Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:28, научная работа
Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является "необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими,
Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика………………………………………..
2. Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи……………………………………….
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения …………………………………………………………….
4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся ………………………………………….......
5. Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития.....
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе ………………………………………
6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу………………………………
6.3. Психодигностический минимум на этапе перехода учащихся в профильную школу…………………………..
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Приложение 1. Схема координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………
Приложение 2. Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением…………………………………………
Приложение 3. Опросник социально-психологического климата коллектива…………………………………………………………..
Приложение 4. Схема психологического анализа внеклассного мероприятия…………………………………………………………
Приложение 5. Диагностика творческих способностей учащихся…………………………………………………………….
Приложение 6. Матрица определения видов одаренности……
Приложение 7. Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей…
Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают
специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от
индивидуальных особенностей
и своеобразия окружения
1.3. Сложности психического развития одаренных детей.
Положение о гармоничном психическом развитии одаренных детей
неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-
педагогического изучения феномена детской одаренности.
Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии
различных сторон психики одаренного человека является относительной
редкостью. [3, c. 203] Чаще можно столкнуться с неравномерностью,
односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на
протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у
него ряд психологических проблем. По мнению Ж.Ш. Терасье, одаренные дети и
подростки часто страдают от так называемой диссинхронии в темпах развития
интеллектуальной, аффективной и моторной сферы; под «диссинхронией»
понимается эффект ускоренного развития одного из психических процессов в
сочетании с обычным (соответствующим возрасту) или даже замедленным
развитием другого [3, c. 206]
Для Ж.Ш. Терасье диссинхрония психического развития - явление
целостное. При этом он предлагает дифференцировать два основных связанных с
диссинхронией аспекта: 1) интернальный, т.е. связанный с гетерогенностью
темпов развития различных психических процессов (интеллектуально-
психомоторная или интеллектуально-аффективная диссинхрония), а также с
неравномерностью в развитии отдельного психического процесса (например, в
интеллектуальном развитии часто наблюдается диссинхрония между процессом
овладения языковыми средствами и способностью к рассуждению), и 2)
экстернальный - отражающий особенности взаимодействия одаренного ребенка
либо подростка с его социальным окружением (учителями, родителями и
родственниками, другими детьми). [3, c. 205] Предполагается, что
диссинхрония может выступать в качестве причины неадаптивного поведения
одаренного ребенка или подростка в его взаимоотношениях со средой.
Особенности обучения могут, как усиливать, так и ослаблять диссинхронию.
Распространенный вид диссинхронии связан с различием темпов развития
интеллектуальных и коммуникативных процессов. Известно, что высокий уровень
интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, да и взрослому
успешность в общении с другими людьми, но нередко сочетается с большими
затруднениями в установлении контакта и осуществлении коммуникации, а
именно в этом и проявляется феномен интеллектуально-социальной
диссинхронии. [4, c. 75]
Хотя одаренные дети и подростки с трудностями в общении нередко
успешно взаимодействуют с партнерами посредством Интернета, следует
отдавать себе отчет, что при этом процессы общения претерпевают
существенные изменения по сравнению с традиционными формами
общения. [4, c. 79]
Во-первых, меняется содержание ряда коммуникативных целей, и исключаются
либо модифицируются некоторые сложные коммуникативные действия, требующие
высокого уровня развития социально-перцептивных, эмоциональных процессов
(эмпатии) и в целом социальной компетенции. Во-вторых, преобразуются
способы практической реализации коммуникативных целей.
Другой распространенный вид диссинхронии вызван неравномерностью
развития интеллектуальных и психомоторных процессов – последние отвечают
за двигательную активность человека. Наличие одаренности в психомоторной
сфере широко признается, она активно диагностируется: преподаватели и
тренеры осуществляют на постоянной основе отбор перспективных детей и
подростков для занятий спортом, балетом, цирковым мастерством и т.д.
Достаточно хорошо известно, даже из бытовых наблюдений, что одаренность в
психомоторной сфере нередко сочетается с недоразвитием интеллектуальной
сферы ребенка, подростка или взрослого. Многочасовые занятия и тренировки,
дефицит свободного времени, сильное физическое утомление талантливых
спортсменов не способствуют развитию их интеллектуальных способностей.
Хорошо известен и другой вариант: характеристикой интеллектуально одаренных
детей слишком часто может служить задержка в развитии психомоторных
навыков, т.е. мышечная зажатость, неуклюжесть, неловкость и недостаточно
быстрая двигательная реакция. Нередки случаи, когда лучший «математик»
класса или одаренный юный поэт на уроках физической культуры оказываются
среди отстающих учащихся. Это вызывает насмешки, а то и преследование со
стороны одноклассников. Ранний опыт подобных конфликтов со сверстниками
негативным образом сказывается на становлении и развитии характера
одаренных детей и подростков. Более того, часто они не умеют утвердиться в
группе сверстников, недостаточно физически развиты для того, чтобы постоять
за себя в стычках, им не свойственна агрессивность, так что они избегают
столкновений — в результате сравнительно многие одаренные дети и подростки
приобретают
репутацию трусливых «
также не способствует гармоничному развитию их характера. [4, c.86]
Весьма распространенной разновидностью интеллектуально-психомоторной
диссинхронии является плохое владение навыками письма детьми, проявляющими
одаренность в интеллектуальной сфере. По мнению ряда исследователей, это
связано с различиями в скорости протекания интеллектуальных и психомоторных
процессов у таких детей. Будучи недостаточно сформированной, письменная
речь входит в противоречие с быстрым темпом познавательной деятельности.
Усилия ребенка, направленные на избавление от данного вида дисгармонии,
могут обернуться, с одной стороны, резким снижением темпа интеллектуальных
действий, а с другой стороны, заметным ухудшением качества письма –
неразборчивостью, неаккуратностью, многочисленными описками и пропусками
значимых элементов сообщения. [4, c. 89]
Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной
изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей
одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка
процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни
в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу
друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не
интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все.
Учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно
оценивают их способности и достижения. Сложность положения усугубляется
тем, что сами дети осознают свою непохожесть.[2, c. 153]
Социальная изоляции — это не следствие эмоциональных нарушений, а
результат условий, в которых оказывается ребенок при отсутствии группы, с
которой он мог бы общаться.
Глава 2: Методы диагностики
умственной одаренности
2.1. Тестовые методы
Выявление
детей, обладающих
собой сложную и многоаспектную проблему.
Широкое
распространение получили
выявление одаренности. Но проблема в том, что в интерпретации результатов
тестирования весьма существенную роль играет теоретическая основа того или
иного теста, соотнесение методических позиций исследователя с базовой
моделью теста. Игнорирование этого обстоятельства снижает эффективность
тестирования и может привести к некорректной интерпретации. Многие
специалисты справедливо отмечают, что многочисленные ошибки в прогнозах
объясняются не только несовершенством психометрических процедур, сколько
сложностью и
теоретической проработкой основных понятий. [5, c. 54]
В
настоящее время в
основных взгляда на процесс установления одаренности. Один из них основан
на системе единой оценки. Например, ребенок считается одаренным, если он
набрал количество баллов по шкале Станфорд-Бине , превышающее некоторое
пороговое значение. В разных источниках указываются различные значения
этого порогового показателя для отнесения ребенка к группе одаренных.
Другой подход основан на комплексной оценке, включающей множество оценочных
процедур (тестирование, опрос учителей и родителей и т.д.). [5, c. 57]
Однако и комплексный подход не избавляет полностью от ошибок. Печальна
судьба и тех детей, которые были отнесены по результатам обследования к
числу одаренных, но затем никак не подтвердили этой оценки.
Известны основные требования к построению и проверке методик:
стандартизация, то есть установленное единообразие процедуры проведения и
оценки результатов; надежность, понимаемая как устойчивость результатов
при повторении на одних и тех же испытуемых; валидность — пригодность для
измерения именно того, на что направлена методика, эффективность ее в этом
отношении.
Однако
даже при весьма
не гарантируют от ошибок. Кроме того, необходимо учитывать, что ни один из
существующих тестов не охватывает всех видов одаренности.
2.2. Неформализованные методы
Одним из таких методов является наблюдение. При подходе к одаренному
ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными
проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание
психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна
Информация о работе Основные направления деятельности психолога