Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 21:32, курсовая работа
Проблема нравственного развития, привлекающая в настоящее время все большее внимание психологов, является важной и актуальной для комплекса наук, связанных с нравственным воспитанием: психологии, педагогики, философии, этики.
Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития личности. Это длительный и сложный процесс; его успешное осуществление требует согласованности и преемственности в воспитательной работе педагогов детских учреждений и школы.
Цель данной работы является выявление представлений дошкольников о нравственных нормах и ценностях.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1 Понятие нравственных ценностей…………………………………………..5
1.2 Сущность и механизмы формирования привычек нравственного поведения………………………………………………………………………...10
1.3. Нравственные нормы и ценности в системе дошкольного образования..15
1.4 Основные средства и методы нравственного воспитания………………...19
Глава 2. ЭКСПИРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О НРАВСТВЕННЫХ НОРМАХ И ЦЕННОСТЯХ
2.1 Организация и методы исследования…......................................................25
2.2Диагностика детей..........................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………................................31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………........................................................................33
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова»
Курсовая работа
по психологии на тему:
«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОВ О НРАВСТВЕННЫХ НОРМАХ И ЦЕННОСТЯХ»
Выполнила студентка III к. г. «Д»
ОЗО 5 лет обучения
спец. «Дошкольное образование»
Мушик Юлия Викторовна
Научный руководитель:
Котлярова Элина Вячеславовна
Кандидат психологических наук, доцент
Могилев, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1 Понятие нравственных ценностей…………………………………………..5
1.2 Сущность и механизмы
формирования привычек
1.3. Нравственные нормы и ценности в системе дошкольного образования..15
1.4 Основные средства и методы нравственного воспитания………………...19
Глава 2. ЭКСПИРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О НРАВСТВЕННЫХ НОРМАХ И ЦЕННОСТЯХ
2.1 Организация и методы исследования….................
2.2Диагностика детей.........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………................
ПРИЛОЖЕНИЕ………………….............
ВВЕДЕНИЕ
Проблема нравственного развития, привлекающая в настоящее время все большее внимание психологов, является важной и актуальной для комплекса наук, связанных с нравственным воспитанием: психологии, педагогики, философии, этики.
Нравственное формирование
личности ребенка является одной
из важнейших задач воспитания, главным
стержнем всестороннего развития личности.
Это длительный и сложный процесс;
его успешное осуществление требует
согласованности и
Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагогами всегда. Возникший ценностный вакуум, без духовность, обусловленная отчуждением человека от культуры, как способа сохранения, и передачи ценностей. Характерные для современного общества, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации и требуют переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника.
В отечественной психологии в соответствии с ее методологическими принципами нравственное развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребенка.
Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему. При всем многообразии подходов к проблеме нравственного развития педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах [6,33].
В процессе развития личность проходит периоды особой открытости определенным общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом такой открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию является дошкольное детство, особенно, период между 4 и 7 годами жизни [1,178]. Этот этап является наиболее сенситивным для формирования данной готовности, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка-дошкольника и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения.
Разработка методов воспитания нравственных качеств личности и привычек нравственного поведения является в настоящее время одной из главных задач, которая ставится обществом и родителями перед педагогами и психологами. Актуальность настоящей работы для современной дошкольной педагогики заключается в определении основных путей, методов и средств нравственного развития у детей дошкольного возраста.
Цель данной работы является выявление представлений дошкольников о нравственных нормах и ценностях.
Объект: процесс формирования у дошкольников представлений о нравственных нормах и ценностях.
Предмет: нравственные нормы и ценности в представлении дошкольников.
Гипотеза: целенаправленная работа с детьми может сформировать представления о нравственных нормах и ценностях, которыми они будут руководствоваться в своей дальнейшей жизни.
Задачи исследования:
1.Определить понятие нравственного ценностей воспитания ;
2.Изучить механизмы формирования представлений и привычек нравственного поведения
3.Выявить нравственные нормы и ценности в системе дошкольного образования
4.В ходе экспериментального исследования изучить уровень нравственного развития дошкольников;
5.Выявить представления о сфере межличностных отношений детей, а также определить характер их ценностных предпочтений при выборе друзей
6.Разработать методические рекомендации по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста.
6.Изучить уровень знаний
детей о профессиях и
7.Проанализировать
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1 Понятие нравственных ценностей
Нравственное формирование
личности ребенка является одной
из важнейших задач воспитания, главным
стержнем всестороннего развития личности.
Это длительный и сложный процесс;
его успешное осуществление требует
согласованности и
В психолого-педагогическом словаре Е.С. Рапоцевича [24]: нравственность (мораль) рассматривается как совокупность норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность.
Так же в словаре нравственное
воспитание рассматривается как
составная часть единого
• выработка нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т.п.
• внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознании каждого человека с тем, чтобы он смог сам направлять свои действия, а также участвовать в проведении регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки.
Вторая задача решается путём воспитания нравственности, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных склонностей, устойчивых моральных качеств личности. Содержание процесса воспитания нравственности в том или ином обществе определяется его целями. Последние, обусловлены характером общественных отношений и соответствующей идеологией.
Определение нравственности даётся и в педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Каджаспирова [ 13]:
• нравственность – это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиций, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д.
• нравственность – это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет И.Ф. Харламов [31]. Нравственность, образуется от слова "нравы". По - латыни нравы звучат как «морас» - мораль.
В.И. Логинова, П.Г. Саморукова [9] рассматривают понятие «мораль» в прямом значении этого слова как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении - как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность - это личностная характеристика объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, трудолюбие, регулирующие индивидуальное поведение человека.
В.С. Мухина [18] отмечает, что важнейшую роль в становлении нравственности у старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 4 -5 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более богатыми по содержанию. Вместе с тем умение сознательно управлять своими чувствами представляет для старших дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателя.
Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров [13] дают следующее определение «норме», норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.
Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.
Нравственное воспитание
- это целенаправленный процесс формирования
у подрастающего поколения
В ходе нравственного воспитания формируются нравственные ценности.
В психолого-педагогическом словаре Е.С. Рапацевича [24] понятие «ценности» используется для истолкования объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.
В большом энциклопедическом словаре под редакцией А.М. Прохорова [2], ценность истолковывается, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.
Главная функция нравственных
ценностей состоит в том, чтобы
сформировать у подрастающего поколения
нравственное сознание, устойчивое нравственное
поведение и нравственные чувства,
соответствующие современному образу
жизни, сформировать активную жизненную
позицию каждого человека, привычку
руководствоваться в своих
Категория ценности стала предметом философского осмысления в отечественной науке начиная с 60-х гг. XX столетия, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъективному фактору в целом.
В толковом словаре русского
языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой
[20], понятие «ценность» определяется,
как положительная или
И.Ф. Исаев [21] в своем исследовании о педагогических ценностях обращает внимание на то, что категория ценности применяется к миру человека и обществу в целом. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события, так или иначе, значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.
Информация о работе Представление дошкольнов о нравственных нормах и ценностях