Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 21:32, курсовая работа
Проблема нравственного развития, привлекающая в настоящее время все большее внимание психологов, является важной и актуальной для комплекса наук, связанных с нравственным воспитанием: психологии, педагогики, философии, этики.
Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития личности. Это длительный и сложный процесс; его успешное осуществление требует согласованности и преемственности в воспитательной работе педагогов детских учреждений и школы.
Цель данной работы является выявление представлений дошкольников о нравственных нормах и ценностях.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1 Понятие нравственных ценностей…………………………………………..5
1.2 Сущность и механизмы формирования привычек нравственного поведения………………………………………………………………………...10
1.3. Нравственные нормы и ценности в системе дошкольного образования..15
1.4 Основные средства и методы нравственного воспитания………………...19
Глава 2. ЭКСПИРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О НРАВСТВЕННЫХ НОРМАХ И ЦЕННОСТЯХ
2.1 Организация и методы исследования…......................................................25
2.2Диагностика детей..........................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………................................31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………........................................................................33
18. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И.Ф. Мулько. – М., 2004. – 96 с.
19. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986. – 96с.
20. Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / В.И. Петрова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 72с.
21. Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 72с.
22. Петрова, В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду / В.И. Петрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 80с.
23. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]; под общ. ред. Е.А. Панько. – 2-е изд. – Минск: НИО; Аверсэв, 2010. – 320с.
24. Программа «Развитие» / Л.А. Венгер [и др.]; под общ. ред. Л.А. Венгера. – М.: Новая школа, 1994. – 64с.
25. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова [и др.]; под общ. ред. Т.Н. Дороновой. – М.: Просвещение, 2003. – 80с.
26. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Свадковский. – М., 1972. – 144с.
27. Смирнова, Е.О. Системы и программы дошкольного воспитания / Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 118с.
28. Смирнова, Е.О. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С.56-63.
29. Субботский, Е.В. Нравственное развитие дошкольника / Е.В. Субботский // Вопросы психологии. - 1983. - №4. - С.29-37.
30. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. – 576с.
31. Ядешко, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядешко. – М.: Просвещение, 1988. – 415с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностика детей на уровень сформированности представлений о нравственно-социальных нормах и ценностях
1. Первый блок направлен
на выявление у дошкольников
умений определять свое
1)Какое у тебя сейчас настроение?
2)Что ты чувствуешь, когда кто-то плачет?
3)Что ты чувствуешь, когда кто-то улыбается?
4)Что ты чувствуешь, когда ты плачешь (улыбаешься)?
Ответы детей из контрольной подгруппы:
Номер вопроса | |||||
Ф. имя |
1 |
2 |
3 |
4 | |
З. Кирилл: |
Хорошее |
Грусть |
Счастье |
Мне плохо (хорошо) | |
М. Иван |
Нормальное |
Не знаю |
Радость |
Боль (радость) | |
П. Владислав |
Веселое |
Не знаю |
Веселье |
Плохое настроение (веселье) | |
К. Дарья |
Радостное |
Печаль |
Радость |
Мне плохо (хорошо) | |
С. Влада |
Хорошее |
Грусть |
Радость |
Не хорошо (хорошо) | |
Т. Миша |
Не знаю |
Плохо |
Хорошо |
Не знаю | |
К. Милана |
Радостное |
Грусть |
Радость |
Мне грустно (радостно) | |
К. София |
Радостное |
Боль |
Радость |
Мне больно (радостно) | |
К. Лилия |
Хорошее |
Печаль |
Радость |
Мне плохо (хорошо) | |
М. Максим |
Веселое |
Грусть |
Веселье |
Мне грустно (хорошо) |
Ответы детей из экспериментальной подгруппы:
Номер вопроса | ||||||||
Ф. имя |
1 |
2 |
3 |
4 | ||||
С. Артём |
Радостное |
Печаль |
Радость |
Мне плохо (хорошо) | ||||
Я. Ульяна |
Радостное |
Боль |
Радость |
Мне больно (радостно) | ||||
П. Доминика |
Хорошее |
Не знаю |
Не знаю |
Не хорошо (хорошо) | ||||
К. Алина |
Не знаю |
Плохо |
Хорошо |
Не хорошо (хорошо) | ||||
Т. Никита |
Веселое |
Не знаю |
Веселье |
Плохое настроение (веселье) | ||||
И. Анна |
Хорошее |
Грусть |
Радость |
Мне плохо (хорошо) | ||||
М. Олег |
Замечательное |
Грусть |
Теплоту |
Не хорошо (хорошо) | ||||
Ж. Вероника |
Нормальное |
Мне больно |
Радость |
Боль (радость) | ||||
Б. Иван |
Радостное |
Боль |
Радость |
Мне больно (радостно) | ||||
Ш. Сергей |
Веселое |
Грусть |
Веселье |
Мне грустно (хорошо) |
2. Второй блок предполагает
получение информации о сфере
межличностных отношений детей,
1)У тебя есть друзья? Кто они?
2)Почему ты считаешь их своими друзьями? Опиши их.
3)В какие игры ты играешь с друзьями? Кто первый уступает в игре?
4)Если твоему другу плохо, ты поможешь ему? А он тебе поможет? Почему ты так думаешь?
Ответы детей из контрольной подгруппы:
Номер вопроса | |||||
Ф. имя |
1 |
2 |
3 |
4 | |
З. Кирилл: |
Да. Рома и Ваня |
Они делятся игрушками |
В «Войнушку», «Машинки». Я |
Да. Да поможет. Не знаю | |
М. Иван |
Да. Андрей, Рома и Даша |
Им ничего не жалко |
В «Человека-паука», «Машинки». Не знаю |
Да. Поможет. Он мой друг | |
П. Владислав |
Да. Максим, Таня, Рома |
Они веселые и добрые |
В «Автобус», мозаику. Не знаю |
Да. Поможет. Мы друзья | |
К. Дарья |
Наверно да. Ну Света |
Не знаю |
В «Куклы», «Магазин». Я |
Да. Не знаю. Не знаю | |
С. Влада |
Да есть. Света, Таня, Валя |
Они веселые и красивые |
В «Куклы», «Парикмахерскую». Они |
Да. Поможет. Они мои друзья | |
Т. Миша |
Да. Андрей, Ваня |
Они меня угощают конфетами |
В «Войнушку», «Бэтмана». Я |
Да. Да. Не знаю | |
К. Милана |
Да. Даша, и Валя |
Они дают свои куклы |
В «Магазин», «Куклы». Не знаю |
Да. Поможет. Просто | |
К. София |
Да. Даша, Таня |
У них много игрушек |
В «Куклы», «Семью». Я |
Да. Да поможет. Не знаю | |
К. Лилия |
Есть. Таня |
Она хорошая |
В «Куклы», «Парикмахерскую». Я |
Конечно да. Да. Она мой друг | |
М. Максим |
Да. Владик |
Он добрый |
В «Машинки», «Войнушку». Не знаю |
Да. Наверно да. Не знаю |
Ответы детей из экспериментальной подгруппы:
Номер вопроса | ||||||||
Ф. имя |
1 |
2 |
3 |
4 | ||||
С. Артём |
Да. Толик и Денис |
Они веселые |
В «Машинки», «Войнушку». Не знаю |
Да. Поможет. Они мои друзья | ||||
Я. Ульяна |
Да есть. Денис, Станислав |
Они дают поиграть в их игрушки |
В «Водителя», «Человека-паука». Я |
Да. Да поможет. Не знаю | ||||
П. Доминика |
Есть. Марина, Галя |
Они угощают меня конфетами |
В «Семью», «Магазин». Я |
Помогу. Помогут. Просто так | ||||
К. Алина |
Да есть. Денис и Валера |
С ними весело |
В «Строителей», «Водителей». Не знаю |
Да. Да. Они мои друзья | ||||
Т. Никита |
Да. Денис, Толик |
Они всем со мной делятся |
В «Войнушку», «Человека-паука». Не знаю |
Да помогу. Помогу. Не знаю | ||||
И. Анна |
Есть. Аня, Катя и Галя |
Они хорошие |
В «Парикмахерскую», «Куклы». Я |
Да. Да. Они со мной дружат | ||||
М. Олег |
Да. Марина , Таня |
Они дают играть с их куклами |
В «Куклы», «Магазин». Не знаю |
Да. Да. Я просто знаю | ||||
Ж. Вероника |
Да есть. Марина и Аня |
Они мне дают печенье и чипсы |
Во все. Я не знаю |
Да помогу. Помогут. Не знаю | ||||
Б. Иван |
Есть. Валера, Денис и Станислав |
Они веселые, хорошие |
В «Машинки», «Самолеты». Не знаю |
Да. Помогут. Они мои друзья | ||||
Ш. Сергей |
Да. Катя, Марина |
Они дают играть с их игрушками |
Я во все люблю играть. Я |
Не знаю. Наверное. Не знаю |
3. Третий блок вопросов направлен на изучение уровня знаний детей о профессиях и значимости труда взрослых:
1)Какие ты знаешь профессии?
2)Для чего нужна профессия человеку?
3)Кем ты хочешь быть? Почему?
Ответы детей из контрольной подгруппы:
Номер вопроса | ||||
Ф. имя |
1 |
2 |
3 | |
З. Кирилл: |
Водитель, строитель |
Чтобы деньги иметь |
Водителем. Мне нравится | |
М. Иван |
Где делают обувь |
Чтобы еду покупать |
Не знаю | |
П. Владислав |
Водить машину |
Деньги зарабатывать |
Водить машину. Па тоже водит машину | |
К. Дарья |
Воспитатель, учитель |
Чтобы жить |
Воспитателем. Не знаю | |
С. Влада |
В магазине работает |
Не знаю |
В магазине работать. Не знаю | |
Т. Миша |
Забивать гвозди |
Просто так |
Не знаю | |
К. Милана |
Продавец, врач |
Зарабатывать деньги |
Врачом. Хочу лечить детей | |
К. София |
Воспитатель |
Покупать одежду и еду |
Воспитателем. Люблю играть с детьми | |
К. Лилия |
Кушать делают |
Чтобы работать |
Не знаю | |
М. Максим |
Строят дома |
Чтобы покупать конфеты и др. |
Строить дома. Не знаю |
Ответы детей из экспериментальной подгруппы:
Номер вопроса | |||||||
Ф. имя |
1 |
2 |
3 | ||||
С. Артём |
Строитель, таксист |
Чтобы работать |
Таксистом. Мой папа таксист | ||||
Я. Ульяна |
Водить машину |
Зарабатывать деньги |
Водить машину. Не знаю | ||||
П. Доминика |
Шить одежду |
Покупать все |
Ни кем. Не знаю | ||||
К. Алина |
Водитель |
Чтобы покупать одежду и еду |
Водителем. Мой папа водит машину | ||||
Т. Никита |
Чинить машину |
Не знаю |
Не знаю | ||||
И. Анна |
Продавец, учитель |
Чтобы работать |
Учителем. Не знаю | ||||
М. Олег |
Работает в банке |
Чтобы были деньги |
Работать в банке. Все себе покупать | ||||
Ж. Вероника |
Учить детей |
Чтобы жить |
Учить детей. Не знаю | ||||
Б. Иван |
Крановщик, продавец |
Чтобы работать |
Крановщиком. Как мой папа | ||||
Ш. Сергей |
Не знаю |
Просто так |
Ни кем ни хочу быть. Не знаю |
Информация о работе Представление дошкольнов о нравственных нормах и ценностях