Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:28, научная работа
Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является "необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими,
Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика………………………………………..
2. Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи……………………………………….
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения …………………………………………………………….
4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся ………………………………………….......
5. Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития.....
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе ………………………………………
6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу………………………………
6.3. Психодигностический минимум на этапе перехода учащихся в профильную школу…………………………..
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Приложение 1. Схема координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………
Приложение 2. Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением…………………………………………
Приложение 3. Опросник социально-психологического климата коллектива…………………………………………………………..
Приложение 4. Схема психологического анализа внеклассного мероприятия…………………………………………………………
Приложение 5. Диагностика творческих способностей учащихся…………………………………………………………….
Приложение 6. Матрица определения видов одаренности……
Приложение 7. Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей…
Криминальные факторы
(алкоголизм, наркомания, жестокость, садизм
и т.д.).
Помимо выделенных
факторов оказывают влияние на возможную
дезадаптацию ребенка и другие особенности
семейной системы и ближайшего социального
окружения, например, «проблемный» ребенок,
выступающий как связывающий
фактор семейной системы по выделяемой
ему роли в семье, становится менее
адаптированным, чем ребенок, в семье
которого нет выраженных проблемных
зон, завязанных на ребенка. Важным фактором
может служить и порядок
Нарушения развития
как побудители школьной дезадаптации
Психологами и физиологами выделяются несколько закономерностей в возникновении и развитии нарушений развития ребенка:
Нарушение одной сферы (личности, психики) всегда оказывает негативное действие на другие сферы.
Нарушения проявляются в поведении (что можно обнаружить наблюдением). Исключение – кризисные периоды в жизни ребенка и подростка, когда видимые нарушения не всегда свидетельствуют о нарушениях развития.
Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации – сужение круга людей, отвержение в группе.
Психические нарушения – барьер на пути воспитательского воздействия.
Нарушения психики
и личности часто приводят к психосоматическим
заболеваниям.
Основная сфера
проявления и появления нарушений
– мотивационно-эмоциональная
Характер появления
нарушений:
- деформация уже развитых структур (например, травматический страх),
- недоразвитие структур
(слабоволие).
Четыре вида нарушений:
Первичные нарушения в результате воздействия (например, боязнь собак, возникшая после нападения злой собаки);
Первичные нарушения в результате негативного воздействия, приводящего к недоразвитию или отсутствию социально-важных структур (например, ухудшение произвольной памяти как следствие нарушения формирования волевых процессов из-за заболевания);
Вторичные нарушения какой-либо сферы личности или психических процессов вследствие какой-либо деформации психики (развод родителей ведет к повышению тревожности и снижению произвольности мышления);
Отставание в развитии
всех сфер личности и психических
процессов.
Нарушения формирования
личности могут быть специфическими
и неспецифическими. Специфическими
называются нарушения психических
функций, которые характерны только
для определенного возраста. В
другом возрасте наличие таких проявлений
не свидетельствует о нарушении,
например, апатия и равнодушие в
ситуации взаимодействия со взрослым
для подростка не является свидетельством
нарушения развития, скорее свидетельством
не сложившихся взаимоотношений.
Специфическими нарушениями
формирования личности ребенка можно
назвать те, проявления которых в
определенном возрасте свидетельствует
об отклонении в развитии, причем те
же проявления в другом возрасте не
обязательно свидетельствует о
нарушениях:
Младенческие нарушения:
отсутствие комплекса оживления,
отсутствие эмоциональных реакций или задержка в их появлении,
неадекватная эмоциональная реакция на действие взрослого,
апатия и равнодушие
в ситуации взаимодействия со взрослым.
Специфические нарушения раннего возраста:
отсутствие эмоционального заражения,
высокая интенсивность и длительность эмоционального заражения,
отсутствие четко дифференцированной эмоциональной реакции на различных людей,
отсутствие положительной реакции на новые игрушки,
боязнь безопасных предметов и чрезмерная осторожность,
эмоциональная фиксация на каком-либо одном предмете,
депрессия, длительность которой не адекватна силе воздействия,
амбивалентность поведения,
равнодушие и апатия.
Специфические нарушения дошкольного возраста:
отсутствие эмоциональной децентрации (неспособность переживать),
отсутствие синтонии,
отсутствие «чувства
вины» (феномен эмоциональной
множество негативных
эмоций и фобий.
Факторы риска патологического
прохождения подросткового
В дошкольном возрасте
факторами риска
выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр;
особенности личной незрелости – склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, повышенная внушаемость неправильным формам поведения;
инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;
импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки, происходящие по незначительному поводу;
реакции упрямого неподчинения
и негативизма с
В младшем школьном возрасте неблагоприятны следующие факторы:
сочетание низкой познавательной активности и личной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;
нередуцируемая моторная бестормозность, сочетающаяся с эйфорическим фоном настроения;
стремление к острым
ощущениям и бездумным
акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; сопровождение таких аффектных вспышек выраженными вегенетативно-сосудистыми реакциями, их завершение церебранестическими явлениями;
отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных неинтересных уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей;
реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий на самоподготовке в интернатах, намеренное невыполнение домашних заданий «назло» педагогам и родителям;
гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требований учителя, злобными шалостями;
выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;
нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жвачки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей;
дефекты воспитания
в виде бесконтрольности, безнадзорности,
грубой авторитарности, асоциального
поведения членов семьи
В предпубертатном периоде большое место занимает вышеописанная асинхрония соматопсихического развития:
диссоциация между истинным, более старшим возрастом и психофизической ретардацией;
диссоциация между усиленным физическим ростом и задержкой психического и полового созревания;
диссоциация между
акселерацией физического и полового
созревания и ЗПР. Неблагоприятен вариант
дисгармонической акселерации, который
характеризуется не снижением возраста
полового созревания, а резким ускорением
его темпа. Проявления асинхронии вызывают
неправильную ориентацию взрослых в
отношении требований, предъявляемых
детям.
Среди психических особенностей предпубертатного периода, значимыми для возникновения патологического подросткового кризиса, представляются следующие:
отсутствие редукции черт психической незрелости, сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание;
невыраженность собственных
волевых установок, слабость функций
самоконтроля и саморегуляции; некорригируемость
поведения, обусловленная сочетанием
инфантильности с аффективной возбудимостью,
импульсивностью. В случаях акселерации
полового созревания выраженная аффективная
возбудимость часто предшествует первым
признакам усиленного роста и
полового метаморфоза и нередко
значительно уменьшается при
стихании интенсивности
раннее проявление влечений при интенсификации либо раннем возникновении полового метаморфоза. Повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек – истериформная окраска поведения связанная с сексуальностью, у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов, нарастание педагогической запущенности, низкая работоспособность;
переориентация интересов на внешкольное окружение, конформность с усвоением внешних форм подросткового поведения; стремление к имитации и асоциальных форм взрослой жизни (ранняя сексуальность, курении т.п.);
неблагоприятные микросредовые условия как основа реакций имитации или протеста;
неадекватные условия
обучения в общеобразовательной
школе детей с ЗПР и
Основные факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте следующие:
стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;
выраженность
асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;
неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;
ранее возникновение
микросоциальной и
В подростковом возрасте
могут возникать многие психические
заболевания, некоторые из них возникают
именно в этом возрасте, так как
происходит психологическая и гормональная
перестройка организма, и многие
скрытые заболевания
Многие особенности
реагирования подростков на различные
внешние воздействия могут быть
проявлением имеющегося психического
заболевания, но бывают и у подростков,
не страдающих психическими расстройствами.
Психические расстройства у подростков
встречаются в 15-20% случаев. При этом
в 2 случаях из 5 отмечаются эндогенные
расстройства, такие, как тревога
и депрессия; еще в 2 случаях –
внешние расстройства, например, нарушения
внимания и поведения и лишь в
1 случае из 5 наблюдается сочетание
эмоциональных и поведенческих
расстройств.
В переходном возрасте
повышается частота депрессивных расстройств,
суицидальных попыток и завершенных
суицидов. Гиперактивность встречается
нечасто, чаще – дефицит внимания
без гиперактивности с
Подростки редко
сами обращаются к психологу, чаще их
приводят на консультацию родители или
учитель. С подростком труднее, но при
этом и более важно установить
доверительные отношения. Подростки
часто драматизируют свое состояние
и положение, поэтому психологу
лучше занять нейтральную спокойную
позицию. Необходима тщательная диагностика
состояния на основе беседы, как
с самим подростком, так и с
его учителями и родителями.
Информация о работе Основные направления деятельности психолога