Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:28, научная работа
Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является "необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими,
Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика………………………………………..
2. Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи……………………………………….
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения …………………………………………………………….
4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся ………………………………………….......
5. Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития.....
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе ………………………………………
6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу………………………………
6.3. Психодигностический минимум на этапе перехода учащихся в профильную школу…………………………..
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Приложение 1. Схема координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………
Приложение 2. Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением…………………………………………
Приложение 3. Опросник социально-психологического климата коллектива…………………………………………………………..
Приложение 4. Схема психологического анализа внеклассного мероприятия…………………………………………………………
Приложение 5. Диагностика творческих способностей учащихся…………………………………………………………….
Приложение 6. Матрица определения видов одаренности……
Приложение 7. Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей…
агрессивность как
сформировавшаяся черта личности ребенка
(может быть следствием семейных
установок, особенностей подростковой
группы, отражением клинических
проблем - церебральная недостаточность),
агрессивность защитного
характера как проявление тревожности,
неуверенности в принятии ребенка,
агрессия как
следствие неумения общаться как
из-за условий жизни, так и как
проявление аутизма,
агрессивность как
отражение непринятия нестандартного
ребенка.
Проблема: нарушения
общения со сверстниками (замкнутость,
избегание контактов).
Возможные причины:
объективно-обусловленные
особенности общения, связанные
с особенностями развития (интеллектуализм,
аутизм),
особенности защитной
психологичесской природы, связанные
с высокой тревожностью (ориентация
на избегание неудачи),
замкнутость
как следствие низкого уровня
сформированности общения
Проблема: негативистическая
демонстративность.
Возможные причины:
отсутствие адекватных
форм реализации потребности
во внимании и признании (стиль семейного
воспитания),
непризнанная одаренность,
нестандартность ребенка,
- высокая личностная
тревожность,
- демонстрация подростковой
независимости.
Проблема: чрезмерная
конформность, демонстративная
лояльность.
Возможные причины:
высокая личностная
тревожность (компенсация семейных
проблем),
эмоциональная личностная
инфантильность (гиперопека, церебральная
недостаточность).
Проблема: двигательная
расторможенность, низкий уровень
контроля за своим поведением и
эмоциональными реакциями.
Возможные причины:
- особенности нервной
системы, высокая одаренность,
- особенности поведения
защитной природы на фоне нарушений
общения,
- избалованность.
Проблема: депрессивность
и астенизация ребенка.
Возможные причины:
низкая энергетика,
усталость, особенности нервной
системы (как провоцирующий фактор),
депрессивное поведение
защитной психологической природы:
тревожность, недостаток внимания, потеря
интереса к учебе,
общая замедленность
действий психофизиологической природы.
Проблема: расторможенность
влечений.
Возможные причины:
патологические нарушения
психологии ребенка,
особенности жизни (семья),
защитная природа:
негативная демонстрация - общение
со значимыми взрослыми и
Проблема: невротические
симптомы (пассивность, нарушения
речи, навязчивые движения, боли, энурез).
Возможные причины:
проявление ранее
существовавших нарушений,
высокая тревожность
как проявление серьезных нарушений
в отношениях со значимыми взрослыми,
высокая тревожность как черта личности.
Школьная дезадаптация
и факторы риска ее появления
Детская дезадаптация
воспринимается как трудновоспитуемость
– сопротивление ребенка
просчеты воспитания;
особенности характера и темперамента;
личностные характеристики.
Дезадаптация может
быть патогенной (психогенной), психосоциальной,
социальной.
Патогенная дезадаптация
вызвана отклонениями психического
развития, нервно-психическими заболеваниями,
в основе которых лежат функционально-
Патогенная дезадаптация
может носить устойчивый характер.
Выделяют психогенную дезадаптацию,
которая может быть вызвана неблагоприятной
социальной, школьной, семейной ситуацией
(дурные привычки, энурез и т.д.)
Психосоциальная дезадаптация
связана с половозрастными и
индивидуальными
Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации
акцентуации характера,
особенности эмоционально-волевой и мотивационно-познавательной сферы,
опережающее развитие
ребенка, делающее ребенка «неудобным»
учащимся.
Неустойчивые формы психосоциальной дезадаптации:
кризисные периоды развития ребенка,
психические состояния,
спровоцированные психотравмирующими
обстоятельствами (развод родителей, конфликт,
влюбленность).
Социальная дезадаптация
проявляется в нарушениях норм морали,
асоциальных формах поведения, деформации
ценностных ориентаций. Выделяют две
стадии: педагогическая запущенность
и социальная запущенность.
Социальная дезадаптация характеризуется следующими признаками:
отсутствие навыков общения,
неадекватная оценка себя в системе общения,
высокие требования к окружающим,
эмоциональная неуравновешенность,
установки, препятствующие общению,
тревожность и боязнь общения,
замкнутость.
Помимо понятия
«дезадаптация» выделяют понятие ресоциализации
– организованный социально-педагогический
процесс восстановления социального
статуса, утраченных или несформированных
социальных навыков и ориентаций
за счет включения в новые позитивно
ориентированные отношения.
Факторами дезадаптации
могут быть и семья и школа.
Школа выполняет
многообразные функции: обучает; воспитывает;
социализирует (стихийно, целенаправленно).
Ребенок, попав в школу, обретает
новые факторы, влияющие на отношения
ребенка к себе, к школе, на статус
ребенка в классе, дома. В его
сознании появляются не только имя, но
и фамилия, кличка, новые значения обретает
фигура, двигательные умения. Перестраивается
мотивационно-потребностная сфера, важное
место в ней занимает притязание на признание
со стороны взрослых и сверстников, появляются
обязанности.
Учитель – самый
значимый взрослый для ребенка в
начале учебы в школе, и наличие
таких качеств как усидчивость,
самоконтроль, самооценка, воспитанность
приводит к тому, что учитель принимает
ученика, удовлетворяет его притязания
ни признание. Если эти качества не
сформированы – возможна дезадаптация
ребенка.
Исследования, проведенные
в Англии, показали, что наибольшие
проблемы среди учащихся возникают
в школах с нестабильным преподавательским
составом. Ожидание учителем только плохого
от ученика ведет к усилению дезадаптации,
одноклассники перенимают плохое отношение
учителя к определенному
Задача учителя (и
психолога) найти возможности поощрять
слабых учеников за достижения (за улучшения),
дети должны получать положительные
эмоции от школы, должны чувствовать
свою нужность, ответственность. Интерес
к учебе и успехам ребенка (а
не контроль за учебой) со стороны учителей
и родителей улучшает успеваемость.
Стили общения учителя
и учеников могут быть различными:
авторитарный, демократичный, попустительский.
Дети нуждаются в направлении
и руководстве, поэтому авторитарный
(или демократический) подход в младших
классах предпочтительнее, чем попустительский.
В старших классах наилучшие
результаты дает демократический стиль.
Притязания на признание
среди сверстников вызывают у
детей амбивалентные отношения (дружба
– соперничество), стремление быть
как все и лучше всех; выраженные
комфортные реакции и стремление
утвердить себя среди сверстников;
(чувства злорадства и зависти) приводят
к тому, что неудача других может
вызвать чувство превосходства.
Сравнение учителем учеников между
собой приводит к отчуждению среди
детей, что может вызвать
Отсутствие навыков
общения, значимых навыков и умений
может привести к нарушениям взаимоотношений
со сверстниками, что приведет к
усилению трудностей как в общении
со сверстниками и взрослыми, так
и возникновению проблем с
учебой. Нарушение взаимоотношений
ребенка с другими детьми является
показателем аномалий процесса психического
развития, может служить своеобразной
«лакмусовой бумагой» адаптации
ребенка к условиям существования
в школе. Симпатии чаще возникают по
соседству (в классе, во дворе, на внеклассных
занятиях), чем педагог и психолог могут
пользоваться в целях улучшения взаимоотношений
сложных детей со сверстниками. Немаловажным
представляется выявление положения ребенка
и подростка в референтной для него группе,
так как она сильно влияет на поведение
школьника, известна повышенная конформность
детей по отношению к установкам и групповым
нормам референтных групп. Притязание
на признание среди сверстников – важная
сторона взаимоотношений ребенка внутри
школы и эти отношения часто характеризуются
амбивалентностью (дружба – соперничество),
ребенку одновременно надо быть как все
и лучше всех. Выраженные конформные реакции
и стремление утвердить себя среди сверстников
– такова возможная картина личностного
конфликта ребенка, приводящая к возникновению
чувства злорадства и зависти: неудача
других может вызвать чувство превосходства.
Сравнение учителем учеников между собой
приводит к отчуждению среди детей и заглушает
чувство сопереживания.
Нарушение взаимоотношений
с другими детьми является показателем
аномалий процесса психического развития.
Отсутствие навыков общения, значимых
навыков и умений может привести
к нарушениям взаимоотношений со
сверстниками, увеличивает школьные
трудности.
Внутренние факторы школьной дезадаптации:
соматическая ослабленность;
ММД (минимальные мозговые дисфункции), нарушение формирования отдельных психических функций, нарушение познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь, моторика);
особенности темперамента (слабая нервная система, взрывной характер реакций);
личностные особенности ребенка (акцентуации характера):
особенности саморегуляции поведения,
уровень тревожности,
высокая интеллектуальная активность,
вербализм,
шизоидность.
Особенности темперамента, мешающие успешной адаптации детей к школе:
повышенная реактивность
(сниженность волевых моментов)
высокая активность,
гипервозбудимость,
заторможенность,
психомоторная нестабильность,
возрастные особенности
темперамента.
Коррекция социальной дезадаптации ребенка может проводиться по следующим направлениям:
формирование навыков общения,
гармонизация отношений в семье,
коррекция некоторых личностных свойств,
коррекция самооценки
ребенка.
Взрослый часто выступает как побудитель школьной дезадаптации ребенка, причем дезадаптирующее влияние родителей на ребенка заметно серьезнее, чем аналогичное влияние учителя и других значимых взрослых. Можно выделить следующие факторы влияния взрослого на детскую дезадаптацию:
Факторы семейной системы.
Медико-санитарные факторы (заболевания родителей, наследственность и т.д.).
Социально-экономические факторы (материальные, жилищные условия).
Социально-демографические факторы (неполная, многодетная семья, престарелые родители, повторные браки, сводные дети).
Социально-психологические факторы (конфликты в семье, педагогическая несостоятельность родителей, низкий образовательный уровень, деформированные ценностные ориентации).
Информация о работе Основные направления деятельности психолога