Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа
Объект исследования: виды страхов у детей дошкольного возраста .
Предмет исследования: особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей
Гипотеза исследования: Коэффициент страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей выше коэффициента страхов их сверстников из полных семей.
Задачи:
1. Провести анализ имеющейся, по данному вопросу, научной литературы
2. Изучить методики выявления страхов у детей дошкольного возраста
3. Провести диагностику на наличие страха у детей данной возрастной группы
4. Изучить психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в неполных семьях
5. Выявить различие или сходства страхов у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в полной и неполной семье
Организация исследования: работа выполнена на базе ДОУ №397 г. Минска.
В исследовании приняли участие 60 дошкольников 4-6 лет, из них 30 проживающих в полных семьях и 30 человек из неполных семей. Методы исследования: беседа, наблюдение, экспериментально-психологический , статистический методы
Введение
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Психология страха…………………………………………………………….6
1.1.1 Понятие страха, особенности проявления………………………………...6
1.1.2 Причины возникновения страха…………………………………………..9
1.1.3 Классификация страхов…………………………………………………..13
1. 2 Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...18
1.2.1 Характеристика дошкольного возраста………………………………..18
1.2. 2 Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте………20
1.2.3 Ночные кошмары у детей дошкольного возраста………………………24
1.2.4 Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей………………………. ………………....31
1.3 Способы коррекции детских страхов…………………………...34
Выводы по разделу 1 ………………………………………………………….37
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, структура и методы исследования………………………………….39
2.2. Описание диагностического материала…………………………………...41
РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Анализ результатов психологических методик…………………………...47
3.2. Статистическая обработка и математические методы исследования…...53
Выводы по разделу 3…………………………………………………………..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….69
Как видно из статистических данных коэффициент страха (среднее значение на группу) в экспериментальной группе выше ,чем в контрольной, так как 13,5 > 7,6. Это говорит о том, что дети из неполных семей в большей степени подвержены страхам, чем их сверстники из полных семей. Вычисляем эмпирическое значение t-Стьюдента (по формуле 2.4) = 4,391; df = 58, по таблице критических значений критерия t-Стьюдента p < 0,001, следовательно, статистическая гипотеза о равенстве средних значений отклоняется. Вывод: коэффициент страха детей дошкольного возраста из неполных семей достоверно выше, чем у их сверстников их полных семей (p < 0,001). Уровень достоверности довольно высок, гипотеза подтверждается практически на 99,9%
Таким образом, оперируя данными, полученными в ходе экспериментального исследования, можно с уверенностью подтвердить верность выдвинутой гипотезы – коэффициент страха у детей из неполных семей выше коэффициента страха детей из полных семей.
Заключение
В ходе исследовательской
работы, была достигнута
цель – изучение особенностей проявления
страхов у детей дошкольного возраста;
подтверждена выдвинутая
гипотеза – коэффициент страха у детей
из неполных семей выше коэффициента страха
у детей из полных семей; а так же были
решены все поставленные задачи исследования.
1.На первом этапе исследования был проведен
анализ имеющейся, по данному вопросу,
научной литературы и сделаны следующие
выводы:
- изучением
страха занимались многие
-понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий.
-чтобы снизить показатели детской тревожности и страхов, необходимо учитывать ведущую деятельность данной возрастной группы. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, следовательно, и предупреждение появления страхов и их коррекция должны проходить в игре. Ни в коем случае нельзя лишать ребенка возможности играть, в противном случае ситуация со страхами может усугубиться.
-инстинктивные проявления страха становятся событиями, все более отражающими социальную действительность, процесс формирования личности детей, т.е. страхи все более перерастают в тревожность как отражение личностного социального неблагополучия индивидуума. Можно также отметить, что до 3 лет преобладает беспокойство как сплав страхов и тревожности, от 3 до 12 лет отчетливо прослеживается диктат страха и в последующие годы наблюдаются преимущественно реакции тревоги. Значит, у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.
-если ребенка преследуют ночные кошмары, необходимо обратить внимание на климат в семье, на то, как живется малышу среди взрослых. Устранение причины внутрисемейного порядка - сделаете первый шаг в процессе избавления ребенка от кошмаров. Если не акцентировать внимание ребенка на его страшных сновидениях, успокоить и отвлечь его, вскоре ночные кошмары будут сниться ему не так часто, а потом и совсем прекратятся.
- особую
чувствительность в плане
2. Прежде
чем приступить к исследованию,
были изучены существующие
3. Затем была проведена диагностика по данным методикам на наличие страха у детей из исследовательской выборки (контрольная группа – дети из полных семей, 30 человек; экспериментальная группа – дети, из неполных семей 30 человек) Анализ исследования позволил составить портрет дошкольника, испытывающего множественные страхи: ребёнок тревожный, пугливый, напряжённый, со сниженной самооценкой, неуверенный в себе, не умеющий налаживать отношения со сверстниками, со сниженным настроением, не достаточно общительный, к окружающим людям проявляет подозрительность и недоверчивость, как правило, он из неполной семьи с неблагополучным эмоциональном фоном. В рисунках детей из неполных семей преобладают чёрные, грязно-фиолетовые, коричневые, серые, тёмно-синие тона, а также прерывистые линии, зачерченные лица и фигуры, испуганные глаза (крупные зачерченные глазницы), отсутствие кистей рук или наоборот очень крупные кисти рук с пальцами (потребность в общении), иногда отсутствие рта на лице в рисунке члена семьи. У детей из экспериментальной группы присутствует высокий уровень тревожности, выражен страх разлуки с родителями и личный показатель страхов выше показателя в контрольной группе. Наличие страхов зависит от многих причин. Так, например, в процессе исследований было обнаружено, что мальчики подвержены страхам меньше, чем девочки, причем у мальчиков, которые воспитываются в неполных семьях, количество страхов больше(57%), чем у их сверстников, живущих вместе с обоими родителями. Было также выявлено, что развод родителей в меньшей степени отражается на девочках, чем на мальчиках по причине того, что дети, как правило, остаются жить вместе с матерью, и тогда мать с дочерью образуют однополую диаду общения, что позволяет девочке уверенно себя чувствовать и не испытывать многих страхов. Мальчики же, оставшись без отца, не чувствуют необходимой мужской поддержки, что сказывается и на общении со сверстниками, и – как следствие – на увеличении количества страхов.
Уровень всех видов страха у детей из экспериментальной группы, находится на более высоком уровне, чем страхи детей из контрольной группы. Страхом одиночества подвержены 87% детей из неполных семей, а дети имеющие обоих родителей – 60%. Боязнь чудовищ, злых сказочных персонажей -73% дети из полной семьи; 93% - дети из неполных семей. Медицинские страхи у обоих групп находятся на практически одном уровне – 96,6%, что говорит о чисто возрастной особенности данного вида страха. Обратите внимание, что страх потери родителей ярко выражен только в группе детей из не полных семей – 97%, также это можно наблюдать с такими видами страха как боязнь страшных снов – 87% и боязнь резких звуков – 53,3%, можно сделать вывод, что развитие этих страхов обусловлено внутрисемейными конфликтами.
Как видно из статистических данных коэффициент страха (среднее значение на группу) в экспериментальной группе выше чем в контрольной, так как 13,5 > 7,6. Это говорит о том, что дети из неполных семей в большей степени подвержены страхам, чем их сверстники из полных семей. Вычисляем эмпирическое значение t-Стьюдента (по формуле 2.4) = 4,391; df = 58, по таблице критических значений критерия t-Стьюдента p < 0,001, следовательно статистическая гипотеза о равенстве средних значений отклоняется. Вывод: коэффициент страха детей дошкольного возраста из неполных семей достоверно выше, чем у их сверстников их полных семей (p < 0,001). Уровень достоверности довольно высок, гипотеза подтверждается практически на 99,9%
4. Таким образом, были изучены психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в неполных семьях, выявлены различия в проявлении и количестве страхов между детьми того же возраста из полных семей , сделаны соответствующие выводы:
Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.
Страхи
неизбежно сопровождают развитие ребенка
и появление различных
Так, например,
в процессе исследований было обнаружено,
что мальчики подвержены страхам
меньше, чем девочки, причем у мальчиков,
которые воспитываются в
ЛИТЕРАТУРА:
Приложение 1
Таблица 1. Протокол исследования контрольной группы детей методика «Страхи в домиках»
№ п/п | Ф. Имя ребенка | Страхи из черного
домика (№) |
Всего |
1 | Ваня Адаменко | ||
2 | Дима Авдеев | ||
3 | Алина Бороздина | ||
4 | Вика Березина | ||
5 | Владик Боровик | ||
6 | Лера Воробьева | ||
7 | Ульяна Воронцова | ||
8 | Данил Гамаюнов | ||
9 | Андрей Гришко | ||
10 | Мила Дорофеева | ||
11 | Карина Донская | ||
12 | Виталий Данильченко | ||
13 | Денис Ермолаев | ||
14 | Варвара Емельянова | ||
15 | Гарик Ефимов | ||
16 | Настя Железнова | 1;6;9;11;12;25;27;28 | 8 |
17 | |||
18 | |||
19 | |||
20 | |||
21 | |||
22 | |||
23 | |||
24 | |||
25 | |||
26 | |||
27 | |||
28 | |||
29 | |||
30 | |||
Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте