Основные направления деятельности психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:28, научная работа

Краткое описание

Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является "необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими,

Содержание

Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика………………………………………..
2. Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи……………………………………….
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения …………………………………………………………….
4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся ………………………………………….......
5. Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития.....
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе ………………………………………
6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу………………………………
6.3. Психодигностический минимум на этапе перехода учащихся в профильную школу…………………………..
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Приложение 1. Схема координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………
Приложение 2. Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением…………………………………………
Приложение 3. Опросник социально-психологического климата коллектива…………………………………………………………..
Приложение 4. Схема психологического анализа внеклассного мероприятия…………………………………………………………
Приложение 5. Диагностика творческих способностей учащихся…………………………………………………………….
Приложение 6. Матрица определения видов одаренности……
Приложение 7. Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей…

Вложенные файлы: 1 файл

Основные направления деятельности педагога.docx

— 112.87 Кб (Скачать файл)

I. Прикладная диагностика.  Зачастую у дирекции школы  и учителей возникает представление,  что работа психолога с ребенком  включает в себя только тестирование, тогда как диагностика - прикладная  форма деятельности школьного  психолога. Возникает несколько  проблем, связанных с диагностической  работой психолога в школе:  что делать с результатами  тестирования, как привести методики  в соответствие с конкретными  учебными проблемами. Методы диагностики  должны быть еще и развивающими, использоваться как развивающие. 
 

Условия диагностики  детей в школе ставят требованием  экономичность процедуры, которая  должна быть короткой, чтобы не утомлять ребенка и не занимать много времени  от школьных занятий, должна быть многофункциональной, одновременно служа как средством  диагностики, так и развития психических  функций, давать как можно больше информации о состоянии и перспективах развития ребенка. Результаты диагностики  должны давать возможность судить о  причинах трудностей ребенка и создавать  условия преодоления их, прогнозировать особенности развития ребенка, тогда  как большинство методик позволяют  только констатировать наличие чего-либо. 

Цели диагностики:

составление социально-психологического портрета школьника;

определение путей  оказания помощи «трудным» школьникам;

выбор средств и  форм психологического сопровождения; 

Выделяют три вида прикладной психодиагностики в условиях школы:

диагностический минимум,

дифференциация нормы  и патологии (интеллекта),

углубленная психодиагностика личности «по запросу» (индивидуальная). 

Диагностический минимум  позволяет отделить «проблемных» детей (1, 3-5, 8, 10-11 классы), проводить лонгитюдные  исследования развития детей. Диагностический  минимум проводится как плановое мероприятие и в основном опирается  на экспертные опросы педагогов и  родителей, и минимально затрагивает  детей. Цели проведения диагностического обследования детей: 

а) Выявление детей  с низким уровнем развития, для  которых невозможно организовать обучение в стандартной школе.

б) Выявление детей, нуждающихся в специальной психолого-педагогической или социальной помощи, детей с  частичным нарушением когнитивных  процессов. Для таких детей необходимо проводить коррекционные занятия (педагогическая запущенность, проблемы социально-педагогической адаптации, нарушения эмоционально-волевой  сферы и т.д.).

в) Выявление детей  с особенностями развития, с целью  профилактики возможных трудностей. 

Углубленное диагностическое  обследование включает в себя следующие  направления:

дифференцирование нормы и патологии,

изучение особенностей познавательной сферы в рамках возрастной нормы,

изучение зоны и  содержания конфликта. 

II. Психокоррекционная  и развивающая работа 

а) Развивающая работа – создание социально-психологических  условий для целостного психологического развития (для психологически «благополучных»  школьников).

б) Коррекционная  работа – решение конкретных проблем  обучения, поведения (для психологически «неблагополучных» школьников). 

Диагностика, проводимая психологом как плановое мероприятие  или по запросу педагогов и  родителей, служит основой для определения  направления коррекционно-развивающей  работы. 

Коррекционно-развивающая  работа – целостное воздействие  на личность ребенка (не «разделяя» ребенка  на различные психические сферы), процесс воздействия на все стороны  личности, опирающаяся на

добровольность участия  ребенка в психокоррекционной работе (согласие родителей для детей  до 5-6 классов),

учет особенностей социально-культурной среды, индивидуальных особенностей и потребностей,

последовательность  и преемственность форм и методов  работы. 

Развивающая работа – ориентирована на познавательную, социально-личностную, эмоциональную  сферы психической жизни ребенка. 

Формы развивающей  работы: организация развивающей  среды, тренинг, обучающие встречи  с психологом, психологические технологии на учебных занятиях и внешкольных  встречах; обучающая психодиагностика – самопознание. 

в) Психокоррекционная работа проходит как групповая и  индивидуальная работа, опирается на набор коррекционных программ, разработанных  с учетом возраста и проблем детей. 

III. Консультирование  и просвещение школьников. Просвещение  проводится как ответ на определенный  запрос с учетом возрастных  потребностей, ценностей, уровня  развития, реальной групповой ситуации  школьников. Консультирование в  основном ориентировано на старшеклассников  и проводится как по запросу  школьника, так и по запросу  родителей при обязательном выполнении  требования добровольности и  конфиденциальности. Консультирование  проводится как индивидуальная  работа со школьниками и чаще  всего по следующему кругу  вопросов:

трудности в обучении, общении, психологическом самочувствии;

обучение подростков навыкам самопознания и самоанализа;

оказание психологической  помощи и поддержки школьникам в  сложных ситуациях. 

Изредка консультирование начинается по инициативе психолога  или педагога, при этом психологу  сложнее выйти на контакт с  подростком. 

IV. Социально-диспетчерская  деятельность, которая возникает  в ситуации, когда проблема выходит  за рамки компетенции психолога  в связи с недостатком знания, опыта или возможностей, при необходимость  вынесения проблемы за рамки  школы. Диспетчерская деятельность  психолога включает следующие  этапы:

определить проблему,

найти компетентного  специалиста,

содействие в установлении контакта специалиста со школьником,

подготовка документов,

поддержка школьника, отслеживание взаимодействия школьника  и специалиста. 
 

2. Работа школьного психолога со школьниками 

Роль школьного  психолога – создавать условия  для продуктивного движения ребенка  по тем путям, которые он сам выбрал (в соответствии или в противовес) требованиям школы и семьи, конструктивно  решать неизбежные конфликты, возникающие  в результате этого выбора. Деятельность психолога задается во многом социальной, семейной, педагогической системой, в  которой реально находится ребенок (реальным социальным окружением ребенка). Деятельность психолога в школе  включает анализ школьной среды совместно  с педагогическим составом, возможности  развития и требований к школьнику, определение критериев эффективности  обучения и развития; разработку и  внедрение мероприятий, форм и методов, которые рассматриваются как  условия успешного обучения и  развития, приведение этих условий  в постоянно действующую систему. 

Сопровождение –  система профессиональной деятельности психолога для создания социально-психологических  условий успешного обучения и  развития ребенка:

следование за естественным развитием ребенка (безусловная  ценность внутреннего мира каждого  ребенка);

создание условий  для самостоятельного творческого  развития;

вторичность психологического сопровождения по отношению к  среде жизни ребенка (не активное направленное воздействие на социальные условия и систему обучения);

осуществляется педагогическими  средствами, через педагога и традиционные формы обучения и воспитания. 

Идеи психологического сопровождения ребенка в школе  включают следующие направления:

Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса  ребенка и динамики его развития (накопление информации связанной с  особенностями ребенка, его проблемами и трудностями).

Создание психолого-педагогических условий для развития личности ребенка  и его успешного обучения:

индивидуальные и  групповые программы психологического развития, создающие условия успешного  развития ребенка, причем необходимой  предпосылкой является гибкость программы  и педагога.

Создание психолого-педагогических условий для оказания помощи проблемным детям, разработка и внедрение системы  компенсационных мер. 

Направления деятельности психолога в школе с детьми: 

I. Прикладная диагностика. Зачастую у дирекции школы и учителей возникает представление, что работа психолога с ребенком включает в себя только тестирование, тогда как диагностика - прикладная форма деятельности школьного психолога. Возникает несколько проблем, связанных с диагностической работой психолога в школе: что делать с результатами тестирования, как привести методики в соответствие с конкретными учебными проблемами. Методы диагностики должны быть еще и развивающими, использоваться как развивающие. 
 

Условия диагностики  детей в школе ставят требованием  экономичность процедуры, которая  должна быть короткой, чтобы не утомлять ребенка и не занимать много времени  от школьных занятий, должна быть многофункциональной, одновременно служа как средством  диагностики, так и развития психических  функций, давать как можно больше информации о состоянии и перспективах развития ребенка. Результаты диагностики  должны давать возможность судить о  причинах трудностей ребенка и создавать  условия преодоления их, прогнозировать особенности развития ребенка, тогда  как большинство методик позволяют  только констатировать наличие чего-либо. 

Цели диагностики:

составление социально-психологического портрета школьника;

определение путей  оказания помощи «трудным» школьникам;

выбор средств и  форм психологического сопровождения; 

Выделяют три вида прикладной психодиагностики в условиях школы:

диагностический минимум,

дифференциация нормы  и патологии (интеллекта),

углубленная психодиагностика личности «по запросу» (индивидуальная). 

Диагностический минимум  позволяет отделить «проблемных» детей (1, 3-5, 8, 10-11 классы), проводить лонгитюдные  исследования развития детей. Диагностический  минимум проводится как плановое мероприятие и в основном опирается на экспертные опросы педагогов и родителей, и минимально затрагивает детей. Цели проведения диагностического обследования детей: 

а) Выявление детей  с низким уровнем развития, для  которых невозможно организовать обучение в стандартной школе.

б) Выявление детей, нуждающихся в специальной психолого-педагогической или социальной помощи, детей с  частичным нарушением когнитивных  процессов. Для таких детей необходимо проводить коррекционные занятия (педагогическая запущенность, проблемы социально-педагогической адаптации, нарушения эмоционально-волевой  сферы и т.д.).

в) Выявление детей  с особенностями развития, с целью  профилактики возможных трудностей. 

Углубленное диагностическое  обследование включает в себя следующие  направления:

дифференцирование нормы и патологии,

изучение особенностей познавательной сферы в рамках возрастной нормы,

изучение зоны и  содержания конфликта. 

II. Психокоррекционная и развивающая работа 

а) Развивающая работа – создание социально-психологических  условий для целостного психологического развития (для психологически «благополучных»  школьников).

б) Коррекционная  работа – решение конкретных проблем  обучения, поведения (для психологически «неблагополучных» школьников). 

Диагностика, проводимая психологом как плановое мероприятие  или по запросу педагогов и  родителей, служит основой для определения  направления коррекционно-развивающей  работы. 

Коррекционно-развивающая  работа – целостное воздействие  на личность ребенка (не «разделяя» ребенка  на различные психические сферы), процесс воздействия на все стороны  личности, опирающаяся на

добровольность участия  ребенка в психокоррекционной работе (согласие родителей для детей  до 5-6 классов),

учет особенностей социально-культурной среды, индивидуальных особенностей и потребностей,

Информация о работе Основные направления деятельности психолога