Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: виды страхов у детей дошкольного возраста .
Предмет исследования: особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей
Гипотеза исследования: Коэффициент страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей выше коэффициента страхов их сверстников из полных семей.
Задачи:
1. Провести анализ имеющейся, по данному вопросу, научной литературы
2. Изучить методики выявления страхов у детей дошкольного возраста
3. Провести диагностику на наличие страха у детей данной возрастной группы
4. Изучить психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в неполных семьях
5. Выявить различие или сходства страхов у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в полной и неполной семье
Организация исследования: работа выполнена на базе ДОУ №397 г. Минска.
В исследовании приняли участие 60 дошкольников 4-6 лет, из них 30 проживающих в полных семьях и 30 человек из неполных семей. Методы исследования: беседа, наблюдение, экспериментально-психологический , статистический методы

Содержание

Введение
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Психология страха…………………………………………………………….6
1.1.1 Понятие страха, особенности проявления………………………………...6
1.1.2 Причины возникновения страха…………………………………………..9
1.1.3 Классификация страхов…………………………………………………..13
1. 2 Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...18
1.2.1 Характеристика дошкольного возраста………………………………..18
1.2. 2 Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте………20
1.2.3 Ночные кошмары у детей дошкольного возраста………………………24
1.2.4 Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей………………………. ………………....31
1.3 Способы коррекции детских страхов…………………………...34
Выводы по разделу 1 ………………………………………………………….37
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, структура и методы исследования………………………………….39
2.2. Описание диагностического материала…………………………………...41
РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Анализ результатов психологических методик…………………………...47
3.2. Статистическая обработка и математические методы исследования…...53
Выводы по разделу 3…………………………………………………………..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….69

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсач на 5.docx

— 172.46 Кб (Скачать файл)

К. Изард  подразделяет причины страха на внешние (внешние процессы и события) и  внутренние (влечения и гомеостатические процессы, т. е. потребности, и когнитивные  процессы, т. е. представление человеком  опасности при воспоминании или  предвидении)[1]. С. Речменом (Rachman, 1974), результатом исключительно научения (например, сигнал воздущной тревоги). С этой точкой зрения не  согласен Дж. Боулби, который полагает, что многие культурные детерминанты страха при ближайшем рассмотрении могут оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализации или проекции. Например, боязнь воров или привидений может быть рационализацией страха темноты, страх перед попаданием молнии - рационализацией страха грома и т. д. Многие страхи связаны с боязнью боли: ситуации, которые вызывают боль (угроза боли), могут вызывать страх независимо от наличного ощущения боли[16]. Речмен возражает против концепции травматического обусловливания страха, которая импонирует многим ученым (среди отечественных ученых большое место связи боли и различных видов страха уделяет В. С. Дерябин). Он отмечает тот факт, что многие люди боятся змей, однако никогда не имели с ними контакта, тем более болезненного[1]. Е. А. Калинин (1970) в качестве детерминант страха у гимнастов отмечает недолеченную травму, недостаточный опыт выступления в ответственных соревнованиях, длительный перерыв в выступлениях[1]. А. С. Зобов (1983) все опасности, вызывающие страх, разделил на три группы: 1) реальные, объективно угрожающие здоровью и благополучию личности; 2) мнимые, объективно не угрожающие личности, но воспринимаемые ею как угроза благополучию; 3) престижные, угрожающие поколебать авторитет личности в группе[5, с.122].

«К сожалению, мы слишком редко отваживаемся назвать  по имени проблему страха… скрытую  под множеством навязчивых привычек, под преувеличенной заботой, а также  под недоверием и стремлением  чего-то избежать, — пишет Маргрит  Эрни и продолжает: — Опасаясь страха, мы уходим от вопросов, благодаря которым наша жизнь в конечном итоге могла бы стать богаче и честнее»[1, с.91].

Известный физиолог И.П.Павлов считает страх  проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с  лёгким торможением коры больших  полушарий. Страх основан на инстинкте  самосохранения, имеет защитный рефлекс  и сопровождается определёнными  физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях  артериального давления, выделением желудочного сока [16, c. 564].

Страх возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две  угрозы, имеющие универсальный и  одновременно фатальный в своём  исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних  выражений страха всегда подразумевает  переживание какой-либо реальной или  воображаемой опасности [3, c. 139].

Гораздо более распространены так называемые внушённые детские страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне  настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребёнок реально  воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи – упадёшь», «Не гладь – укусит» и др. Маленькому ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и  естественно, у него возникает реакция  страха. Взрослый добился своего –  ребёнок послушался. Но страх закрепился и распространился на исходные ситуации [11, c. 62].

Всё это  даёт основание говорить об условно-рефлекторном характере страха, даже если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь не произвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием [там же].

Так же часто, как термин «страх», встречается  термин «тревога». По мнению Захарова в страхе и в тревоге есть общий  эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Апофиз страха и тревоги – ужас. Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Чаще тревога  проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными  последствиями. Тревога присуща  людям с развитым чувством собственного достоинства, долга, ответственности. Тревога выступает и как пропитанное  беспокойством чувство ответственности  за жизнь, как свою, так и близких  людей. Страх можно рассматривать  как выражение тревоги в конкретной объективизированной форме, если предчувствия не пропорциональны опасности и  тревога принимает затяжное течение. В некоторых случаях страх  представляет собой своеобразный клапан для выхода лежащей над ним  тревоги. Если человек начинает бояться  самого факта возникновения страха, то здесь высокий, запредельный уровень  тревоги, так как он боится, опасается  всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию [10, c. 43 ].

Таким образом, как можно было увидеть, теорий возникновения страха очень много, однако, ясно одно, понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий.

1.1.3 Классификация страхов

В психологии и педагогике существуют разные классификации  страхов.  В психологическом словаре  под общей редакцией Ю.Л.Неймера  выделяется 3 основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный [22, с. 352]:

Реальный  страх – рациональное выражение  инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.

Страх невротический – разнообразные  формы «бесцельного страха» невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.

Страх свободный – общая неопределённая боязливость, готовая на время привязаться  к любой появившейся возможности  и выражающаяся в состоянии «боязливого  ожидания», страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх. Овчарова Р.В. выделяет следующие виды страхов[18, c.312]:

Возрастные  страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтными. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед учителем.

Некоторые дети панически бояться сделать  ошибку, когда готовят уроки. Это  происходит в тех случаях, когда  родители педантично их проверяют и  при этом очень драматично относятся  к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание  всё равно присутствует [2, c. 457].

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью  проявлений физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, они вызывают у ребёнка чувство  бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их [там же].

Но наиболее полной можно считать классификацию  страхов А.Захарова [9, c. 247]

1.По характеру – природные, социальные, ситуативные, личностные.

2.По степени реальности – реальные и воображаемые.

3.По степени интенсивности – острые и хронические.

Несмотря  на то, что страх – это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать  его обычный, естественный, или возрастной характер, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает  глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения  с окружающими людьми. Некоторые  формы страха имеют защитное значение, так как позволяют избежать соприкосновения  с объектом страха [12, c. 123].

На патологический страх указывают его крайне драматические выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение) или затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как и не благоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека к социальной действительности [там же].

В педагогической литературе рассматривается следующая  классификация страхов. Страх условно делится на ситуативный и личностный [6, c. 230].

Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.

Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто смешиваются и дополняют  друг друга.

Страх реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности.

Причинами страха могут быть события, условия  или ситуации, являющиеся начало опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.

Как же появляется страх? По мнению А.И.Захарова иногда выражения страха так очевидны, что не нуждаются в комментариях, например, ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. О других страхах можно  судить только по ряду косвенных признаков, таких как стремление посещения  ряда мест, разговоров и книг на определённую тему, смущение и застенчивость при  общении. При остром чувстве беспокойства человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным, дрожащим от волнения голосом  и часто замолкает совсем. Взгляд отсутствующий, выражение лица испуганное. Внутри всё «опускается», холодеет, тело становится тяжёлым ноги ватными, во рту пересыхает, дыхание перехватывает, щемит в области сердца, ладони становятся влажными, лицо бледнеет, и человек «обливается холодным потом». Одновременно он совершает много лишних движений, переминается с ноги на ногу, поправляет без конца одежду или становится неподвижным или скованным. Перечисленные симптомы острого беспокойства говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма, их расстройстве [4, c. 156].

При состояниях хронического беспокойства и страха человек (ребёнок) находится в напряжённом  ожидании, легко пугается, редко  улыбается, всегда серьёзен и озабочен. Он не может полностью расслабить мышцы, излишне устаёт, ему свойственны  приходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Несмотря на усталость, не удаётся сразу заснуть, так как ребёнку мешают всякого  рода навязчивые мысли, догадки предчувствия [там же].

По мнению Г.Эберлейна наличие устойчивых страхов у детей говорит о  неспособности их справиться со своими чувствами, контролировать их, когда  дети пугаются, вместо того, чтобы действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся»  чувства [28, c.29].

Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте