неправильную модель
обучения: постоянно хвалит лучших,
и при этом, всегда ругает худших.
В этом случае в коллективах начинается
своеобразное деление на «классы»,
которое, в итоге, может перерасти
в угнетение. Кроме того, современные
дети получают очень большой доступ
к информации. Интернет дает возможность
узнать практически все. Однако же,
такое количество информации может
принести не только пользу, но и вред,
особенно неокрепшему детскому уму.
Работа психолога в школе заключается
в том, чтобы помочь детям адаптироваться,
разобраться в новой
В начальной школе
психолог обязан внимательно следить
за детьми, чтобы предотвратить уходы
из реальности или же нервные срывы.
А такое, кстати, происходит намного
чаще, чем нам может показаться.
Просто родители не всегда это замечают,
списывая на рассеянность и переутомление.
А вот психолог должен вовремя
определить первые симптомы подобных
психологических срывов и сделать
все, чтобы ребенок не чувствовал
себя в школе, словно на каторге.
Игры и тренировки
для детей
Чаще всего проблемы
с адаптацией и психологической
устойчивостью имеют дети, у которых
есть проблемы в семье, дети-интроверты
и ребята с неустойчивой психикой.
На таких школьников психологу необходимо
обращать внимание в первую очередь.
Для этого проводится психологическая
диагностика всех младшекласников.
С помощью тестов, которые обыгрываются,
чтобы ребенок заинтересовался
и ответил, психолог определяет, с
какими именно детьми необходима психологическая
работа. Для того чтобы помочь ребенку,
школьный психолог может организовывать
специальные группы для общения.
В них входят дети, которые имеют
нестабильную психику или же проблемы
в общении с одноклассниками.
Также, к таким
группам ребят время от времени
могут присоединяться малыши, у которых
проявилось так называемое ситуативное
эмоциональное расстройство. В подобных
группах психологи проводят разнообразные
тренинги, которые преподносят в
форме различных игр. С помощью
упражнений психолог может определить
психологические возможности
Не смотря на то, что
детским психологам приходится работать
с малышами, к ним применяется
множество методик, которые используются
и для взрослых. Но, конечно же,
с некоторыми изменениями. Детский
психолог учит ребенка самостоятельно
определять проблему, расставлять акценты,
искать способы разрешения и делать
выводы. Когда работа проходит в
группе, дети все вместе думают над
проблемами своих товарищей, предлагают
свои варианты их разрешения. А психолог,
в свою очередь, объясняет, что можно
делать, что нельзя и почему. Школьные
психологи, зачастую, общаются с детьми
на те темы, на которые они не говорят
с учителями. К ним относятся
отношения с родителями, взаимоотношения
с одноклассниками, поведение в
стрессовой ситуации, школьная программа,
нагрузка и многое другое. При правильной
работе с детьми, они достаточно
быстро начинают спокойно обсуждать
с психологом подобные вещи, делятся
своими переживаниями и мыслями.
Основываясь на этом, психолог может
определиться, что именно повлияло
на психическую устойчивость ребенка
и выработать индивидуальную программу
помощи.
Основные задачи
Одна из основных
задач психолога – это умение
искренне интересоваться проблемами ребенка.
Дети очень хорошо чувствуют фальшь
и начинают закрываться, когда понимают,
что их проблемы, на самом деле, никого
не волнуют. Но если психолог работает
грамотно, очень скоро его труды
дают свои плоды. Дети становятся более
устойчивыми к стрессам, умеют
анализировать различные
Работа психолога в средних и старших классах
Гадаев Алексей Вениаминович
Подростковый
и ранний юношеский возраст
-это период раскрытия
Принято считать
периодами возрастного
*от 11-12 до 15-17 лет;-подростковым возрастом,
*от 15 до 21 лет._юношеским возрастом.
Разграничения
отличий между подростковым и
юношеским возрастами
Педагог-психолог
общеобразовательного
Следует обратить
особое более пристальное
Педагогам необходимо
своевременно выявлять детей
с неустойчивым поведением и
передавать информацию
Для каждого
возраста установлены и
*психофизического,
*мыслительного,
*эмоционального
* личностного .
Каждый возрастной
период развития имеет
Специально выделяется
биологический, социальный и
С потерей детского
мироощущения у человека появляется
чувство тревожности и
Поэтому педагоги-психологи
прежде всего обращают
Психологический
возраст - характеристика степени
адаптивности человека к
Важно помочь
школьнику выработать
1. Педагогу-психологу
школы необходимо знать как
ведёт себя уроке подросток,
чтобы сделать своё
2. Для этого
педагог-психолог посещает уроки
средних и старших классов
и проводит следующие
*аппаратурные методы определения свойств нервной системы;
*Опросник "Анамнестическая
схема показателей свойств
*Опросник Айзенка;
*Опросник структура темперамента В.М.Русалова;
*Опросник ЧХТ
(черты характера и
*Тепинг-тест (определение свойств нервной системы по психомоторным показателям);
*Опросник структуры темперамента Я.Стреляу;
*Опросник САН
(самочувствие-активность-
*Особенности развития
познавательных способностей
Успешность обучения
во многом зависит от
Основное условие
всякого обучения — наличие
стремления к приобретению
Иногда, в реальной
школьной жизни, приходится
Изучение особенностей
познавательной сферы подростка
Восприятие у
человека является чрезвычайно
важным познавательным
Методики изучения
восприятия:
*методика «Компасы»
(восприятие пространственных
*методика «Часы»
(восприятие пространственных
*методика изучения
восприятия времени.
Внимание в
подростковом возрасте
Индивидуальные
колебания внимания
Методики изучения
внимания:
*методика «корректурная проба»;
*красно-черные таблицы;
*методика Мюнстенберга;
*методика «расстановка чисел»;
*методика «отыскание чисел»;
*методика «отыскание
чисел с переключением».
К числу индивидуальных
особенностей относятся
Информация о работе Основные направления деятельности психолога