Представление дошкольнов о нравственных нормах и ценностях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Проблема нравственного развития, привлекающая в настоящее время все большее внимание психологов, является важной и актуальной для комплекса наук, связанных с нравственным воспитанием: психологии, педагогики, философии, этики.
Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития личности. Это длительный и сложный процесс; его успешное осуществление требует согласованности и преемственности в воспитательной работе педагогов детских учреждений и школы.
Цель данной работы является выявление представлений дошкольников о нравственных нормах и ценностях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1 Понятие нравственных ценностей…………………………………………..5
1.2 Сущность и механизмы формирования привычек нравственного поведения………………………………………………………………………...10
1.3. Нравственные нормы и ценности в системе дошкольного образования..15
1.4 Основные средства и методы нравственного воспитания………………...19
Глава 2. ЭКСПИРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О НРАВСТВЕННЫХ НОРМАХ И ЦЕННОСТЯХ
2.1 Организация и методы исследования…......................................................25
2.2Диагностика детей..........................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………................................31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………........................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 1.docx

— 94.74 Кб (Скачать файл)

И.Ф. Исаев [21] подчеркивает, что ценностные характеристики относятся  как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему  различные виды творческой деятельности. В процессе творчества создаются  новые ценные предметы, блага, а также  раскрывается и развивается творческий потенциал личности. Следовательно, именно творчество создает культуру и гуманизирует мир. Гуманизирующая роль творчества определяется еще и  тем, что его продукт никогда  не бывает реализацией только одной  ценности. В силу того, что творчество есть открытие или создание новых, неизвестных  ранее ценностей, оно, создавая даже "одноценностный" предмет, вместе с тем обогащает и человека, раскрывает в нем новые способности, приобщает его к миру ценностей  и включает в сложную иерархию этого мира.

Р.С. Буре [6] отмечает, что  в процессе формирования нравственных ценностей, у детей старшего дошкольного  возраста, особую роль играет взрослый. Взрослый человек предстает перед  детьми в двух функциях: как носитель социального опыта, норм и правил поведения, знаний о мире и как  организатор процесса воспитания и  обучения. И первая и вторая функция  реализуются в двух формах: стихийно и целенаправленно.

С точки зрения С.А. Козловой [15], каждый взрослый к моменту его  «встречи» с ребенком уже имеет  довольно большой социально - нравственных опыт. В этом опыте соединяется  то, что накопило человечество в  виде культуры, традиций, быта, моральных  ценностей и было осознанно и  принято современным человеком. Общаясь со взрослым, ребенок наблюдает  за его деятельностью, слышит его  оценки, видит его поступки. Но процесс  формирования нравственных ценностей  у дошкольников будет происходить  лишь в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют  ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается нравственных ценностей.

В своей статье «о нравственном воспитании в педагогических концепциях»  Л. Волобуева и Е. Авилова [4] определили, что формирование нравственных ценностей  – это процесс воспитания нравственного  поведения и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение  человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к  совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные  когда у воспитанника создаются  потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования нравственных качеств необходимо, чтобы  мотивы, с помощью которых детей  побуждают к восприятию и осознанию  нравственных ценностей, были значимыми  в их глазах, чтобы отношение к  нравственным качествам у ребят  было эмоционально положительным и  чтобы при необходимости дети были способны проявить данные качества в определенных ситуациях.

Большое значение в процессе формирования нравственных ценностей, по мнению С.А. Козловой [15], играет эмоциональная  активность дошкольников. Эмоциональная  активность - это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание  принять участие в событии, оценить  его. Эмоциональная активность может  проявляться в экспрессивной  окраске речи, в мимике, жестах, движениях. Существенными показателями воздействия  знаний на ребенка являются характер его поведения после занятия: вопросы, раздумья, стремление кому-то что-то пересказать, а также содержание его игр и изобразительной  деятельности. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает его живым, позволяющим судить об отношении ребенка к полученным знаниям. Также необходимо использовать разнообразные методы и приемы, такие  как: сюрпризный момент, элементы новизны, юмор, шутку.

 

1.2 Механизмы формирования представлений и привычек нравственного поведения

 

 

Итак, процесс нравственного  воспитания — это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и детей, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Психолого-педагогический обзор  литературы показывает, что относительно детей дошкольного возраста достаточно разносторонне разработана проблема морального развития и воспитания ребенка (Р.С. Буре, А.В. Запорожец, И.В. Княжева, В.К. Котырло, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Ж. Пиаже, Т.А. Репина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.). В исследованиях  по изучаемой проблеме рассматриваются  вопросы, касающиеся моральных представлений, знаний и суждений; морального поведения; моральных чувств дошкольников.

Ж. Пиаже был одним из первых, кто подверг глубокому  и детальному изучению моральные  представления, знания и суждения детей (т.е. моральное сознание). Он установил, что в процессе развития моральное  сознание детей проходит две стадии: 1) объективной морали, 2) субъективной морали. Именно для детей дошкольного  возраста типична и характерна объективная  мораль. Под объективной моралью  Ж. Пиаже отмечал такую мораль, когда ребенок считает безнравственным  тот поступок, который имеет наиболее серьезные объективные последствия  и совсем не обращает внимания на мотивы и намерения, скрывающиеся за поступком. Ж. Пиаже раскрыл причины, порождающие объективную мораль (эгоцентризм детской мысли ребенка; интеллектуальное принуждение взрослого) и особо подчеркнул их следствие – возникновение у детей внешних представлений о правилах и нормах.

В дальнейшем нравственные представления, знания и суждения дошкольника  изучались уже в сопоставлении  с моральным поведением (С.Н.Карпова, В.К. Котырло, Л.Г. Петрушина, Е.В. Субботский) и выделяются особенности, свойственные детям дошкольного возраста: в  развитии моральные представления  «опережают» моральное поведение (С.Н. Карпова, Л.Г.Петрушина, С.Г. Якобсон); у дошкольника наблюдается явное  расхождение между вербальным и  реальным поведением (Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон); наличие моральных  представлений является необходимым, но не решающим фактором и условием в соблюдении нравственных норм, а  решающее значение отводится способности  ребенка условно разграничивать позиции объекта и субъекта и выступать в каждой из них (Т.А. Репина, С.Г.Якобсон).

В исследованиях достаточно широко рассматривается проблема моральных  чувств ребенка (А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, И.В. Княжева, Я.З. Неверович, Т.А. Репина, В. Штерн  и др.). Учеными подчеркивается, что  моральные чувства дети выражают и проявляют во внимании к нуждам и интересам другого, в способности  считаться с положением другого, выражать сочувствие к чужим бедам  и радостям. Ими отмечается, что  эмоциональная сфера занимает на протяжении дошкольного детства  центральное место (В.В. Зеньковский); моральная активность имеет эмоциональный  характер (В.В. Зеньковский); эмоции и  чувства доминируют над разумом  и являются пусковыми в поведении (А.В. Запорожец, А.Д.Кошелева, М.Н. Матюшина, С.Г. Якобсон).

Таким образом, в центре внимания проблемы морального развития и воспитания детей дошкольного возраста оказываются  следующие вопросы: психологические  механизмы становления и развития моральных чувств, представлений  и поведения; характерные особенности  и закономерности морального развития дошкольника; педагогические условия  и средства, способствующие формированию поступков нравственного поведения  у детей.

Сегодня достоверно известно, что нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный  процесс педагогической, соответствующей  нормам общечеловеческой морали, организации  всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. «Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения» [21; 63].

Основополагающей базовой  категорией нравственного воспитания, по мнению Б.Т. Лихачева, является понятие  нравственного чувства – «постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребенком» [16; 463].

Оценка нравственного  чувства как основообразующего  начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитие нравственного  сознания предполагает знание моральных  принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного  положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства нравственного  сознания - активный процесс отражения ребенка своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и  стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности.

Нравственное поведение  личности имеет следующую последовательность:

жизненная ситуация - переживание - осмысление ситуации и мотивов - выбор  и принятие решения - стимул - поступок.

Дети часто не склонны  к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их случайным решениям. Выбор, поведения осуществляется ими  под влиянием психологии толпы, случайных  внешних воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обуславливается силой  действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка  возможности сделать сознательный выбор и реализовать волевое  действие. Смысл воспитания у детей  свободной нравственной воли в том, чтобы научить их владеть собой, помочь обрести внутреннюю свободу, решимость непреклонного действия в соответствии с нравственным чувством и убеждением, утверждения в отношениях с людьми моральных норм. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам  и в привычных формах нравственного  поведения. Воспитание помогает ребенку  прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и  самоуправлению. На протяжении этого  пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным  поведением.

Начальный уровень, практически  внутренне бесконтрольный, характеризуется  зависимостью поведения от неосознанных импульсов и внешних воздействий. Постепенно, через эмоциональную  подсознательную сферу психики, формируются привычки и привычные  формы поведения. На этом уровне развития возникает возможность некоторого самоконтроля над поведением благодаря  привычкам, укреплению привычных действий. На базе привычного поведения, под влиянием целенаправленного педагогического  воздействия у ребенка развивается  нравственное мышление. Вместе с ним  и с его помощью, на базе нравственных чувств, сознания и воли образуются нравственность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Эти свойства и качества личности представляют собою психические преобразования, которые возникают в результате активного взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений. Они устойчиво проявляется ребенком в этих отношениях, сознаются, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках и привычных формах поведения. Высшим уровнем нравственного поведения является сознательное владение собой, сохранение твердости, верности нравственным убеждениям, особенно в кризисных и экстремальных ситуациях. Для детей постоянно такие ситуации возникают в процессе жизни.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера  субъективного нравственного пространства, в котором они живут. Это раскрывает моральный климат в коллективе. Воспитатель  сводит до минимума стихийные влияния  в зоне нравственного пространства и взаимодействия. Возникновение  противоречий в жизненных отношениях ребят и внешним миром и  между собой порождает напряженность  переживаний, что проявляется в  противодействиях, сопротивлению воспитанию, в скрытых и открытых конфликтах. Ошибочно рассматривать противоречивость в поведении и сознании старших  дошкольников как явление случайное  или только как результат недоработок  в воспитании.

Воспитатели, изучая причины  невыполнения правил поведения детьми, выделяют три основных варианта воспитательного  воздействия:

1. Дети не знают некоторых правил. Это причина простая и легко устранимая;

2. Дети знают правила, но не умеют их выполнять. Значит надо не только рассказывать, но и показывать, как можно вести себя в подобной ситуации, как надо выполнять это правило.

3. Дети знают правила, знают как их выполнять, но не выполняют. Это происходит потому, что некоторые правила дети считают ненужными и неважными. Кроме того, дети видят, что взрослые не придерживаются единства в требованиях, предъявляемых детям, или дети не выполняют правила из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию.

В преодолении ребенком внешних  и внутренних противоречий заключается  сама суть нравственного становления  личности. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой  и ложью, эгоизмом и коллективизмом формируются черты характера, нравственные качества.

Нравственное воспитание – не заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения. Оно - активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Таким образом, педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения.

Нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они  определяются господствующими общественными  отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания – формирование нравственно  устойчивой цельной личности. Это  определяет направление и организацию  всего процесса нравственного воспитания.

Информация о работе Представление дошкольнов о нравственных нормах и ценностях