Психологические проявления и возможности компенсации задержки психического развития в школьном детстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:19, дипломная работа

Краткое описание

Ключевые слова: психологическое развитие, задержка психического развития (ЗПР), генезис, умственные способности, психолого-педагогическая готовность, нервная система, функции восприятия, ЗПР церебрально-органического происхождения, недостаточное развитие, асинхронное развитие, дисгармоническое развитие, искаженное развитие, темпово-задержанное развитие и неравномерно-задержанное развитие, дизонтогенез, обучаемость, критичность, адекватность, типологизация психического развития.

Содержание

Введение ......................................................................................................... 3

1 Причины и факторы возникновения ЗПР ............................................. 4
1.1 Понятие ЗПР и его виды........................................................................... 4
1.2 Особенности ЗПР в школьном детстве................................................... 14

2 Диагностика и компенсация ЗПР в школьном детстве.......................... 24
2.1 Возможности выявления ЗПР ................................................................. 24
2.2 Компенсационные программы развития детей с ЗПР .......................... 29

Заключение ..................................................................................................... 48

Список использованных источников .......................

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 922.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение Образования

“Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины”

 

 

Специальный факультет по переподготовке кадров

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

         Допущена к защите

 

                                          Зав. кафедрой  –––––––––––   Ермакова Л.Д.

                                                            “––––”  ––––––––––––––––   2004 г.

 

 

Психологические проявления и возможности  компенсации задержки психического развития в школьном детстве

Дипломная работа

 

 

                         

     Исполнитель:

     слушатель группы   ПП-51                              Дегтяренко А.В.

 

     Научный руководитель:                                                        

     к.п.н., доцент                                       Лытко А.А.

 

     Рецензент:                                                    Цилиндь Г.Н.

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Гомель 2004

                                                   

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ......................................................................................................... 3

 

1    Причины и факторы возникновения ЗПР  ............................................. 4

1.1 Понятие ЗПР и его виды........................................................................... 4

1.2 Особенности ЗПР в школьном  детстве................................................... 14

 

2    Диагностика и компенсация  ЗПР в школьном детстве.......................... 24

2.1 Возможности выявления ЗПР  .................................................................  24

2.2 Компенсационные программы развития  детей с ЗПР .......................... 29

 

Заключение ..................................................................................................... 48

 

Список использованных источников ........................................................... 50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

      

 РЕФЕРАТ

 

Дипломная  работа состоит из 51 страницы, двух схем и включает в себя 25 источников литературы.

     

Ключевые слова: психологическое развитие, задержка психического развития (ЗПР), генезис,  умственные способности, психолого-педагогическая готовность, нервная система, функции восприятия, ЗПР церебрально-органического происхождения, недостаточное развитие,  асинхронное развитие, дисгармоническое развитие, искаженное развитие, темпово-задержанное развитие и неравномерно-задержанное развитие, дизонтогенез, обучаемость, критичность, адекватность, типологизация психического развития.

 

Объект исследования: девиации психического развития в школьном детстве.

 

Предмет исследования: психологическая сущность ЗПР и возможности диагностико-коррекционной и диагностико-развивающей работы психолога с ЗПР в школьном детстве.

 

Цель: выявить сущность, основные причины и факторы возникновения задержек психического развития в школьном детстве, определить коррекционно-компенсирующие программы развития детей, относящихся к данной категории.

 

Задачи:

- раскрыть сущность и привести классификацию ЗПР;

- рассмотреть особенности  ЗПР в школьном детстве;

-обосновать возможности  выявления ЗПР психодиагностическими  средствами;

- определить программы  и способы коррекции (компенсации)  ЗПР у младших школьников.

 

Выводы:

Проблема выявления и компенсации задержки в психологическом развитии в ходе профессионально-психологической работы достаточно актуальна. В дипломной работе было раскрыто понятие термина ЗПР, приведена классификация и  рассмотрены особенности ЗПР в школьном детстве, обоснованы возможности выявления ЗПР психодиагностическими средствами, определены программы и способы коррекции (компенсации) ЗПР у младших школьников.

 

     ВВЕДЕНИЕ

 

Исследованием проблем задержек в  психическом развитии младших школьников занимались такие ученые, как М.С. Певзнер, Н.Я. и М.М. Семаго, В.И. Лубовский, К.С. и  В.В. Лебединские, У.В. Ульенкова и др.

Поступление в школу — это  начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных  и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.  Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению. В настоящее время дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.                                     

Проблема выявления и компенсации  задержки в психологическом развитии в ходе профессионально-психологической работы достаточно актуальна. Ошибки учителей в отнесённости того или иного ребёнка к группе учащихся с задержкой психического развития также достаточно распространены из-за неясности в причинах и проявлениях этого феномена, существующего в научной литературе.     

 В настоящее время,  в условиях постоянно ухудшающейся  экологии приводит к значительному  ухудшению психофизического развития  и к различным заболеваниям. По  статистике, в нашей стране, сейчас рождается до 70% неполноценных детей [1, 4].

Цель: выявить сущность, основные причины и факторы возникновения задержек психического развития в школьном детстве, определить коррекционно-компенсирующие программы развития детей, относящихся к данной категории.

 

Задачи:

- раскрыть сущность  и привести классификацию ЗПР;

- рассмотреть особенности  ЗПР в школьном детстве;

- обосновать возможности  выявления ЗПР психодиагностическими  средствами;

- определить программы  и способы коррекции (компенсации)  ЗПР у младших школьников.

 

 

1 ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗПР

 

1.1 Понятия ЗПР и его виды

 

В современной системе  воспитания младший школьный возраст  охватывает период жизни ребенка  с 6-7 лет до  10-11 лет (1-3 классы школы). Как особый период в жизни ребенка он выделился исторически сравнительно недавно. Его роль в психологическом развитии ребенка может меняться в зависимости от изменения целей и значения начального обучения в общей системе общественного воспитания детей от детского сада до завершения среднего образования.

Основы многих психических  качеств личности закладываются  и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на  выявление  резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.

Психологическое здоровье – это ценность, общаться с которой  должны специалисты: психиатры, патопсихологи, психотерапевты.

Поступая в школу, ребенок  фактически оказывается перед задачей освоить за несколько лет основы того ценного, что человечество выработало тяжким трудом за многие столетия. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате чего выявляется множество отклонений от “предначертанного” пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетенные состояния и т.д.

Внутри этого аспекта  выделяют три основных подхода к  этой проблеме. К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Этот подход получил в педагогике и психологии мощное развитие в связи с вопросом возможности обучения с более раннего возраста. Второй подход заключается в том, что у ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать генезис отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях.

Таким образом, проблема готовности ребенка к школьному  обучению остается актуальной. Необходимость ее изучения вытекает из собственной работы школы в современных условиях.

 

 •  Во-первых, повысились  требования к детям, поступающим  в школу. 

 •  Во-вторых, в  результате введения в начальную  школу новых программ, разработок  методистов-новаторов, существует возможность выбора обучения ребенка по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе.

 •  В-третьих,  в связи с изменением социальных  условий многие дети имеют  разный уровень  готовности  к обучению в школе в зависимости  от того, посещали ли они детский сад или воспитывались дома [1, 17].

Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению формируется у ребенка постепенно с момента рождения – в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, посильном труде и дошкольном обучении. Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе.

В чем же проявляется  неподготовленность к школьному  обучению?

·     Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не может включиться в общий режим работы класса.

·     У неподготовленного  к школе ребенка слабо развиты  связная речь и умственные способности, он не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное; у него нет привычки к элементарному контролю над собой.

·     Ребенок, плохо подготовленный к школе  часто мало инициативен, тяготеет к  шаблонным действиям и решениям, не стремится к творчеству. Его  затрудняет общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач,  нет интереса к познанию.

Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно  разделить на органические и воспитательные.

Органические причины – это различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка; снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций,  ослабленность здоровья.

Воспитательные причины  связаны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям  в раннем дошкольном возрасте. Опыт показывает, что часто причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагополучные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций, приводит к снижению уровня развития ребенка.  Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда пользуются возможностями для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом объясняется в неправильном понимании родителями сущности подготовки к школе. В некоторых семьях устраиваются самые настоящие “маленькие школы”, в которых родители пытаются научить детей писать, читать, считать. Логика рассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка тому, с чем он встретиться в школе, он будет успешно учиться.

Но умение ребенка  читать и писать, еще не гарантирует успешного обучения в школе. Ребенок должен уметь сосредотачиваться, внимательно слушать, правильно выполнять задания.

В процессе разнообразных  видов активной деятельности происходит зарождение важнейших “новообразований”  развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

Возникновению учебной  мотивации способствует формирование и развитие любознательности, умственной активности, непосредственно связанных выделением познавательных задач, которые первоначально не выступают для ребенка как самостоятельные, будучи вплетены в выполнение практической деятельности. Серьезное значение в выделении и принятии детьми познавательных задач, имеет обучение на занятиях в детском саду, где происходит переход от выполнения заданий облеченных в форму игры или одного из продуктивных видов деятельности, к выполнению заданий собственно познавательного характера, направляющих детей на осознанное выполнение умственной работы.

Причина трудностей обучения и неуспеваемости школьников младших  классов часто связана с временной  задержкой психического развития детей. Исследования, проведенные специалистами  разного профиля в разных регионах нашей страны, показали, что в 50% случаев неуспеваемость была связана с задержкой психического развития, в 24% - с нарушением поведения (синдром двигательной расторможенности и т. д.) и только в 4% - с умственной отсталостью и с общим недоразвитием речи. В остальных случаях отмечались общая (соматическая) ослабленность, нарушение слуха, зрения [2, 6].

Можно смело утверждать, что у человека нет ни одного проявления жизнедеятельности, свободного от участия  нервной системы. “Мозг ответственен за все:  за первый крик новорожденного и стон умирающего, за взмах топора дровосека и быстрый бег виртуозных пальцев пианиста, за замирание сердца девушки, впервые спешащей на свидание, и слезы горя, за тепло доброго человеческого общения и предательский удар из-за угла, за трусость и самоотверженность, лень и трудолюбие, любовь и ненависть, за глупость самодовольного обывателя и мудрость чудака... - за все человеческое. В том числе, и за многие (если не все) человеческие болезни и за успешное выздоровление от них” [1, 20]. Ничего нет в теле человека, что бы не управлялось нервной системой, поэтому болезни нервной системы имеют многочисленные проявления. Все отделы нервной системы, головного и спинного мозга тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга существенное влияние, поэтому и повреждение того или иного участка мозга

 

неизбежно сказывается  на работе всей нервной системе в  целом.

Информация о работе Психологические проявления и возможности компенсации задержки психического развития в школьном детстве