Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: виды страхов у детей дошкольного возраста .
Предмет исследования: особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей
Гипотеза исследования: Коэффициент страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей выше коэффициента страхов их сверстников из полных семей.
Задачи:
1. Провести анализ имеющейся, по данному вопросу, научной литературы
2. Изучить методики выявления страхов у детей дошкольного возраста
3. Провести диагностику на наличие страха у детей данной возрастной группы
4. Изучить психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в неполных семьях
5. Выявить различие или сходства страхов у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в полной и неполной семье
Организация исследования: работа выполнена на базе ДОУ №397 г. Минска.
В исследовании приняли участие 60 дошкольников 4-6 лет, из них 30 проживающих в полных семьях и 30 человек из неполных семей. Методы исследования: беседа, наблюдение, экспериментально-психологический , статистический методы

Содержание

Введение
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Психология страха…………………………………………………………….6
1.1.1 Понятие страха, особенности проявления………………………………...6
1.1.2 Причины возникновения страха…………………………………………..9
1.1.3 Классификация страхов…………………………………………………..13
1. 2 Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...18
1.2.1 Характеристика дошкольного возраста………………………………..18
1.2. 2 Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте………20
1.2.3 Ночные кошмары у детей дошкольного возраста………………………24
1.2.4 Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей………………………. ………………....31
1.3 Способы коррекции детских страхов…………………………...34
Выводы по разделу 1 ………………………………………………………….37
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, структура и методы исследования………………………………….39
2.2. Описание диагностического материала…………………………………...41
РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Анализ результатов психологических методик…………………………...47
3.2. Статистическая обработка и математические методы исследования…...53
Выводы по разделу 3…………………………………………………………..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….69

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсач на 5.docx

— 172.46 Кб (Скачать файл)

2.2. Описание диагностического  материала

Для проведения практической части нашего исследования, был составлен набор методик, адекватный цели работы. Включение в методический аппарат конкретных тестов  и соответствующих им экспериментальных показателей выполнялся на основе следующих критериев: концептуальная обусловленность метода, высокая валидность, психометрическая надежность, возможность сравнения результатов, полученных с помощью конкретного метода, с результатами других.

Методика  «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой [34, с.10]. Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом» (см. приложение 2). Модифицированная беседа о страхах А.И. Захарова предполагает выявление  и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов, можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. В последующем самим родителям уточнить, чего именно, и на сколько боится ребенок.

Беседа  представляется как условие для  избавления от страхов посредством  их проигрывания и рисования. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому  списку имеет смысл у детей  не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания в этом возрасте. Беседу следует вести неторопливо  и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или  «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка  страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые  ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а  не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

Совокупные  ответы ребенка объединяются в несколько  групп по видам страхов, которые  были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.

Ребенку предлагается нарисовать два дома —  красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома- либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает  возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

По инструкции в  красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном — нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.

Ты боишься:

1) когда  остаешься один;

2) нападения  бандитов;

3) заболеть, заразиться;

4) умереть;

5) того, что умрут твои родители;

6) каких-то  людей;

7) потерять  маму или папу;

8) того, что они тебя накажут;

9) Бабы  Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ 

10) опоздать  в детский сад, школу;

11) перед  тем как заснуть;

12) страшных  снов;

13) темноты;

14) волка,  медведя, собак, пауков, змей (страх  животных);

15) машин,  поездов, самолетов (страх транспорта);

16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения  (страх стихии);

17) когда  очень высоко (страх высоты);

18) когда  очень глубоко (страх глубины);

19) оставаться  в маленькой, тесной комнате,  помещении, в туалете (страх  замкнутого пространства);

20) воды;

21) огня;

22) пожара;

23) войны;

24) больших  площадей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови;

27) уколов;

28) боли;

29) неожиданных,  резких звуков (когда внезапно  что-то упадет, стукнет).

Проективную методику «Мои страхи»  А.И.Захарова [18, с.67]. После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Таким образом, предполагается, что активное обсуждение ребенком своих ощущений в игровой обстановке позволяет внутренним ресурсам изменить направление с защиты на конструктивный процесс личностных изменений. Американский психолог К. Маховер считал, что центральным механизмом изобразительной деятельности является проекция. Другими словами, оперируя материалами изобразительной деятельности, человек отображает на нем особенности своего внутреннего мира. Поэтому проективные методики используются для выявления наиболее ярких переживаний чувства страха

Методика  «Силуэт человека»  Л.Лебедевой [25, с.8] диагностирует эмоциональное состояние ребёнка по цветовому выбору, согласно Максу Люшеру (см приложение 3). Исследования Макса Люшера показали, что четырем цветам соответствуют четыре типа ощущения себя [40, с.9]. Человеку, предпочитающему синий цвет, свойственна удовлетворенность жизнью , тому, кто выбирает красный, — жизнерадостность, активность, зеленый — серьезное отношение к жизни, стабильность, светло-желтый — веселость, открытость. Кроме того, «синие» стремятся к единству, нуждаются в согласии, «красные» стремятся к успеху, возможности воздействовать на окружающее. Те, кто предпочитает зеленый (а М. Люшер считает, что этот цвет в его тесте «холодный»), стремятся к безопасности и стабильности (власть, знания, компетентность). «Желтые» настроены на изменения, им нужна свобода, для того чтобы надеяться на лучшее. В рамки этих четырех цветов вписывается и время. Спокойному синему соответствует протяженность во времени, оранжево-красному — настоящее, зеленому — текущее мгновение «здесь и сейчас», а желтому — будущее.

Согласно, М. Люшер, Л.Н. Собчик важно обратить внимание на цветовой ряд. Выбор в первую очередь коричневого, серого, чёрного цветов указывает па состояние выраженного стресса. Это может быть объективно сверхсложная ситуация или невротическая реакция на жизненные трудности .Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

Рисунки эмоций и чувств есть, говоря образно, своеобразный аналог невербальной формы  исповеди, откровения которой невольно становятся достоянием психолога. В  контексте , интерпретации рисунка, стоит обратить внимание, где именно расположены такие «говорящие» чувства и эмоции: как боль, вина, обида, злость, унижение, страх, месть.

Информативно  «эмоциональное содержимое» жизненно важных зон области мозга, шеи, груди, живота. Оно может указывать на проблемы, которые беспокоят человека, но по каким-либо причинам пока не осознаются или сознательно подавляются.

Методика  «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса и  В.К. Лосевой  позволяет отследить эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений в семье ребёнка, увидеть его субъективную оценку о его месте в семье и отношениях с другими членами семьи (см. приложение 4).

Г.Т. Хометаускас  в своей работе «Использование  детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений» говорит: "Особенности  графических презентаций членов семьи выражают чувства ребёнка к ним, то, как ребёнок их воспринимает, какие характеристики членов семьи для него значимы, какие вызывают тревогу".

Тест  помогает выявить отношение ребенка  к членам своей семьи, как он воспринимает каждого из них и свою роль в  семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревогу [30, с.3].

Ситуация  в семье, которую родители оценивают  положительно, может быть воспринята ребенком совершенно противоположно. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении.

Порядок проведения: из беседы с ребенком, которая  по традиции проводится после самого процесса рисования, следует узнать:

• чья  семья изображена им на рисунке —  его самого или какого-нибудь друга, или вымышленного героя;

• где  находятся изображенные персонажи  и чем заняты в данный момент;

• какого пола каждый персонаж и какова его  роль в семье;

• кто  из них самый приятный и почему, кто самый счастливый и почему;•  кто самый грустный (сам ребенок  из всех персонажей?) и почему; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 3АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Анализ результатов психологических методик

Протоколы исследования занесены в таблицы 1 и 2(см. приложение1, приложение 2) Методика «Страхи в домиках» По результатам диагностики была составлена диаграмма видов страха, выявленных в контрольной группе детей

(диаграмма  1)

Диаграмма 1 Страхи контрольной группы детей

Результаты:  коэффициент страха= 7,9 – норма. Как можно  видеть на диаграмме 1 по результатам  анализа  в контрольной группе детей преобладают:

страх одиночества  – 60%

боязнь  чудовищ  – 73,3%

боязнь  врачей – 90%

боязнь  уколов – 93,3%

страх боли – 96,6%

Таким образом, результаты  методики «Страхи в  домиках», проведенной в контрольной группе детей, свидетельствуют о наличии у дошкольников определенных видов страха с коэффициентом – 7,9, что является нормой для данной возрастной категории. Преобладают, как видно по результатам, медицинские страхи (93,3%), чуть с меньшими процентами идут боязнь чудовищ(73,3%), страх одиночества(60%) и боязнь темноты(46,6%). Так же, в ходе исследования были  установлены некоторые виды страхов, свойственные больше для мальчиков -  страх наказания; и для девочек – страх перед дикими  животными. Было выявлено и то, что коэффициент страха выше у  девочек(8,1), чем у мальчиков(6,5).

Результаты  диагностики проведенной в экспериментальной  группе отображены в диаграмме 2, из которой видно, что в данной группе детей преобладают:страх одиночества  – 87%

страх потерять маму и папу – 97%

боязнь  чудовищ  – 93,3%

страх темноты  – 93,3%

боязнь  страшных снов – 87%

боязнь  врачей – 93,3%

боязнь  уколов – 97%

страх боли – 97%

боязнь  резких звуков – 53,3%

Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте