Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: виды страхов у детей дошкольного возраста .
Предмет исследования: особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей
Гипотеза исследования: Коэффициент страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей выше коэффициента страхов их сверстников из полных семей.
Задачи:
1. Провести анализ имеющейся, по данному вопросу, научной литературы
2. Изучить методики выявления страхов у детей дошкольного возраста
3. Провести диагностику на наличие страха у детей данной возрастной группы
4. Изучить психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в неполных семьях
5. Выявить различие или сходства страхов у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в полной и неполной семье
Организация исследования: работа выполнена на базе ДОУ №397 г. Минска.
В исследовании приняли участие 60 дошкольников 4-6 лет, из них 30 проживающих в полных семьях и 30 человек из неполных семей. Методы исследования: беседа, наблюдение, экспериментально-психологический , статистический методы

Содержание

Введение
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Психология страха…………………………………………………………….6
1.1.1 Понятие страха, особенности проявления………………………………...6
1.1.2 Причины возникновения страха…………………………………………..9
1.1.3 Классификация страхов…………………………………………………..13
1. 2 Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...18
1.2.1 Характеристика дошкольного возраста………………………………..18
1.2. 2 Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте………20
1.2.3 Ночные кошмары у детей дошкольного возраста………………………24
1.2.4 Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей………………………. ………………....31
1.3 Способы коррекции детских страхов…………………………...34
Выводы по разделу 1 ………………………………………………………….37
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, структура и методы исследования………………………………….39
2.2. Описание диагностического материала…………………………………...41
РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Анализ результатов психологических методик…………………………...47
3.2. Статистическая обработка и математические методы исследования…...53
Выводы по разделу 3…………………………………………………………..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….69

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсач на 5.docx

— 172.46 Кб (Скачать файл)

Как видно  из статистических данных коэффициент  страха (среднее значение на группу) в экспериментальной группе выше ,чем в контрольной, так как 13,5 > 7,6.  Это говорит о том, что дети из неполных семей в большей степени подвержены страхам, чем их сверстники из полных семей. Вычисляем эмпирическое значение t-Стьюдента (по формуле 2.4) = 4,391;    df = 58, по таблице критических значений критерия t-Стьюдента p < 0,001, следовательно, статистическая гипотеза о равенстве средних значений отклоняется. Вывод: коэффициент страха детей дошкольного возраста из неполных семей достоверно выше, чем у их сверстников их полных семей   (p < 0,001). Уровень достоверности довольно высок, гипотеза подтверждается практически на 99,9%

Таким образом, оперируя данными, полученными в  ходе экспериментального исследования, можно с уверенностью подтвердить верность выдвинутой гипотезы – коэффициент страха у детей из неполных семей выше коэффициента страха детей из полных семей.

Заключение

В ходе исследовательской  работы, была достигнута цель – изучение особенностей проявления  страхов у детей дошкольного возраста; подтверждена выдвинутая  гипотеза – коэффициент страха у детей из неполных семей выше коэффициента страха у детей из полных семей; а так же были решены все поставленные задачи исследования. 
1.На первом этапе исследования был проведен анализ имеющейся, по данному вопросу, научной  литературы  и сделаны следующие выводы:

- изучением  страха занимались многие ученые, выдвинуто множество трактовок  понятия страха. Из всего этого  научного многообразия можно  выделить то, что «страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [30, с.342]. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Однако для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей.

-понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий.

-чтобы снизить показатели детской тревожности и страхов, необходимо учитывать ведущую деятельность данной возрастной группы. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, следовательно,  и предупреждение появления страхов и их коррекция должны проходить в игре.  Ни в коем случае нельзя лишать ребенка возможности играть,  в противном случае ситуация со страхами может усугубиться.

-инстинктивные проявления страха становятся событиями, все более отражающими социальную действительность, процесс формирования личности детей, т.е. страхи все более перерастают в тревожность как отражение личностного социального неблагополучия индивидуума. Можно также отметить, что до 3 лет преобладает беспокойство как сплав страхов и тревожности, от  3 до 12 лет отчетливо прослеживается диктат страха и в последующие годы наблюдаются преимущественно реакции тревоги. Значит,  у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

-если ребенка преследуют ночные кошмары, необходимо обратить внимание на климат в семье, на то, как живется малышу среди взрослых. Устранение причины внутрисемейного порядка - сделаете первый шаг в процессе избавления ребенка от кошмаров. Если не акцентировать внимание ребенка на его страшных сновидениях, успокоить и отвлечь его, вскоре ночные кошмары будут сниться ему не так часто, а потом и совсем прекратятся.

- особую  чувствительность в плане страхов   дошкольники обнаруживают при  наличии конфликтных отношении  между родителями. Тогда индекс  страхов, достоверно выше, чем  когда отношения родителей оцениваются  как дружные, хорошие, без ссор. Заслуживает внимания факт обнаружения  у дошкольников из конфликтных  семей достоверно более частых  страхов животных, стихии, заболевания,  заражения и смерти, а также  страхов кошмарных снов и потери  родителей, если родители уже  не живут вместе, то повышается  коэффициент страха одиночества,  страха потери обоих родителей.  Все эти страхи являются своеобразными  эмоциональными откликами на  конфликтную ситуацию в семье. 

2. Прежде  чем приступить к исследованию, были изучены существующие методики  диагностики наличия страха и  выявления уровня тревожности,  некоторые из них были отобраны  для экспериментального исследования (Методика «Страхи в домиках»  М.А. Панфиловой, проективная методика «Мои страхи» А.И.Захарова, методика «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса и В.К. Лосевой)

3. Затем была проведена диагностика по данным методикам на наличие страха у детей из исследовательской выборки (контрольная группа – дети из полных семей, 30 человек; экспериментальная группа – дети, из неполных семей 30 человек) Анализ исследования позволил составить портрет дошкольника, испытывающего множественные страхи: ребёнок тревожный, пугливый, напряжённый, со сниженной самооценкой, неуверенный в себе, не умеющий налаживать отношения со сверстниками, со сниженным настроением, не достаточно общительный, к окружающим людям проявляет подозрительность и недоверчивость, как правило, он из неполной семьи с неблагополучным эмоциональном фоном. В рисунках детей из неполных семей преобладают чёрные, грязно-фиолетовые, коричневые, серые, тёмно-синие тона, а также прерывистые линии, зачерченные лица и фигуры, испуганные глаза (крупные зачерченные глазницы), отсутствие кистей рук или наоборот очень крупные кисти рук с пальцами (потребность в общении), иногда отсутствие рта на лице в рисунке члена семьи. У детей из экспериментальной группы присутствует высокий уровень тревожности, выражен страх разлуки с родителями и личный показатель страхов выше показателя в контрольной группе. Наличие страхов зависит от многих причин. Так, например, в процессе исследований было обнаружено, что мальчики подвержены страхам меньше, чем девочки, причем у мальчиков, которые воспитываются в неполных семьях, количество страхов больше(57%), чем у их сверстников, живущих вместе с обоими родителями. Было также выявлено, что развод родителей в меньшей степени отражается на девочках, чем на мальчиках по причине того, что дети, как правило, остаются жить вместе с матерью, и тогда мать с дочерью образуют однополую диаду общения, что позволяет девочке уверенно себя чувствовать и не испытывать многих страхов. Мальчики же, оставшись без отца, не чувствуют необходимой мужской поддержки, что сказывается и на общении со сверстниками, и – как следствие – на увеличении количества страхов.

Уровень всех видов страха у детей из экспериментальной  группы, находится на более высоком  уровне, чем страхи детей из контрольной  группы. Страхом одиночества подвержены 87% детей из неполных семей, а дети имеющие обоих родителей – 60%. Боязнь чудовищ, злых сказочных персонажей -73% дети из полной семьи; 93% - дети из неполных семей.  Медицинские страхи у обоих  групп находятся на практически  одном уровне – 96,6%, что говорит  о чисто возрастной особенности  данного вида страха. Обратите внимание, что страх потери родителей ярко выражен только в группе детей из не полных семей – 97%, также это можно наблюдать с такими видами страха как боязнь страшных снов – 87% и боязнь резких звуков – 53,3%, можно сделать вывод, что развитие этих страхов обусловлено внутрисемейными конфликтами.

Как видно  из статистических данных коэффициент  страха (среднее значение на группу) в экспериментальной группе выше чем в контрольной, так как 13,5 > 7,6.  Это говорит о том, что  дети из неполных семей в большей  степени подвержены страхам, чем  их сверстники из полных семей. Вычисляем  эмпирическое значение t-Стьюдента (по формуле 2.4) = 4,391;    df = 58, по таблице критических значений критерия t-Стьюдента p < 0,001, следовательно статистическая гипотеза о равенстве средних значений отклоняется. Вывод: коэффициент страха детей дошкольного возраста из неполных семей достоверно выше, чем у их сверстников их полных семей   (p < 0,001). Уровень достоверности довольно высок, гипотеза подтверждается практически на 99,9%  

4. Таким образом, были изучены психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в неполных семьях, выявлены различия  в проявлении и количестве страхов между детьми того же возраста из полных семей , сделаны соответствующие выводы:

Страх играет немаловажную роль в жизни  ребёнка, с одной стороны, он может  уберечь от необдуманных и рискованных  поступков. С другой – положительные  и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности  и повышенной тревожности.

Страхи  неизбежно сопровождают развитие ребенка  и появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий (развод родителей)

Так, например, в процессе исследований было обнаружено, что мальчики подвержены страхам  меньше, чем девочки, причем у мальчиков, которые воспитываются в неполных семьях, количество страхов больше(57%), чем у их сверстников, живущих  вместе с обоими родителями. Было также выявлено, что развод родителей в меньшей степени отражается на девочках, мальчики , оставшись без отца, не чувствуют необходимой мужской поддержки, что сказывается и на общении со сверстниками, и – как следствие – на увеличении количества страхов.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Барташева Н. Не надо бояться Бармалея! // Дошкольное воспитание.- 1994.- №9.- с.66- 68.
  2. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка / Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: АПН СССР, 1987.
  3. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.
  4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 1995.- 181с.
  5. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.- 278с.
  6. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1998.- 152с.
  7. Вард И. Фобия. – М.: Проспект, 2002. – 78с.
  8. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2001.- 128с.
  9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека.- М.: Академ. Проспект, 2004.- 224с.
  10. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2006.- 106с.
  11. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982. – т.4 – 336 с.
  12. Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал. – 1991. - №4 - с.84-92.
  13. Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. – М.: УЦ «Перспектива», 2002. – 48 с.: ил.
  14. Гульянц Э.К., Гриднёва С.В., Тащеева А.И. Психологическая коррекция страха медицинских процедур у детей дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) с помощью куклотерапии // Современная семья: проблемы и перспективы – 1994. – 114 с.
  15. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.
  16. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Университет, 1997. – 237с.
  17. Жигарькова О. Время тревожных детей // Психологическая газета.- 2001.- №11.- с.6-7.
  18. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 320с.
  19. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Проспект, 1999.- 308с.
  20. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. СПб.: Питер, 1996. – 116с.
  21. Капранова С. Путешествие с волшебной кисточкой. Ростов-на-Дону, 1997. – 66с.
  22. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду.- 2003.- №5 .- с.34.
  23. Коренева Е.Н. Детские капризы.- Ярославль: Академия развития, 2001.- 75с.
  24. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.- М.: Генезис, 2003.- 204с.
  25. Лебедева Л. Силуэт человека // Школьный психолог.- 2002.-№47.- с.8-9.
  26. Леви В.Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2006.- 192с.
  27. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. Пер. с англ. Книга для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1991.- 223с.
  28. Лешкова Т. Коробка со страхами // Дошкольное воспитание.- 2004.- №10.-с.30-32.
  29. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. Пер. с англ. .- М.: Педагогика, 1990.- 272с.
  30. Лосева В.К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений.- М.: АПО, 1995.
  31. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000.- 202с.
  32. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
  33. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости: цикл занятий по развитию эмоциональной сферы.- М.: Книголюб, 2005.- 48с.
  34. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог.- 1999.- №8.- с.10-12.
  35. Панченко С.А. Мне страшно…Я боюсь // Школьный психолог.- 2002.- №14.- с.8-9.
  36. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений // Дошкольное воспитание.- 2001.- №4.- с.90-91.
  37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 384с.
  38. Романов А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом.- М.: изд-во «Плэйт», 2003.- 58с.
  39. Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике.- М.: Дидакт, 1998.- 94с.
  40. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера / Сост. О.Ф. Дубровская.- М.: «Когито-Центр», 2001.- 63с.
  41. Семиотика страха. Сборник статей. – М.: Русский институт: Европа, 2005.- 456с.
  42. Снегирёва Т. Детские рисунки глазами психолога // Обруч.- 1996.- №5.- с.5-6.
  43. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М.: ,1988.
  44. Степанова Е. Поиграем в «забавные страхи и смешные ужасы»? // Дошкольное воспитание.- 1997.- №5.- с.65-68.
  45. Степанова В.А. Проявление эмоциональности детей дошкольного возраста в рисунке // Психолог в детском саду.- 2003.- №4.- с.46-60.
  46. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство. – СПб.: Европейский дом, 2000. – 288с.
  47. Флэйк – Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.- М.: АСТ- Пресс, 1998.- 314с.
  48. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 480с.
  49. Фридстад М., Арнольд Дж. Ребёнок с эмоционально неустойчивым характером.- СПб.: Питер, 2004.- 272с.
  50. Хрестоматия по детской психологии / сост. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 264с.
  51. Шапиро А.З. Психолого – гуманистические проблемы позитивно-негативных внутрисемейных отношений // Вопросы психологии.- 1994.- №4.- с.45-46.
  52. Шванцара Л.Й. Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития.- Прага: мед. изд-во АВИЦЕНУМ, 1980.
  53. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 384с.
  54. Шишова Т. Страхи – это серьёзно – М.: Издат. дом. «Искатель», 1997.- 94с.
  55. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валерии СПД, М.: ТЦ Сфера, 2002.- 112с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Таблица 1. Протокол исследования контрольной группы детей методика «Страхи в домиках»

№ п/п Ф. Имя ребенка Страхи из черного

домика (№)

Всего
1 Ваня Адаменко    
2 Дима Авдеев    
3 Алина Бороздина    
4 Вика Березина    
5 Владик Боровик    
6 Лера Воробьева    
7 Ульяна Воронцова    
8 Данил Гамаюнов    
9 Андрей Гришко    
10 Мила Дорофеева    
11 Карина Донская    
12 Виталий Данильченко    
13 Денис Ермолаев    
14 Варвара Емельянова    
15 Гарик Ефимов    
16 Настя Железнова 1;6;9;11;12;25;27;28 8
17      
18      
19      
20      
21      
22      
23      
24      
25      
26      
27      
28      
29      
30      
       

Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте