Основные направления деятельности психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:28, научная работа

Краткое описание

Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является "необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими,

Содержание

Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика………………………………………..
2. Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи……………………………………….
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения …………………………………………………………….
4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся ………………………………………….......
5. Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития.....
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе ………………………………………
6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу………………………………
6.3. Психодигностический минимум на этапе перехода учащихся в профильную школу…………………………..
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Приложение 1. Схема координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………
Приложение 2. Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением…………………………………………
Приложение 3. Опросник социально-психологического климата коллектива…………………………………………………………..
Приложение 4. Схема психологического анализа внеклассного мероприятия…………………………………………………………
Приложение 5. Диагностика творческих способностей учащихся…………………………………………………………….
Приложение 6. Матрица определения видов одаренности……
Приложение 7. Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей…

Вложенные файлы: 1 файл

Основные направления деятельности педагога.docx

— 112.87 Кб (Скачать файл)

Криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, жестокость, садизм и т.д.). 

Помимо выделенных факторов оказывают влияние на возможную  дезадаптацию ребенка и другие особенности  семейной системы и ближайшего социального  окружения, например, «проблемный» ребенок, выступающий как связывающий  фактор семейной системы по выделяемой ему роли в семье, становится менее  адаптированным, чем ребенок, в семье  которого нет выраженных проблемных зон, завязанных на ребенка. Важным фактором может служить и порядок рождений детей и их ролевые позиции  в семье, которые могут приводить  к детской ревности и неадекватным способам ее компенсации. Детство взрослого  оказывает сильное влияние на его педагогическую деятельность и  отношение к собственному ребенку  или ученику.

Нарушения развития как побудители школьной дезадаптации 

Психологами и физиологами  выделяются несколько закономерностей  в возникновении и развитии нарушений  развития ребенка:

Нарушение одной  сферы (личности, психики) всегда оказывает  негативное действие на другие сферы.

Нарушения проявляются  в поведении (что можно обнаружить наблюдением). Исключение – кризисные  периоды в жизни ребенка и  подростка, когда видимые нарушения  не всегда свидетельствуют о нарушениях развития.

Психические нарушения  приводят к социальной дезадаптации – сужение круга людей, отвержение в группе.

Психические нарушения  – барьер на пути воспитательского воздействия.

Нарушения психики  и личности часто приводят к психосоматическим  заболеваниям. 

Основная сфера  проявления и появления нарушений  – мотивационно-эмоциональная и  как следствие – волевая сфера. Причины нарушений могут быть внешними и внутренними, соответственно нарушения – первичными и вторичными. 

Характер появления  нарушений: 

- деформация уже  развитых структур (например, травматический  страх),

- недоразвитие структур (слабоволие). 

Четыре вида нарушений:

Первичные нарушения  в результате воздействия (например, боязнь собак, возникшая после нападения  злой собаки);

Первичные нарушения  в результате негативного воздействия, приводящего к недоразвитию или  отсутствию социально-важных структур (например, ухудшение произвольной памяти как следствие нарушения  формирования волевых процессов  из-за заболевания);

Вторичные нарушения  какой-либо сферы личности или психических  процессов вследствие какой-либо деформации психики (развод родителей ведет  к повышению тревожности и  снижению произвольности мышления);

Отставание в развитии всех сфер личности и психических  процессов. 

Нарушения формирования личности могут быть специфическими и неспецифическими. Специфическими называются нарушения психических  функций, которые характерны только для определенного возраста. В  другом возрасте наличие таких проявлений не свидетельствует о нарушении, например, апатия и равнодушие в  ситуации взаимодействия со взрослым для подростка не является свидетельством нарушения развития, скорее свидетельством не сложившихся взаимоотношений. 

Специфическими нарушениями  формирования личности ребенка можно  назвать те, проявления которых в  определенном возрасте свидетельствует  об отклонении в развитии, причем те же проявления в другом возрасте не обязательно свидетельствует о  нарушениях: 

Младенческие нарушения:

отсутствие комплекса  оживления,

отсутствие эмоциональных  реакций или задержка в их появлении,

неадекватная эмоциональная  реакция на действие взрослого,

апатия и равнодушие в ситуации взаимодействия со взрослым. 

Специфические нарушения  раннего возраста:

отсутствие эмоционального заражения,

высокая интенсивность  и длительность эмоционального заражения,

отсутствие четко  дифференцированной эмоциональной  реакции на различных людей,

отсутствие положительной  реакции на новые игрушки,

боязнь безопасных предметов и чрезмерная осторожность,

эмоциональная фиксация на каком-либо одном предмете,

депрессия, длительность которой не адекватна силе воздействия,

амбивалентность поведения,

равнодушие и апатия. 

Специфические нарушения  дошкольного возраста:

отсутствие эмоциональной  децентрации (неспособность переживать),

отсутствие синтонии,

отсутствие «чувства вины» (феномен эмоциональной регуляции),

множество негативных эмоций и фобий. 

Факторы риска патологического  прохождения подросткового кризиса: 

В дошкольном возрасте факторами риска патологического  подросткового кризиса представляются следующие проявления:

выраженная психомоторная  расторможенность, трудности выработки  у ребенка тормозных реакций  и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации  поведения даже в пределах подвижных  игр;

особенности личной незрелости – склонность к косметической  лжи, примитивным вымыслам, повышенная внушаемость неправильным формам поведения;

инфантильные истероидные  проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и  криком;

импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки, происходящие по незначительному поводу;

реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на замечания, запреты, энурез, побеги как реакция  активного протеста. 

В младшем школьном возрасте неблагоприятны следующие  факторы:

сочетание низкой познавательной активности и личной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к  социальному статусу школьника;

нередуцируемая моторная бестормозность, сочетающаяся с эйфорическим фоном настроения;

стремление к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;

акцентуация компонентов  влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;

наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в  ответ на незначительные требования либо запреты; сопровождение таких  аффектных вспышек выраженными вегенетативно-сосудистыми реакциями, их завершение церебранестическими явлениями;

отрицательное отношение  к занятиям, эпизодические прогулы  отдельных неинтересных уроков; побеги из дома при угрозе наказания как  отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей;

реакции протеста, связанные  с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий на самоподготовке в интернатах, намеренное невыполнение домашних заданий «назло» педагогам  и родителям;

гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами  поведения в школе: грубостью, невыполнением  требований учителя, злобными шалостями;

выявление к концу  обучения в начальных классах  массовой школы стойких пробелов; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;

нарастающее тяготение  к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к  курению, выманивание денег, жвачки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей;

дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи 

В предпубертатном  периоде большое место занимает вышеописанная асинхрония соматопсихического развития:

диссоциация между  истинным, более старшим возрастом  и психофизической ретардацией;

диссоциация между  усиленным физическим ростом и задержкой  психического и полового созревания;

диссоциация между  акселерацией физического и полового созревания и ЗПР. Неблагоприятен вариант  дисгармонической акселерации, который  характеризуется не снижением возраста полового созревания, а резким ускорением его темпа. Проявления асинхронии вызывают неправильную ориентацию взрослых в  отношении требований, предъявляемых  детям. 

Среди психических  особенностей предпубертатного периода, значимыми для возникновения  патологического подросткового  кризиса, представляются следующие:

отсутствие редукции черт психической незрелости, сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость  от ситуации с неспособностью активно  воздействовать на нее, склонность к  уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание;

невыраженность собственных  волевых установок, слабость функций  самоконтроля и саморегуляции; некорригируемость  поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью. В случаях акселерации  полового созревания выраженная аффективная  возбудимость часто предшествует первым признакам усиленного роста и  полового метаморфоза и нередко  значительно уменьшается при  стихании интенсивности соматоэндокринной  перестройки;

раннее проявление влечений при интенсификации либо раннем возникновении полового метаморфоза. Повышенный интерес к сексуальным  проблемам: у девочек – истериформная  окраска поведения связанная  с сексуальностью, у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;

сочетание указанных  проявлений с невыраженностью школьных интересов, нарастание педагогической запущенности, низкая работоспособность;

переориентация интересов  на внешкольное окружение, конформность с усвоением внешних форм подросткового  поведения; стремление к имитации и  асоциальных форм взрослой жизни (ранняя сексуальность, курении т.п.);

неблагоприятные микросредовые  условия как основа реакций имитации или протеста;

неадекватные условия  обучения в общеобразовательной  школе детей с ЗПР и олигофренией, препятствующие усвоению программы.  

Основные факторы  риска выраженной декомпенсации  поведения в подростковом возрасте следующие:

стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;

выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;

асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;

неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для  определенного варианта нарушений  поведения;

ранее возникновение  микросоциальной и педагогической запущенности. 

В подростковом возрасте могут возникать многие психические  заболевания, некоторые из них возникают  именно в этом возрасте, так как  происходит психологическая и гормональная перестройка организма, и многие скрытые заболевания обостряются. Некоторые врожденные заболевания  существуют уже с детства, а в  подростковом возрасте их проявления становятся более явными.  

Многие особенности  реагирования подростков на различные  внешние воздействия могут быть проявлением имеющегося психического заболевания, но бывают и у подростков, не страдающих психическими расстройствами. Психические расстройства у подростков встречаются в 15-20% случаев. При этом в 2 случаях из 5 отмечаются эндогенные расстройства, такие, как тревога  и депрессия; еще в 2 случаях –  внешние расстройства, например, нарушения  внимания и поведения и лишь в 1 случае из 5 наблюдается сочетание  эмоциональных и поведенческих  расстройств. 

В переходном возрасте повышается частота депрессивных расстройств, суицидальных попыток и завершенных  суицидов. Гиперактивность встречается  нечасто, чаще – дефицит внимания без гиперактивности с сопутствующими поведенческими отклонениями. Делинквентное  поведение достигает пика в середине подросткового периода. Пищевые  расстройства (нервная анорексия  и булимия), шизофрения, зависимости (наркомания и алкоголизм) часто  проявляются в переходном возрасте. 

Подростки редко  сами обращаются к психологу, чаще их приводят на консультацию родители или  учитель. С подростком труднее, но при  этом и более важно установить доверительные отношения. Подростки  часто драматизируют свое состояние  и положение, поэтому психологу  лучше занять нейтральную спокойную  позицию. Необходима тщательная диагностика  состояния на основе беседы, как  с самим подростком, так и с  его учителями и родителями. 

Информация о работе Основные направления деятельности психолога