Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:28, научная работа
Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является "необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими,
Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика………………………………………..
2. Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи……………………………………….
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения …………………………………………………………….
4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся ………………………………………….......
5. Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития.....
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе ………………………………………
6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу………………………………
6.3. Психодигностический минимум на этапе перехода учащихся в профильную школу…………………………..
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Приложение 1. Схема координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………
Приложение 2. Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением…………………………………………
Приложение 3. Опросник социально-психологического климата коллектива…………………………………………………………..
Приложение 4. Схема психологического анализа внеклассного мероприятия…………………………………………………………
Приложение 5. Диагностика творческих способностей учащихся…………………………………………………………….
Приложение 6. Матрица определения видов одаренности……
Приложение 7. Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей…
последовательность
и преемственность форм и методов
работы.
Развивающая работа
– ориентирована на познавательную,
социально-личностную, эмоциональную
сферы психической жизни
Формы развивающей
работы: организация развивающей
среды, тренинг, обучающие встречи
с психологом, психологические технологии
на учебных занятиях и внешкольных
встречах; обучающая психодиагностика
– самопознание.
в) Психокоррекционная
работа проходит как групповая и
индивидуальная работа, опирается на
набор коррекционных программ, разработанных
с учетом возраста и проблем детей.
III. Консультирование и просвещение школьников. Просвещение проводится как ответ на определенный запрос с учетом возрастных потребностей, ценностей, уровня развития, реальной групповой ситуации школьников. Консультирование в основном ориентировано на старшеклассников и проводится как по запросу школьника, так и по запросу родителей при обязательном выполнении требования добровольности и конфиденциальности. Консультирование проводится как индивидуальная работа со школьниками и чаще всего по следующему кругу вопросов:
трудности в обучении, общении, психологическом самочувствии;
обучение подростков навыкам самопознания и самоанализа;
оказание психологической
помощи и поддержки школьникам в
сложных ситуациях.
Изредка консультирование
начинается по инициативе психолога
или педагога, при этом психологу
сложнее выйти на контакт с
подростком.
IV. Социально-диспетчерская деятельность, которая возникает в ситуации, когда проблема выходит за рамки компетенции психолога в связи с недостатком знания, опыта или возможностей, при необходимость вынесения проблемы за рамки школы. Диспетчерская деятельность психолога включает следующие этапы:
определить проблему,
найти компетентного специалиста,
содействие в установлении контакта специалиста со школьником,
подготовка документов,
поддержка школьника,
отслеживание взаимодействия школьника
и специалиста.
ПСИХОЛОГО -
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАТУС
ШКОЛЬНИКА.
На
психолого-педагогический
Эти
требования имеют некие
- нормы
возрастного развития,
- требования
к познавательной деятельности (уровень
развития познавательной сферы
ребенка),
- требования
к поведению (моральные нормы).
При
несоответствии развития
Проблемы
в обучении ребенка могут
возникнуть при игнорировании
особенностей познавательной
Анализ психолого-
I блок
- социальные особенности школьника:
- материальная
обеспеченность, бытовые условия;
- тип
семьи, возрастной состав, образование,
деятельность, общение;
- взаимодействие
со сверстниками (статус в группе,
роли, друзья).
II блок
- особенности познавательной деятельности
школьника:
а)
соотношение уровня умственного
развития и возрастной нормы,
б) соотношение
уровня развития когнитивных
процессов и педагогических
- произвольность поведения,
- сформированность умственных
- уровень речевого развития,
- тонкая моторика руки;
в) индивидуальные
особенности познавательной
III блок
- особенности мотивационно- личностной
сферы:
- наличие
учебной мотивации и ее
- ведущий
тип мотивационной регуляции
учебной деятельности (достижение
успеха, избегание неудачи),
- конфликтность
мотивационной сферы (
- наличие
выраженных личностных
IV блок
- особенности отношений к миру и самому
себе:
- отношения
со сверстниками,
- отношения
в семье,
- отношения
со значимыми взрослыми,
- отношение
к важным видам деятельности,
- отношение
к себе. Для психолога существует
приоритет субъективных оценок
над объективными показателями,
важнее, как ребенок воспринимает
ситуацию, а не как видят ситуацию
со стороны. Важным выступает
определение "Я-концепции"
- отношение к ребенку
(например, сверстников),
- отношение
к собственной позиции ребенка
в общении (как ребенок
- эмоциональный
тон отношений,
- как
ребенок видит отношение к
себе, как он видит свое
положение в системе, как он
это оценивает.
V блок
- особенности поведения в ситуациях внутришкольного
взаимодействия:
- характерологические
особенности поведения (
- поведенческие
особенности, свидетельствующие
о дезадаптации (уход от деятельности,
нарушения общения, расторможенность,
депрессивность, асоциальность
поведения, невротические проявления),
- особенности
поведения, связанные с психодинамикой
ребенка, которые слабо
- особенности
поведения, свидетельствующие
- низкая
социальная нормативность
- невротические проявления: слезливость, нарушения речи, навязчивые движения, психосоматика.
ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ
У ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ
ПРИЧИНЫ.
Важным фактором
успешной учебной адаптации ребенка
является работоспособность и темп
умственной деятельности, так как
во многом именно они, особенно в начальных
классах формируют отношение
к ученику со стороны учителя.
Методы, позволяющие выявить уровень
этих качеств ребенка, это Теппинг-тест,
тест Равена и корректурная проба.
Выделяют шесть
видов умственной деятельности, необходимых
детям:
Воспоминание: восстановление
в памяти фактов, представлений и
понятий;
Воспроизведение: следование
образцу или алгоритму;
Обоснование: подведение
частного случая под общий принцип
или понятие;
Реорганизация: преобразование
исходных условий задачи в новую
проблемную ситуацию, позволяющую найти
оригинальные решения;
Соотнесение: связывание
вновь приобретенных знаний с
усвоенным ранее или личным опытом;
Рефлексия: исследование
самой мысли и причины ее появления.
Неумение выполнять
любой из этих видов учебной деятельности
приводит к проблемам и возможной
школьной дезадаптации.
Классификация
школьных проблем и возможных
причин их возникновения.
Особенности познавательной
сферы.
Проблемы:
- низкий уровень
произвольности
- низкий уровень
развития мышления,
- несформированность
важных учебных умственных
Возможные причины:
- умственная отсталость,
- задержка психического
развития (или снижение отдельных
функций),
-психофизический
инфантилизм (стиль семейного
воспитания, особенности социально-
- высокая тревожность,
вызванная нарушением общения
или семейными проблемами,
- низкий уровень
учебной мотивации (несформированность
мотивации или определенная
Проблема: низкий уровень
речевого развития.
Возможные причины:
I – объективно обусловленные
причины:
- умственная отсталость,
- ЗПР или снижение
отдельных функций,
- психофизический
инфантилизм.
II - причины защитной
обусловленности:
- высокая тревожность,
- низкий уровень
учебной мотивации,
- специфическая логопедическая
проблема,
- условия развития
(общение в семье).
Проблема: низкий уровень
развития тонкой моторики.
Возможные причины -
объективная обусловленность:
- специфические нейрологические
проблемы,
- леворукость,
- психофизический
инфантилизм.
Проблема: низкий
темп умственной деятельности и
низкая работоспособность.
Возможные причины:
I - объективно обусловленные
причины:
- особенности
нервной системы (инертный
или слабый тип нервной
- астенизация нервной
системы, обусловленная
- физическая ослабленность
на фоне болезни,
II – причины защитной
обусловленности:
- высокая личностная
или школьная тревожность,
- нарушение общения
в школе,
- стиль семейного
воспитания (например, гиперпротекция),
- негативный фон
внутрисемейных отношений.
Проблема: нарушения
общения со сверстниками и педагогами
(агрессия).
Возможные причины:
Информация о работе Основные направления деятельности психолога