Представление дошкольнов о нравственных нормах и ценностях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Проблема нравственного развития, привлекающая в настоящее время все большее внимание психологов, является важной и актуальной для комплекса наук, связанных с нравственным воспитанием: психологии, педагогики, философии, этики.
Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития личности. Это длительный и сложный процесс; его успешное осуществление требует согласованности и преемственности в воспитательной работе педагогов детских учреждений и школы.
Цель данной работы является выявление представлений дошкольников о нравственных нормах и ценностях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1 Понятие нравственных ценностей…………………………………………..5
1.2 Сущность и механизмы формирования привычек нравственного поведения………………………………………………………………………...10
1.3. Нравственные нормы и ценности в системе дошкольного образования..15
1.4 Основные средства и методы нравственного воспитания………………...19
Глава 2. ЭКСПИРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О НРАВСТВЕННЫХ НОРМАХ И ЦЕННОСТЯХ
2.1 Организация и методы исследования…......................................................25
2.2Диагностика детей..........................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………................................31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………........................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 1.docx

— 94.74 Кб (Скачать файл)

«Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений» [5; 59].

4 Средством нравственного  воспитания может быть вся  та атмосфера, в которой живет  ребенок, атмосфера может быть  пропитана доброжелательностью,  любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она  активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального  развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Нравственное развитие дошкольников предполагает также использование  комплекса различных методов. В  дошкольной педагогике принята следующая  классификация методов нравственного  воспитания детей:

-методы формирования  навыков и привычек поведения;

-методы формирования нравственных представлений, суждений, сценок;

-методы коррекции поведения [11,100].

Рассмотрим каждую из названных групп методов подробнее.

Методы формирования навыков  и привычек поведения. Эта группа методов обеспечивает накопление у  детей практического опыта общественного поведения.

Сюда относится метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т. п.). К этому они приучаются с помощью упражнений, предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях).

Метод поручения дает наибольший аффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание  быть похожим, подражать. Если пример получил  отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значения и активном влиянии на личность ребенка.

Большое значение имеет метод целенаправленного наблюдения, организованного педагогом (например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.

Не менее важен метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно-полезный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.). Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и правил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания.

Методы формирования нравственных представлений, суждений. оценок включают:

-беседы на этические  темы;

-чтение художественной литературы;

-рассказ;

-рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов;

-метод убеждения.

Эти методы широко используются как на замятиях, так и в повседневной жизни детей. При этом воспитатель должен избегать морализирования, усвоения знаний детьми должно протекать на фоне их положительного эмоционального состояния. Формирование у детей правильных оценок поведения и отношений людей способствует превращению моральных представлений в мотивы поведения.

Методы коррекции поведения. Если методы первых двух групп относятся к основным методам нравственного воспитания, то методы этой группы – вспомогательные. Это методы поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка.

Поощрение (воспитателя) может  проявляться в разных формах: одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, рассказ о положительных поступках ребенка в кругу семьи или перед сверстниками, совместный труд детей и взрослых, поручение ответственного дела, поход в кино, парк и др.

Поощряя, нужно учитывать  следующие педагогические требования:

1. Поощрять нужно своевременно  и умело.

2. Поощрение предусматривает конкретные определения, например: «добрый», «вежливый» и др. Этими словами подчеркивается нравственный смысл поступков.

3. Поощрение должно быть  заслуженным. Поощрять нужно только те поступки, которые требуют физических, умственных, нравственных усилий.

4. В любом поощрении  нужно знать меру, не следует захваливать одних и тех же детей.

5. Необходимо учитывать  возрастные и индивидуальные  особенности.

Наказание нельзя рассматривать  как обязательный метод воздействия, В воспитании дошкольников можно  обойтись без наказаний при такой  организации педагогического процесса, когда все дети заняты содержательной, нравственно направленной деятельностью. Современная педагогика исключает  физические наказания, запугивания, обидные  характеристики; наказания, унижающие достоинство личности ребенка; наказания трудом, лишением еды, сна, прогулки.

Наказание может осуществляться в следующих формах: замечание, лишение ласки, временный отказ от бесед и разговора с ребенком, запрет заниматься любимым делом, лишение общения со сверстниками и обещанных удовольствий, предупреждения, что про поступок узнают другие, обсуждение поступка всеми членами семьи или в коллективе сверстников.

Требования к использованию  наказаний:

1. Прежде чем наказать, нужно выяснить причину непослушания. Наказание должно быть справедливым, за аморальный поступок,

2. Наказание не является  обязательным методом воспитания.

3. Наказание требует большого  такта, терпения, осторожности.

4. Наказания нужно сочетать  с требовательностью. Взрослый  должен быть непоколебим в  своем решении, иначе ребенок будет надеяться на его отмену.

5.Воспитателю надо предусматривать реакцию детей на наказание, стараться, чтобы они осознали неприемлемость их действий.

6. Наказание базируется  на уважении к личности ребенка.

7.Взрослым нужно помнить  о мере наказания. Вред частых наказаний очевиден: ребенок начинает обманывать, чтобы избежать наказания или перестает реагировать на него. Частые наказания говорят о беспомощности воспитателя [11,104].

Рассматривая методы нравственного  воспитания дошкольников, нельзя не остановиться на роли игры в данном процессе.

Сюжетно-ролевая игра, являясь  ведущей деятельностью дошкольника, обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.

Условием нравственного  развития является развитие произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки.

Но нравственное развитие обуславливается и тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере игровая деятельность обеспечивает такое усвоение. Для того чтобы проанализировать проблему нравственного формирования в процессе игровой деятельности, рассмотрим строение игры:

1) Игра как единое целое.  В ней не выделяют разные  планы взаимоотношений детей:  план сюжетно-ролевых отношений, и план отношений по поводу игры, обеспечивающих распределение ролей и игровых атрибутов, корректирующих выполнение роли. Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивает их. Следовательно, в этом случае мы говорим об организации игр с «хорошим нравственным содержанием», многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации в которых ребёнок будет воспроизводить и закреплять этические представления.

2) Игра как средство  активного, действенного проникновения  ребенка в жизнь взрослых. Игра  является условием открытия ребенком  человеческих взаимоотношений. Эта  необходимость осознания обуславливает  наличие в игре двух типов отношений: отношений детей к предметам и отношений между действующими лицами. Принимая в игре на себя какие-либо роли, дети должны вступать в определенные взаимоотношения, не ограниченные действиями с предметами. Отсутствие способов таких взаимоотношений, с одной стороны, и необходимость их использования с другой, является движущей силой проникновения ребенка в мир человеческих отношений. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения. Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний, но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка. Соответственно, сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра не может возникнуть, если ребенок не знаком с взаимоотношениями людей, которые он изображает. Вопрос состоит в том, может ли в процессе разыгрывания детьми сюжетных взаимоотношений происходить присвоение ими нравственного содержания.

Если обратиться к процессу формирования нравственного поведения, т.е. представления нравственного содержания, раскрытие нравственного смысла, реализация знаний в значимой ситуации, окажется, что одна вторая компонентов выступает в сюжетно-ролевых отношениях. В самом деле одним из условий реализации какой-либо роли является выделение ребенком ее содержания. Принимая на себя различные роли, дети за счет изменения позиций могут научиться выделять переживания других людей. Поэтому у детей повышается стремление поступать нравственно.

Ребенок, последовательно  разыгрывая все роли в одной игровой  ситуации, действительно изменяет свою позицию – это называют «эмоциональной децентрацией», т.е. умением выделять переживания других людей происходящее не только и столько за счет изменения  позиции, взятой самой по себе, а за счет того, что изменение позиции приводит к необходимой и возможной координации детьми в сюжетно-ролевой игре различных точек зрения.

Но полноценной и всесторонней координация становится возможной лишь в рамках высокоразвитой игровой деятельности. На более низких уровнях координация различных точек зрения осуществляется иначе, т.к. сюжетно-ролевые отношения носят иной характер. Учитывая, огромное значение сюжетно-ролевой игры для формирования личности дошкольника, рассмотрим подробнее уровни развития ролевых отношений:

1. На самом низком уровне  роли не называются и дети  не называют себя именами лиц, которые они на себя взяли. Даже если в игре имеется ролевое разделение функций дети не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения.

2. Намечается разделение  функций. Выполнение роли сводится  к реализации действий, связанных  с данной ролью.

3. Начинают выделяться  специальные действия, передающие  характер отношений к другим  участникам игры. Появляется специфическая  ролевая речь, обращенная к товарищу  по игре в соответствии со  своей ролью и ролью выполняемой товарищем.

4. Выполнение действий, связанных с отношениями к другим людям, роли которые выполняют другие дети. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явный ролевой характер, определяется и ролью говорящего и ролью того, к кому она обращена.

Раскрытие ребенком нравственного смысла поступков, подлинное присвоение нравственных отношений невозможно, ведь ребенок действует под влиянием – он действует как взрослый. Содержательная сторона роли выступает в игровой деятельности как объект верного отражения представлений ребенка, как средство более углубленного проникновения в действительность мира взрослых. «Манипуляции» ребенка с содержанием отвечают познавательной потребности ребенка, направленной на сферу человеческих взаимоотношений. Чтобы данное нравственное содержание действительно стало руководством в поведении ребенка, оно должно быть включено в выполнение реальных задач, в решении которых ребенок будет действовать от своего имени, а не с позиции роли, которую он выполняет в игре.

Методы воспитания - это  пути, способы достижения заданной цели воспитания.

В педагогике существует несколько  подходов к классификации методов  воспитания.

Для классификации методов  исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию  механизма нравственного воспитания.

Предлагаемая классификация  объединяет все методы в три группы:

- методы формирования  нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие  ситуации;

- методы формирования  нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая  беседа, пример;

- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение,  награждение, субъективно-прагматический.

Принципы отбора методов  нравственного воспитания:

- соответствие метода  цели и задачам воспитания;

- гуманный характер метода;

- реальность метода;

- подготовленность условий  и средств для использования  метода;

- избирательность отбора  метода;

- тактичность применения  метода;

- планирование возможного  результата воздействия метода;

- терпение и терпимость  педагога при использовании метода;

- преобладающая практическая  направленность метода в нравственном  воспитании дошкольников.

Методы нравственного  воспитания дошкольников применяются  не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора  методов, которые можно и целесообразно  использовать в комплексе, служат ведущая  воспитательная задача и возраст  детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О НРАВСТВЕННЫХ НОРМАХ И ЦЕННОСТЯХ

2.1 Организация и методы исследования

 

Исследование представлений средней группы дошкольников о нравственных нормах и ценностях проводилось на базе дошкольного учреждения ясли-сад №23 г. Речица. В эксперименте участвовали две подгруппы  детей среднего дошкольного возраста, контрольная и экспериментальная, состоящие из 10 человек каждая.

Основной целью экспериментальной работы является формирование базовых представлений о социально-нравственных нормах и ценностях (о самом себе, об окружающих людях, о семье, о труде и профессии).

В соответствии с целью  формируются задачи:

-содействие развитию  основ нравственного сознания  о самом себе и других людях;

Информация о работе Представление дошкольнов о нравственных нормах и ценностях