Основные направления деятельности психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:28, научная работа

Краткое описание

Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является "необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими,

Содержание

Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика………………………………………..
2. Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи……………………………………….
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения …………………………………………………………….
4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся ………………………………………….......
5. Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития.....
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе ………………………………………
6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу………………………………
6.3. Психодигностический минимум на этапе перехода учащихся в профильную школу…………………………..
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Приложение 1. Схема координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………
Приложение 2. Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением…………………………………………
Приложение 3. Опросник социально-психологического климата коллектива…………………………………………………………..
Приложение 4. Схема психологического анализа внеклассного мероприятия…………………………………………………………
Приложение 5. Диагностика творческих способностей учащихся…………………………………………………………….
Приложение 6. Матрица определения видов одаренности……
Приложение 7. Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей…

Вложенные файлы: 1 файл

Основные направления деятельности педагога.docx

— 112.87 Кб (Скачать файл)

1.1. Понятие   и  определение одаренности у детей

      ОДАРЕННОСТЬ  -  значительное  по  сравнению   с   возрастными   нормами

опережение в умственном развитии либо  исключительное  развитие  специальных

способностей (музыкальных, художественных и др.). [1, c. 78]

      Одаренность  детей может быть установлена  и изучена только  в  процессе

обучения  и  воспитания,  в  ходе   выполнения   ребенком   той   или   иной

содержательной деятельности. Проявления  умственной  одаренности  у  ребенка

связаны  чрезвычайными  возможностями  детских  лет   жизни.  Нужно  иметь  в

виду, что в ранние дошкольные    годы  стремительное    умственное  развитие

происходит  у  всех   детей,  оказывая  решающий  вклад    детских   лет   в

становление интеллекта. [2, c. 14]

      Основная  трудность выявления в пору  детства  признаков  одаренности   и

состоит  в том, что  в  них  непросто  выделить  собственно  индивидуальное,

относительно не  зависимое  от  возрастного.  Так,  наблюдаемая   у  ребенка

высокая  умственная  активность,  особая  готовность  к  напряжению   —  это

внутреннее условие  умственного  роста.  И  не  известно,  окажется  ли  оно

устойчивой особенностью  и  на  последующих  возрастных  этапах.  Творческие

устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли  также  могут  быть

отнесены к предвестникам  одаренности, но это еще не факт,  что  они  получат

дальнейшее  развитие.  При  этом  ранние  проявления  одаренности   еще   не

предопределяют будущих  возможностей человека: чрезвычайно  трудно  предвидеть

ход дальнейшего  становления одаренности. [2, c. 24]

      Предметом  острых дискуссий остается вопрос  о  природе  и  предпосылках

одаренности. Современные  исследования  в  этой  области  направлены  на  то,

чтобы с помощью  электрофизиологических, психогенетических  и  других  методов

раскрыть соотношение  биологического и  социального  в  природе  одаренности.

[1, c. 78]

      Одаренные  дети,  демонстрирующие  выдающиеся  способности  в  какой-то

одной области, иногда ничем не  отличаются  от  своих  сверстников  во  всех

прочих отношениях.  Однако,  как  правило,  одаренность  охватывает  широкий

спектр  индивидуально-психологических  особенностей.  Большинству  одаренных

детей присущи особые черты, отличающие их от  большинства  сверстников.  [3.

c, 24]

      Одаренных  детей, как  правило,  отличает  высокая  любознательность  и

исследовательская активность.  Психофизиологические  исследования  показали,

что у таких детей  повышена биохимическая и электрическая  активность  мозга.

[2, c. 79]

      Недостаток  информации, которую можно усвоить  и переработать, одаренные

дети воспринимают болезненно.  Поэтому  ограничение  их  активности  чревато

негативными реакциями  невротического характера.  Одаренных  детей  в  раннем

возрасте отличает способность  прослеживать  причинно-следственные  связи  и

делать  соответствующие  выводы;   они   особенно   увлекаются   построением

альтернативных моделей  и систем. Для них характерна более  быстрая  передача

нейронной   информации,   их   внутримозговая   система    является    более

разветвленной, с  большим  числом  нервных  связей.  Одаренные  дети  обычно

обладают отличной памятью, которая основана  на  раннем  овладении  речью  и

абстрактным  мышлением.   Их   отличает   способность   классифицировать   и

категоризировать  информацию и опыт, умение широко пользоваться  накопленными

знаниями. [3. c, 27]

      Чаще      всего  внимание  к      одаренным  детям     привлекает   их

большой         словарный      запас,       сопровождающийся        сложными

синтаксическими конструкциями, а также   умение  ставить  вопросы.    Многие

одаренные дети с  удовольствием читают словари  и  энциклопедии,  придумывают

слова,  должные,  по  их  мнению,  выражать    их  собственные   понятия   и

воображаемые события, предпочитают игры,  требующие  активизации  умственных

способностей.

      Одаренных  детей также отличает   повышенная  концентрация  внимания  на

чем-либо,  упорство  в  достижении  результата  в  той  сфере,  которая   им

интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие  интересов  иногда

приводит к тому, что  они  начинают  несколько  дел  одновременно,  а  также

берутся за слишком  сложные  задачи.  У  них  также  есть  расположенность  к

четким  схемам  и  классификациям.  Например,  они  могут   быть   захвачены

составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов,  дат,  выписыванием  в

разной последовательности привлекших их внимание сведений. [2, c.13]

      Очень  важно своевременно уловить, не  упустить  черты   относительного

постоянства индивидуальности у детей,  опережающих  в  умственном  отношении

свой возраст. Одаренность  ребенка — это  достаточно  устойчивые  особенности

именно  индивидуальных  проявлений  незаурядного,  растущего   с   возрастом

интеллекта.

    1.2. Виды  одаренности

      Одаренные  дети чрезвычайно сильно отличаются  друг от друга   по  видам

одаренности.

      К  выделенным видам одаренности  относятся следующее.

      Художественная  одаренность.

      Этот  вид  одаренности  поддерживается  и  развивается   в  специальных

школах, кружках, студиях. Он  подразумевает  высокие  достижения  в  области

художественного  творчества  и  исполнительского   мастерства    в   музыке,

живописи, скульптуре,  актерские  способности.  Одна  из  серьезных  проблем

состоит в том,  чтобы в общеобразовательной  школе признавались  и  уважались

эти способности.  Эти  дети  уделяют  много  времени,  энергии  упражнениям,

достижению мастерства в своей области.  У  них  остается  мало  возможностей

для успешной учебы, они  часто  нуждаются  в  индивидуальных  программах  по

школьным предметам, в понимании со стороны учителей и  сверстников.  [1.  c.

92]

      Общая  интеллектуальная и академическая  одаренность.

      Главным  является  то,  что  дети  с  одаренностью  этого  вида  быстро

овладевают  основополагающими  понятиями,  легко  запоминают   и   сохраняют

информацию. Высоко развитые способности переработки  информации позволяют  им

преуспевать во многих областях знаний.

      Несколько  иной  характер  имеет  академическая   одаренность,  которая

проявляется  в  успешности обучения отдельным учебным  предметам  и  является

более частой и избирательной. [1, c.93]

      Эти  дети могут показать высокие   результаты  по  легкости  и   быстроте

продвижения  в  математике или  иностранном  языке,  физике  или  биологии  и

иногда  иметь   неважную   успеваемость   по   другим   предметам,   которые

воспринимаются ими  не так легко. Выраженная  избирательность  устремлений  в

относительно узкой  области  создает  свои  проблемы  в  школе  и  в  семье.

Родители и учителя  иногда недовольны тем, что ребенок  не  учится  одинаково

хорошо по всем предметам,  отказываются  признавать  его  одаренность  и  не

пробуют  найти  возможности для поддержки и  развития специального дарования.

      Творческая  одаренность.

      Прежде  всего, продолжаются споры о  самой необходимости выделения  этого

вида одаренности. Суть разногласий состоит  в  следующем.  Одни  специалисты

полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом  всех

видов  одаренности,  которые  не  могут  быть   представлены   отдельно   от

творческого компонента. Так,  А.М. Матюшкин  настаивает  на  том,  что  есть

лишь один вид  одаренности — творческая: если  нет  творчества,  бессмысленно

говорить  об  одаренности.  Другие  исследователи  отстаивают  правомерность

существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного  вида.

Одна из точек  зрения такова, что одаренность  порождается  или  способностью

продуцировать,  выдвигать  новые  идеи,  изобретать  или   же   способностью

блестяще исполнять, использовать то,  что уже создано. [1, c. 93]

        Вместе  с  тем  исследователи   показывают,  что  дети  с   творческой

направленностью нередко  обладают рядом поведенческих характеристик,  которые

их выделяют и  которые вызывают отнюдь не положительные  эмоции в  учителях  и

окружающих людях:

    . Отсутствие  внимания  условностям  и авторитетам;

    . Большая  независимость в суждениях;

    . Тонкое  чувство юмора;

    . Отсутствие  внимания к порядку и организации  работы;

    . Яркий  темперамент;

      Социальная  одаренность.

      Определение  социальной  одаренности  гласит,  что  это  исключительная

способность устанавливать  зрелые, конструктивные взаимоотношения  с  другими

людьми. Выделяют  такие  структурные  элементы  социальной  одаренности  как

социальная  перцепция,  просоциальное  поведение,   нравственные   суждения,

организаторские умения и т.д. [2, c. 95]

      Социальная  одаренность выступает как предпосылка  высокой успешности  в

нескольких  областях.  Она  предполагает   способности   понимать,   любить,

сопереживать, ладить  с  другими,  что  позволяет  быть  хорошим  педагогом,

психологом,  социальным  работником.  Таим   образом,   понятие   социальной

одаренности  охватывает широкую область проявлений,  связанных  с  легкостью

установлений и  высоким качеством межличностных  отношений.  Эти  особенности

позволяют быть лидером, то есть  проявлять  лидерскую  одаренность,  которую

можно  рассматривать  как  одно  из   проявлений   социальной   одаренности.

Существует множество  определений лидерской  одаренности,  в  которых  можно,

тем не менее, выделить  общее черты:

    . Интеллект  выше среднего;

    . Умение  принимать решение;

    . Способность  иметь  дело  с  абстрактными  понятиями,  с  планированием

      будущего, с временными ограничениями;

    . Ощущение  цели, направления движения;

    . Гибкость; приспосабливаемость;

    . Чувство  ответственности;

    . Уверенность  в себе и знание себя;

    . Настойчивость;

    . Энтузиазм;

    . Умение  ясно выражать мысли; 

Информация о работе Основные направления деятельности психолога