Представление дошкольнов о нравственных нормах и ценностях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Проблема нравственного развития, привлекающая в настоящее время все большее внимание психологов, является важной и актуальной для комплекса наук, связанных с нравственным воспитанием: психологии, педагогики, философии, этики.
Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития личности. Это длительный и сложный процесс; его успешное осуществление требует согласованности и преемственности в воспитательной работе педагогов детских учреждений и школы.
Цель данной работы является выявление представлений дошкольников о нравственных нормах и ценностях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1 Понятие нравственных ценностей…………………………………………..5
1.2 Сущность и механизмы формирования привычек нравственного поведения………………………………………………………………………...10
1.3. Нравственные нормы и ценности в системе дошкольного образования..15
1.4 Основные средства и методы нравственного воспитания………………...19
Глава 2. ЭКСПИРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О НРАВСТВЕННЫХ НОРМАХ И ЦЕННОСТЯХ
2.1 Организация и методы исследования…......................................................25
2.2Диагностика детей..........................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………................................31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………........................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 1.docx

— 94.74 Кб (Скачать файл)

Специфика процесса нравственного  воспитания обусловлена также и  его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения  норм общественного нравственного  сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого ребенка. Сложность процесса нравственного  воспитания в том, что его организация  есть одновременно организация всей жизни детей, всей их деятельности и  отношений, оно совершается и  углубляется в процессе их нравственного  осознанного осуществления.

«Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей» [27; 253].

Таким образом, рассмотрев теоретические  аспекты нравственного воспитания и формирования привычек нравственного  поведения у детей дошкольного  возраста, можно сделать вывод, что  проблема воспитания привычек нравственного  поведения у детей не нова и  в этой области сделано немало открытий. Тем не менее, эта проблема усложняется и приобретает особую актуальность в связи с возникшими в последние полтора десятилетия  в нашем обществе угрозами (ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная  отчуждением человека от культуры как  способа сохранения и передачи ценностей), которые ведут к трансформации  понимания добра и зла у  подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной  деградации.

По этой причине сегодня  доминирующими ориентирами в  определении содержания нравственного  воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм.

Таким образом, процесс нравственного  воспитания имеет свою специфику  и трудности, однако совместная работа педагога и семьи может сформировать у детей нравственные представления и привычки нравственного поведения.

 

1.3. Нравственные нормы  и ценности в системе дошкольного образования

 

 

Содержанием нравственного  воспитания является формирование таких  нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские  отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и  радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.

Методы реализации этих задач  в типовой программе ограничены двумя направлениями: создание условий  для практического опыта и  формирование правильных моральных  оценок.

К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта  общественного поведения, относятся:

1. Воспитание нравственных  привычек;

2. Пример взрослого или  других детей; 

3. Целенаправленные наблюдения  за трудом взрослых или игрой  детей; 

4. Организация совместной  деятельности;

5. Совместная игра.

Нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в  самых разных условиях: в бытовой  и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.

Во вторую группу методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок, входят: беседа воспитателя на этические  темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения, а также метод  поощрений и наказаний.

Итак, главный акцент в  этой программе делается на формирование коллективистской направленности детей. Задача заключается не в воспитании сопереживания и сочувствия другому, а в формировании чувства своей  связи с группой и осознания  себя частью коллектива. При таком  подходе человеческая личность (как  своя, так и другого) не выделяется, а, наоборот, стирается и растворяется в коллективе.

Хотя в задачах и провозглашается развитие гуманных чувств и положительных взаимоотношений, предлагаемые методы направлены либо на формирование правильного поведения (воспроизведение положительных образцов, формирование положительных привычек), либо на формирование представлений, оценок и суждений.

Настоящее время характеризуется  чрезвычайной вариативностью и разнообразием  программ дошкольного образования. Можно отметить наиболее популярные программы: «Пралеска», «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дружные ребята», «Истоки». Анализируя их, уделим особое внимание направленности той или иной программы на нравственное воспитание ребенка, попытаемся, прежде всего, очертить цели и задачи, связанные с нравственным воспитанием детей, и те методы их решения, которые предлагают авторы.

В национальную базовую программу  Республики Беларусь «Пралеска» включен  раздел «Я и мир вокруг меня», в  котором ставятся задачи по приобщению детей к общечеловеческим и национально-культурным ценностям, развитию интереса к познанию себя и окружающей среды. «Отдельно  выделен блок «Человек и общество». К числу задач данного блока  в группе «Фантазеры» относятся: оказание помощи и социализации, постижении морально-этических норм и правил жизни в обществе, воспитание любви  и уважения к родителям, формирование гуманных взаимоотношений с окружающими  людьми. В данном блоке закладываются  задачи по формированию представлений  о человеке, семье, сверстниках, и  обществе в целом. Подраздел «Ребенок как член семьи» направлен на формирование навыков культурного общения  и взаимодействия с родными, развитие желания и умения оказывать эмоциональную  поддержку, посильную помощь близким  людям. В подразделе «Ребенок как  член детской группы» раскрыты вопросы  формирования представлений о правилах поведения в «детском обществе», развития способностей к взаимопониманию  и сопереживанию в отношениях со сверстниками. В следующем подразделе «Ребенок как член общества» делается акцент на расширение знаний дошкольников о родном городе, стране, формирование навыков социально одобряемого  поведения в общественных местах, стимулирование желания получить в  будущем интересную и нужную профессию. В центре внимания раздела «Развиваемся в деятельности» находится решение  задачи формирования у детей норм и правил поведения, а также культуры общения со взрослыми и сверстниками» [25; 6].

В настоящее время достаточно широкое распространение получила программа «Развитие», разработанная  Л.А. Венгером и его учениками. В ее основу легли два теоретических положения: теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и концепция самого Л.А. Венгера о развитии способностей. Соответственно, «целями данной программы является развитие умственных и художественных способностей, а также специфически дошкольных видов деятельности» [26].

Авторами программы не ставятся специальные задачи нравственного  воспитания детей по причине того, что оно достигается «общей организацией жизни группы, эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям детей между собой» [26; 7]. Несмотря на это, в программе заложены предпосылки развития нравственных отношений через игру, изобразительную деятельность и ознакомление с художественной литературой. Однако вопрос о том, действительно ли нравственное развитие достигается данными средствами, остается открытым. Поэтому судить о степени эффективности данной программы для нравственного развития достаточно сложно.

Достаточно большой популярностью  пользуется в настоящее время  программа «Радуга»[27]. Это комплексная программа воспитания, образования и развития детей. Она направлена на решение трех основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребенка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяются, в частности, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Это достигается путем формирования моральных норм: ритуалов приветствия и прощания, ритуалов празднования дней рождений, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализации агрессивных проявлений, а также демонстрации детям норм справедливости и их равных прав. Другой важной целью воспитания является формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. Решать эту задачу предлагается путем побуждения детей откликаться на боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрации примеров чуткого отношения к живым существам, а также акцентом на сходство чувств всех людей (боль, страх).

Однако программа страдает недостаточной разработанностью практических средств для решения тех целей  и задач, которые в ней поставлены, нет описания конкретных педагогических методов и приемов их достижения.

В последнее время широкое  распространение получила комплексная  образовательная программа «Детство», разработанная коллективом кафедры  дошкольной педагогики Российского  государственного педагогического  университета им. А.И. Герцена.

В отличие от других программ в ней нравственное развитие ребенка  и формирование гуманных отношений  с другими детьми является одной  из центральных задач. «Девиз программы: «Чувствовать–Познавать–Творить». Соответственно, проблема эмоционального развития дошкольника, обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка в общении со взрослым и сверстниками и гармонии ребенка с предметным миром решается в разделе «Чувства», в задачи которого входит развитие эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении и поступках»[4].

Основным средством решения  поставленных задач авторы считают  «усвоение детьми идеи единства всего  живого». Воспитатель посредством  бесед и обсуждений проблемных ситуаций знакомит детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для  понимания в данном возрасте. Благодаря  этому, по мнению авторов, дети сами начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям, у детей формируется понятие  о гуманном и негуманном поведении.

Еще одним важным средством  развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в программе «Детство», как и во многих других, является приобщение к искусству: музыке, литературе, народной культуре.

Во многих детских садах  широко используется программа «Дружные ребята», разработанная авторским  коллективом под руководством Р.С. Буре. Данная программа, в отличие  от многих других, направлена непосредственно  на воспитание гуманистической направленности, а именно на формирование гуманных чувств и дружеских отношений  дошкольников. Формирование гуманных чувств, по замыслу авторов, достигается  путем осознания ценности доброжелательного  отношения к другим и через  обучение эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков.

Гуманистическая направленность поведения понимается как обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться  в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять  эмоциональную чувствительность к  состоянию сверстников. Авторы предлагают следующие методы и средства воспитания гуманных чувств и дружеских отношений  дошкольников:

-рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания;

-чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев;

-игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы;

-положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.

Отзывчивость характеризуется  в программе как умение замечать ситуации, в которых его сверстник  испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт. В качестве основных методов воспитания отзывчивости авторы предлагают учить детей обращать внимание на эмоциональное неблагополучие сверстников и преодолевать свое и чужое эмоциональное неблагополучие. Так накапливается опыт практических действий, направленных на оказание помощи другому; дети побуждаются к проявлению отзывчивости и доброжелательности.

Таким образом, несмотря на новизну заявленных целей программы, их реализация подразумевает старые средства и методы.

Итак, можно отметить, что  в рассмотренных программах наблюдаются некоторые расхождение между целями нравственного воспитания и методами их практической реализации. При сравнении задач и методов их решения обнаруживается, что, несмотря на многообразие и новизну целей инновационных программ, многие из них привлекают старые средства, которые использовались еще в типовой программе.

 

1.4 Основные средства и методы нравственного воспитания

 

 

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

1.Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2.Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

3.Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Информация о работе Представление дошкольнов о нравственных нормах и ценностях