Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа
Объект исследования: виды страхов у детей дошкольного возраста .
Предмет исследования: особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей
Гипотеза исследования: Коэффициент страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей выше коэффициента страхов их сверстников из полных семей.
Задачи:
1. Провести анализ имеющейся, по данному вопросу, научной литературы
2. Изучить методики выявления страхов у детей дошкольного возраста
3. Провести диагностику на наличие страха у детей данной возрастной группы
4. Изучить психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в неполных семьях
5. Выявить различие или сходства страхов у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в полной и неполной семье
Организация исследования: работа выполнена на базе ДОУ №397 г. Минска.
В исследовании приняли участие 60 дошкольников 4-6 лет, из них 30 проживающих в полных семьях и 30 человек из неполных семей. Методы исследования: беседа, наблюдение, экспериментально-психологический , статистический методы
Введение
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Психология страха…………………………………………………………….6
1.1.1 Понятие страха, особенности проявления………………………………...6
1.1.2 Причины возникновения страха…………………………………………..9
1.1.3 Классификация страхов…………………………………………………..13
1. 2 Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...18
1.2.1 Характеристика дошкольного возраста………………………………..18
1.2. 2 Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте………20
1.2.3 Ночные кошмары у детей дошкольного возраста………………………24
1.2.4 Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей………………………. ………………....31
1.3 Способы коррекции детских страхов…………………………...34
Выводы по разделу 1 ………………………………………………………….37
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, структура и методы исследования………………………………….39
2.2. Описание диагностического материала…………………………………...41
РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Анализ результатов психологических методик…………………………...47
3.2. Статистическая обработка и математические методы исследования…...53
Выводы по разделу 3…………………………………………………………..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….69
У дошкольников
количество страхов изучено в
связи с проживанием в
Мальчики
и девочки более боязливы, если
считают главной в семье мать,
а не отца. Работающая и доминирующая
в семье мать часто испытывает
нервно психическую перегрузку, что
создает дополнительное напряжение
в ее отношениях с детьми, вызывая
у них ответные реакции беспокойства.
Доминирование матери также указывает
на недостаточно активную позицию и
авторитет отца в семье, что затрудняет
ролевую идентификацию с ним
мальчиков и увеличивает
Вне связи с доминированием матери, если мальчики старшего дошкольного возраста в воображаемой игре «семья» выбирают роль не отца, как это делают большинство сверстников, а матери, то количество их страхов является наибольшим. Как правило, это говорят о наличии невротической, основанной на беспокойстве, привязанности к матери.
Таким образом, особую чувствительность в плане страхов дошкольники обнаруживают при наличии конфликтных отношении между родителями. Тогда индекс страхов, достоверно выше, особенно у девочек, чем когда отношения родителей оцениваются как дружные, хорошие, без ссор. Заслуживает внимания факт обнаружения у дошкольников из конфликтных семей достоверно более частых страхов животных, стихии, заболевания, заражения и смерти, а также страхов кошмарных снов и потери родителей, если родители уже не живут вместе, то повышается коэффициент страха одиночества, страха потери обоих родителей. Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.
1.3.Способы коррекции детских страхов
В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы условно разделены на три группы:
Для эффективного преодоления страхов у детей можно использовать и такой метод, как игротерапия. Игра – способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра – это движение , победа , радость, удовольствие… Игра для ребенка – дело серьезное, она, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование – катарсис.
Цель психологически направленных игр состоит в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция, если они уже входят в характер ребенка.
Необходимо отметить и такой способ коррекции страхов, как сказкотерапия. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Важно тактично относиться к ребенку и, если он итак напуган, например, Волком или Бабой Ягой, то не стоит читать ему страшные сказки с этими персонажами, тем более на ночь. Психологу (родителю, взрослому) надо так преподать сказку, чтобы ребенок почувствовал себя смелым, сильным и смог побороть страх. Для этого используются сказки, либо придуманные психологом с учетом особенностей ребенка, либо подобранные таким образом, чтобы оказать благотворное действие на ребенка. Сказка дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок со «страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.
Еще один способ коррекции – музыкотерапия. Давно известно, что музыка оказывает как бодрящее, так и подавляющее, успокаивающее воздействие. Чутко подобранные музыкальные композиции определенным образом успокаивают ребенка, расслабляя и отвлекая его от страха.
Новизна
ситуации с использованием музыки облегчает
освоение ребенком приемов аутогенной
тренировки, помогающей в дальнейшем
контролировать свои эмоции. Психогимнастика
обогащает эмоциональный опыт ребенка,
гармонизирует эмоциональную и
нравственную сферу, актуализирует
«зону ближайшего развития» личности
и создает запас прочности
в отношении вероятных
Танцетерапия – метод психотерапии, в котором сочетаются движения тела и воздействие музыки, которое отвлекает ребенка от страхов, способствует пониманию языка своего тела, умению корректировать чувства и эмоции.
Ароматерапия – этот древний метод, которым в совершенстве владели наши предки, обрел «новую жизнь» и хорошо зарекомендовал себя. Его можно использовать дополнительно при рисовании страхов, прослушивании музыки и т.д. Ароматерапия нормализует психическое состояние ребенка, улучшает циркуляцию крови, уравновешивает процессы, протекающие в организме, способствует сопротивляемости ребенка вредным воздействиям окружающей среды.
Системный
подход в арт-терапии детских
страхов – один из наиболее эффективных
методов. Какие бы методы коррекции
ни были выбраны (один или несколько),
они принесут только пользу ребенку.
Легче предупредить развитие патологических
страхов в детском возрасте, чем
лечить фобии и навязчивые состояния
у взрослых. Использование данных
методов для профилактики и коррекции
детских страхов поможет
Таким образом, подобранный комплекс коррекционных методик способствует снижению количества страхов у детей дошкольного возраста, посредством изживания у детей переживания страха смерти, чувства одиночества и покинутости, снятия ощущения постоянной угрозы, исходящей из окружающего мира.
Выводы по разделу 1
На первом этапе исследования был проведен анализ имеющейся, по данному вопросу, научной литературы и сделаны следующие выводы:
- изучением
страха занимались многие
-понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий.
-чтобы снизить показатели детской тревожности и страхов, необходимо учитывать ведущую деятельность данной возрастной группы. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, следовательно, и предупреждение появления страхов и их коррекция должны проходить в игре. Ни в коем случае нельзя лишать ребенка возможности играть, в противном случае ситуация со страхами может усугубиться.
-инстинктивные проявления страха становятся событиями, все более отражающими социальную действительность, процесс формирования личности детей, т.е. страхи все более перерастают в тревожность как отражение личностного социального неблагополучия индивидуума. Можно также отметить, что до 3 лет преобладает беспокойство как сплав страхов и тревожности, от 3 до 12 лет отчетливо прослеживается диктат страха и в последующие годы наблюдаются преимущественно реакции тревоги. Значит, у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.
-если ребенка преследуют ночные кошмары, необходимо обратить внимание на климат в семье, на то, как живется малышу среди взрослых. Устранение причины внутрисемейного порядка - сделаете первый шаг в процессе избавления ребенка от кошмаров. Если не акцентировать внимание ребенка на его страшных сновидениях, успокоить и отвлечь его, вскоре ночные кошмары будут сниться ему не так часто, а потом и совсем прекратятся.
-особую
чувствительность в плане страхов
дошкольники обнаруживают при наличии
конфликтных отношении между родителями.
Тогда индекс страхов, достоверно выше,
чем когда отношения родителей оцениваются
как дружные, хорошие, без ссор. Заслуживает
внимания факт обнаружения у дошкольников
из конфликтных семей достоверно более
частых страхов животных, стихии, заболевания,
заражения и смерти, а также страхов кошмарных
снов и потери родителей, если родители
уже не живут вместе, то повышается коэффициент
страха одиночества, страха потери обоих
родителей. Все эти страхи являются
своеобразными эмоциональными откликами
на конфликтную ситуацию в семье.
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, структура и методы исследования
Проанализированные теоретические положения дают основание предполагать, что психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей различны. Недостаточность изучения проблемы, многообразие подходов к ее изучению, а также и практическая значимость данного аспекта и послужила основанием выбора цели исследования.
Цель исследования – определить коэффициент страха у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей, сравнить полученные результаты и сделать выводы.
В исследовании
участвовали дошкольники
Исследование включило в себя несколько этапов, которые воплощают задачи, поставленные в начале исследовательской работы.
Структура исследования:
возраста (4-6 лет) - 30 детей из полных (контрольная группа) и 30 детей из неполных (экспериментальная группа) семей;
Методы исследования:
На основном
этапе исследования проведена
первичная диагностика, сбор, обработка
и анализ полученных данных по методикам.
Для опроса и тестирования был
подготовлен раздаточный и
Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте