Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:19, дипломная работа
Ключевые слова: психологическое развитие, задержка психического развития (ЗПР), генезис, умственные способности, психолого-педагогическая готовность, нервная система, функции восприятия, ЗПР церебрально-органического происхождения, недостаточное развитие, асинхронное развитие, дисгармоническое развитие, искаженное развитие, темпово-задержанное развитие и неравномерно-задержанное развитие, дизонтогенез, обучаемость, критичность, адекватность, типологизация психического развития.
Введение ......................................................................................................... 3
1 Причины и факторы возникновения ЗПР ............................................. 4
1.1 Понятие ЗПР и его виды........................................................................... 4
1.2 Особенности ЗПР в школьном детстве................................................... 14
2 Диагностика и компенсация ЗПР в школьном детстве.......................... 24
2.1 Возможности выявления ЗПР ................................................................. 24
2.2 Компенсационные программы развития детей с ЗПР .......................... 29
Заключение ..................................................................................................... 48
Список использованных источников .......................
Задание «Какие эмоции я знаю?»
Психолог. В альбоме напишите, какие вы знаете слова, передающие то, что мы чувствуем, переживаем. Некоторые из этих слов вы узнали сегодня на занятии, а некоторые знали и раньше. Необходимо написать как можно больше слов, отвечающих за наши эмоции.
4. Домашнее задание
Придумайте историю с обиженным попугаем, грустной дамой и довольной мышкой.
Занятие 2.
Задачи
1) Мотивирование детей на понимание собственных и чужих эмоций.
2) Развитие у детей умения выражать свои эмоции с помощью жестов и мимики.
3) Развитие у детей умения «прочитывать» эмоции других.
4) Обучение детей различным способам выражения эмоций.
Ход занятия
1. Организационный момент
Психолог. Поднимите большой палец, ели вам нравится участвовать в конкурсах, и опустите вниз, если не нравится. Судя по вашей реакции, вы готовы к участию в конкурсе чувствоведов. Чувствоведы – это такие люди, которые хорошо разбираются в своих и чужих эмоциях и чувствах. В этом конкурсе участникам команд будут предлагаться задания, с помощью которых можно понять, насколько хорошо вы разбираетесь в эмоциях.
Психолог организует команды, состоящие из 4–5 человек, и размещает их по отдельности, каждую за своим столом.
2. Работа по теме
Игра «Передай эмоцию»
Психолог. Команды строятся в шеренги. В каждой шеренге, смотря в затылок друг другу, стоят члены одной команды. Они передают друг другу без слов определенную эмоцию. Эта эмоция передается по очереди: игрок, "получив" эмоцию другого игрока, должен передать ее следующему. Для этого последний в шеренге игрок прикосновением к плечу просит впереди стоящего повернуться лицом к нему и т.д. Первый в шеренге игрок после "получения" эмоции поднятием руки анализирует об окончании игры для данной команды. Какую эмоцию нужно загадать, узнает от меня последний игрок каждой шеренги.
Для того чтобы все дети усвоили правила игры, психолог сначала проводит тренировочную игру с участниками одной команды.
Психолог. Итак, команды готовы к соревнованию? Тогда все стоящие в шеренге кроме последних игроков, должны повернуться ко мне спиной. Правила этой игры такие: при передаче эмоции нельзя говорить и поворачиваться друг к другу лицом, пока к твоему плечу не прикоснутся. Победит та команда, которая быстрее всех и точно передаст эмоцию.
Задание «Список эмоций»
Психолог. Участники команд рассаживаются на свои места. Команды сейчас будут выполнять сложное задание: за 5 минут игроки каждой команды на одном листочке должны написать как можно больше эмоций.
Психолог через 5 минут собирает у команд листочки с названиями эмоций, читает их и присваивает командам баллы в зависимости от количества эмоций (за каждые три эмоции – 1 балл).
Задание «Определи эмоцию»
Психолог. В этом конкурсе командам предстоит серьезное испытание: они должны определить эмоцию, которую переживает ребенок на фотографии, и придумать короткую историю о том, как эта эмоция у данного ребенка возникла. Историю можно записать.
Психолог раздает детям разные фотографические изображения эмоций.
Подсказка для психолога: 1 — радость; 2 — грусть, печаль; 3 –– страх, испуг; 4 ––удивление; 5 — вина; 6 — обида; 7 — интерес.
При подведении итогов данного конкурса учитывается не только правильность определения эмоции но фото, но и понимание детьми причин ее возникновения, представленное в историях. Если и то и другое присутствует в ответах команды, то она получает 2 балла, если присутствует только что-то одно – 1 балл.
Задание «Этюды»
Психолог. В последнем конкурсе команды готовят и показывают сценку, где герои испытывают разные эмоции. После показа сценки зрители угадывают эти эмоции.
Психолог раздает тексты с описанием сценок, помогает детям распределить роли и дает режиссерские подсказки.
Процедура данного состязания: показ сценки командой, называние показанных эмоций участниками других команд, называние правильного ответа и присвоение баллов. В случае, если эмоции героев будут угаданы верно, то по одному баллу за каждую эмоцию получает как та команда, которая угадала, так и та команда, которая показала.
ЭТЮДЫ ДЛЯ РАЗЫГРЫВАНИЯ
Этюд «Два ежика»
Два друга-ежика шли по лесу и вдруг услышали, что в траве что-то тикает. Сначала они испугались этого тиканья, а потом испуганно подошли ближе и с любопытством начали рассматривать незнакомый предмет. (Загаданы страх и любопытство.)
Этюд «Медведь и ежи»
Косолапый медведь случайна задел ежа и уколол себе лапу. Медведь обижается на ежа, а тот чувствует себя виноватым. (Загаданы обида и вина.)
Этюд «Волк и заяц»
Волк гнался за зайцем, но заяц быстро убежал и скрылся. Волк его не догнал, остался голодным и горюет, а заяц радуется. (Загаданы страдание и радость.)
Этюд «Гадкий утенок на птичьем дворе»
Гусь с презрением, свысока относится к Гадкому утенку, а утенок очень грустит из-за этого. Только цыпленок жалеет его. (Загаданы презрение, грусть, жалость.)
Этюд "Лев и птичка»
Грозный лев, царь зверей, рассердился на птичку-невеличку. А она сильно испугалась его рычания. (Загаданы гнев, испуг.)
Этюд «Котенок и его мама»
Котенок-шалун нечаянно разбил новую вазу. Мама его ругает, а он чувствует себя виноватым. (Загаданы недовольство, вина.)
3. Подведение итогов
Психолог суммирует баллы каждой команды за все конкурсы, определяет команду-победительницу и вручает ее участникам медаль "Лучший чувствовед". Остальные дети получают медаль «Знаток эмоций».
4. Домашнее задание
Продолжать вести дневник эмоций.
Занятие 3.
Задачи
1) Показать богатство и многообразие эмоций.
2) Расширить у детей активный словарь понятий, обозначающих эмоции.
3) Развивать мимический и жестовый репертуар выражения эмоций.
4) Способствовать осознанию детьми способов выражения собственных эмоций.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети рассаживаются на стульчики и образуют круг комфортного общения.
Упражнение «0т улыбки станет всем теплей».
2. Работа по теме
Игра «Покажи и угадай эмоцию»
Психолог. На прошлом занятии мы узнали, что люди и животные переживают самые разные эмоции. Какие это могут быть эмоции, мы сейчас увидим. Каждый из вас получит карточку. Нужно показать, что чувствует гот или иной сказочный герой.
Психолог раздает игрокам карточки с надписями:
1. Интересующийся и любопытный Буратино.
2. Грустный Пьеро.
3. Карабас-Барабас в гневе.
4. Мальвина,
удивленная неаккуратностью
5. Обиженный кот Леопольд.
6. Золушка, чувствующая свою вину, когда ее ругает мачеха.
7. Царевна Несмеяна, выражающая всем свое презрение.
8. Дюймовочка, которая испытывает отвращение к Кроту.
9. Горюющая Герда, узнавшая о пропаже Кая.
10. Поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф из сказки «Три поросенка», в страхе убегающие от волка.
11. Довольный
львенок из мультфильма «
12. Радостный
Винни-Пух, который любит
Затем психолог помогает детям настроиться, объясняет ситуацию, вызвавшую ту или иную эмоцию, подбадривает неуверенных.
Психолог. А теперь игроки по очереди показывают эмоции своих героев, а мы угадываем, какая это эмоция.
Психолог просит детей называть эмоции либо с помощью существительных (что чувствует, что испытывает данный герой? – страх, радость, интерес, обиду,..), либо с помощью глаголов (что делает данный герой? – боится, радуется, интересуется, обижается...).
Беседа-опрос по теме занятия
Психолог. Мы увидели, какими разными бывают эмоции. Давайте снова назовем их. Это – радость, страх, горе, страдание, удивление, грусть, обида, удовольствие, отвращение, презрение, гнев, злость, вина, интерес.
Психолог фиксирует названия эмоций на доске и к каждому названию присоединяет схематический рисунок данной эмоции. Наличие специального плаката с названиями и схематическими рисунками эмоций значительно облегчает младшим школьникам усвоение этих понятий.
Схематические рисунки основных эмоций
Психолог. Скажите, какие из этих эмоций являются положительными, приятными, а какие — отрицательными, неприятными.
Психолог просит детей
аргументировать свои ответы, обобщает
разные мнения значками «+» и «–»
указывает принадлежность каждой эмоции
к положительной или отрицатель
Игра «Передача эмоция по кругу»
Психолог. В этой игре водящий задумывает любую эмоцию и показывает ее без слов соседу слева. Тот должен понять, какая эмоция загадана, и именно ее передает своему соседу слева. Так продолжается до тех пор, пока эмоция не вернется к водящему.
Проверка домашнего задания
Психолог. Какие истории вам удалось придумать дома? Какие события произошли с вашими героями? Какие эмоции у них вызвали?
Психолог поощряет авторов историй и каждому рассказчику вручает специальную медаль "Знаток эмоций".
3. Подведение итогов
Психолог подводит итоги занятия с помощью вопросов:
Чья история вам больше всего понравилась?
О каких эмоциях мы сегодня узнали?
Какие эмоции относятся к отрицательным?
Какие эмоции относятся к положительным?
Какие игры и задания вам понравились?
4. Домашнее задание
В течение двух недель нужно вести дневник эмоций. Психолог раздает каждому ребенку бланк [16, 56-74].
Дневник моих эмоций
Начиная с сегодняшнего дня ты будешь вести этот ДНЕВНИК. Каждый день ты будешь записывать туда те эмоции, которые у тебя возникали в течение дня. Для этого сначала ты указываешь день, когда ты заполняешь ДНЕВНИК. Потом цветным карандашом или фломастером рисуешь, какого цвета твоя эмоция и шифруешь, то есть обозначаешь ее одним из следующих рисунков:
II. Развитие памяти и внимания.
Проблемой нарушения внимания школьные психологи занимаются больше всего, потому, что симптомы нарушения внимания самые очевидные, а также потому, что существует большое количество методик для диагностики и, самое главное, коррекции подобных нарушении [17, 64].
Занятие 1.
Цель. Развитие внимания, памяти, воображения, коммуникативных навыков; расширение кругозора.
Материалы: мяч, карточки с цифрами.
Ход занятия
Звучит спокойная музыка.
Психолог. Здравствуйте, я рада, что мы собрались вместе. Рассаживайтесь.
Дети садятся в круг.
Психолог. Сегодня я принесла мяч. Вы будете передавать его по кругу, говоря при этом что-нибудь приятное своему соседу.
Дети передают мяч по кругу. Если ребенок затрудняется с ответом, то остальные ждут, пока он не скажет
Психолог. Мяч вернулся ко мне. Теперь будьте очень внимательны. Я буду 6росать кому-нибудь мяч, и говорить слово “летает”. Тот, кто его поймает, подбирает к нему другие слова, например “самолет”, и бросает мяч следующему.
Дети продолжают самостоятельно. Мяч проходит по кругу несколько раз.
Психолог. Как бы вы назвали эту игру?
Дети предлагают различные варианты.
Психолог. А теперь посмотрите, что у меня в руке? Это цифра 7. Что она может означать?
Дети дают разные варианты ответов, но редко называют дни недели. Поэтому психолог приходит на помощь.
Психолог. Когда я вам прочитаю стихотворение, вы поймете, что с этим встречаетесь каждый день.
В понедельник я стирала.
А во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу все забыла.
В воскресенье спать легла.
Теперь вы поняли, что это дни недели. Сейчас я дам вам звенья от цепочки. Вы должны собрать цепочку из семи звеньев.
Дети выполняют задание.
Психолог. Давайте проверим, как вы запомнили дни недели.
Дети выполняют задание. Затем психолог каждому ребенку шепотом называет день недели.
Психолог. Сейчас по моему хлопку вы должны построиться по дням недели в цепочку.
Дети выполняют задание.
Психолог. Я хлопаю в ладоши, игра закончилась. Теперь посмотрите на соседа слева и соседа справа и улыбнитесь им. Поблагодарите друг друга за интересную игру. Наше занятие закончилось, спасибо.
Занятие 2.
Цель. Развитие творческих способностей, фантазии, воображения, умений общаться со сверстниками, видеть окружающий мир, ценить его красоту.
Материалы: цветные мелки.
Ход занятия
Психолог. Здравствуйте, я очень рада, что вы все пришли. Сегодня мы должны нарисовать общий рисунок. Сначала мы нарисуем солнце - оно согревает нас, дает нам тепло и жизнь.
Психолог рисует круг.
Психолог. Лучи солнца нарисуйте сами. Пусть каждый нарисует лучик и напишет о своем соседе. Внутри кружочка мы напишем "Я". Это значит, что каждый из вас как лучик, который дает теплоту, доброту и ласку другим. Теперь нарисуйте большую ромашку. Кружок нарисую я, а лепестки вы. Напишите на лепестках, какими вы хотите стать, когда вырастете.
Дети рисуют ромашку желаний.
Психолог. Солнце светит, цветок желаний растет. Теперь нарисуйте зайчика, которого спасли от смерти, и скворчонка, который улетел от нас.
Дети выполняют задание.
Психолог. Вы хотите еще что-нибудь нарисовать?
Дети предлагают нарисовать бабочку.
Психолог. Получилась очень красивая картинка. Картина природы, картина нашей жизни. Мы живем в мире с животными и растениями, с большими и маленькими. Мы растем, чтобы помогать своим родителям и близким, братьям и сестрам. И сейчас мы счастливы, потому что живем дружно. Представьте себя бабочкой, которую нарисовали. Скажите друг другу спасибо и улыбнитесь [18, 7].
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Когда это бывает
Ведущий вызывает за дверь четырех ребят (весна, лето, осень, зима). Затем они заходят и по очереди показывают движения, соответствующие их