Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: виды страхов у детей дошкольного возраста .
Предмет исследования: особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей
Гипотеза исследования: Коэффициент страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей выше коэффициента страхов их сверстников из полных семей.
Задачи:
1. Провести анализ имеющейся, по данному вопросу, научной литературы
2. Изучить методики выявления страхов у детей дошкольного возраста
3. Провести диагностику на наличие страха у детей данной возрастной группы
4. Изучить психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в неполных семьях
5. Выявить различие или сходства страхов у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в полной и неполной семье
Организация исследования: работа выполнена на базе ДОУ №397 г. Минска.
В исследовании приняли участие 60 дошкольников 4-6 лет, из них 30 проживающих в полных семьях и 30 человек из неполных семей. Методы исследования: беседа, наблюдение, экспериментально-психологический , статистический методы

Содержание

Введение
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Психология страха…………………………………………………………….6
1.1.1 Понятие страха, особенности проявления………………………………...6
1.1.2 Причины возникновения страха…………………………………………..9
1.1.3 Классификация страхов…………………………………………………..13
1. 2 Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...18
1.2.1 Характеристика дошкольного возраста………………………………..18
1.2. 2 Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте………20
1.2.3 Ночные кошмары у детей дошкольного возраста………………………24
1.2.4 Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей………………………. ………………....31
1.3 Способы коррекции детских страхов…………………………...34
Выводы по разделу 1 ………………………………………………………….37
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, структура и методы исследования………………………………….39
2.2. Описание диагностического материала…………………………………...41
РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Анализ результатов психологических методик…………………………...47
3.2. Статистическая обработка и математические методы исследования…...53
Выводы по разделу 3…………………………………………………………..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….69

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсач на 5.docx

— 172.46 Кб (Скачать файл)

Хотя  ни один кошмар не похож на другой, все  же самыми распространенными их темами являются опасность, падение, преследование, нападение. Если ребенок очень чувствителен, эмоционален и при этом складываются условия для активизации кошмаров, один и тот же сон, может повторяться  из ночи в ночь.

Если  с ребенком случился какой-то несчастный случай (даже когда он был совсем маленьким), это может устойчиво  зафиксироваться в памяти и также  привести потом к кошмарным сновидениям.

У маленьких  детей кошмары часто являются воспоминаниями о пережитом в  течение дня. Фильмы ужасов, страшные истории, скандалы, травмы воздействуют на психику малыша, выливаясь впоследствии в ночные кошмары.

Как же помочь ребенку, когда он будит вас  среди ночи и в слезах рассказывает о своем ужасном сне? Прежде всего  не беспокойтесь. Проявите к малышу внимание и терпение.

В момент пробуждения он не делает различия между сном и явью, ему кажется, что увиденный только что кошмар все еще продолжается. Не нужно  внушать малышу, что это был  всего лишь сон. Он еще настолько  мал, что попросту неспособен понимать разницу между реальностью и  сновидением.

Лучше всего малыша успокоят заверения, что  все, что он увидел во сне, не опасно. Не заставляйте ребенка рассказать свой сон, так как при этом он заново переживает испытанный ужас. Просто успокойте  его, возьмите на руки, покачайте, пошепчите  ласковые слова.

А вот  на следующий день вы обязаны поговорить с ним о том, что он переживал  во сне (если, конечно, малыш сам об этом еще не забыл), и попытаться сгладить драматичность ситуации. Перескажите  его страшный сон своими словами, но при этом завершите ужасную  историю на оптимистичной ноте.

Причиной  кошмаров у ребенка могут быть внутрисемейные отношения.

Начиная с 2-летнего возраста на появление  ночных кошмаров может влиять разлука  с матерью, остро переживаемая малышом, а также излишняя строгость родителей, недостаток любви с их стороны[18].

При этом, подобное отношение родителей непроизвольно  ассоциируется у ребенка со сказочными образами зла. Врачи установили, что  часто злая Баба-Яга снится детям, которые испытывают бездушное отношение, а то и угрозы со стороны матери. Кощей, Бармалей, страшный дядя ассоциируются  с неотзывчивостью, эмоциональной  скупостью, жестокостью отца.

Если  ребенку постоянно что-то запрещают, лишают его самостоятельности -это также может выразиться в ночных кошмарах, когда строгие родители предстают в образах страшных сказочных персонажей. Малыш попадает в своеобразное замкнутое пространство: днем его преследуют многочисленные запреты и угрозы, а ночью – дурные сны. В результате постоянно испытываемые негативные эмоции, возбуждение, нервное напряжение могут способствовать тому, что он начнет страдать неврозами. Ночные страхи

Кошмары следует отличать от ночных страхов. Ночные страхи представляют собой нарушения  сна, возникающие в самом начале ночи, вскоре после того как ребенок  заснул[18, стр23-28].

Они могут  испугать не только самого малыша, но и  взрослых, которые за этим наблюдают. Ребенок начинает бормотать, вскрикивать  от ужаса, беспорядочно метаться по постели, он весь в поту, сердце у него сильно бьется. Когда родители подходят к  нему, он их не узнает.

Приступ ночного страха начинается с испуганного  вопля или крика, когда ребенок  «просыпается», потом он начинает активно  двигаться, словно пытаясь убежать  от опасности. До сих пор не выяснено, спит ли ребенок в этот момент или  бодрствует. Хотя он не реагирует на присутствие взрослых, назвать его  спящим в этот момент тоже нельзя. Скорее всего, это какое-то переходное состояние  от сна к пробуждению.

В момент пробуждения он испытывает настоящие  симптомы страха – у него повышается кровяное давление, учащается сердцебиение, расширяются зрачки глаз. В этот момент не следует тормошить малыша, выясняя, что же ему привиделось, так как это только помешает ему естественным образом перейти в фазу спокойного сна. Ребенок просто не нуждается в утешениях: несмотря на то, что налицо все симптомы страха, настоящего ужаса (как во время кошмара) он не испытывает. Лучше уложите его в постель, погладьте по голове, укачайте, и ребенок спокойно уснет. Вполне возможно, что малыш тут же погрузится в глубокий сон, а наутро и не вспомнит о происшедшем.

Ночные  страхи бывают у многих детей, но у  здоровых они возникают нечасто. Если же страхи продолжаются много  ночей подряд – это повод для  посещения врача.

Причиной  страхов могут быть тревога, разлука, неспокойные отношения в семье, но чаще всего они не связаны с  психологическими проблемами. Не стоит  также думать, что ночные страхи – это признак эпилепсии.

Замечено, что ночные страхи, подобно сомнамбулизму, яляются наследственным заболеванием. В 96 % случаев ими страдали и родители малыша[18, стр.56-60].

Приступы  ночных страхов часто происходят после перенесенной тяжелой болезни, сопровождавшейся высокой температурой, а также в период невротического взросления.

Можно ли предупредить появление ночных страхов  и нужно ли их лечить.

 Оказывается, профилактика ночных страхов возможна. Она состоит в обеспечении ребенку достаточного времени для сна. Если ребенок спит столько, сколько положено, его сон становится более спокойным, более ровным, и ночные страхи практически отсутствуют.

Если  ночные страхи проявляются очень  интенсивно, врач может назначить  лекарственную терапию. Это, как  правило, делается только тогда, когда  нарушение сна, вызвано какой-либо болезнью – эпилепсией, умственным расстройством, опухолью мозга и  т. д. Но и в этом случае лечится  болезнь, являющаяся причиной ночных страхов. Для здорового же ребенка лучшей профилактикой будет создание в  семье атмосферы покоя и любви. Пройдет не так много времени, и он «перерастет» все свои ночные страхи.

Вот несколько  советов, как следует укладывать ребенка в постель, чтобы сон  его был спокойным и его  не мучили ночные страхи и кошмары.

Прежде  всего позаботьтесь о тишине в  доме. Когда малыш ложится спать, в квартире не должно быть слишком  шумно. Уменьшите громкость телевизора или магнитофона, не допускайте громких  разговоров.

Перед сном психике ребенка нужно спокойствие: шумные игры и громкий смех недопустимы. Займите его игрушками, рассматриванием  картинок, рисованием или расскажите ему какую-нибудь добрую сказку.

Если  у малыша есть брат или сестра, они  должны научиться не мешать спать  друг другу. В крайнем случае попробуйте укладывать их в разных комнатах.

Следует создать такие условия, чтобы  ребенку было удобно и приятно  спать. Комната не должна быть душной и слишком теплой. Установите ночник таким образом, чтобы ребенок  мог сам зажечь свет, не вставая  с постели. Кровать должна быть достаточно большой, и не слишком мягкой, излишняя мягкость способствует развитию сколиоза (искривлению позвоночника).

   Ребенок обычно быстрее засыпает, если он ложится спать не  один, а в компании с любимыми  игрушками. Нельзя позволять ему  постоянно засыпать в вашей  постели, а потом переносить  его на другую кровать.

Стоит напомнить также и о том, что  к плохому сну и, как следствие, к появлению кошмаров может привести и переполненный желудок. Поэтому  не перекармливайте ребенка на ночь, легкого ужина за 2 часа до сна  вполне достаточно.

Для поддержания  хорошего сна можно порекомендовать  соблюдать определенный «ритуал». Поговорите с ребенком, расскажите ему сказку, которая обязательно хорошо заканчивается, спойте колыбельную, скажите о том, что любите его. Таким образом, малыш  успокаивается, а при соблюдении подобного «ритуала» отхода ко сну  изо дня в день очень быстро засыпает, и сон его при этом остается спокойным.

Когда ребенок достигает возраста 3—4 лет, он часто находится во власти иррациональных страхов. Малыш боится оставаться в  темноте, боится засыпать, так как  ему кажется, что во сне ему  непременно явятся чудища, требует, чтобы  в его спальне находился кто-то из взрослых. Он может начинать плакать  каждый раз, как только слышит слово «спать».Как же действовать в этом случае?

Не нужно  доказывать ребенку, что все его  страхи нереальны, он все равно ничего не поймет из ваших объяснений. Лучше  попытайтесь помочь ему взглянуть  на то, что так его пугает, с  другой, более оптимистической стороны. Твердо скажите ребенку, что с  ним ничего плохого произойти  не может. Если он боится темноты, оставьте зажженным свет. Если вы считаете, что  яркий свет мешает малышу уснуть, включите маленький ночник.

Порой, после того как малыш засыпает, он испытывает явление, которое называется гипнагогическими иллюзиями. У ребенка возникают неприятные и тревожные физические ощущения. Ему кажется, что он падает в пустоту, или что на него нападает чудовище и т. д. При этом он сильно вздрагивает.

Подобные  иллюзии возникают в полубессознательном  состоянии и имеют негативные последствия, так как остаются в  памяти, и на следующий день малыш  боится отправляться в постель, поскольку  ему кажется, что ужасы обязательно  повторятся.

Рассказывая о своих страхах, малыш не отделяет воображаемое от действительного. Если он боится чудищ, не нужно делать вид, что вы их убили, так как этим вы только подтверждаете реальность его  страхов. Лучше, не отрицая того, что  его страхи истинны, смягчите драматичность  ситуации: скажите ему, что в порядке, что он находится в безопасности, а вы рядом и обязательно придете  на помощь, если что-нибудь случится.

Таким образом, если ребенок склонен к  ночным кошмарам, следует уделить  особое внимание тому, как он готовится  ко сну. Избегать возбуждающих подвижных  игр на ночь, не давать ему рассматривать  страшные картинки, не рассказывать страшных сказок. Настроить его на умиротворяющий лад поможет колыбельная песенка, задушевный разговор на отвлеченную  тему, уверения в том, что он всеми  любим и что в случае чего родители всегда придут ему на помощь. Поэтому, если ребенка преследуют ночные кошмары, необходимо обратить внимание на климат в семье, на то, как живется малышу среди взрослых. Устрание причины  внутрисемейного порядка - сделаете первый шаг в процессе избавления ребенка от кошмаров. Если не акцентировать  внимание ребенка на его страшных сновидениях, успокоить и отвлечь  его, вскоре ночные кошмары будут сниться ему не так часто, а потом и совсем прекратятся.

1.2.4 Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей

Рассмотрим  существование страхов, как в  полных, так и в неполных семьях.

Значительное  увеличение числа страхов в неполных семьях происходит, прежде всего у  мальчиков в старшем дошкольном возрасте. Отсутствие отца в семье  нарушает формирование поведения, соответствующего полу, и психологической защиты от идущих извне угроз. Отчасти это  отражается и на девочках, поскольку  им также требуется навык защиты себя от опасностей, что наиболее развито  в филогенезе у представителей мужского рода[18 стр. 127].

Рассмотрим  выраженность страхов в полных семьях. Абсолютное отсутствие страхов представляется, во всяком случае, в дошкольном возрасте, скорее, исключением, чем правилом, и достаточно часто служит проявлением  органической расторможенности, не критичности и невысокого интеллектуального уровня. Так, у мальчиков, у отцов которых наблюдается алкоголизм, количество страхов достоверно меньше, чем у мальчиков, отцы которых не злоупотребляют алкоголем. Бесстрашие у этих мальчиков, нередко граничащее с безрассудством и игнорированием опасностей, является в своей совокупности и известным барьером не восприятия страха как аффективно переживаемой угрозы для жизни и безопасности. Кроме этого, «профилактика» страхов в данном случае происходит и вследствие расторможенного поведения отца, напоминающего о состоянии алкогольного опьянения тех чудовищ, которых обычно боятся дети. Ребенок как бы привыкает к такому поведению и даже в чем-то подражает ему, после чего ему уже не, страшны Бармалеи, Кощеи и другие страшные образы[18, стр. 132 - 135].

Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте