Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 21:32, курсовая работа
Проблема нравственного развития, привлекающая в настоящее время все большее внимание психологов, является важной и актуальной для комплекса наук, связанных с нравственным воспитанием: психологии, педагогики, философии, этики.
Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития личности. Это длительный и сложный процесс; его успешное осуществление требует согласованности и преемственности в воспитательной работе педагогов детских учреждений и школы.
Цель данной работы является выявление представлений дошкольников о нравственных нормах и ценностях.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1 Понятие нравственных ценностей…………………………………………..5
1.2 Сущность и механизмы формирования привычек нравственного поведения………………………………………………………………………...10
1.3. Нравственные нормы и ценности в системе дошкольного образования..15
1.4 Основные средства и методы нравственного воспитания………………...19
Глава 2. ЭКСПИРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О НРАВСТВЕННЫХ НОРМАХ И ЦЕННОСТЯХ
2.1 Организация и методы исследования…......................................................25
2.2Диагностика детей..........................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………................................31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………........................................................................33
И.Ф. Исаев [21] подчеркивает, что ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности. В процессе творчества создаются новые ценные предметы, блага, а также раскрывается и развивается творческий потенциал личности. Следовательно, именно творчество создает культуру и гуманизирует мир. Гуманизирующая роль творчества определяется еще и тем, что его продукт никогда не бывает реализацией только одной ценности. В силу того, что творчество есть открытие или создание новых, неизвестных ранее ценностей, оно, создавая даже "одноценностный" предмет, вместе с тем обогащает и человека, раскрывает в нем новые способности, приобщает его к миру ценностей и включает в сложную иерархию этого мира.
Р.С. Буре [6] отмечает, что в процессе формирования нравственных ценностей, у детей старшего дошкольного возраста, особую роль играет взрослый. Взрослый человек предстает перед детьми в двух функциях: как носитель социального опыта, норм и правил поведения, знаний о мире и как организатор процесса воспитания и обучения. И первая и вторая функция реализуются в двух формах: стихийно и целенаправленно.
С точки зрения С.А. Козловой
[15], каждый взрослый к моменту его
«встречи» с ребенком уже имеет
довольно большой социально - нравственных
опыт. В этом опыте соединяется
то, что накопило человечество в
виде культуры, традиций, быта, моральных
ценностей и было осознанно и
принято современным человеком.
Общаясь со взрослым, ребенок наблюдает
за его деятельностью, слышит его
оценки, видит его поступки. Но процесс
формирования нравственных ценностей
у дошкольников будет происходить
лишь в тех случаях, когда родители,
воспитатели преднамеренно
В своей статье «о нравственном
воспитании в педагогических концепциях»
Л. Волобуева и Е. Авилова [4] определили,
что формирование нравственных ценностей
– это процесс воспитания нравственного
поведения и нравственных привычек.
Поступок характеризует отношение
человека к окружающей действительности.
Чтобы вызвать нравственные поступки,
надо создать соответствующие
Большое значение в процессе формирования нравственных ценностей, по мнению С.А. Козловой [15], играет эмоциональная активность дошкольников. Эмоциональная активность - это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Эмоциональная активность может проявляться в экспрессивной окраске речи, в мимике, жестах, движениях. Существенными показателями воздействия знаний на ребенка являются характер его поведения после занятия: вопросы, раздумья, стремление кому-то что-то пересказать, а также содержание его игр и изобразительной деятельности. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает его живым, позволяющим судить об отношении ребенка к полученным знаниям. Также необходимо использовать разнообразные методы и приемы, такие как: сюрпризный момент, элементы новизны, юмор, шутку.
1.2 Механизмы формирования представлений и привычек нравственного поведения
Итак, процесс нравственного воспитания — это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и детей, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.
Психолого-педагогический обзор
литературы показывает, что относительно
детей дошкольного возраста достаточно
разносторонне разработана
Ж. Пиаже был одним из
первых, кто подверг глубокому
и детальному изучению моральные
представления, знания и суждения детей
(т.е. моральное сознание). Он установил,
что в процессе развития моральное
сознание детей проходит две стадии:
1) объективной морали, 2) субъективной
морали. Именно для детей дошкольного
возраста типична и характерна объективная
мораль. Под объективной моралью
Ж. Пиаже отмечал такую мораль,
когда ребенок считает
В дальнейшем нравственные
представления, знания и суждения дошкольника
изучались уже в сопоставлении
с моральным поведением (С.Н.Карпова,
В.К. Котырло, Л.Г. Петрушина, Е.В. Субботский)
и выделяются особенности, свойственные
детям дошкольного возраста: в
развитии моральные представления
«опережают» моральное
В исследованиях достаточно широко рассматривается проблема моральных чувств ребенка (А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, И.В. Княжева, Я.З. Неверович, Т.А. Репина, В. Штерн и др.). Учеными подчеркивается, что моральные чувства дети выражают и проявляют во внимании к нуждам и интересам другого, в способности считаться с положением другого, выражать сочувствие к чужим бедам и радостям. Ими отмечается, что эмоциональная сфера занимает на протяжении дошкольного детства центральное место (В.В. Зеньковский); моральная активность имеет эмоциональный характер (В.В. Зеньковский); эмоции и чувства доминируют над разумом и являются пусковыми в поведении (А.В. Запорожец, А.Д.Кошелева, М.Н. Матюшина, С.Г. Якобсон).
Таким образом, в центре внимания
проблемы морального развития и воспитания
детей дошкольного возраста оказываются
следующие вопросы: психологические
механизмы становления и
Сегодня достоверно известно, что нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. «Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения» [21; 63].
Основополагающей базовой
категорией нравственного воспитания,
по мнению Б.Т. Лихачева, является понятие
нравственного чувства – «
Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитие нравственного сознания предполагает знание моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства нравственного сознания - активный процесс отражения ребенка своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности.
Нравственное поведение
личности имеет следующую
жизненная ситуация - переживание - осмысление ситуации и мотивов - выбор и принятие решения - стимул - поступок.
Дети часто не склонны
к глубокому осмыслению ситуации,
что приводит их случайным решениям.
Выбор, поведения осуществляется ими
под влиянием психологии толпы, случайных
внешних воздействий, массовых увлечений,
импульсивных стимулов. Неустойчивость
мотивов обуславливается силой
действия сопутствующих ситуации чувств,
например, страха, лишающего ребенка
возможности сделать
Начальный уровень, практически
внутренне бесконтрольный, характеризуется
зависимостью поведения от неосознанных
импульсов и внешних
Успех нравственного воспитания
детей во многом зависит от характера
субъективного нравственного
Воспитатели, изучая причины невыполнения правил поведения детьми, выделяют три основных варианта воспитательного воздействия:
1. Дети не знают некоторых правил. Это причина простая и легко устранимая;
2. Дети знают правила, но не умеют их выполнять. Значит надо не только рассказывать, но и показывать, как можно вести себя в подобной ситуации, как надо выполнять это правило.
3. Дети знают правила, знают как их выполнять, но не выполняют. Это происходит потому, что некоторые правила дети считают ненужными и неважными. Кроме того, дети видят, что взрослые не придерживаются единства в требованиях, предъявляемых детям, или дети не выполняют правила из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию.
В преодолении ребенком внешних и внутренних противоречий заключается сама суть нравственного становления личности. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом формируются черты характера, нравственные качества.
Нравственное воспитание – не заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения. Оно - активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Таким образом, педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения.
Нравственное воспитание
имеет свои специфические цели. Они
определяются господствующими общественными
отношениями и духовными
Информация о работе Представление дошкольнов о нравственных нормах и ценностях