Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: виды страхов у детей дошкольного возраста .
Предмет исследования: особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей
Гипотеза исследования: Коэффициент страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей выше коэффициента страхов их сверстников из полных семей.
Задачи:
1. Провести анализ имеющейся, по данному вопросу, научной литературы
2. Изучить методики выявления страхов у детей дошкольного возраста
3. Провести диагностику на наличие страха у детей данной возрастной группы
4. Изучить психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в неполных семьях
5. Выявить различие или сходства страхов у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в полной и неполной семье
Организация исследования: работа выполнена на базе ДОУ №397 г. Минска.
В исследовании приняли участие 60 дошкольников 4-6 лет, из них 30 проживающих в полных семьях и 30 человек из неполных семей. Методы исследования: беседа, наблюдение, экспериментально-психологический , статистический методы

Содержание

Введение
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Психология страха…………………………………………………………….6
1.1.1 Понятие страха, особенности проявления………………………………...6
1.1.2 Причины возникновения страха…………………………………………..9
1.1.3 Классификация страхов…………………………………………………..13
1. 2 Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...18
1.2.1 Характеристика дошкольного возраста………………………………..18
1.2. 2 Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте………20
1.2.3 Ночные кошмары у детей дошкольного возраста………………………24
1.2.4 Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей………………………. ………………....31
1.3 Способы коррекции детских страхов…………………………...34
Выводы по разделу 1 ………………………………………………………….37
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, структура и методы исследования………………………………….39
2.2. Описание диагностического материала…………………………………...41
РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Анализ результатов психологических методик…………………………...47
3.2. Статистическая обработка и математические методы исследования…...53
Выводы по разделу 3…………………………………………………………..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….69

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсач на 5.docx

— 172.46 Кб (Скачать файл)

У дошкольников количество страхов изучено в  связи с проживанием в отдельной  или коммунальной квартире, доминированием одного из родителей и отношениями  в семье. У детей, живущих в  отдельных квартирах, страхов больше, чем у детей из коммунальных квартир, особенно у девочек, различия у которых  находится на достоверном уровне. В коммунальной квартире больше сверстников, возможностей для совместных, эмоционально насыщенных игр, снимающих естественным образом страхи. В отдельных квартирах дети нередко лишены непосредственного контакта друг с другой. У них больше вероятность страхов одиночества и темноты. В первую очередь это относится к единственным детям, и большей степени восприимчивым к страхам родителей.

Мальчики  и девочки более боязливы, если считают главной в семье мать, а не отца. Работающая и доминирующая в семье мать часто испытывает нервно психическую перегрузку, что  создает дополнительное напряжение в ее отношениях с детьми, вызывая  у них ответные реакции беспокойства. Доминирование матери также указывает  на недостаточно активную позицию и  авторитет отца в семье, что затрудняет ролевую идентификацию с ним  мальчиков и увеличивает возможность  передачи беспокойства со стороны матери, если оно имеет место[4, с. 29].

Вне связи  с доминированием матери, если мальчики старшего дошкольного возраста в  воображаемой игре «семья» выбирают роль не отца, как это делают большинство  сверстников, а матери, то количество их страхов является наибольшим. Как правило, это говорят о наличии невротической, основанной на беспокойстве, привязанности к матери.

Таким образом, особую чувствительность в плане страхов  дошкольники обнаруживают при наличии конфликтных отношении между родителями. Тогда индекс страхов, достоверно выше, особенно у девочек, чем когда отношения родителей оцениваются как дружные, хорошие, без ссор. Заслуживает внимания факт обнаружения у дошкольников из конфликтных семей достоверно более частых страхов животных, стихии, заболевания, заражения и смерти, а также страхов кошмарных снов и потери родителей, если родители уже не живут вместе, то повышается коэффициент страха одиночества, страха потери обоих родителей. Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.

1.3.Способы  коррекции детских  страхов

В психолого-педагогической литературе описаны различные способы  коррекции страхов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы  условно разделены на три группы:

  1. игра со страхом;
  2. рисование страха;
  3. вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).

Для эффективного преодоления страхов у детей  можно использовать и такой метод, как игротерапия. Игра – способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра – это движение , победа , радость, удовольствие… Игра для ребенка – дело серьезное, она, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование – катарсис.

Цель  психологически направленных игр состоит  в снятии избытка торможения, скованности  и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном  воздействии и попадании в  новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности  в себе и застенчивости или  их коррекция, если они уже входят в характер ребенка.

Необходимо  отметить и такой способ коррекции  страхов, как сказкотерапия. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Важно тактично относиться к ребенку и, если он итак напуган, например, Волком или Бабой Ягой, то не стоит читать ему страшные сказки с этими персонажами, тем более на ночь. Психологу (родителю, взрослому) надо так преподать сказку, чтобы ребенок почувствовал себя смелым, сильным и смог побороть страх. Для этого используются сказки, либо придуманные психологом с учетом особенностей ребенка, либо подобранные таким образом, чтобы оказать благотворное действие на ребенка. Сказка дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок со «страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.

Еще один способ коррекции – музыкотерапия. Давно известно, что музыка оказывает как бодрящее, так и подавляющее, успокаивающее воздействие. Чутко подобранные музыкальные композиции определенным образом успокаивают ребенка, расслабляя и отвлекая его от страха.

Новизна ситуации с использованием музыки облегчает  освоение ребенком приемов аутогенной тренировки, помогающей в дальнейшем контролировать свои эмоции. Психогимнастика  обогащает эмоциональный опыт ребенка, гармонизирует эмоциональную и  нравственную сферу, актуализирует  «зону ближайшего развития» личности и создает запас прочности  в отношении вероятных эмоциональных  и социально- психологических стрессов.

Танцетерапия  – метод психотерапии, в котором  сочетаются движения тела и воздействие  музыки, которое отвлекает ребенка  от страхов, способствует пониманию  языка своего тела, умению корректировать чувства и эмоции.

Ароматерапия  – этот древний метод, которым  в совершенстве владели наши предки, обрел «новую жизнь» и хорошо зарекомендовал себя. Его можно использовать дополнительно  при рисовании страхов, прослушивании  музыки и т.д. Ароматерапия нормализует  психическое состояние ребенка, улучшает циркуляцию крови, уравновешивает процессы, протекающие в организме, способствует сопротивляемости ребенка  вредным воздействиям окружающей среды.

Системный подход в арт-терапии детских  страхов – один из наиболее эффективных  методов. Какие бы методы коррекции  ни были выбраны (один или несколько), они принесут только пользу ребенку. Легче предупредить развитие патологических страхов в детском возрасте, чем  лечить фобии и навязчивые состояния  у взрослых. Использование данных методов для профилактики и коррекции  детских страхов поможет ребенку  легче пройти возрастную обусловленность  страхов и переключиться к  здоровой, жизнерадостной деятельности, игре.

Таким образом, подобранный  комплекс коррекционных  методик способствует снижению количества страхов у детей дошкольного возраста, посредством изживания у детей переживания страха смерти, чувства одиночества и покинутости, снятия ощущения постоянной угрозы, исходящей из окружающего мира.

Выводы  по разделу  1

На первом этапе исследования был проведен анализ имеющейся, по данному вопросу, научной  литературы  и сделаны  следующие выводы:

- изучением  страха занимались многие ученые, выдвинуто множество трактовок  понятия страха. Из всего этого  научного многообразия можно  выделить то, что «страх – аффективно  чувственная эмоция, которая возникает  в обстоятельствах превентивности  – угрозы – боязни за свою  социальную или же биологическую  экзистенцию у субъекта» [30, с.342]. Беспокойство, тревога, страх , такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Однако для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей.

-понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий.

-чтобы снизить показатели детской тревожности и страхов, необходимо учитывать ведущую деятельность данной возрастной группы. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, следовательно,  и предупреждение появления страхов и их коррекция должны проходить в игре.  Ни в коем случае нельзя лишать ребенка возможности играть,  в противном случае ситуация со страхами может усугубиться.

-инстинктивные проявления страха становятся событиями, все более отражающими социальную действительность, процесс формирования личности детей, т.е. страхи все более перерастают в тревожность как отражение личностного социального неблагополучия индивидуума. Можно также отметить, что до 3 лет преобладает беспокойство как сплав страхов и тревожности, от  3 до 12 лет отчетливо прослеживается диктат страха и в последующие годы наблюдаются преимущественно реакции тревоги. Значит,  у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

-если ребенка преследуют ночные кошмары, необходимо обратить внимание на климат в семье, на то, как живется малышу среди взрослых. Устранение причины внутрисемейного порядка - сделаете первый шаг в процессе избавления ребенка от кошмаров. Если не акцентировать внимание ребенка на его страшных сновидениях, успокоить и отвлечь его, вскоре ночные кошмары будут сниться ему не так часто, а потом и совсем прекратятся.

-особую чувствительность в плане страхов  дошкольники обнаруживают при наличии конфликтных отношении между родителями. Тогда индекс страхов, достоверно выше, чем когда отношения родителей оцениваются как дружные, хорошие, без ссор. Заслуживает внимания факт обнаружения у дошкольников из конфликтных семей достоверно более частых страхов животных, стихии, заболевания, заражения и смерти, а также страхов кошмарных снов и потери родителей, если родители уже не живут вместе, то повышается коэффициент страха одиночества, страха потери обоих родителей.  Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.  
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ  ЭМПИРИЧЕКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Цель, структура и методы исследования

Проанализированные  теоретические положения дают основание предполагать, что психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из полных  и неполных семей различны. Недостаточность изучения проблемы, многообразие подходов к ее изучению, а также и практическая значимость данного аспекта и послужила основанием выбора цели исследования.

Цель  исследования – определить коэффициент страха у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей, сравнить полученные результаты и сделать выводы.

В исследовании участвовали дошкольники средних  и старших  групп из дошкольного  учреждения ДОУ №397 г. Минска. Выборка составила всего 60 человек, из них 30 детей из полных семей и 30 детей из неполных семей.

Исследование  включило в себя несколько этапов, которые воплощают задачи, поставленные в начале исследовательской работы.

Структура  исследования:

  1. изучить литературу, методические рекомендации и требования применимые к данной выборке, выбрать те параметры, по которым будет оцениваться коэффициент страха  дошкольников;
  2. для эксперимента отобрать 60 детей дошкольного

возраста (4-6 лет) - 30 детей из полных (контрольная группа) и 30 детей из неполных (экспериментальная группа) семей;

  1. провести  набор диагностических методик;
  2. сравнить полученные результаты;
  3. подведение итогов исследовательской работы, вывод, рекомендации

Методы  исследования:

  • анализ литературных источников,
  • анализ продуктов детского творчества,
  • наблюдение,
  • беседа,
  • опрос,
  • тестирование,
  • математический анализ.

На основном этапе исследования  проведена  первичная диагностика, сбор, обработка  и анализ полученных данных по методикам. Для опроса и тестирования был  подготовлен раздаточный и тестовый материал в виде опросников, бланков, рисунков домиков. В исследовании были использованы ряд психодиагностических методик , в частности методика выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективную методику А.И. Захарова «Мои страхи», а так же опросник оценки уровня тревожности Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко и опросник П. Бейкер и М. Алворд, проективную методику изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса, методика диагностики эмоционального состояния «Силуэт человека» Л. Лебедевой.

Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте