Представление дошкольнов о нравственных нормах и ценностях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Проблема нравственного развития, привлекающая в настоящее время все большее внимание психологов, является важной и актуальной для комплекса наук, связанных с нравственным воспитанием: психологии, педагогики, философии, этики.
Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития личности. Это длительный и сложный процесс; его успешное осуществление требует согласованности и преемственности в воспитательной работе педагогов детских учреждений и школы.
Цель данной работы является выявление представлений дошкольников о нравственных нормах и ценностях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1 Понятие нравственных ценностей…………………………………………..5
1.2 Сущность и механизмы формирования привычек нравственного поведения………………………………………………………………………...10
1.3. Нравственные нормы и ценности в системе дошкольного образования..15
1.4 Основные средства и методы нравственного воспитания………………...19
Глава 2. ЭКСПИРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О НРАВСТВЕННЫХ НОРМАХ И ЦЕННОСТЯХ
2.1 Организация и методы исследования…......................................................25
2.2Диагностика детей..........................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………................................31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………........................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 1.docx

— 94.74 Кб (Скачать файл)

18. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И.Ф. Мулько. – М., 2004. – 96 с.

19. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986. – 96с.

20. Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / В.И. Петрова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 72с.

21. Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 72с.

22. Петрова, В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду / В.И. Петрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 80с.

23. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]; под общ. ред. Е.А. Панько. – 2-е изд. – Минск: НИО; Аверсэв, 2010. – 320с.

24. Программа «Развитие» / Л.А. Венгер [и др.]; под общ. ред. Л.А. Венгера. – М.: Новая школа, 1994. – 64с.

25. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова [и др.]; под общ. ред. Т.Н. Дороновой. – М.: Просвещение, 2003. – 80с.

26. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Свадковский. – М., 1972. – 144с.

27. Смирнова, Е.О. Системы и программы дошкольного воспитания / Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 118с.

28. Смирнова, Е.О. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С.56-63.

29. Субботский, Е.В. Нравственное развитие дошкольника / Е.В. Субботский // Вопросы психологии. - 1983. - №4. - С.29-37.

30. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. – 576с.

31. Ядешко, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядешко. – М.: Просвещение, 1988. – 415с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика детей на уровень  сформированности представлений о  нравственно-социальных нормах и ценностях

 

1. Первый блок направлен  на выявление у дошкольников  умений определять свое эмоциональное  состояние в разных ситуациях  и включает следующие вопросы:

1)Какое у тебя сейчас настроение?

2)Что ты чувствуешь, когда кто-то плачет?

3)Что ты чувствуешь, когда кто-то улыбается?

4)Что ты чувствуешь, когда ты плачешь (улыбаешься)?

 

Ответы детей из контрольной  подгруппы:

 

Номер вопроса

Ф. имя

1

2

3

4

З. Кирилл:

Хорошее

Грусть

Счастье

Мне плохо (хорошо)

М. Иван

Нормальное 

Не знаю

Радость

Боль (радость)

П. Владислав

Веселое

Не знаю

Веселье

Плохое настроение (веселье)

К. Дарья

Радостное

Печаль 

Радость

Мне плохо

(хорошо)

С. Влада

Хорошее

Грусть 

Радость

Не хорошо (хорошо)

Т. Миша

Не знаю

Плохо

Хорошо 

Не знаю

К. Милана

Радостное

Грусть

Радость

Мне грустно (радостно)

К. София

Радостное

Боль

Радость

Мне больно (радостно)

К. Лилия

Хорошее

Печаль 

Радость

Мне плохо (хорошо)

М. Максим

Веселое

Грусть

Веселье

Мне грустно (хорошо)


 

Ответы детей из экспериментальной  подгруппы:

 

Номер вопроса

Ф. имя

1

2

3

4

С. Артём

Радостное

Печаль 

Радость

Мне плохо

(хорошо)

Я. Ульяна

Радостное

Боль

Радость

Мне больно (радостно)

П. Доминика

Хорошее

Не знаю

Не знаю

Не хорошо (хорошо)

К. Алина

Не знаю

Плохо

Хорошо 

Не хорошо (хорошо)

Т. Никита

Веселое

Не знаю

Веселье

Плохое настроение (веселье)

И. Анна

Хорошее

Грусть

Радость

Мне плохо (хорошо)

М. Олег

Замечательное

Грусть 

Теплоту

Не хорошо (хорошо)

Ж. Вероника

Нормальное 

Мне больно

Радость

Боль (радость)

Б. Иван

Радостное

Боль

Радость

Мне больно (радостно)

Ш. Сергей

Веселое

Грусть

Веселье

Мне грустно (хорошо)


 

2. Второй блок предполагает  получение информации о сфере  межличностных отношений детей,  а также позволяет определить  характер их ценностных предпочтений  при выборе друзей и включает  следующие вопросы:

1)У тебя есть друзья? Кто они?

2)Почему ты считаешь их своими друзьями? Опиши их.

3)В какие игры ты играешь с друзьями? Кто первый уступает в игре?

4)Если твоему другу плохо, ты поможешь ему? А он тебе поможет? Почему ты так думаешь?

Ответы детей из контрольной  подгруппы:

 

Номер вопроса

Ф. имя

1

2

3

4

З. Кирилл:

Да. Рома и Ваня

Они делятся игрушками

В «Войнушку», «Машинки». Я 

Да. Да поможет. Не знаю

М. Иван

Да. Андрей, Рома и Даша

Им ничего не жалко

В «Человека-паука», «Машинки». Не знаю

Да. Поможет. Он мой друг

П. Владислав

Да. Максим, Таня, Рома

Они веселые и добрые

В «Автобус», мозаику. Не знаю

Да. Поможет. Мы друзья

К. Дарья

Наверно да. Ну Света

Не знаю

В «Куклы», «Магазин». Я 

Да. Не знаю. Не знаю

С. Влада

Да есть. Света, Таня, Валя

Они веселые и красивые

В «Куклы», «Парикмахерскую». Они

Да. Поможет. Они мои друзья

Т. Миша

Да. Андрей, Ваня

Они меня угощают конфетами

В «Войнушку», «Бэтмана». Я

Да. Да. Не знаю

К. Милана

Да. Даша, и Валя

Они дают свои куклы

В «Магазин», «Куклы». Не знаю

Да. Поможет. Просто

К. София

Да. Даша, Таня

У них много игрушек

В «Куклы», «Семью». Я

Да. Да поможет. Не знаю

К. Лилия

Есть. Таня

Она хорошая

В «Куклы», «Парикмахерскую». Я

Конечно да. Да. Она мой друг

М. Максим

Да. Владик

Он добрый

В «Машинки», «Войнушку». Не знаю

Да. Наверно да. Не знаю


Ответы детей из экспериментальной  подгруппы:

 

 

Номер вопроса

Ф. имя

1

2

3

4

С. Артём

Да. Толик и Денис 

Они веселые

В «Машинки», «Войнушку». Не знаю

Да. Поможет. Они мои друзья

Я. Ульяна

Да есть. Денис, Станислав

Они дают поиграть в их игрушки

В «Водителя», «Человека-паука». Я

Да. Да поможет. Не знаю

П. Доминика

Есть. Марина, Галя

Они угощают меня конфетами

В «Семью», «Магазин». Я

Помогу. Помогут. Просто так

К. Алина

Да есть. Денис и Валера

С ними весело

В «Строителей», «Водителей». Не знаю

Да. Да. Они мои друзья

Т. Никита

Да. Денис, Толик

Они всем со мной делятся

В «Войнушку», «Человека-паука». Не знаю

Да помогу. Помогу. Не знаю

И. Анна

Есть. Аня, Катя и Галя

Они хорошие

В «Парикмахерскую», «Куклы». Я

Да. Да. Они со мной дружат

М. Олег

Да. Марина , Таня

Они дают играть с их куклами

В «Куклы», «Магазин». Не знаю

Да. Да. Я просто знаю

Ж. Вероника

Да есть. Марина и Аня

Они мне дают печенье и чипсы

Во все. Я не знаю

Да помогу. Помогут. Не знаю

Б. Иван

Есть. Валера, Денис и Станислав

Они веселые, хорошие

В «Машинки», «Самолеты». Не знаю

Да. Помогут. Они мои друзья

Ш. Сергей

Да. Катя, Марина

Они дают играть с их игрушками

Я во все люблю играть. Я 

Не знаю. Наверное. Не знаю


 

3. Третий блок вопросов  направлен на изучение уровня  знаний детей о профессиях  и значимости труда взрослых:

1)Какие ты знаешь профессии?

2)Для чего нужна профессия человеку?

3)Кем ты хочешь быть? Почему?

Ответы детей из контрольной  подгруппы:

 

Номер вопроса

Ф. имя

1

2

3

З. Кирилл:

Водитель, строитель

Чтобы деньги иметь

Водителем. Мне нравится

М. Иван

Где делают обувь

Чтобы еду покупать

Не знаю

П. Владислав

Водить машину

Деньги зарабатывать

Водить машину. Па тоже водит машину

К. Дарья

Воспитатель, учитель

Чтобы жить

Воспитателем. Не знаю

С. Влада

В магазине работает

Не знаю

В магазине работать. Не знаю

Т. Миша

Забивать гвозди

Просто так

Не знаю

К. Милана

Продавец, врач

Зарабатывать деньги

Врачом. Хочу лечить детей

К. София

Воспитатель

Покупать одежду и еду

Воспитателем. Люблю играть с детьми

К. Лилия

Кушать делают

Чтобы работать

Не знаю

М. Максим

Строят дома

Чтобы покупать конфеты и др.

Строить дома. Не знаю


Ответы детей из экспериментальной  подгруппы:

 

 

Номер вопроса

Ф. имя

1

2

3

С. Артём

Строитель, таксист

Чтобы работать

Таксистом. Мой папа таксист

Я. Ульяна

Водить машину

Зарабатывать деньги

Водить машину. Не знаю

П. Доминика

Шить одежду

Покупать все

Ни кем. Не знаю

К. Алина

Водитель 

Чтобы покупать одежду и еду

Водителем. Мой папа водит машину

Т. Никита

Чинить машину

Не знаю

Не знаю

И. Анна

Продавец, учитель

Чтобы работать

Учителем. Не знаю

М. Олег

Работает в банке

Чтобы были деньги

Работать в банке. Все себе покупать

Ж. Вероника

Учить детей

Чтобы жить

Учить детей. Не знаю

Б. Иван

Крановщик, продавец

Чтобы работать

Крановщиком. Как мой папа

Ш. Сергей

Не знаю

Просто так

Ни кем ни хочу быть. Не знаю

Информация о работе Представление дошкольнов о нравственных нормах и ценностях