Основные направления деятельности психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:28, научная работа

Краткое описание

Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является "необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими,

Содержание

Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика………………………………………..
2. Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи……………………………………….
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения …………………………………………………………….
4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся ………………………………………….......
5. Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития.....
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе ………………………………………
6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу………………………………
6.3. Психодигностический минимум на этапе перехода учащихся в профильную школу…………………………..
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Приложение 1. Схема координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………
Приложение 2. Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением…………………………………………
Приложение 3. Опросник социально-психологического климата коллектива…………………………………………………………..
Приложение 4. Схема психологического анализа внеклассного мероприятия…………………………………………………………
Приложение 5. Диагностика творческих способностей учащихся…………………………………………………………….
Приложение 6. Матрица определения видов одаренности……
Приложение 7. Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей…

Вложенные файлы: 1 файл

Основные направления деятельности педагога.docx

— 112.87 Кб (Скачать файл)

агрессивность  как  сформировавшаяся черта личности ребенка (может быть следствием семейных  установок,  особенностей подростковой  группы,  отражением клинических  проблем - церебральная недостаточность), 

агрессивность  защитного  характера как проявление тревожности, неуверенности в принятии ребенка, 

агрессия  как  следствие неумения общаться как  из-за условий жизни, так и как  проявление аутизма, 

агрессивность  как  отражение непринятия нестандартного ребенка. 

Проблема: нарушения  общения со сверстниками (замкнутость, избегание контактов). 

Возможные причины: 

объективно-обусловленные  особенности общения, связанные  с особенностями развития (интеллектуализм, аутизм), 

особенности защитной психологичесской природы,  связанные  с высокой тревожностью (ориентация на избегание неудачи), 

 замкнутость   как  следствие низкого уровня  сформированности общения социально-педагогической  природы. 

Проблема: негативистическая  демонстративность. 

Возможные причины: 

отсутствие адекватных форм  реализации  потребности  во внимании и признании (стиль семейного  воспитания), 

непризнанная одаренность, нестандартность ребенка, 

- высокая личностная  тревожность, 

- демонстрация подростковой  независимости. 

Проблема: чрезмерная конформность,  демонстративная  лояльность. 

Возможные причины: 

высокая  личностная  тревожность  (компенсация  семейных проблем), 

эмоциональная  личностная  инфантильность  (гиперопека, церебральная недостаточность). 

Проблема: двигательная расторможенность,  низкий  уровень  контроля  за своим поведением и  эмоциональными реакциями. 

Возможные причины: 

- особенности нервной  системы, высокая одаренность, 

- особенности поведения  защитной природы на фоне  нарушений  общения, 

- избалованность. 

Проблема: депрессивность и астенизация ребенка. 

Возможные причины: 

низкая энергетика,  усталость, особенности нервной  системы (как провоцирующий фактор), 

депрессивное поведение  защитной психологической  природы: тревожность, недостаток внимания, потеря интереса к учебе, 

общая  замедленность  действий психофизиологической природы. 

Проблема: расторможенность влечений. 

Возможные причины: 

патологические нарушения  психологии ребенка, 

особенности жизни (семья), 

защитная природа:  негативная демонстрация -  общение  со значимыми взрослыми и сверстниками. 

Проблема: невротические  симптомы (пассивность,  нарушения  речи, навязчивые движения, боли, энурез). 

Возможные причины: 

проявление ранее  существовавших нарушений, 

высокая  тревожность  как проявление серьезных нарушений  в отношениях со значимыми взрослыми, 

высокая тревожность  как черта личности.

Школьная дезадаптация и факторы риска ее появления 

Детская дезадаптация воспринимается как трудновоспитуемость  – сопротивление ребенка целенаправленному  педагогическому воздействию, вызванное  самыми разными причинами:

просчеты воспитания;

особенности характера  и темперамента;

личностные характеристики. 

Дезадаптация может  быть патогенной (психогенной), психосоциальной, социальной. 

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями психического развития, нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы. 

Патогенная дезадаптация может носить устойчивый характер. Выделяют психогенную дезадаптацию, которая может быть вызвана неблагоприятной  социальной, школьной, семейной ситуацией (дурные привычки, энурез и т.д.) 

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и  индивидуальными психологическими особенностями ребенка, которые  обуславливают его нестандартность  и требуют индивидуального подхода  в условиях детского образовательного учреждения. 

Устойчивые формы  психосоциальной дезадаптации

акцентуации характера,

особенности эмоционально-волевой  и мотивационно-познавательной сферы,

опережающее развитие ребенка, делающее ребенка «неудобным»  учащимся. 

Неустойчивые формы  психосоциальной дезадаптации:

кризисные периоды  развития ребенка,

психические состояния, спровоцированные психотравмирующими обстоятельствами (развод родителей, конфликт, влюбленность). 

Социальная дезадаптация проявляется в нарушениях норм морали, асоциальных формах поведения, деформации ценностных ориентаций. Выделяют две  стадии: педагогическая запущенность и социальная запущенность.  

Социальная дезадаптация характеризуется следующими признаками:

отсутствие навыков  общения,

неадекватная оценка себя в системе общения,

высокие требования к окружающим,

эмоциональная неуравновешенность,

установки, препятствующие общению,

тревожность и боязнь общения,

замкнутость. 

Помимо понятия  «дезадаптация» выделяют понятие ресоциализации – организованный социально-педагогический процесс восстановления социального  статуса, утраченных или несформированных социальных навыков и ориентаций за счет включения в новые позитивно  ориентированные отношения. 

Факторами дезадаптации могут быть и семья и школа. 

Школа выполняет  многообразные функции: обучает; воспитывает; социализирует (стихийно, целенаправленно). Ребенок, попав в школу, обретает новые факторы, влияющие на отношения  ребенка к себе, к школе, на статус ребенка в классе, дома. В его  сознании появляются не только имя, но и фамилия, кличка, новые значения обретает фигура, двигательные умения. Перестраивается мотивационно-потребностная сфера, важное место в ней занимает притязание на признание со стороны взрослых и сверстников, появляются обязанности. 

Учитель – самый  значимый взрослый для ребенка в  начале учебы в школе, и наличие  таких качеств как усидчивость, самоконтроль, самооценка, воспитанность  приводит к тому, что учитель принимает  ученика, удовлетворяет его притязания ни признание. Если эти качества не сформированы – возможна дезадаптация ребенка. 

Исследования, проведенные  в Англии, показали, что наибольшие проблемы среди учащихся возникают  в школах с нестабильным преподавательским  составом. Ожидание учителем только плохого  от ученика ведет к усилению дезадаптации, одноклассники перенимают плохое отношение  учителя к определенному ученику. Возникает следующая схема: грубый персонал– грубые дети; телесные наказания  – агрессия. 

Задача учителя (и  психолога) найти возможности поощрять слабых учеников за достижения (за улучшения), дети должны получать положительные  эмоции от школы, должны чувствовать  свою нужность, ответственность. Интерес  к учебе и успехам ребенка (а  не контроль за учебой) со стороны учителей и родителей улучшает успеваемость. 

Стили общения учителя  и учеников могут быть различными: авторитарный, демократичный, попустительский. Дети нуждаются в направлении  и руководстве, поэтому авторитарный (или демократический) подход в младших  классах предпочтительнее, чем попустительский. В старших классах наилучшие  результаты дает демократический стиль. 

Притязания на признание  среди сверстников вызывают у  детей амбивалентные отношения (дружба – соперничество), стремление быть как все и лучше всех; выраженные комфортные реакции и стремление утвердить себя среди сверстников; (чувства злорадства и зависти) приводят к тому, что неудача других может  вызвать чувство превосходства. Сравнение учителем учеников между  собой приводит к отчуждению среди  детей, что может вызвать соперничество  и сложности в отношениях.  

Отсутствие навыков  общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений  со сверстниками, что приведет к  усилению трудностей как в общении  со сверстниками и взрослыми, так  и возникновению проблем с  учебой. Нарушение взаимоотношений  ребенка с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития, может служить своеобразной «лакмусовой бумагой» адаптации  ребенка к условиям существования  в школе. Симпатии чаще возникают по соседству (в классе, во дворе, на внеклассных занятиях), чем педагог и психолог могут пользоваться в целях улучшения взаимоотношений сложных детей со сверстниками. Немаловажным представляется выявление положения ребенка и подростка в референтной для него группе, так как она сильно влияет на поведение школьника, известна повышенная конформность детей по отношению к установкам и групповым нормам референтных групп. Притязание на признание среди сверстников – важная сторона взаимоотношений ребенка внутри школы и эти отношения часто характеризуются амбивалентностью (дружба – соперничество), ребенку одновременно надо быть как все и лучше всех. Выраженные конформные реакции и стремление утвердить себя среди сверстников – такова возможная картина личностного конфликта ребенка, приводящая к возникновению чувства злорадства и зависти: неудача других может вызвать чувство превосходства. Сравнение учителем учеников между собой приводит к отчуждению среди детей и заглушает чувство сопереживания. 

Нарушение взаимоотношений  с другими детьми является показателем  аномалий процесса психического развития. Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений со сверстниками, увеличивает школьные трудности. 

Внутренние факторы  школьной дезадаптации:

соматическая ослабленность;

ММД (минимальные  мозговые дисфункции), нарушение формирования отдельных психических функций, нарушение познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь, моторика);

особенности темперамента (слабая нервная система, взрывной характер реакций);

личностные особенности  ребенка (акцентуации характера):

особенности саморегуляции  поведения,

уровень тревожности,

высокая интеллектуальная активность,

вербализм,

шизоидность. 

Особенности темперамента, мешающие успешной адаптации детей  к школе:

повышенная реактивность (сниженность волевых моментов),

высокая активность,

гипервозбудимость,

заторможенность,

психомоторная нестабильность,

возрастные особенности  темперамента. 

Коррекция социальной дезадаптации ребенка может проводиться  по следующим направлениям:

формирование навыков  общения,

гармонизация отношений  в семье,

коррекция некоторых  личностных свойств,

коррекция самооценки ребенка. 

Взрослый часто  выступает как побудитель школьной дезадаптации ребенка, причем дезадаптирующее  влияние родителей на ребенка  заметно серьезнее, чем аналогичное  влияние учителя и других значимых взрослых. Можно выделить следующие  факторы влияния взрослого на детскую дезадаптацию:

Факторы семейной системы.

Медико-санитарные факторы (заболевания родителей, наследственность и т.д.).

Социально-экономические  факторы (материальные, жилищные условия).

Социально-демографические  факторы (неполная, многодетная семья, престарелые родители, повторные  браки, сводные дети).

Социально-психологические  факторы (конфликты в семье, педагогическая несостоятельность родителей, низкий образовательный уровень, деформированные  ценностные ориентации).

Информация о работе Основные направления деятельности психолога