Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа
Объект исследования: виды страхов у детей дошкольного возраста .
Предмет исследования: особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей
Гипотеза исследования: Коэффициент страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей выше коэффициента страхов их сверстников из полных семей.
Задачи:
1. Провести анализ имеющейся, по данному вопросу, научной литературы
2. Изучить методики выявления страхов у детей дошкольного возраста
3. Провести диагностику на наличие страха у детей данной возрастной группы
4. Изучить психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в неполных семьях
5. Выявить различие или сходства страхов у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в полной и неполной семье
Организация исследования: работа выполнена на базе ДОУ №397 г. Минска.
В исследовании приняли участие 60 дошкольников 4-6 лет, из них 30 проживающих в полных семьях и 30 человек из неполных семей. Методы исследования: беседа, наблюдение, экспериментально-психологический , статистический методы
Введение
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Психология страха…………………………………………………………….6
1.1.1 Понятие страха, особенности проявления………………………………...6
1.1.2 Причины возникновения страха…………………………………………..9
1.1.3 Классификация страхов…………………………………………………..13
1. 2 Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...18
1.2.1 Характеристика дошкольного возраста………………………………..18
1.2. 2 Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте………20
1.2.3 Ночные кошмары у детей дошкольного возраста………………………24
1.2.4 Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей………………………. ………………....31
1.3 Способы коррекции детских страхов…………………………...34
Выводы по разделу 1 ………………………………………………………….37
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, структура и методы исследования………………………………….39
2.2. Описание диагностического материала…………………………………...41
РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Анализ результатов психологических методик…………………………...47
3.2. Статистическая обработка и математические методы исследования…...53
Выводы по разделу 3…………………………………………………………..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….69
Результаты:
коэффициент страха13,5
Диаграмма 2 Страхи экспериментальной группы
Таким образом, результаты методики «Страхи в домиках» свидетельствуют о наличии у дошкольников из неполных семей определенных видов страха с более высоким коэффициентом чем у группы детей из полных семей – 13,5. Так же, в экспериментальной группе детей присутствует такой вид страха как боязнь потерять родителей (97%), и боязнь резких звуков(53,3%). Большое количество детей подвержены медицинским страхам(96%); страху темноты и страшных снов(90,15%)
Методика «Мои страхи» позволила отследить те персонажи, которые пугают детей в среднем и старшем дошкольном возрасте. По данным контрольной группы, в своих рисунках 2 человека (6,7%) изобразили змей; пауков 4 ребенка (13,3%); скелет нарисован у 3 человек (10%); злых ведьм и колдунов - 4 ребенка (13,3%); монстров изобразили 10 человек (33,3%); ночь и темноту 5 детей (16,6%), могилы – 2 ребенка (6,7%)
Экспериментальная группа детей из неполных семей в своих рисунках изобразили: монстров 15 человек, что составляет 50% всей группы детей; ночь и темноту 10 детей = 33,3%, могилы – 2 ребенка = 6,7%, старые заколоченные или разваленные дома – 3человека = 10%
Методика «Рисунок семьи»
У 20% (6 чел.) детей , в рисунках прослеживается симптомокомплекс тревожности, т.е. тёмные тона, штриховка, прерывистые линии, сильный нажим, стирания, очень крупные глаза, либо глаза зачерченные. Некоторые дети изображали себя очень маленькими на листе бумаги, либо отсутствующими. Дети изображали персонаж или предмет с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованным, либо контур обведённый несколько раз или же очень тоненькой дрожащей линией, как бы не решаясь человека изобразить: в средней группе 2 малыша изображали так членов семьи, а в старшей себя (4ребенка).
Очень хорошо видны проблемы детей из неполных семей именно при проведении проективной методики «Рисунок семьи»
У 57% (17 чел.) детей в рисунках прослеживается симптомокомплекс тревожности, т.е. тёмные тона, штриховка, прерывистые линии, сильный нажим, стирания, очень крупные глаза, либо глаза зачерченные. Некоторые дети изображали себя очень маленькими на листе бумаги, либо отсутствующими. Дети изображали персонаж или предмет с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованным, либо контур обведённый несколько раз или же очень тоненькой дрожащей линией, как бы не решаясь что-то изобразить. 20% детей изобразили свою маму больше похожую на кричащего монстра( рисунки мальчиков).
Проективные рисуночные
методики позволили выявить детей
с эмоциональным
Проективные рисуночные
методики позволили выявить детей
с эмоциональным
Для сравнения результатов диагностик был составлен график сравнения (рисунок 3), на котором хорошо видно, что уровень всех видов страха у детей из экспериментальной группы, находится на более высоком уровне, чем страхи детей из контрольной группы. Страхом одиночества подвержены 87% детей из неполных семей, а дети имеющие обоих родителей – 60%. Боязнь чудовищ, злых сказочных персонажей -73% дети из полной семьи; 93% - дети из неполных семей. Медицинские страхи у обоих групп находятся на практически одном уровне – 96,6%, что говорит о чисто возрастной особенности данного вида страха. Обратите внимание, что страх потери родителей ярко выражен только в группе детей из не полных семей – 97%, также это можно наблюдать с такими видами страха как боязнь страшных снов – 87% и боязнь резких звуков – 53,3%, можно сделать вывод, что развитие этих страхов обусловлено внутрисемейными конфликтами
Рисунок 3 График сравнения результатов диагностики по двум группам
3.2. Статистическая обработка и математические методы исследования
Компактное описание группы при помощи первичных статистик позволяет интерпретировать результаты измерений, в частности, путём сравнения первичных статистик разных групп [49]
Выборочное среднее - как статистический показатель представляет собой среднюю оценку изучаемого психологического качества. Эта оценка характеризует степень его развития в целом у той группы испытуемых, которая была подвергнута психодиагностическому обследованию.
Выборочное среднее определяется по формуле:
(2.1)
где, - выборочная средняя величина или среднее арифметическое значение по выборке;
n - количество испытуемых в выборке;
ХК - частные значения показателей у отдельных испытуемых.
Выражение:
означает сумму всех Х с индексом k от 1 до n.
Стандартное отклонение - выявляет разброс частных данных относительно средней.
Стандартное отклонение вычисляется по формуле:
Где, - стандартное отклонение;
- сумма квадратов разности
n - количество испытуемых в выборке.
Стандартная ошибка среднего определяется по формуле:
ст. ошибка = S-2/n (2.3.),
где, S - стандартное отклонение;
n - количество испытуемых в группе.
Вторичная статистическая обработка. Параметрические методы сравнения двух выборок. Распределение t-Стьюдента – это распределение случайной величины. Метод позволяет проверить гипотезу о том, что средние значения двух сравниваемых независимых выборок отличаются друг от друга. Допущение независимости предполагает, что представители двух выборок не составляют пары коррелирующих значений признака.
В работе проверялась гипотеза об отличиях в психологических показателях у испытуемых.
Формулы для эмпирического значения критерия t – Стьюдента:
или
где, - среднее значение переменной по одной выборке данных;
m1 и m2 - интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.
После вычисления значения показателя t, по таблице критических значений t - критерия Стьюдента находят нужное табличное значение. t (для заданного числа степеней свободы и выборочной вероятности допустимой ошибки) и сравнивают с ним вычисленное значение t.
Результаты математической обработки рассмотрены ниже и представлены в таблицах 3.1 и 3.2
Таблица 3.1 Данные описательной статистики
Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
Стандартное отклонение | 1,302517456 | Стандартное отклонение | 2,403302326 |
Дисперсия выборки | 1,696551724 | Дисперсия выборки | 5,775862069 |
Эксцесс | -1,139383839 | Эксцесс | 0,659600363 |
Асимметричность | 0,116365384 | Асимметричность | 0,143725479 |
Интервал | 4 | Интервал | 9 |
Минимум | 6 | Минимум | 9 |
Максимум | 10 | Максимум | 18 |
Сумма | 228 | Сумма | 405 |
Счет | 30 | Счет | 30 |
Уровень надежности(95,0%) | 0,486368004 | Уровень надежности(95,0%) | 0,8974078230 |
Как видно из статистических данных коэффициент страха (среднее значение на группу) в экспериментальной группе- выше чем в контрольной, так как 13,5 > 7,6. Это говорит о том, что дети из неполных семей в большей степени подвержены страхам, чем их сверстники из полных семей. Вычисляем эмпирическое значение t-Стьюдента (по формуле 2.4) = 4,391; df = 58, по таблице критических значений критерия t-Стьюдента p < 0,001, следовательно, статистическая гипотеза о равенстве средних значений отклоняется. Вывод: коэффициент страха детей дошкольного возраста из неполных семей достоверно выше, чем у их сверстников их полных семей (p < 0,001). Уровень достоверности довольно высок, гипотеза подтверждается практически на 99,9%
Выводы по разделу 3
Анализ исследования позволил составить портрет дошкольника, испытывающего множественные страхи : ребёнок тревожный, пугливый, напряжённый, со сниженной самооценкой, неуверенный в себе, не умеющий налаживать отношения со сверстниками, со сниженным настроением, не достаточно общительный, к окружающим людям проявляет подозрительность и недоверчивость, как правило, он из неполной семьи с неблагополучным эмоциональном фоном. В рисунках детей из неполных семей преобладают чёрные, грязно-фиолетовые, коричневые, серые, тёмно-синие тона, а также прерывистые линии, зачерченные лица и фигуры, испуганные глаза (крупные зачерченные глазницы), отсутствие кистей рук или наоборот очень крупные кисти рук с пальцами (потребность в общении), иногда отсутствие рта на лице в рисунке члена семьи. У детей из экспериментальной группы присутствует высокий уровень тревожности, выражен страх разлуки с родителями и личный показатель страхов выше показателя в контрольной группе. Наличие страхов зависит от многих причин. Так, например, в процессе исследований было обнаружено, что мальчики подвержены страхам меньше, чем девочки, причем у мальчиков, которые воспитываются в неполных семьях, количество страхов больше(57%), чем у их сверстников, живущих вместе с обоими родителями. Было также выявлено, что развод родителей в меньшей степени отражается на девочках, чем на мальчиках по причине того, что дети, как правило, остаются жить вместе с матерью, и тогда мать с дочерью образуют однополую диаду общения, что позволяет девочке уверенно себя чувствовать и не испытывать многих страхов. Мальчики же, оставшись без отца, не чувствуют необходимой мужской поддержки, что сказывается и на общении со сверстниками, и – как следствие – на увеличении количества страхов.
Уровень
всех видов страха у детей из экспериментальной
группы, находится на более высоком
уровне, чем страхи детей из контрольной
группы. Страхом одиночества подвержены
87% детей из неполных семей, а дети
имеющие обоих родителей – 60%.
Боязнь чудовищ, злых сказочных персонажей
-73% дети из полной семьи; 93% - дети из неполных
семей. Медицинские страхи у обоих
групп находятся на практически
одном уровне – 96,6%, что говорит
о чисто возрастной особенности
данного вида страха. Обратите внимание,
что страх потери родителей ярко
выражен только в группе детей
из не полных семей – 97%, также это
можно наблюдать с такими видами
страха как боязнь страшных снов –
87% и боязнь резких звуков – 53,3%, можно
сделать вывод, что развитие этих
страхов обусловлено
Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте