Представление дошкольнов о нравственных нормах и ценностях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Проблема нравственного развития, привлекающая в настоящее время все большее внимание психологов, является важной и актуальной для комплекса наук, связанных с нравственным воспитанием: психологии, педагогики, философии, этики.
Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития личности. Это длительный и сложный процесс; его успешное осуществление требует согласованности и преемственности в воспитательной работе педагогов детских учреждений и школы.
Цель данной работы является выявление представлений дошкольников о нравственных нормах и ценностях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1 Понятие нравственных ценностей…………………………………………..5
1.2 Сущность и механизмы формирования привычек нравственного поведения………………………………………………………………………...10
1.3. Нравственные нормы и ценности в системе дошкольного образования..15
1.4 Основные средства и методы нравственного воспитания………………...19
Глава 2. ЭКСПИРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О НРАВСТВЕННЫХ НОРМАХ И ЦЕННОСТЯХ
2.1 Организация и методы исследования…......................................................25
2.2Диагностика детей..........................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………................................31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………........................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 1.docx

— 94.74 Кб (Скачать файл)

-формирование позитивных  личностных качеств (терпения, эмпатии,  честности, доброты, совестливости,  ответственности, сопереживания  и др.);

-побуждение и выработка  социальной активности (желание  помочь людям, принести пользу  людям, принести пользу обществу);

-развитие добрых чувств, стимулирование эмоционального  самоконтроля;

-воспитание ценностного  отношения к межличностному общению  со сверстниками, к родным и  близким людям, к труду и  профессии.

Перед началом эксперимента была проведена диагностика детей среднего дошкольного возраста на уровень сформированных представлений о социально-нравственных нормах и ценностях. По итогам которой уровень сформированных представлений в контрольной и экспериментальной подгруппах оказался приблизительно равным(см. приложение).

Затем, в экспериментальной  подгруппе на протяжении одного учебного года проводились специальные  комплексные занятия один раз в неделю (см. приложение).

После целенаправленной работы по социально-нравственному воспитанию, была проведена повторная диагностика  в двух подгруппах. В результате которой уровень сформированности представлений о социально-нравственных нормах и ценностях контрольной подгруппы, в которой не проводились комплексные занятия, оказался гораздо ниже уровня экспериментальной (см. приложение).

Таким образом, у испытуемых детей после специальных занятий по нравственному воспитанию стали высокие показатели сформированных знаний, умений и навыков о социально-нравственных нормах и ценностях.

 

Таким образом, гипотеза подтверждена. Действительно, целенаправленная работа с детьми(комплексные занятия) в  сфере нравственного воспитания дала свои результаты. И если нам  не все равно наше будущее, наши дети, мы должны по возможности оказывать  содействие, влияние на уровень сформированности наших представлений о нравственных нормах и ценностях. Ведь заложенные в детстве эталоны, ценности и  нормы сохраняются у них на всю жизнь. Воспитание нравственной личности необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей многие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаются изменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию разного рода. Это и есть небольшой выход из того положения, в котором находится наше бездуховное, безнравственное общество. Все зависит от нас самих. Совместная работа педагогов, психологов, родителей может и должна творить «чудеса».

 

2.2 Диагностика детей

 

 

Перед началом исследования необходимо провести диагностику детей.

Для определения уровня развития у дошкольников социально-нравственных ценностей организуется индивидуальная беседа с детьми, в ходе которой  им предлагается ответить на четыре блока  вопросов.

1. Первый блок направлен  на выявление у дошкольников  умений определять свое эмоциональное  состояние в разных ситуациях  и включает следующие вопросы:

- Какое у тебя сейчас  настроение?

- Что ты чувствуешь, когда  кто-то плачет?

- Что ты чувствуешь, когда  кто-то улыбается?

- Что ты чувствуешь, когда  ты плачешь (улыбаешься)?

Результаты беседы с детьми по данному блоку вопросов показали, что наибольшее число детей адекватно  оценивает свои чувства. Однако есть дети, которые не знают, как выразить словами то, что они чувствуют. Таких детей следует подтолкнуть  на важность понимания эмоциональных  переживаний в зависимости от ситуации, помочь им разобраться в  собственных чувствах(см. приложение).

2. Второй блок предполагает  получение информации о сфере  межличностных отношений детей,  а также позволяет определить  характер их ценностных предпочтений  при выборе друзей и включает  следующие вопросы:

- У тебя есть друзья? Кто они?

- Почему ты считаешь  их своими друзьями? Опиши их.

- В какие игры ты  играешь с друзьями? Кто первый  уступает в игре?

- Если твоему другу  плохо, ты поможешь ему? А  он тебе поможет? Почему ты  так думаешь?

 По результатам опроса  можно сделать вывод, что примерно  половина детей на первое место  в дружеских отношениях ставит  материальные ценности. На вопрос  «Почему ты считаешь этих детей  своими друзьями?» дошкольники  отвечали: «они  меня угощают печеньем, конфетами», «они мне всегда дают поиграть со своими «игрушками», др. И лишь небольшая часть детей в межличностных отношениях предпочитает личностные качества друзей. На вопрос «Какие они (твои друзья)?» дети дают положительные личностные характеристики: «они хорошие, весёлые, добрые, смешные, красивые»(см. приложение).

3. Третий блок вопросов  направлен на изучение уровня  знаний детей о профессиях  и значимости труда взрослых:

- Какие ты знаешь профессии?

- Для чего нужна профессия  человеку?

- Кем ты хочешь быть? Почему?

На данный блок вопросов значительная часть детей (преимущественно  девочки) знают одну-две наиболее распространённые профессии (воспитатель, продавец). Некоторые дети вместо того, чтобы назвать профессию, говорят  определениями: «где делают обувь, где  лечат, в магазине работает». Не все  ребята имеют представление о  том, для чего нужна профессия. Вопрос «Кем ты хочешь быть?» задавался  с целью выявления первичной  профессиональной ориентации дошкольников. В основном дети называют те профессии, которые им хорошо знакомы. Вместе с  тем не могут пояснить, чем мотивирован  их выбор(см. приложение).

4. Четвёртый блок позволяет  проанализировать представления  детей о семье как нравственной  ценности и включает вопросы:

- Что такое семья? Для  чего она нужна?

- Тебе нужна семья?  Почему?

- Когда родители просят  тебя что-либо сделать, ты им  помогаешь? О чём они тебя  просят чаще всего? А они  тебе помогают? В чём?

Результаты беседы  показали, что дети не имеют полного представления  о понятии  «семья как ценность», ребята не знают обязанности каждого  из членов семьи. Некоторые дети при  определении, что такое семья, начинают перечислять, помимо своих родных, соседей  и друзей. Отдельные дошкольники  имеют очень узкое представление  о семье, т. е. включают в понятие  «семья» только себя и родителей. Не все дети понимают, зачем им нужна  семья. В их ответах наблюдается  ограниченное понимание семейных ценностей: «Семья нужна, чтобы мама и папа покупали все, что нужно, чему-то учили и  воспитывали, всегда жалели»(см. приложение).

Таким образом, формирование социально-нравственных ценностей  у детей дошкольного возраста целесообразно осуществлять в следующих  направлениях: развитие эмоционально-личностной сферы и межличностных отношений, формирование ценностного отношения  к труду взрослых и первичной  профессиональной ориентации, формирование представлений о семье как  нравственной ценности. Социально-нравственное воспитание дошкольников легче осуществляется в условиях детского сообщества, которое  является благоприятной средой для  усвоения простейших нравственных норм, выполнения основных социальных требований и закрепления социально-нравственного  поведения в конкретной ситуации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В дошкольном возрасте у  каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего  мира, успешность ее становления зависит  от того, насколько органично будет  оказана помощь ребенку в процессе “примерки” постоянно расширяющегося мира к его небольшому жизненному опыту. Задача педагога- способствуя  формированию личности, стремящийся  к достижению высокого качества жизни, под которым понимается определенный уровень психического, физического, социального и нравственного  здоровья, необходимо помогать ребенку  легко адаптироваться в условиях быстроменяющегося современного мира и осознать свое место в нем

Формирование нравственного  воспитания у детей происходит под  воздействием объективных условий  жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и эмоционально насыщенно.

Богатство идейно-нравственного  содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне  занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей.

В ходе решения задач, поставленных перед работой, изучены сущность, формы и методы воспитания нравственного  поведения дошкольников средней группы.

Для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:

- полное понимание сущности  нравственного воспитания как  психолого-педагогического процесса;

- знание «механизмов»  формирования нравственности;

- умение планировать работу  по формированию культуры поведения,  уметь разрабатывать творчески  и применять на практике эффективные  пути и средства нравственного  воспитания и т.д.

Решающее значение для  нравственного воспитания имеет  положительный нравственный опыт, особенное  значение для накопления которого имеет  общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.

Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются  на занятиях, закрепляются или несколько  видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать  основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных  упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему.

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При  одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать  по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует  нравственного развития ребенка. Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

Итак, можно сделать два  главных вывода. Во-первых проблема нравственного воспитания в дошкольном возрасте как никогда значима  и актуальна в современном  обществе. И во-вторых эта проблема решаема.

Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента показали, что  проведенная нами работа дала положительный  результат, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Абрамова, Г. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г. Абрамова. – М.: Академический проект, 2000.

2. Бабанский, Ю.К. Педагогика /  Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988. – 489с.

3. Гаврилова, Т.П. О воспитание нравственных чувств /Т.П. Гаврилова. - М., 1984.

4. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логиновой [и др.]; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.- 2-е изд. - СПб.: Акцидент, 1996. – 284с.

5. Играя – обучаем, развиваем и воспитываем: пособие для педагогов дошк. учреждений в 3-х частях. Игра в эмоционально-нравственном и экологическом воспитании / Т.С. Лобанок [ и др.]; под общ. ред. И.А. Комаровой и О.А. Анищенко.- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. - Ч. 2. – 58с.

6. Козлова, С.А. Нравственное воспитание в процессе ознакомления с окружающим миром / С.А. Козлова. – М., 1988. – 104с.

7. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2002. – 192с.

8. Комарова, И.А. Дом наших улыбок: методические рекомендации по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И.А. Комарова, Н.В. Ершова. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. – 78с.

9. Кравцов, Г.Г. Дошкольный возраст, период становления нравственной основы личности / Г.Г. Кравцов, Е.Л. Бережковская, Е.Е. Кравцова // Психологическая наука и образование. - 1996. - №3. - С.56-61.

10. Купина, Н.А, Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры / Н.А. Купина, Н.Е. Богуславская. - М., 1992. - 176 с.

11. Курочкина, И.В. О культуре поведения и этикете / И.В. Курочкина // Дошкольное воспитание. - 2003. - №11. - С.61-65

12. Курочкина, И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И.В. Курочкина. – М.: Владос, 2003. – 224с.

13. Куцакова, Л     Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: метод. пособие / Л. Куцакова. – М.: Владос, 2005. – 144с.

14. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 2003. – 607с.

15. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. – Балашов, 2006. – 76с.

16. Маркова, В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике / В. Маркова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №12. - С.104-110.

17. Мельникова, Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм / Н. Мельникова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №10. - С.82-85.

Информация о работе Представление дошкольнов о нравственных нормах и ценностях