Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 21:32, курсовая работа
Проблема нравственного развития, привлекающая в настоящее время все большее внимание психологов, является важной и актуальной для комплекса наук, связанных с нравственным воспитанием: психологии, педагогики, философии, этики.
Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития личности. Это длительный и сложный процесс; его успешное осуществление требует согласованности и преемственности в воспитательной работе педагогов детских учреждений и школы.
Цель данной работы является выявление представлений дошкольников о нравственных нормах и ценностях.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1 Понятие нравственных ценностей…………………………………………..5
1.2 Сущность и механизмы формирования привычек нравственного поведения………………………………………………………………………...10
1.3. Нравственные нормы и ценности в системе дошкольного образования..15
1.4 Основные средства и методы нравственного воспитания………………...19
Глава 2. ЭКСПИРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О НРАВСТВЕННЫХ НОРМАХ И ЦЕННОСТЯХ
2.1 Организация и методы исследования…......................................................25
2.2Диагностика детей..........................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………................................31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………........................................................................33
-формирование позитивных
личностных качеств (терпения, эмпатии,
честности, доброты,
-побуждение и выработка
социальной активности (желание
помочь людям, принести пользу
людям, принести пользу
-развитие добрых чувств, стимулирование эмоционального самоконтроля;
-воспитание ценностного
отношения к межличностному
Перед началом эксперимента была проведена диагностика детей среднего дошкольного возраста на уровень сформированных представлений о социально-нравственных нормах и ценностях. По итогам которой уровень сформированных представлений в контрольной и экспериментальной подгруппах оказался приблизительно равным(см. приложение).
Затем, в экспериментальной подгруппе на протяжении одного учебного года проводились специальные комплексные занятия один раз в неделю (см. приложение).
После целенаправленной работы
по социально-нравственному
Таким образом, у испытуемых детей после специальных занятий по нравственному воспитанию стали высокие показатели сформированных знаний, умений и навыков о социально-нравственных нормах и ценностях.
Таким образом, гипотеза подтверждена.
Действительно, целенаправленная работа
с детьми(комплексные занятия) в
сфере нравственного воспитания
дала свои результаты. И если нам
не все равно наше будущее, наши дети,
мы должны по возможности оказывать
содействие, влияние на уровень сформированности
наших представлений о
2.2 Диагностика детей
Перед началом исследования необходимо провести диагностику детей.
Для определения уровня развития у дошкольников социально-нравственных ценностей организуется индивидуальная беседа с детьми, в ходе которой им предлагается ответить на четыре блока вопросов.
1. Первый блок направлен
на выявление у дошкольников
умений определять свое
- Какое у тебя сейчас настроение?
- Что ты чувствуешь, когда кто-то плачет?
- Что ты чувствуешь, когда кто-то улыбается?
- Что ты чувствуешь, когда ты плачешь (улыбаешься)?
Результаты беседы с детьми
по данному блоку вопросов показали,
что наибольшее число детей адекватно
оценивает свои чувства. Однако есть
дети, которые не знают, как выразить
словами то, что они чувствуют.
Таких детей следует
2. Второй блок предполагает
получение информации о сфере
межличностных отношений детей,
- У тебя есть друзья? Кто они?
- Почему ты считаешь их своими друзьями? Опиши их.
- В какие игры ты играешь с друзьями? Кто первый уступает в игре?
- Если твоему другу плохо, ты поможешь ему? А он тебе поможет? Почему ты так думаешь?
По результатам опроса
можно сделать вывод, что
3. Третий блок вопросов направлен на изучение уровня знаний детей о профессиях и значимости труда взрослых:
- Какие ты знаешь профессии?
- Для чего нужна профессия человеку?
- Кем ты хочешь быть? Почему?
На данный блок вопросов значительная часть детей (преимущественно девочки) знают одну-две наиболее распространённые профессии (воспитатель, продавец). Некоторые дети вместо того, чтобы назвать профессию, говорят определениями: «где делают обувь, где лечат, в магазине работает». Не все ребята имеют представление о том, для чего нужна профессия. Вопрос «Кем ты хочешь быть?» задавался с целью выявления первичной профессиональной ориентации дошкольников. В основном дети называют те профессии, которые им хорошо знакомы. Вместе с тем не могут пояснить, чем мотивирован их выбор(см. приложение).
4. Четвёртый блок позволяет
проанализировать
- Что такое семья? Для чего она нужна?
- Тебе нужна семья? Почему?
- Когда родители просят тебя что-либо сделать, ты им помогаешь? О чём они тебя просят чаще всего? А они тебе помогают? В чём?
Результаты беседы показали,
что дети не имеют полного представления
о понятии «семья как ценность»,
ребята не знают обязанности каждого
из членов семьи. Некоторые дети при
определении, что такое семья, начинают
перечислять, помимо своих родных, соседей
и друзей. Отдельные дошкольники
имеют очень узкое
Таким образом, формирование
социально-нравственных ценностей
у детей дошкольного возраста
целесообразно осуществлять в следующих
направлениях: развитие эмоционально-личностной
сферы и межличностных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дошкольном возрасте у
каждого ребенка начинает складываться
своя собственная картина
Формирование нравственного
воспитания у детей происходит под
воздействием объективных условий
жизни, обучения и воспитания, в процессе
различной деятельности, усвоения общечеловеческой
культуры и будет эффективно осуществляться
как целостный процесс
Богатство идейно-нравственного
содержания учебно-игровых занятий,
разнообразие видов деятельности вне
занятий, уклад жизни в семье -
важнейшие источники
В ходе решения задач, поставленных перед работой, изучены сущность, формы и методы воспитания нравственного поведения дошкольников средней группы.
Для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:
- полное понимание сущности
нравственного воспитания как
психолого-педагогического
- знание «механизмов» формирования нравственности;
- умение планировать работу
по формированию культуры
Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.
Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему.
Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка. Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.
Итак, можно сделать два главных вывода. Во-первых проблема нравственного воспитания в дошкольном возрасте как никогда значима и актуальна в современном обществе. И во-вторых эта проблема решаема.
Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента показали, что проведенная нами работа дала положительный результат, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова, Г. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г. Абрамова. – М.: Академический проект, 2000.
2. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988. – 489с.
3. Гаврилова, Т.П. О воспитание нравственных чувств /Т.П. Гаврилова. - М., 1984.
4. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логиновой [и др.]; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.- 2-е изд. - СПб.: Акцидент, 1996. – 284с.
5. Играя – обучаем, развиваем и воспитываем: пособие для педагогов дошк. учреждений в 3-х частях. Игра в эмоционально-нравственном и экологическом воспитании / Т.С. Лобанок [ и др.]; под общ. ред. И.А. Комаровой и О.А. Анищенко.- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. - Ч. 2. – 58с.
6. Козлова, С.А. Нравственное воспитание в процессе ознакомления с окружающим миром / С.А. Козлова. – М., 1988. – 104с.
7. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2002. – 192с.
8. Комарова, И.А. Дом наших улыбок: методические рекомендации по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И.А. Комарова, Н.В. Ершова. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. – 78с.
9. Кравцов, Г.Г. Дошкольный возраст, период становления нравственной основы личности / Г.Г. Кравцов, Е.Л. Бережковская, Е.Е. Кравцова // Психологическая наука и образование. - 1996. - №3. - С.56-61.
10. Купина, Н.А, Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры / Н.А. Купина, Н.Е. Богуславская. - М., 1992. - 176 с.
11. Курочкина, И.В. О культуре поведения и этикете / И.В. Курочкина // Дошкольное воспитание. - 2003. - №11. - С.61-65
12. Курочкина, И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И.В. Курочкина. – М.: Владос, 2003. – 224с.
13. Куцакова, Л Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: метод. пособие / Л. Куцакова. – М.: Владос, 2005. – 144с.
14. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 2003. – 607с.
15. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. – Балашов, 2006. – 76с.
16. Маркова, В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике / В. Маркова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №12. - С.104-110.
17. Мельникова, Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм / Н. Мельникова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №10. - С.82-85.
Информация о работе Представление дошкольнов о нравственных нормах и ценностях