Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:28, научная работа
Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является "необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими,
Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика………………………………………..
2. Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи……………………………………….
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения …………………………………………………………….
4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся ………………………………………….......
5. Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития.....
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе ………………………………………
6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу………………………………
6.3. Психодигностический минимум на этапе перехода учащихся в профильную школу…………………………..
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Приложение 1. Схема координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………
Приложение 2. Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением…………………………………………
Приложение 3. Опросник социально-психологического климата коллектива…………………………………………………………..
Приложение 4. Схема психологического анализа внеклассного мероприятия…………………………………………………………
Приложение 5. Диагностика творческих способностей учащихся…………………………………………………………….
Приложение 6. Матрица определения видов одаренности……
Приложение 7. Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей…
I. Прикладная диагностика.
Зачастую у дирекции школы
и учителей возникает
Условия диагностики
детей в школе ставят требованием
экономичность процедуры, которая
должна быть короткой, чтобы не утомлять
ребенка и не занимать много времени
от школьных занятий, должна быть многофункциональной,
одновременно служа как средством
диагностики, так и развития психических
функций, давать как можно больше
информации о состоянии и перспективах
развития ребенка. Результаты диагностики
должны давать возможность судить о
причинах трудностей ребенка и создавать
условия преодоления их, прогнозировать
особенности развития ребенка, тогда
как большинство методик
Цели диагностики:
составление социально-психологического портрета школьника;
определение путей оказания помощи «трудным» школьникам;
выбор средств и
форм психологического сопровождения;
Выделяют три вида прикладной психодиагностики в условиях школы:
диагностический минимум,
дифференциация нормы и патологии (интеллекта),
углубленная психодиагностика
личности «по запросу» (индивидуальная).
Диагностический минимум
позволяет отделить «проблемных» детей
(1, 3-5, 8, 10-11 классы), проводить лонгитюдные
исследования развития детей. Диагностический
минимум проводится как плановое
мероприятие и в основном опирается
на экспертные опросы педагогов и
родителей, и минимально затрагивает
детей. Цели проведения диагностического
обследования детей:
а) Выявление детей с низким уровнем развития, для которых невозможно организовать обучение в стандартной школе.
б) Выявление детей,
нуждающихся в специальной
в) Выявление детей
с особенностями развития, с целью
профилактики возможных трудностей.
Углубленное диагностическое обследование включает в себя следующие направления:
дифференцирование нормы и патологии,
изучение особенностей познавательной сферы в рамках возрастной нормы,
изучение зоны и
содержания конфликта.
II. Психокоррекционная
и развивающая работа
а) Развивающая работа – создание социально-психологических условий для целостного психологического развития (для психологически «благополучных» школьников).
б) Коррекционная
работа – решение конкретных проблем
обучения, поведения (для психологически
«неблагополучных» школьников).
Диагностика, проводимая
психологом как плановое мероприятие
или по запросу педагогов и
родителей, служит основой для определения
направления коррекционно-
Коррекционно-развивающая работа – целостное воздействие на личность ребенка (не «разделяя» ребенка на различные психические сферы), процесс воздействия на все стороны личности, опирающаяся на
добровольность участия ребенка в психокоррекционной работе (согласие родителей для детей до 5-6 классов),
учет особенностей социально-культурной среды, индивидуальных особенностей и потребностей,
последовательность
и преемственность форм и методов
работы.
Развивающая работа
– ориентирована на познавательную,
социально-личностную, эмоциональную
сферы психической жизни
Формы развивающей
работы: организация развивающей
среды, тренинг, обучающие встречи
с психологом, психологические технологии
на учебных занятиях и внешкольных
встречах; обучающая психодиагностика
– самопознание.
в) Психокоррекционная
работа проходит как групповая и
индивидуальная работа, опирается на
набор коррекционных программ, разработанных
с учетом возраста и проблем детей.
III. Консультирование
и просвещение школьников. Просвещение
проводится как ответ на
трудности в обучении, общении, психологическом самочувствии;
обучение подростков навыкам самопознания и самоанализа;
оказание психологической
помощи и поддержки школьникам в
сложных ситуациях.
Изредка консультирование
начинается по инициативе психолога
или педагога, при этом психологу
сложнее выйти на контакт с
подростком.
IV. Социально-диспетчерская
деятельность, которая возникает
в ситуации, когда проблема выходит
за рамки компетенции
определить проблему,
найти компетентного специалиста,
содействие в установлении контакта специалиста со школьником,
подготовка документов,
поддержка школьника,
отслеживание взаимодействия школьника
и специалиста.
2.
Работа школьного психолога
со школьниками
Роль школьного
психолога – создавать условия
для продуктивного движения ребенка
по тем путям, которые он сам выбрал
(в соответствии или в противовес)
требованиям школы и семьи, конструктивно
решать неизбежные конфликты, возникающие
в результате этого выбора. Деятельность
психолога задается во многом социальной,
семейной, педагогической системой, в
которой реально находится
Сопровождение – система профессиональной деятельности психолога для создания социально-психологических условий успешного обучения и развития ребенка:
следование за естественным развитием ребенка (безусловная ценность внутреннего мира каждого ребенка);
создание условий для самостоятельного творческого развития;
вторичность психологического сопровождения по отношению к среде жизни ребенка (не активное направленное воздействие на социальные условия и систему обучения);
осуществляется
Идеи психологического сопровождения ребенка в школе включают следующие направления:
Систематическое отслеживание
психолого-педагогического
Создание психолого-
индивидуальные и
групповые программы
Создание психолого-
Направления деятельности
психолога в школе с детьми:
I. Прикладная диагностика.
Зачастую у дирекции школы и учителей
возникает представление, что работа психолога
с ребенком включает в себя только тестирование,
тогда как диагностика - прикладная форма
деятельности школьного психолога. Возникает
несколько проблем, связанных с диагностической
работой психолога в школе: что делать
с результатами тестирования, как привести
методики в соответствие с конкретными
учебными проблемами. Методы диагностики
должны быть еще и развивающими, использоваться
как развивающие.
Условия диагностики
детей в школе ставят требованием
экономичность процедуры, которая
должна быть короткой, чтобы не утомлять
ребенка и не занимать много времени
от школьных занятий, должна быть многофункциональной,
одновременно служа как средством
диагностики, так и развития психических
функций, давать как можно больше
информации о состоянии и перспективах
развития ребенка. Результаты диагностики
должны давать возможность судить о
причинах трудностей ребенка и создавать
условия преодоления их, прогнозировать
особенности развития ребенка, тогда
как большинство методик
Цели диагностики:
составление социально-психологического портрета школьника;
определение путей оказания помощи «трудным» школьникам;
выбор средств и
форм психологического сопровождения;
Выделяют три вида прикладной психодиагностики в условиях школы:
диагностический минимум,
дифференциация нормы и патологии (интеллекта),
углубленная психодиагностика
личности «по запросу» (индивидуальная).
Диагностический минимум
позволяет отделить «проблемных» детей
(1, 3-5, 8, 10-11 классы), проводить лонгитюдные
исследования развития детей. Диагностический
минимум проводится как плановое
мероприятие и в основном опирается на
экспертные опросы педагогов и родителей,
и минимально затрагивает детей. Цели
проведения диагностического обследования
детей:
а) Выявление детей с низким уровнем развития, для которых невозможно организовать обучение в стандартной школе.
б) Выявление детей,
нуждающихся в специальной
в) Выявление детей
с особенностями развития, с целью
профилактики возможных трудностей.
Углубленное диагностическое обследование включает в себя следующие направления:
дифференцирование нормы и патологии,
изучение особенностей познавательной сферы в рамках возрастной нормы,
изучение зоны и
содержания конфликта.
II. Психокоррекционная
и развивающая работа
а) Развивающая работа – создание социально-психологических условий для целостного психологического развития (для психологически «благополучных» школьников).
б) Коррекционная
работа – решение конкретных проблем
обучения, поведения (для психологически
«неблагополучных» школьников).
Диагностика, проводимая
психологом как плановое мероприятие
или по запросу педагогов и
родителей, служит основой для определения
направления коррекционно-
Коррекционно-развивающая работа – целостное воздействие на личность ребенка (не «разделяя» ребенка на различные психические сферы), процесс воздействия на все стороны личности, опирающаяся на
добровольность участия ребенка в психокоррекционной работе (согласие родителей для детей до 5-6 классов),
учет особенностей социально-культурной среды, индивидуальных особенностей и потребностей,
Информация о работе Основные направления деятельности психолога